itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

О Хазарском каганате

Лев Гумилёв об этнической химере

Новости Украины  Новости Крыма  Новости Киева 
0
597
Время на чтение 11 минут
Фото: Из личного архива автора

В последнее время в информационном пространстве все чаще всплывает тема создания «нового Хазарского каганата» на Украине. В связи с этим полезно вспомнить историю «того» Хазарского каганата, просуществовавшего под управлением иудеев около 150 лет (IX–X вв.), и разрушенного князем Святославом в 965 году.

Обратимся за помощью к трудам Льва Гумилёва. Уж кто-кто, а он «пропахал» эту тему вдоль и поперек, проанализировав обширную научную литературу и проведя несколько Хазарских археологических экспедиций, где пощупал хазарские памятники своими руками. В одной из таких экспедиций он даже нырял на дно Каспия с аквалангом. (По теме см. кн. Л.Н. Гумилёва: «Открытие Хазарии»; «Древняя Русь и Великая степь»; «Этносфера: История людей и история природы»; «Тысячелетие вокруг Каспия».)

Во-первых, надо заметить, что в связи с историей Хазарии сочинено множество небылиц, в том числе «научных». Гумилёв приводит пример подобного мифотворчества: «Недавно вышла книга (Лондон, 1976 г.), в которой хазары названы тринадцатым коленом (племенем) Израиля» (сегодня тема «колен» довольно популярна – Е.Е.). В этой научной книге учёный обнаружил множество грубых ошибок, что привело его к следующему выводу: «Да ведь не тайны историографии тёмных и давних времен интересовали автора. Главное – это связь истории хазар с последующей судьбой иудаизма» (подробнее см. в кн. «Этносфера: История людей и история природы»).

Или, к примеру, существует мнение, что большинство восточно-европейских (или европейских) евреев – это потомки бежавших из Хазарии иудеев. И так далее и тому подобное...

Но главное – в последнее время тема Хазарского каганата уже прочно вошла в арсенал гибридной войны и используется в пропагандистских целях (Игорь Беркут, он же Гарри Бер-Кут и др.).

Обратимся к истории. Первые упоминания о хазарах – европеоидах дагестанского типа – относятся ко II в н.э. Вначале они занимали небольшую территорию каспийского побережья в районе Терека (совр. Дагестан). Затем распространились до Нижней Волги и заселили ее просторную дельту, перенеся столицу в город Итиль, где в то время уровень Каспийского моря был ниже на 8 метров (совр. – Астраханская обл.).

В VI–VII веках хазары частично смешались с пассионарными тюрками (смесь европеоидов и монголоидов), которые в течение 100 лет использовали их территорию в качестве базы для военных походов. Тюрки научили хазар маневренной войне, что помогло им расширить границы Хазарии и отбиться от воинственных арабов и других неприятелей. Здесь мы можем провести некоторые параллели с периодом татарского ига на Руси: отражение нападения крестоносцев в XIII в. при поддержке татар, переезд татарских воинов на московскую службу, частичное смешение с ними и пр. (см. кн. Л.Н. Гумилёва «От Руси до России»).

В результате этнического контакта в VI–VII вв. тюркские ханы династии Ашина возглавили Хазарское государство (650–810-е гг.), обеспечив своей новой родине стабильность и порядок.

Теперь – о евреях. С ними случилась такая история. В конце V в. в Иране произошла война элит. Верх взяли антисистемщики-маздакиты (по имени одного из вельмож Маздака), которые развязали масштабные репрессии и провели конфискации имущества. Местные евреи, издавна жившие в Персии, отреагировали на это по-разному. Гумилев писал: «Ортодоксам-талмудистам маздакиты были омерзительны, вольнодумцам-каббалистам любезны. Торжество маздакитов грозило евреям-талмудистам гибелью, и они эмигрировали в Византию… Когда же в 529 г. в Иране произошла расправа с маздакитами (их закапывали живыми), то примкнувшим к ним евреям пришлось плохо… (и они) бежали на Кавказ, подальше от разъяренных персов. И очутились они на широкой равнине между Тереком и Сулаком (р-н Дагестана), стали пасти там скот, избегая конфликтов с соседями и не слишком строго соблюдая традиционные обряды. Однако они свято праздновали субботу и совершали обряд обрезания».

В такой обстановке евреи прожили более 200 лет, в гармонии с кормящим ландшафтом и мирном соседстве с хазарами, пока в VIII к ним не стали прибывать евреи из Византии (где их стали притеснять). Это были уже другие евреи – городские, образованные и состоятельные. «Эмиграция византийских евреев в Хазарию была облегчена тем, что беглецов встречали единоверцы», т.е. караимы, неталмудические евреи, которых прибывшие раввинисты посчитали отсталыми и, впоследствии, относились к ним с «презрением».

Эти новые евреи хорошо знали, куда и зачем они прибыли. Низовья Волги находились на перекрестке крупных торговых путей. Главный доход приносила транзитная торговля и контроль над караванными путями – шелковым (верхним), через современный Казахстан и северное побережье Каспия, и северным, из Ирана вверх по Волге в Великую Пермь (пушнина). Кроме того «основным предметом вывоза из Хазарии в VIII–IX вв. были рабы». Так что, деловым людям было чем заняться.

Прибывшие евреи довольно быстро наладили связи с доверчивой тюркской аристократией, привыкшей к мирному соседству со старыми евреями. Укреплению этих связей способствовало следующее важнейшее обстоятельство. «В странах Европы и Евразии… браки с еврейками возбранялись христианской и мусульманской религиями. В Хазарии таких ограничений не было», поскольку большинство тюрко-хазар были язычниками. «Богатые евреи подносили хазарским ханам и бекам роскошные подарки, а красавицы еврейки пополняли ханские гаремы. Так сложилась еврейско-хазарская химера», – писал Гумилёв. Произошло это во второй половине VIII в., спустя несколько десятилетий после переселения первых византийских евреев в Хазарию.

В итоге, в начале IX века (после 803 г.; точной даты нет) в Хазарии был совершён политический переворот: «В Хазарском каганате некий влиятельный иудей Обадия взял власть в свои руки, превратил хана из (тюркской) династии Ашина (по отцу) в марионетку и сделал раввинистский иудаизм государственной религией Хазарии». Но, добавим, религией не для всего народа, а лишь для иудеев и небольшой части иудаизированной хазарской аристократии.

Гумилёв резюмирует: «Законный хан из рода Ашина стал иудеем, т.е. принял веру своей матери… Все государственные должности были распределены между евреями, причем сам Обадия… возглавил правительство при номинальном хане (кагане), находившемся с этого времени под стражей и выпускаемом напоказ народу раз в год».

Здесь возникает очень важный вопрос: в чем было этнологическое различие между тюркской и иудейской правящей элитой? Ведь тюрки тоже были пришлыми для хазарского народа. Гумилёв отвечает так: «Характер тюрко-хазарских и иудео-хазарских отношений был диаметрально противоположен. Тюрки награждали хазарок детьми, которые вырастали хазарами, с повышенной пассионарностью. Евреи же, наоборот, извлекали из хазарского этноса детей, либо как полноценных евреев (мать – еврейка), либо как бастардов (отец – еврей), чем обедняли хазарскую этническую систему, а тем самым вели ее к упрощению (т.е. ослаблению – Е. Е.)». Этот процесс за 80 лет (в VIII в.) «дал весьма ощутимые результаты: в стране появилась популяция людей, говоривших по-хазарски… но не бывших хазарами по этносу и культуре». Забегая вперед заметим, что именно в этой специфике иудео-хазарских отношений и заключалась глубинная причина падения Хазарского государства, которое к X веку никто из хазар не хотел защищать.

Надо заметить, что вначале простой народ на переворот иудея Обадии отреагировал вяло. Однако тюркская родовая аристократия, над которой нависла угроза уничтожения, решила дать бой. И началась длительная внутренняя война. Точная хронология этой войны не известна, но она была очень кровопролитна и велась с особой жестокостью, непривычной для войн того времени (с людей сдирали кожу и пр.). Продолжалась она около 20-ти лет, до 20-х годов IX в.

Поскольку своих еврейских воинов у иудейской верхушки не было, они использовали профессиональных наёмников из числа кочевников, в которых тогда недостатка не было. Евреи хорошо платили, но требовали от своих наёмников побед. И если те терпели поражения, их жестоко наказывали с помощью других наемников. Случалось, что провинившихся убивали.

В результате этой внутренней войны множество пассионарных тюрко-хазар погибло, часть бежала. Иудейское правительство победило. Этот «урок» запомнился надолго, и до распада каганата (через 150 лет) серьёзных восстаний в Хазарии не было. «Когда этнос живет как целостность и сталкивается с химерой или антисистемой, дело кончается тем, что остается кто-то один», – писал Гумилёв. Ситуации, когда «можно договориться» в таких случаях не бывает.

Что же касается отношений Хазарии с Русью, попавшей в конце IX под власть варягов, то Гумилёв делает вывод, расходящийся с привычной версией: «Варяжские конунги были… сначала союзниками, затем соперниками, а потом вассалами евреев-рахдонитов (купеческой верхушки Хазарии)». В результате их бездарного правления, приведшего к военным поражениям Киева, иудео-хазары «использовали русов и славян в войнах с христианами (Византия) и мусульманами-шиитами, подавляя возмущения язычников руками наемников – мусульман-суннитов» (подробнее см. в кн. «Древняя Русь и Великая степь»).

К X веку территория Хазарии заметно расширилась – до Крыма (который иудеи делили с греками), Средней Волги и Арала, а с вассальными территориями, платившими дань, еще дальше – на север и запад до Днепра! «Около 900 г. купеческая организация рахдонитов стала гегемоном Восточной Европы. Молчание летописца Нестора, – пишет Гумилёв, – показывает, что в последующие годы Олег не побеждал, а уже в начале X в. русский флот оперирует на Каспии против врагов хазарского царя. Очевидно, киевские власти стали поставлять хазарскому царю «дань кровью». Они посылали подчиненных им славяно-русов умирать за торговые пути рахдонитов» (рахдониты – знающие дороги). Говоря современным языком, славянские воины использовались иудейской верхушкой Хазарии, как пушечное мясо, которое посылалось киевскими князьями, в виде уплаты дани…

Итак, с точки зрения этнологии Хазария «из системной целостности превратилась в противоестественное сочетание аморфной массы подданных с господствующим классом, чуждым народу по крови и религии». Хазарский народ был обложен высокими налогами и находился «в значительно более тяжёлом положении, чем крестьянство на мусульманском Востоке». Другими словами, коренное население Хазарии, уже неспособное оказать сопротивления, подавлялось и эксплуатировалось самым жестоким образом! И выхода у них не было. «Перед начальниками хазары были обязаны падать ниц, а самое печальное, что дети хазар-огнепоклонников продавались на невольничьих базарах… Видимо местное население Хазарии… было полностью беззащитно перед грозными сборщиками налогов», – писал учёный.

Гумилёв поясняет, что народ Хазарии – «тюрко-хазары находились в конце фазы инерции», где пассионарность была уже низкая, а евреи – в начале этой фазы (продолжающейся около 300 лет), т.е. были более пассионарны. Но главное: «Будучи ровесниками византийцев и славяно-русов (пассионарный толчок I в н.э.) евреи отличались от них тем, что освоили не природный, а антропогенный ландшафт – города от Чаньани (Китай) до Тулузы (Франция) и караванные пути. Неизбежная взаимосвязь ландшафта с этносом чуть-чуть деформировалась, и этого оказалось достаточно чтобы этническая система (пластичная) превратилась в жёсткую, точнее – полужёсткую. Это означало, что этнос превратился в общественный слой». Причем небольшой – в столице Хазарии Итиле проживало около 4000 «еврейских мужей». Именно это превращение этноса в «общественный слой» у Гумилёва – ключевой момент!

Учёный обращает внимание на следующую закономерность: «Жёсткие системы автоматически исключаются из природного саморазвития. Их активность растет за счёт постоянных встреч с окружением, и она даже больше, чем у природных этносов. Но «возраста» такие системы не имеют (выделено нами – Е.Е.). Поэтому появление их среди природных (натуральных) этногенезов деформирует или, точнее, искажает обычный ход этногенезов региона, т.е. создаёт «зигзаги», не предусмотренные ни природой, ни наукой». Это важнейшее открытие Льва Гумилёва (которое ещё надо осознать!) объясняет многие острые вопросы мировой и отечественной истории и даёт выход на механизмы и природу глобализации (с XIX в.).

Гумилёв замечает, что иудео-хазарская химера была не единственной в истории, подобные химеры создали, например, македонские династии Птолемеев в Египте и Селевкидов в Сирии, а также парфянские шахи Аршакиды в Иране, которые «в течение трёх веков оставались для своих подданных чужаками». Он подчеркивает, что подобные «последствия возникали всюду, где возникали неорганичные контакты на суперэтническом уровне». Здесь надо подчеркнуть – «неорганичные» – когда сталкиваются ментально и культурно несовместимые этносы (суперэтносы).

Один из примеров такого контакта – русско-европейская («немецкая») химера XVIII–XIX веков, которая затронула значительную часть русской аристократии и интеллигенции и тем самым усугубила революционный кризис 1917 года, приведший к распаду Российской империи. «Для всех неромано-германских народов (неевропейских – Е.Е.) практика европеизации вредна, как переливание крови несовместимых групп», – говорил Гумилёв. Поэтому, когда сегодня какой-то русский человек называет себя «европейцем», не кидайте в него камни – это инерция той самой химеры.

Но возникает вопрос: почему не возникла похожая химера на Руси, где чужеземцы-варяги господствовали более 60-ти лет – с 882 по 944 г. (до Ольги), – и после того оставались влиятельной военной кастой? Гумилёв отвечает на него так: варяги были полиэтничны (не только скандинавы) и являлись «свободными атомами», выброшенными пассионарным взрывом с родины, «со старыми традициями они порвали, а новые, создаваемые их детьми наследовались у матерей (славянок)». Тем более, что варяги чаще находились в походах, чем дома. «Следовательно, если не дети, то внуки варягов становились славяно-россами подобно тюркютским отпрыскам в Хазарии».

Остаётся добавить, что после крещения Руси в 988 г. возможность образования этнических химер пресекалась Православной Церковью, запрещавшей браки с иноверцами, в том числе иудеями, которые к началу XII в. занимали в Киеве целый квартал (до изгнания их Владимиром Мономахом после Киевского еврейского погрома 1113 года).

Таким образом, с одной стороны варяжские правители Олег и Игорь (в IX–X вв.) принесли славянам много горя, проиграв почти все войны и сделавшись данниками иудео-хазар. С другой – варяги оставили славянам свои пассионарные гены. В конце концов, они были полностью ассимилированы.

Не так было с евреями, жившими замкнутой общиной. Гумилёв подчеркивает: «Евреи-рахдониты представляли суперэтнос, искусственно законсервированный на высокой фазе пассионарности. Рассеяние им не мешало, ибо их кормил антропогенный ландшафт – города. Благодаря «искусственности», т.е. повышению жёсткости системы, не допускался пассионарный перегрев (когда избыточные пассионарии бьются за первенство и производят всякие смуты – Е.Е.), но зато сама система становилась хрупкой. Поэтому она и сломалась от первого сильного удара в 965 г.». Таким образом, «жёсткость» системы оказалось самым слабым местом иудео-хазарского государства!

Теперь – главное. Согласно учению Гумилёва, жёсткие системы успешно функционируют в стабильных условиях, когда все детали на месте и достаточно горючего, если же условия меняются (тяжёлый внутренний кризис, война с сильным противником, стихийные бедствия и пр.), то механизм жёсткой системы начинает давать сбои, и его «перестройка… трудна». Поэтому жёсткие системы (в т.ч. социальные!) сильны, но недолговечны, а эластичные (этнические, природные) могут выживать в экстремальных условиях и меняющейся среде обитания. Примером тому весь катастрофичный русский XX век (см. в моей кн. «Пассионарная теория этногенеза Л.Н. Гумилёва: осмысление и попытка применения», гл. «Системный подход»).

Таким образом, победа князя Святослава в 965 г. поставила точку в 150-летнем владычестве евреев в Хазарии. Гумилёв писал: «Гибель иудейской общины Итиля дала свободу хазарам и всем окрестным народам. Зигзаг сгладился и история потекла по нормальному руслу. Хазарские евреи, уцелевшие в 965 г. рассеялись по окраинам своей бывшей державы. Некоторые из них осели в Дагестане (горские евреи), другие – в Крыму (караимы). Потеряв связь с ведущей общиной, эти маленькие этносы превратились в реликты… Распад иудео-хазарской химеры принёс им, как и хазарам, покой».

Остается добавить, что про переселение хазарских евреев в Европу Гумилёв нигде не упоминает. Впрочем, это не принципиально. Важно другое – открытая учёным закономерность, согласно которой жёсткие, искусственные системы, при их кажущейся мощи, не являются долговечными и в нестабильных условиях рассыпаются от первого сильного удара.

Это, заметим, к вопросу о перспективах глобализации и «последних временах»…

P.S. Когда в 1989 году фундаментальная книга Льва Гумилёва «Древняя Русь и Великая степь», с описанием истории Хазарского каганата, была отпечатана, кто-то «на корню» скупил весь тираж (50 тыс!) и вывез на грузовиках в неизвестном направлении. Книги исчезли без следа. Понадобилось вмешательство Анатолия Лукьянова, чтобы напечатать новый тираж.

Евтушенко Евгений Альбертович, историк, Красноярск

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

4. Пойдёт в анамнез.

в открытую заявлял о советской Химере.Советский период определял,как зигзаг русской истории.

Подробнее:
https://ruskline.ru/news_rl/2023/12/02/o_hazarskom_kaganate
С. Югов / 12.12.2023, 18:26

3. Уважаемый автор!

Ни в каем случае к Вам не придираюсь,но при русско-немецкой "химере" территория России настолько расширилась,что за счёт этих ресурсов на данных территориях мы и существуем.То,что красная Химера присоединила,сейчас имеет отрицательный внешнеэкономический эффект.Молчу про золотой век,про серебряный.Как могла отрицательная химера породить столь выдающиеся достижения.Индейцы Америки не имеют таких отрицательных последствий.Если и есть там писатели,то это испанцы.
Русский Иван / 12.12.2023, 15:30

2. Гумилёв

в открытую заявлял о советской Химере.Советский период определял,как зигзаг русской истории.
Русский Иван / 11.12.2023, 14:54

1. «Для всех неромано-германских народов (неевропейских – Е.Е.) практика европеизации вредна, как переливание крови несовместимых групп», – говорил Гумилёв.

Абсолютно совместимые группы,ибо именно по этой причине изъяли весь первый экземпляр Гумилёва,что бы внести именно такие помарки.Ведь,никто не читал первые экземпляры,что бы как и везде отнести всю историю Европы,как Романо-Германскую.Европейцев славян вычеркнули из оборота.Хотя,варяги не норманны и не викинги-всего лишь славянские разбойники,которые занимались тем же,что и другие германские племена.Кто разрешить в советское время печатать подобные аргументы.Надобно было причислить славян к степному этносу.
Русский Иван / 10.12.2023, 13:41
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Евгений Евтушенко
Достоевский о кризисе русского общества и грядущем выздоровлении России
В продолжение дискуссий о тов. Сталине и современном моменте
08.02.2024
О красных и белых
Полемические заметки о революции 1917 года
28.12.2023
О социализме
К вопросу об идеологии. Взгляд с позиций цивилизационного подхода
15.12.2023
Этнос – система
Теория этногенеза о живучести этнической системы и уязвимости системы социальной
09.12.2023
О природе национальных конфликтов
Из цикла об основных понятиях теории этногенеза Льва Гумилёва
24.11.2023
Все статьи Евгений Евтушенко
Новости Украины
«Мы можем попробовать добить их резервы»
Решение противника перебросить войска с правого берега Днепра на Запорожское направление затруднит наше продвижение, но поспособствует перемалыванию боеспособных бригад ВСУ
24.02.2024
«Главным итогом Майдана стал полный отказ от суверенитета»
Что от Украины останется и останется ли хоть что-нибудь, истинным организаторам киевского путча абсолютно все равно
24.02.2024
«Запад не намерен уходить с Украины тихо»
Противники собираются оставить нам предельно обезлюженные руины, с которыми именно нам придётся что-то делать
24.02.2024
Славянская идея и страстотерпцев «непобедимая дерзость»
Удержать Европу от обесовления может только объединение славян вокруг России
22.02.2024
Все статьи темы
Новости Крыма
«С Горбачёвым — потеряли страну, а с Путиным — её обрели»
Крым вернулся в Россию, защитили наших братьев в Донбассе и Новороссии, а сегодня возвратили природные богатства
22.02.2024
Часть территории музея «Херсонес Таврический»
займёт Свято-Владимирский мужской монастырь
20.02.2024
Олимпиада и Майдан
Воспоминания и размышления о том, что нас ждёт теперь
13.02.2024
Все статьи темы
Новости Киева
«Сепаратный мир Европы с Россией исключён»
Любая военная, дипломатическая или экономическая операция Запада в ближайшие месяцы, кроме своей формальной нагрузки, будет нести ещё и информационно-психологическую
22.02.2024
Ватикан, по сути, объявил войну Русской Православной Церкви и России
Действия УГКЦ подтвердили тезис о необходимости проведения СВО в полном объеме, а также то, что агентура и лоббисты Ватикана в Москве являются врагами России
20.02.2024
Россией пытаются напугать мягкотелых европейцев
Европейская элита несамостоятельная, и у них есть «пунктик» с противостоянием Путину
20.02.2024
«Многие из получивших деньги негодяев не скрывают, что направили их на финансирование киевского нацистского режима»
В первом чтении принят законопроект, запрещающий гражданам и отечественным компаниям размещать рекламу на ресурсах иноагентов
20.02.2024
«Эта победа не состоялась бы без самоотверженности наших бойцов»
Политики и публицисты об оставлении вооруженными формированиями киевского режима Авдеевки
17.02.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Новые люди и мировой товновперлид
Новый комментарий от Vladislav
25.02.2024 22:59
Разберёмся: что не так с «цифрой Мурза»
Новый комментарий от Vladislav
25.02.2024 22:55
«Да» и «нет» не говорите, красный с белым не берите
Новый комментарий от С. Югов
25.02.2024 22:54
Ещё об одной путанице
Новый комментарий от Vladislav
25.02.2024 22:48
23 февраля – красный день календаря
Новый комментарий от С. Югов
25.02.2024 17:54
«Жизнь шла через административный приказ и внутренний испуг»
Новый комментарий от СТРОИТЕЛЬ
25.02.2024 12:39
Немного о Сталине
Новый комментарий от Владимир Николаев
25.02.2024 10:52