В день радио уместно вспомнить о знаменитых деятелях прошлого, деяниями которых мы пользуемся и должны ими гордиться.
Регулярные морские перевозки в устья сибирских рек были налажены нашими соотечественниками в трудные 1920-е годы. Убекосибири – Управление безопасности кораблевождения – работало с 1920 по 1933 год, и сдало вновь созданному ведомству – Главному управлению Севморпути (ГУ СМП) полностью налаженное мореплавание, составленные и изданные морские карты, лоции, установленные маяки, знаки, створы, буи, отменную лоцманскую проводку. С 1920 по 1933 год число проходящих в Обь и Енисей судов возросло в 11 раз, а стоимость страховки судов и грузов – главный показатель безопасности мореплавания – снизилась в 12 раз.
Важную роль в установлении регулярного и безопасного мореплавания в устья Оби и Енисея сыграло создание сети полярных радиостанций. На этом поприще отличился Максим Максимович Шунько. Родился он в 1888 году в Малороссии, и служа на флоте в чине унтер-офицера стал участником первого русского прохождения Северным морским путём 1914 – 1915 годов в составе Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана (ГЭСЛО) на ледоколах Таймыр и Вайгач под руководством великого русского первооткрывателя и первопроходца Бориса Андреевича Вилькицкого, который писал: «В числе бывших соплавателей по “Таймыру” был радиотелеграфист унтер-офицер Шунько, славный и преданный мне малоросс» [Вилькицкий Б.А. Когда, как и кому я служил под большевиками. Архангельск, 2001. С. 11].
В 1915-16 годах году Шунько зимовал на Диксоне, установив там первую в России постоянную полярную радиостанцию. Затем последовала работа по установке целой сети полярных радиостанций и метеостанций.
В 1918 году по поручению того же Б.А. Вилькицкого Шунько ставит радиотелеграфный узел в Дудинке, в конечной тогда точке телеграфной линии. «С помощью этой радиостанции, через сеть моих станций Карского моря, Сибирь к зиме (1918 года- прим. авт.) была связана телеграфом с Северной областью (Архангельском). Шунько оказался на высоте положения» [1. С. 16].
В 1920-е годы М.М. Шунько возглавлял радиоотдел Убекосибири, покрыв северное побережье Сибири целой сетью радиометеостанций. Он заслужил право называться основателем нашей полярной радиосвязи.
Имя М.М. Шунько прославлено на Ямале наименованием в его честь в 1920-е годы холма Максим Бугор [Попов С. Имена радистов на карте Арктики. Радио, 1981, №2. С.14]. Однако в Государственном каталоге географических наименований (ГКГН) этот топоним не значится, и поэтому может исчезнуть.
Шунько-яга на МНК №1034
Шунько был основателем и первым руководителем радиометеостанции Новый Порт. В лоциях Карского моря 1930-х годов и на морской навигационной карте (МНК) № 1034 1940 года печати река, впадающая в бухту Новый Порт, обозначена как Шунько-яга. В других источниках это наименование не встречено. В ГКГН эта река значится как Пясядэйяха. Старое русское название этой реки – Безлесая – поныне утрачено. Название Шунько-яга можно считать пропавшим. Михаил Максимович Шунько – предположительно, сын Максима Максимовича – погиб 19.04.1945 г. под Берлином. Потомки не хлопочут о прославлении имени Шунько.
Дальнейшая судьба основателя русской полярной радиосвязи и сети метеостанций неизвестна и ждёт своих исследователей. Остаётся надеяться, что деяния Максима Максимовича Шунько будут изучены, описаны и станут нашим достоянием, а имя его будет должным образом прославлено.
Вадим Викторович Рыбин, публицист, капитан 2 ранга запаса