Сегодня деревня Жарцы находится в Полоцком районе Витебской области Республики Беларусь. Входит составе Зелёнковского сельсовета. Эта небольшая деревня, но героическое прошлое войны 1812 года связано именно с этим населённым пунктом. В начале девятнадцатого века встали крестьяне на защиту своей деревни. Сегодня мы, Андрей и Алексей Буховецкие, члены Союза краеведов России, члены патриотического российского проекта «Памяти предков будем достойны», а также Дмитрий Пранник и Владимир Фуников, приехали, чтобы вспомнить исторический пример мужества и патриотизма войны 1812 года в Жарцах. Это беспрецедентный случай в истории, когда 22 крестьянина были награждены серебряными медалями участника войны 1812 года.
Именно кавалерийские отряды из корпуса генерала Витгенштейна производили партизанские действия на территории Белоруссии в тылу врага вдоль берегов Западной Двины. В военных документах имеются, к сожалению, лишь краткие упоминания о партизанских действиях отрядов полковника Родионова, подполковников Непейцина и Бедряги, поручика драгунского полка Лозовского и других командиров из корпуса Витгенштейна.
Истории известны случаи совместных боевых действий партизанских кавалерийских разъездов корпуса Витгенштейна с партизанами из местного населения. В таких действиях неоднократно участвовали крестьяне деревни Жарцы Полоцкого уезда.
В Белорусии, выступавшей в составе и на стороне Российской Империи в годы войны 1812 года, местные крестьяне встали на защиту России как своей Родины, потому что та война для России была Отечественной. В отдельных уездах Витебской губернии создавались отряды народной самообороны. Один из таких отрядов был создан жителями деревни Жарцы в Полоцком уезде, оказавшейся в зоне боевых действий между русскими и наполеоновскими войсками. Когда возникла угроза деревне, взрослое население объединилось в отряд самообороны во главе с отставным солдатом российской армии Максимом Марковым. Когда к деревне подошли наполеоновские войска, вооруженные жители вступили в бой, нанесли французам значительные потери и заставили их повернуть назад. Потом жители Жарцев влились в ряды петербургского и новгородского ополчений. Они были проводниками, разведчиками, нападали на наполеоновских солдат. Партизанские отряды действовали в селах Староселье, Межень, Есьман, на территории Борисовского, Дриссенского и Полоцкого уездов и в других местах. В сентябре крестьяне деревни Жарцы Полоцкого уезда боролись с батальоном французских солдат, участвовали в битве за Полоцк.
После победы в войне 1812 года. П.Х. Витгенштейн стал принимать меры к выявлению отличившихся и их награждению. В этой связи возник вопрос, как быть с жарцовскими партизанами, поскольку существовавшая наградная система никаких воинских наград для крестьян не предусматривала. Как командир отдельного корпуса, Витгенштейн в соответствии с «Учреждением для большой действующей армии» имел право своей властью награждать нижних чинов Знаком отличия Военного ордена. Этим же знаком в ходе войны стали награждать и особо отличившихся ополченцев. Но можно ли награждать им крестьянских партизан? В результате наградили их ополченскими знаками. Так как ополченские знаки 1812 г. никакой наградной функции не имели и являлись лишь знаками принадлежности к ополчению, Витгенштейн, чтобы как-то узаконить это необычное награждение, приказал начальнику 2-го ополченского округа сенатору А.А.Бибикову выдать партизанам вместе со знаками особое свидетельство, скрепленное подписью Бибикова и печатью Витгенштейна, которое удостоверяло, что «кресты сии дозволяется носить им навсегда на шляпах своих. Очевидно, крестьяне вскоре поняли, что получили «ненастоящие» награды, а когда они узнали, что существует особая медаль для участников Отечественной войны, то стали настойчиво добиваться ее получения. Сначала, в мае 1814 г., избранный партизанами их поверенный крестьянин Максим Марков (по-видимому, в 1812 г. он был командиром отряда) с помощью какого-то мелкого чиновника составил и подал прошение управляющему Военным министерством А.И. Горчакову, приложив к нему копию свидетельства, выданного в 1812 г. Бибиковым. В прошении указывалось, что, так как из прилагаемого свидетельства видно, «что мы действительно находились в 1812 году в разных противу неприятеля сражениях», то «всепокорнейше просим <…> приказать кому следует выдать нам серебряные медали всемилостивейше установленные государем императором за подвиги храбрым российским войскам в прошлом 1812 году оказанные». Резолюция Горчакова была, разумеется, стандартной – отказать. Но отважные мужики не успокоились – они обратились за содействием к Витгенштейну. Тот стал за них ходатайствовать, но и его усилия оказались безуспешными. Тогда в феврале 1817 г. Витгенштейн подал рапорт фельдмаршалу М.Б. Барклаю де Толли, в котором, охарактеризовав боевые дела жарцовских крестьян, писал: «<…> будучи свидетелем воинственных их подвигов и заслуг, оказанных отечеству, входил я с представлениями (“с представлениями” – значит, надо полагать, неоднократно?) о награждении их медалями, установленными в память 1812 года», но так как медали крестьянам не даны, «долгом поставляв покорнейше просить о исходатайствовании им сего награждения». Дела о награждениях медалью к тому времени проходили уже через Инспекторский департамент Главного штаба Императора, но по существу это мало что меняло.
Барклай де Толли, конечно, прекрасно понимал, что в правительственных кругах к награждению крестьян относятся явно отрицательно. Поэтому, обращаясь к начальнику Главного штаба князю П.М. Волконскому, он придал этому официальному обращению характер как бы личной просьбы: «Генерал от кавалерии граф Витгенштейн доносит мне, что Витебской губернии Полоцкого уезда деревни Жарцов крестьяне, значащиеся в прилагаемом при сем списке, в 1812 году, когда окрестные деревни заняты были неприятелем, они деревню свою защитили от нападения неприятеля и участвовали вместе с казаками в победах над неприятелем, а равно находились в сражении при взятии штурмом города Полоцка, за что и получили кресты на шляпы с надписью: “За веру и царя”. Граф Витгенштейн был личным свидетелем отличных подвигов их, оказанных в пользу отечества, входил по начальству с представлением о награждении их серебряными медалями, установленными в память того года, но как оные им и поныне не доставлены, то граф Витгенштейн просит об исходатайствовании им таковых медалей. Был и сам известен, что в 1812 году крестьяне деревни Жарцов, соединясь с казаками, содержали аванпосты и отбили неприятеля от сей деревни и признавая их яко действительно защитников отечества достойными носить помянутые медали, я имею честь препроводить при сем помянутый список к Вашему сиятельству, прося покорнейше доложить о сем государю императору и испросить для них серебряные медали».
Расчет Барклая де Толли оказался правильным. П.М. Волконский в то время был в большом фаворе у Царя, соперничая по степени близости к нему и влиятельности с самим А.А. Аракчеевым. Можно полагать, что ему польстила вера Барклая де Толли – единственного тогда в России генерал-фельдмаршала – в силу его влияния, а потому доклад Императору был сделан с установкой на положительное решение. В итоге 4 апреля 1817 г. произошло нечто необычное: Александр I согласился на награждение 22 крестьян.
Вот поименный список партизан, награжденных ополченскими крестами, а позже, в 1817 г., медалями участника Отечественной войны: Афанасьев Антон. Афанасьев Иван. Афанасьев Иван (2-й). Афанасьев Карп. Александров Иван. Александров Фома. Иванов Корней. Иванов Харитон. Кирилов Аверьян. Кирилов Меркурий. Климов Иван. Кондратьев Александр. Кондратьев Прохор. Кузьмин Максим. Кузьмин Филипп. Максимов Прохор. Марков Борис. Марков Максим. Орехов Петр. Селиверстов (Сильвестров) Клим. Харитонов Трофим. Яковлев Петр.
Награждение крестьян деревни Жарцы было самым крупным отступлением от общего курса правительственной политики относительно награждения рассматриваемой медалью партизан из простонародья. В знак отличия за усердие и ревность к пользе Отечества 22 крестьянина д. Жарцы награждены почетными крестами Санкт-Петербургского ополчения за упорное сопротивление врагу.
Боевые действия партизан деревни Жарцы, их участие в сражении за освобождение Полоцка служат одним из наиболее ярких эпизодов в истории боевого содружества белорусского народа с русскими войсками в Отечественной войне 1812 года.
В войне 1812 года ярко проявился дух свободолюбия народов России, их гнев и ненависть к иноземным поработителям. Эта война показала всему миру, на какие героические подвиги способны народы нашей страны в борьбе за свою национальную независимость.
Вокруг русского народа и под его руководством объединились на освободительную войну против иноземных завоевателей все народы России. В числе их был и белорусский народ.
Сегодня в память о героических земляках, храбро и отважно защищавших свое Отечество, в деревне Жарцы установлен небольшой памятник, и плакат, на плакате размещен рисунок знака для Санкт-Петербургского и Новгородского ополчения.
Надпись на памятнике: «В районе д. Жарцы во время Отечественной войны 1812 года местными жителями был организован и сражался с наполеоновскими захватчиками партизанский отряд под руководством крестьянина МАКСИМА МАРКОВА».
Источники: Корнейчик Е.И. Белорусский народ в Отечественной войне 1812 года / Е.И. Корнейчик. Мн.: Госиздат, 1962. – 118 с.
История Беларуси: Учебное пособие / Под ред. А.Г. Кохановского и др. Мн.: Экоперспектива, 1997. – 319 с.
Жилин П.А. Отечественная война 1812 года. М.: Наука, 1988.
Агеев А.Г. Партизанское движение 1812 года на территории Беларуси в интерпретации историографии XXI столетия // Отечественная война 1812 года в судьбах народов России и Беларуси. Минск, 2012. С. 6.
Андрей Геннадьевич Буховецкий, член Союза краеведов России, член патриотического российского проекта «Памяти предков будем достойны», почётный член Клуба 6-го егерского полка Санкт-Петербурга, г. Полоцк, Беларусь
1.