Слово «победа» сейчас, наверное, самое распространенное, чаще всего произносимое, чаемое в России. В разных контекстах оно относится к СВО, к военной технике и науке, к системе нравственных отношений, к демографии и другим сторонам современной русской жизни. В новом номере журнала «Родная Ладога» рассматриваются эти контексты и даётся ответ на вопросы – «Что значит победа, и что будет после нашей победы?» исходя из библейского первоисточника, где сказано: «Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном» (Откр. 21:7).
Открывается номер «Словом на 15-ю годовщину интронизации Патриарха Московского и всея Руси Кирилла», в котором Святейший обозначил вехи современного победного пути Русской Православной Церкви, поблагодарив церковный клир и православных мирян. Он сказал: «Самым сильным моим чувством является чувство благодарности. Если будет когда-нибудь объективно описываться тот эпизод церковной истории, участниками которого мы с вами являемся, то, возможно, кто-то напишет: они справились со стоявшими перед ними задачами». В статье ректора Российского православного университета, доктора наук Александра Владимировича Щипкова (Москва) «Кормчий Русской Церкви на ее историческом повороте», написанной к 15-летию интронизации Патриарха Кирилла, раскрываются эти этапы в частях: «Социальное учение Церкви», «Церковно-государственная симфония», «Ключевые суждения Патриарха Кирилла» и мн. других.
Созвучен статьям о современной жизни Церкви исторический материал «Тихвинская Путеводительница», посвященный 20-летию возвращения в Россию святой Чудотворной иконы Тихвинской Божией Матери. Историю иконы и современное значение события исследовали публицисты Галина Ильина (Санкт-Петербург) и Александр Беззубцев-Кондаков (Санкт-Петербург). Возвращение русской святыни во многом связано с именем митрополита Константина (Горянова), в бытность его архиепископом Тихвинским и ректором СПБ Духовных школ, участвовавшем в подготовке акта передачи и проведении торжественных мероприятий. Митрополит Петрозаводский и Карельский Константин – сегодня известный церковный писатель, богослов, его статьи регулярно публикуются в журнале «Родная Ладога». Новая большая, многоплановая статья «“Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном”, или Дети – наше будущее: чьи дети, того и будущее!» актуальна в доказательстве связи современности с библейскими архетипами. Иерарх Церкви смело называет имена русофобов и истинные подоплеки их ненависти к нашей стране. «Ненависть к русским и России – чувство древнее, нацеленное на оправдываемое врагами уничтожение духовных опор и народов нашего Отечества. Это – смертельная угроза и беспощадная битва. И в этой битве, во имя России, мы копьем правды откроем забрала спрятавшихся за рыцарскими шлемами подлых убийц, воров, извращенцев».
Воинским духом пронизана аналитическая статья советника Министра обороны РФ Андрея Михайловича Ильницкого (Москва) «Русское бремя». Этимологически-национальное её название свидетельствует о ментальных особенностях современной борьбы России, раскрываемых в статье, которой преподан эпиграф из Послания к Галатам св. Апостола Павла. Ученый, политик Андрей Ильницкий так оценивает противостояние в современном мире: «Мы, как суверенная цивилизация Русского Мира, назначены США “на уничтожение”. Мы для них – камень преткновения на пути в “светлое гегемонское либеральное будущее”, без устранения этого “камня” они не могут двигаться дальше. Заказчиком и организатором этой стратегии является транснациональная система влияния, предназначение которой – глобальная всепроникающая власть над миром, которую еще называют глубинным государством – deep state. В этой стратегии Запада, подчеркну еще раз, – мы им не партнер, не конкурент, не соперник, а принципиальный цивилизационный враг».
Цивилизационное противостояние характеризуется не только противостоянием военным, не менее важным полем боя является война за идеологию. И здесь мы не можем проиграть, тем более, имея тысячелетнюю духовную традицию. О её современном значении статья Валерия Байдина (Франция, Россия) «Россия Господа Бога», в которой искусствовед, философ видит такой путь решения конфликта: «Россия не желает войны с Украиной, она жаждет милости, возносит к небу молитвенный “Плач о погибели земли южнорусской”, о светло-светлой и украсно-украшенной, изобильной и доброй, древней и бесконечно родной! Ждет, когда эта мольба оживит омертвевшие души воинов одной с нами крови. Их опоили ядом сатанинской злобы и послали убивать тех, кого призваны любить! Пусть жены по обе стороны войны возрыдают друг о друге, о мужьях и родителях, падут вместе с детьми на бесчисленные могилы, раскаются пред Богом и народом, который в дьявольской гордыне возненавидели. Вместе со всеми святыми Земли Русской мы вымолим прощение нашим нынешним недругам и завершим войну нашей общей победой над вековечными западными врагами».
О процессе становления, развития и угасании западного мира в формате империй статья известного белорусского ученого, доктора наук Чеслава Кирвеля и кандидата наук Ольги Кирвель (Беларусь, г. Гродно) «Накануне эпохи новоимперий: от однополярности к полицентрическому мироустройству», в которой – империя – рассматривается как соединение многообразий и форма сверхнационального единства и в других качествах. Об особенностях общества, существующего на основе идеалистической идеологии духовности и нравственности, конфликтующей с прагматической идеологией эффективности, статья легендарного общественного деятеля, публициста, одного из лидеров байкерского клуба «Ночные волки» Алексея Вайца (Москва) «Эффективность и этика. Судьбоносное противостояние или невидимая борьба за человека».
Суммой антагонистических отношений представляет общество современной Европы публицист, историк, политолог-германист, постоянный участник телевизионных политических ток-шоу Александр Камкин (Москва) в статье «Корабль инициативных дураков, или Куда плывет Европа». Это плавание он метафорически-актуально сопоставляет с известной картиной Иеронима Босха «Корабль дураков». Так, по мнению автора, некогда великая Европа выглядит сегодня: «Корабль инициативных дураков покоился в мертвом болоте, а одурманенные европейцы предавались пороку, счастливые и пока что сытые. И лишь шут угрюмо сидел, отвернувшись от всей этой богомерзкой трагикомедии. Воистину, кто в Европарламенте сидел, тот в цирке не смеется...». Это видение московского политолога во многом подтверждает публицист, историк из Нидерландов Питер Эггермонт (Нидерланды, г. Девентер) в идеологической статье «Слон в комнате, или Гаагское пешечное превращение. Из серии статей “Европа в поиске внутренней идеи” (150 лет после “Византизма и Славянства” К. Леонтьева)». Писатель переживает за духовную инфляцию и украинизацию своей страны, имея в виду историю России, даже в трагические времена не потерявшей свои исконные идеалы. «Демократия – в аду, в раю – иерархия, сказал святой Иоанн Кронштадтский, который провожал умирающего царя Александра III (1845–1894) в иной мир. Что стало с Европой через 150 лет после выхода в свет “Византизма и Славянства”?».
Еще один европейский автор, ныне живущий в России – Вольфганг Васичек (Австрия, Россия), обращается к религиозному примеру нашей страны в сложной концептуальной статье «Война как “Событие”: его пределы и беспредельность – вопрос определения». В вопросе значения войны для мира православный писатель, философ убежден, что «Героизм – это молиться, уважать, бороться и любить в равной степени». Он обращается к помощи Божией: «Господи, дай нам почувствовать Твое дыхание и Твой свет, открой окна и ворота, дай нам ясный взгляд за пределы путаницы – мы хотим встать на путь, ведущий к Тебе. Мудрость ограничена, земля качается и сжимается перед нашими проступками – мы потеряли границы. Мы – мольба. Наставь нас и помилуй нас».
Духовными смыслами пронизано философское исследование известного петербургского ученого, заслуженного работника культуры РФ, доктора философских наук Александра Леонидовича Казина (Санкт-Петербург) «Космос, хаос и совершенство: эстетико-культурологический аспект», где на примере классической русской художественной культуры рассматриваются взаимоотношения и взаимовлияние космоса и хаоса. Автор живописно поясняет: «Элементы хаоса мы обнаруживаем также в церковном христианском искусстве – правда, уже в свернутом, побежденном виде. Змей повержен копьем Георгия Победоносца. Химеры вынесены на крышу Собора Парижской Богоматери. Бесы суетятся около стен православных храмов, но внутрь проникнуть не могут, и юродивым остается только бросать в них грязью». Созвучно концепции ученого-философа исследование поэта, литературоведа, протоиерея Геннадия Рязанцева-Седогина (Липецк) «В поиске смыслов. Об одном стихотворении Ф.И. Тютчева», где автор говорит: «Тютчев вместил в себя все творение, развив личностное начало до его границ. Он расширил свое сознание до Космоса так, что вселенная стала сущностью самого человека».
О сущности человека говорят прозаики. Лауреат Патриаршей премии Михаил Александрович Тарковский (Красноярский край) в рассказе «Черный бык» вспоминает события своего детства, когда он учился чувствовать и понимать «что-то такое старинное и уходящее в громовую даль веков, что и меня самого потянуло туда могуче и ясно, и я дрызглыми ремешками сандалек ощутил эту спасительную глубь, и показалось – чем крепче вросту стопами в отчую древность, тем легче мне будет выглянуть, свеситься в окошко нового дня. И не выпасть». Проза известного писателя Михаила Константиновича Зарубина (Санкт-Петербург) тоже посвящена личным воспоминаниям, рассказ «Государственный человек» он посвящает легендарному Владимиру Яковлевичу Ходыреву, последнему руководителю Ленинграда. Актуальный сегодня рассказ «Качели» Павла Алексеевича Астахова (Москва), писателя, доктора юридических наук, человека государственного уровня служения, бывшего долгие годы уполномоченным по правам ребенка при Президенте РФ, связан с трагическими временами Великой Отечественной воны. Суть повествования так поясняет автор: «Летом 1941 г. немецкие войска заняли Смоленск и на оккупированных территориях области устанавливали свои порядки. Огнем и жестокими расправами они пытались сломить народное сопротивление, устраивая публичные казни за малейшие провинности. Одна из таких «экзекуций» произошла в деревне, где жил мой отец, тогда девятилетний мальчишка Ленька, как его звали в деревне. Он рассказал об этом случае, который лег в основу рассказа».
Великой Отечественной войне, точнее, главному ее герою – русскому солдату – посвящена статья известного писателя, доктора философских наук Владимира Владимировича Варравы (Москва, Воронеж) «“Русский солдат для меня святыня”. О военной прозе Андрея Платонова». Это не только литературоведческое произведение, но исследование личности русского человека в её метафизических ипостасях. Автор пишет: «Сохранение вечной памяти героев, благодаря подвигу которых сохранена жизнь множества людей, есть “главная служба” литературы военного времени». О «своей», Афганской войне вспоминает ее легендарный участник – прозаик, публицист, полковник Борис Александрович Подопригора (Санкт-Петербург) в статье «“И всё-таки по-доброму мы помним наш Афган…” 35 лет со дня окончания афганской войны (15 февраля 2024 г.)».
Военная тема – корневая для всей истории Руси-России, и историко-литературное исследование о гибели великого русского поэта А.С. Пушкина «Дантес и пуговица», проведенное литературоведом, поэтом Ириной Моисеевой (Санкт-Петербург) и преподавателем Татьяной Буниной (Санкт-Петербург) тоже о войне – низкой, спланированной против русского гения. В материале приведены новейшие исследования о дуэли Пушкина с Дантесом, о её особенностях и подлых подоплеках. Материал приурочен 225-й годовщине со дня рождения Великого русского поэта, так же, как и предваряющая публикацию подборка стихов Андрея Реброва (Санкт-Петербург), посвященных А.С. Пушкину.
Своим творчеством и жизненной позицией воюет за правдивую русскую историю известный художник Филипп Александрович Москвитин (Москва). В журнале публикуется его статья «“Нам завещанное море”. К 10-летию возвращения Крыма и Севастополя в родную гавань» об истории Крыма в пояснение авторской художественной, постоянно пополняющейся экспозиции «Русский Крым».
Анатолий Николаевич Грешневиков (Москва; пос. Борисоглебский Ярославская обл.), прозаик, зам. председателя комитета ГД РФ по природопользованию ведет свою войну – за сохранение русской природы. На эту тему его материал «Книги, рожденные заонежской тайгой», посвященный жизни и творчеству популярного прозаика, исследователя и защитника природы Анатолия Онегова. Известный ученый, филолог, византинист Галина Викторовна Скотникова (Санкт-Петербург) свою статью «Крещение русскостью» посвятила исследованию творчества талантливого петербургского поэта, воина мирных времен, капитана 1 ранга Бориса Орлова. Историк, прозаик, журналист Игорь Николаевич Шумейко (Москва), воюет за правдивую историю, исследуя исторические и современные аналогии, выявляет спланированные врагами России повторяющиеся в веках подлости – в статье «История. Истерия. Террор», посвященной сопоставлению террористических актов Веры Засулич и Дарьи Треповой.
Смело за правду воюют правдой русские поэты. В новом номере «Родной Ладоги» воинским духом и любовью к Отечеству исполнены все поэтические подборки. Мы публикуем стихи Данила Гайфуллина – героя СВО, Андрея Родосского (Санкт-Петербург), чей сын – почти два года на передовой, Олега Селедцова (Краснодар), Владимира Скифа (Иркутск), Натальи Егоровой (Смоленск), Нины Поповой (Москва), Дениса Ерёмина (Москва), Сергея Корытина (Санкт-Петербург), Андрея Реброва (Санкт-Петербург), Елены Осминкиной (Крым, Симферополь), Бориса Бурмистрова (Кемерово). Поэтическое слово лучших поэтов из разных краев России ярко подтверждает единство в духе и вере нашего героического, победоносного народа, наследующего Божию помощь и любовь.
Валентина Валентиновна Ефимовская, зам. главного редактора журнала «Родная Ладога», Санкт-Петербург