Вера и надежда – фундаментальные библейские понятия, определяющие состояние человеческого духа. В совокупности с другими устойчивыми нравственными категориями бытия – это мощное, победоносное оружие России на протяжении всей ее истории. Это богоданное стратегическое оружие, не требующее модернизации и запчастей, направленное на достижение цели в ближайшей и долгосрочной перспективе. Война – один из древнейших архетипов людского земного существования. Каждое поколение испытывает на себе или ее смертоносное дыхание, или трагические последствия. «Не потери войск, а потеря надежды решает исход войны» - сказал известный историк войн Бэзил Лиддел Гарт (1).
Однако война имеет не земное, а небесное происхождение: первая война началась на небе, когда один из высших в небесной иерархии ангелов Божиих возомнил о себе, захотел стать для других вместо Бога и поэтому оклеветал Его. Клеветник по-гречески – диавол. Язычество – в своей первооснове – это поклонение творению вместо Творца. Так событие первой войны видит известный современный богослов, писатель, иерарх Русской Православной Церкви митрополит Константин (Горянов), исследователь трудов выдающегося русского философа Виктора Несмелова, аналитика этой темы: «Произошла война в духовных мирах. Архистратиг Михаил и оставшиеся верными Богу ангелы свергли клеветника Люцифера вместе с присоединившимися к нему мятежными ангелами. Предвечное Слово – Сын Божий Второе Лицо Пресвятой Троицы – Иисус Христос сказал своим ученикам: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» (Лк. 10: 18). Это падение и продолжающуюся войну уже на земле образно представляет Апокалипсис, говоря о большом красном драконе с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь корон» (2).
Вместе с сатаной, как пишет отец Церкви св. Иоанн Дамаскин: «было увлечено и последовало за ним и вместе пало бесконечное множество стоявших под его властью Ангелов. И так, будучи одной природы с Ангелами, они сделались злыми, добровольно отклонив расположение сердца от блага ко злу» (3). Но низвергнутый с неба сатана стал вредить людям, вести с ними войну, творить им зло, желая погубить носителей образа Божия. Как же развивалась дальше история человечества, искушаемого сатаной? Церковь находится в прямом и ожесточенном сражении с драконом и «древним змием», самим сатаной, который выступает во всеоружии и вместе с земными соблазненными им державами. Сегодня мы видим это сражение во всех его деталях и полноте.
Новая книга митрополита Константина (Горянова) «Библейские архетипы войн» посвящена не только исторической ретроспективе, которая широко охвачена авторским зрением в ее библейской протяженности и глубине, но в большой мере нашей действительности, когда современная война всасывает в смертельную воронку весь мир и все более тучнеет от своей кровавой непрекращающейся трапезы. Митрополит Константин дает обширную историческую панораму, начиная с древнейших библейских времен, не для того чтобы показать свою эрудицию или напомнить о фактах и событиях древности. Он один из немногих писателей-ученых, кто в своих произведениях не только предостерегает, но показывает возможности спасения от бедствий в будущем.
Владыка Константин доказательно формулирует действенные рекомендации во избежание войн и смерти как таковой. Все шесть книг, изданных митрополитом Константином за последнее десятилетие, можно назвать стратегическими, хотя они не принадлежат к батальному жанру. Это книги духовно-просветительские, историко-научные со значительным литературно-художественным компонентом. Среди них книга «Библейские архетипы войн» обладает новизной вследствие ее, в хорошем смысле, жанрового совмещения при доминировании богословско-философского осмысления темы, а также обращением к малоизвестным современному человеку библейским событиям, рассматриваемым в контексте современности. Несмотря на то, что книга представляет девять больших тематически самостоятельных глав, она целостна в исследовании противоборства двух мировых сил – добра и зла и в доказательстве путей возможного спасения христианской души и мира.
Зримым художественным введением является сложная обложка книги, подобная полиэкрану, где представлены в образах значимые события мировой истории. Здесь иконы грехопадения первых людей и одоление в духовных мирах Архангелом Михаилом сатаны, фотографии, свидетельствующие о материализация этой победы в мирах земных – советский солдат в Трептов-парке и воины СВО под флагом с Образом Спаса Нерукотворного, освобождающие русские земли от современного нацизма. События разных тысячелетий объединены общими смыслами.
Важное значение для понимания содержания имеют начальные эпиграфы. В четырех библейских цитатах сосредоточен опыт всего человечества, которому Господь, во-первых, велит не бояться войн и гонений, «ибо этому надлежит быть» (Лк. 21: 9). Во-вторых, полезно знание, что следствием первой войны на небе была победа Божиих ангельских сил и низвержение древнего дракона на землю – «и ангелы его низвержены с ним» (Апок. 12: 9). В-третьих, заповедь Христова: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ин. 5: 39). Четвертый эпиграф, касающийся сути грехопадения «вы будете как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3: 5), в своем расширенном контексте и упоминанием Праматери Евы сложен для понимания современного человека, но проясняется в процессе чтения книги.
Вся пятисотстраничная книга митрополита Константина – об этом знании, о том, что нарушение Божиего запрета приводит к смертельным последствиям для мира и человечества. Этот непреложный закон автор подтверждает иллюстрациями произведений известных мировых художников на библейские темы и фотографиями современных событий. Суть книги определяется тем, что человек выделен Господом из всех живых существ по своим волевым и мыслительным способностям, что позволяет принимать ему собственные свободные решения и нести за них ответственность. Свт. Григорий Богослов говорил, что сущностное человеческое знание, как и спасение, «предопределено Богом» (4). Но как понимает человечество этот божественный дар? Почему не унимается в злобе? От чего это зависит?
«Нечестивым же нет мира» (Исаия 48: 22). Зло.
Сознательно автор называет вступление к книге – «Библия – всемирна», доказательно утверждая, что чтение текстов Ветхого и Нового Заветов и сегодня много даёт для понимания того, что происходит в мире на самом деле. Библейское Слово обладает божественной силой и правдой о реальной человеческой истории. Оно обладает удивительной жизнеспособностью и истинностью, проявляется как в душах, так и в делах. Митрополит Константин приводит цитату А.С. Пушкина, который к раннему концу своей жизни многое понял и говорил: «Я думаю, что мы никогда не дадим народу ничего лучше Писания... в нем, находишь всю человеческую жизнь. Религия создала искусство и литературу; все, что было великого в самой глубокой древности, все находится в зависимости от этого религиозного чувства, присущего человеку так же, как и идея красоты вместе с идеей добра... Поэзия Библии особенно доступна для чистого воображения. Мои дети будут читать вместе со мною Библию в подлиннике... Библия – всемирна» (5).
Митрополит Константин убежден, что Библия содержит в себе больше достоверности, чем вся светская история. Он говорит: «Мы свидетели тому, как даже за нашу короткую жизнь много раз переписывалась история и нашей страны, и других стран». После прочтения книги остается не только понимание того, что автор в совершенстве знает Святое Писание, но убежденность, что богослов обладает даром особого прозрения, позволяющего ему видеть воочию события минувших лет и тысячелетий и переживать их вместе с библейскими персонажами и историческими героями. Скорее всего, это прирожденная мудрость сердца и наследственная, все пронизывающая христианская любовь.
Мудрая Книга Книг является фундаментом и каркасом исследования сущности войны. Это особенно актуально в год 80-летия Великой Отечественной войны, в то время, когда фашизм вновь поднимает свою змеиную голову. Книга и посвящена этому юбилею, как отмечено в аннотации.
Библия дает много предостережений относительно человеческого поведения, особенно относительно неверия в Бога. Только в неверии можно делать неугодное в очах Господа (4 Цар. 21: 2), не задумываясь о последствиях. Автор – богослов, знаток Библии, говоря об истоках и библейских архетипах войн, показывает, что никогда люди не смогут избежать войны, если предварительно не отринут от себя свое нечестие (6). Что такое нечестие в книге показано на примерах библейских архетипов, уходящих корнями в до-Потопные времена. Причем с учетом исторического контекста и современного проявления архетипа.
Митрополит Константин свое исследование основывает на определении архетипа, данном философом Сергеем Аверинцевым: «Архетип (от греч. arche – начало + typos – образ) – понятие, введенное К.Г. Юнгом для обозначения изначальных первобытных образов, универсальных символов или мотивов, которые существуют в коллективном бессознательном. Они проявляются и повторяются в сюжетах мифов и сказок разных народов, поскольку «складировались» в коллективное бессознательное с первых дней человечества. Это не сами образы, а первичные схемы образов, воспроизводимые бессознательно и априорно формирующие активность воображения, а потому выявляющиеся в сновидениях, в мифах и верованиях, произведениях литературы и искусства. Архетипы способны впечатлять, внушать, увлекать, поскольку восходят к универсально-постоянным началам в человеческой природе» (7).
Автор книги поясняет, что обращается к библейским архетипам как к символам, потому что и наша жизнь, и Православие символичны. Он подчеркивает, что Символ нашей веры мы начинаем со слова «верую», а не со слова «знаю», которое стало бы простой декларацией доктрины Православия. Содержание символа невозможно полностью выразить в рациональных терминах, так как оно происходит из «сферы неосязаемой действительности». Вспомним, что Христос идею Царства Небесного выражает образно только в притчах.
Предварительно в первой аналитической главе «Богословие и архетипы бытия: вызовы природе человека от Потопа до настоящего времени» Владыка Константин дает определения других используемых терминов, разъясняет с исторической и философской точек зрения, опираясь на достижения современного психоанализа, понятия архетип, миф, символ. Его исследование основывается на работах философов Карла Юнга, Алексея Лосева, о. Павла Флоренского, упоминается точка зрения Зигмунда Фрейда. И все для того, чтобы понять… Что? – об этом вся книга, которую, чтобы понять и уверовать, нужно прочитать от начала до конца.
Автор книги, осознавая ее сложность, поясняет: «множественность архетипов предполагает иерархию, гармонию и симфонию в их взаимоотношениях, и каждый архетип ответственен за их сохранение. Всякое нарушение этих духовных законов релятивного бытия означает перевод в стан «сынов противления» (8).
Как утверждает богослов митрополит Константин: «Слова, сказанные апостолом Павлом две тысячи лет назад: «Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю... доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7:15, 19), – актуальны по сей и грядущие дни. С одной стороны, человек может достичь звезд, с другой стороны, оказывается способным на такую низость и жестокость, какой не встретишь в животном мире. Понимание и одновременно непонимание человеком самого себя достигло критической точки и требует самого серьезного изучения и самой внимательной работы мысли» (9). Как подчеркивает автор, критическая точка – это не образ, это зримая реальность в своих самых потаенных глубинах, это также сгусток множества печальных и трагических примеров.
Что же такое «нечестивое» делали люди? За что Бог насылает на человечество Потоп и уничтожает всех, доверяя только праведнику Ною продолжить воплощение Божиего замысла о человеке? Митрополит Константин постепенно, доказательно, с повторением библейских цитат, имен и событий, как мудрый терпеливый учитель, разъясняет, что человеку не хватает понимания, которое помогло бы ему обрести веру. Не имея веры Божией, человек оказывается под влиянием противоположных сил, ибо неверующих людей нет. Страшны примеры рабства греху и непостижимой «жажды запретного бытия».
Только предполагая до-Потопные особенности этого извращенного «бытия», о котором в Библии подробно не говорится, дабы не провоцировать подражателей, но до высшей степени возмутившего Господа Творца, митрополит Константин обращает внимание на сегодняшние моральные уродства. В первой главе книги он, кандидат медицинских наук, специалист, возглавлявший длительный период Церковно-общественный совет по биомедицинской этике, рассказывает о современных проблемах биоэтики, трансгуманизма, представляющего идеологию крайнего либерализма. «Очевидно, что трансгуманистическое видение мира весьма созвучно идеям Ницше, провозгласившего «смерть Бога». А если «Бог умер», то его место может занять человекобог, точнее, — сверхчеловек. Это новая форма богоборчества. «Сверх» – не означает лучше, но это является вызовом Богу. Со «смертью Бога» следует «смерть человека», который преодолевается в сверхчеловека. Человек становится на почву другой реальности, логика которой требует несколько принципиально важных отказов. Прежде всего, это отказ от различения добра и зла, от понятия греха и от христианской морали в принципе. А главное, это отказ от заданной Богом нравственной цели бытия человека – уподобление его Богу: образ Божий, существующий в каждом человеке, призван реализоваться трудом человека в подобие Божие. На месте Бога теперь «сверхчеловек», причем «сверхчеловек» – это то, что создается, а человек – то, что преодолевается». (10) Очевидно, это древнее, до-Потопное дело по изменению заданного Богом духовно-нравственного образа человека подобно заложенной на тысячелетия программе.
Фактическое исследование «запретного бытия» автор начинает с первого человеческого преступления на земле – с убийства Каином брата Авеля – в главе «И произошла на небе война. Ангелы и демоны: библейские архетипы и современные смыслы духовной войны». Он поясняет: «Мы подробнее остановимся на этой «психологической истории первого преступления», поскольку она является, на наш взгляд, архетипом великих бунтов земной истории, тем, что сейчас принято называть «технология революции». В. Несмелов пишет: “Преступление божественного миропорядка не составляет неизбежного следствия мировой необходимости... а всякий раз возникает лишь из эгоистического желания человека возвести свою ограниченную волю в единственный закон мирового существования, чтобы сделать себя целью не только для себя самого, но и единственной целью всего мирового бытия, не исключая даже и самого Бога” (11)» (12).
Автор книги объясняет, ссылаясь на В. Несмелова, психологию первого убийства: “Это преступление ясно показывает, что Каин огорчился, собственно, не тем, что его дар был отвергнут Богом, а лишь тем, что одновременно был принят дар его брата. Стало быть, то обстоятельство, что он оказался недостойным Бога, его нисколько не смущало, и, стало быть, он приносил свою жертву Богу не как чистый дар своего благоговейного преклонения пред Ним, а как воображаемую взятку, за которую он надеялся получить себе особую милость от Бога. Иначе его огорчение, несомненно, выразилось бы только в сознании им своего духовного несовершенства, и потому, вместо ненависти к своему брату, он бы увидел в нем только пример, которому следует подражать” (13). Жертва Каина – начало лжекульта.» (14) Так впервые сбылось пророчество: «И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это… вражду положу между тобою и между женою [Евой], и между семенем твоим и семенем ее: оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Бы. 3: 4-15).
Расширенная справка об ангелологии и демонологии убеждает читателя в реальности и сложных взаимоотношениях в духовном мире. А также в реальности библейских персонажей, таких как Ной и его сыновья, среди которых небезызвестный Хам стал родоначальником ханаанских народов и жителей Африки. Потомки Сима – это все народы, говорящие на семитских языках. Потомки Иафета – прародители жителей Европы и Азии. Все народы, не верящие в Единого Бога, на протяжении тысячелетий были затронуты лжекультами и сатанинскими кровавыми людскими жертвоприношениями. С художественным мастерством, используя обширные библейские цитаты, митрополит Константин показывает достоверные исторические события противостояний пророков и праведников приверженцам сатаны. Война из небесных сфер перешла на землю. И длится поныне.
В книге даны исторические библейские примеры делания людьми «неугодного в очах Господа». Но вера в единого Бога – победоносна. Это доказательство богослов проводит «от противного», на примерах губительного для человека пренебрежения Божиими заповедями. Такова, изложенная в главе «Не прикасайтесь к помазанным Моим и пророкам Моим не делайте зла. Библейские архетипы власти», история пророка Илии, который в бытность порочного израильского царя Ахава (918 – 852 до Р.Х.) и его распутной жены Иезавели боролся с государственным культом Ваала, которому посвящались не только развратные оргии, но и детские жертвоприношения. Было забыто, что запрет евреям совершать человеческие жертвоприношения прозвучал, примерно, в XIII в. до Р.Х., в заповедях, данных Богом на Синае через Моисея после Исхода евреев из Египта: «Скажи сие сынам Израилевым: кто из сынов Израилевых и из пришельцев, живущих между Израильтянами, даст из детей своих Молоху, тот да будет предан смерти; народ земли да побьет его камнями» (Лев. 20:1–2).
Как говорит автор книги, «Не случайно заповедь, запрещающая человеческие жертвоприношения детей Молоху и сексуальные извращения, – стоят рядом. «Из детей твоих не отдавай на служение Молоху и не бесчести имени Бога твоего. Я Господь. Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость. И ни с каким скотом не ложись, чтоб излить [семя] и оскверниться от него; и женщина не должна становиться перед скотом для совокупления с ним: это гнусно» (Лев. 18:21–23). Очень актуальное предостережение. Практика всех времен и народов показывает, что сатанисты являются извращенцами. И современные издевательства над детьми – смена пола, узаконенная педофилия, аборты – ни что иное, как жертвоприношения детей все тому же Ваалу, Молоху и Золотому тельцу – маммоне. Самые изощренные сатанисты, обладающие каменными сердцами, и сейчас едят человечину и пьют кровь» (15).
Пророк Илия с помощью Господа в своей борьбе с развращенным, нечестивым царем Ахавом победил, воочию доказал существование помощи Божией верующим в Него. Посрамил поклонников Ваала, но иудейский народ безмолвствовал. И кровавый культ продолжался.
Из главы «Вавилонское дело: библейские архетипы истории от времен Хама и сильного зверолова до наших дней» мы узнаем, почему неугодно Господу был древний город Вавилон и его современные проекции вплоть до Апокалипсиса. Глава «“Домы блудилищные” и “сокровище в глиняных сосудах”» содержит сведения и пояснения о строительстве и символике Иерусалимского храма, о мудрости Соломона, о культовой храмовой проституции и «домах блудилищных». И о многом другом, о чем сложно понять из Библии неподготовленному человеку без таких обширных разъяснений, какие дает ученый-богослов митрополит Константин. Используя принцип повторения описания событий на более высоком уровне их понимания, автор добивается от читателя запоминания и выработки личного отношения к исследуемым фактам.
В связи с целью книги автор уделяет пристальное внимание таким известным романтизированным в искусстве историям, как «подвиги» библейских героинь Иаили (Суд. 4:17-21), Есфири и Иудифи, показывая подлинную суть этих исторических персонажей, идеализированных в живописи и в музыкальном искусстве.
Из книги митрополита Константина мы узнаем, как коварная Иаиль расправилась с проигравшим сражение полководцем вражеских войск Сисарой. Автор уделил внимание смыслам этой показательной и ныне актуальной истории. «Сисара же убежал пеший в шатер Иаили, жены Хевера Кенеянина; ибо между Иавином, царем Асорским, и домом Хевера Кенеянина был мир. И вышла Иаиль навстречу Сисаре и сказала ему: зайди, господин мой, зайди ко мне, не бойся. Он зашел к ней в шатер, и она покрыла его ковром [своим]. [Сисара] сказал ей: дай мне немного воды напиться, я пить хочу. Она развязала мех с молоком, и напоила его и опять покрыла его. [Сисара] сказал ей: стань у дверей шатра, и если кто придет и спросит у тебя и скажет: «нет ли здесь кого?», ты скажи: «нет». Иаиль, жена Хеверова, взяла кол от шатра, и взяла молот в руку свою, и подошла к нему тихонько, и вонзила кол в висок его так, что приколола к земле; а он спал от усталости – и умер» (Суд. 4:17-21).
Подробно рассматривая книгу Есфири, богослов открывает ее вечные смысловые идеи и особенности. Так, например, это единственная книга, входящая в Библию, где даже не упоминается имя Божие, но показана кровавая победа в дворцово-гаремных интригах двух авантюристов – Мардохея (о его семейном статусе ничего не говорится) и его родственницы Есфири, внедренной в гарем, а затем ставшей одновременно и женой царя Артаксеркса – главы персидской державы. В книге Есфири показана методика, с помощью которой Мардохей в течение шести лет провоцировал межэтнический и межрелигиозный конфликт, из которого он вышел победителем. Заговорщики обманули царя, оболгав, отстранили от должности и убили его советника – Амана (второе лицо в империи), захватили его имущество и должность, ложью и соблазнительными чарами Есфири добились также убийства десятерых сыновей сановника, чтобы им не досталось наследства, а также десятков тысяч персов, которые, якобы, в своей же стране представляли потенциальную опасность чужеземному иудейскому народу. «И написал он (Мардохей) от имени царя Артаксеркса, и скрепил царским перстнем, и послал письма через гонцов на конях, на дромадерах и мулах царских, - о том, что царь позволяет Иудеям, находящимся во всяком городе, собраться и стать на защиту жизни своей, истребить, убить и погубить всех сильных в народе и в области, которые во вражде с ними, детей и жен, и имение их разграбить » (Есф. 8: 10-11).
Общее число погибших в Сузах – за два дня резни составило 800 человек, а всего иудеями вследствие провокации Есфири и Мардохея, было убито 75 тыс. человек (Есфирь 9:16). Автор ставит вопрос о духовных основаниях этой войны, основанной на меркантильных интересах группы лжецов-заговорщиков. В этом же подложном указе, написанном Мардохеем, Аман уже объявлен агентом македонской разведки, который вредил персам и «замышлял лишить нас власти и души, а нашего спасателя и всегдашнего благодетеля Мардохея и непорочную общницу царства Есфирь со всем народом их, домогался разнообразными коварными мерами погубить. Таким образом он думал сделать нас безлюдными, а державу Персидскую передать Македонянам» (Есф. 8 гл.). Делалось это, чтобы избежать будущего возмездия – пропагандистский прием, описанный в Библии еще 2,5 тыс. лет назад. Звучит актуально?
В главе «“Злодействуют злодеи злодейски”: библейские архетипы войн в человеческом обществе» разъясняет и подчеркивает митрополит Константин меркантильные стороны так называемого «подвига» Иудифи, обольстившей, обманувшей и убившей потерявшего бдительность сильного военачальника ассирийских войск Олоферна. Лишенная главы в буквальном и переносном смысле этого слова ассирийская армия просто разбежалась. «О меркантильных пристрастиях героини свидетельствуют такие, казалось бы, малозначительные детали, как выбор ею предметов вознаграждения. После разгрома ассирийского войска иудейский «народ расхищал лагерь в продолжение тридцати дней, и Иудифи отдали шатер Олоферна и все серебряные сосуды и постели и чаши и всю утварь его. Она взяла, возложила на мула своего, запрягла колесницы свои и сложила это на них» (Иудифь 15:11)» (16).
В книге мы видим архетип поклонения обожествленному Золотому тельцу. Этот бог не метафора, не образ, но историческая реальность. Мы узнаём об этом божестве из Библии. «После того как сыны Израилевы во время Исхода из Египта ок. XIII в. до РХ «обобрали египтян» (Исх. 12:36), они часть золота использовали для изготовления Золотого тельца – Аписа – египетского языческого божества, о чем подробно повествуется в 32 главе книги Исход. Первородный грех Израиля был в том, что он сотворил Бога по образу одного из Его созданий. В Библии так говорится об этом боге: «И сказал Господь Моисею: поспеши сойти, ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли Египетской; скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им: сделали себе литого тельца и поклонились ему, и принесли ему жертвы и сказали: “вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской”» (Исх. 32:1–7)» (17).
Сегодня Золотой телец – символ богатейших людей мира. Но зачем им несметные богатства? Для мирового господства. А зачем мировое господство? Евангельский богач «каждый день пиршествовал блистательно» (Лука 16: 19), для легкой жизни, для плотских удовольствий, выходящих за рамки человеческого понимания. Деньги нужны для глупцов, убежденных, что на них можно купить бессмертие. Ужасают примеры, приведенные в книге митрополита Константина, о безумном стремлении «хозяев денег» к вечной жизни и молодости через пренебрежение всеми божиими и человеческими законами. Владыка Константин напоминает, что в наше время идут в связке ритуальные жертвоприношения, педофилия, оккультизм, сатанизм. Об этом еще в 70-е годы прошлого столетия открыто сказал глава ФБР Лос-Анжелеса Теодор Гандерсен. Только в одном Нью-Йорке происходит около 4000 человеческих жертвоприношений в год, в которых используются маленькие дети. Малыши также используются для получения адренохрома. «Доктор Шива Айядурай, индо-американский инженер и политик, рассказывает об условиях, при которых можно получить адренохром. Оказывается, его можно извлечь из шишковидной железы ребенка в момент страха и ужаса, когда уровень адреналина высочайший. Такой “экстремальной пыткой” для детей, как правило, является изнасилование, в момент которого у них забирается кровь. То есть детей фактически убивают, а их кровь с адреналином используется элитой как омолаживающее средство» (18).
Дьявольское воздействие, как подчеркивает митрополит Константин, осуществляется в глубине сердца и по этой причине оно неочевидно (19). Много страниц книги посвящено тому, как и к чему это воздействие постепенно привело Украину. Но более того, – как можно от него избавиться, как и почему наш народ победил фашистское государство во время Великой Отечественной войны, как справляется с дьявольским влиянием сегодня.
«Утверждения жизни в ее положительных реальностях». Добро.
Добро, благо, вера, любовь – понятия одного семантического ряда. Как говорит препод. Иустин (Попович), «Сущность человеческой личности заключается в богообразном бессмертии души; соединить это бессмертие с бессмертным Богом – смысл и цель человеческой личности на земле. Это достигается христоустремленными подвигами, из которых первый – вера… Вера является трудным подвигом» (20). Пониманию этого способствует знание библейской истории, особенно события о жертвоприношении Авраамом сына своего Исаака, долгожданного, вымоленного. Этому библейскому факту уделено большое внимание автором книги.
Только вера наполняет человека духовной силой, превосходящей телесные немощи. «Но и вера без дел мертва. Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего» (Иак. 2:20–21). Вера Авраама, которую он был призван доказать делом, “вера вне всякой логики, послушание безусловное” (21), и она, вызванная Богом, зависит от человеческой воли, то есть Бог считается с откликом призванного им человека к совершению жертвы. По вере определяется “круг высочайшего избранничества”. Проповедник веры Христовой апостол Павел разъясняет, что с самого начала Бог замыслил не разделение народов по своим верам, но их единение благодаря единой вере. “Один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас” (Посл. ап. Павла Ефесянам 4:5–6).» (22).
Без веры не совершишь других подвигов, в том числе, подвигов на поле брани. Труден подвиг победы над силами тьмы, стремящимися к искажению божественной действительности. Потому что этот подвиг связан с духовным преображением личности. Недаром в истории много примеров, когда грехи как следствие неверия народа или только его начальников становятся причиной порабощения государства. В главе «Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном» митрополит Константин показывает, что верующему человеку обеспечена победа, а верующему народу – спасение государства в любые сложные времена. И приводит такой пример.
Напоминает, что Бог, воздвигавший прежде истинно верующих на язычников, этих же язычников наводит на тех верующих, которые изменили Богу. Например, вскоре после смерти завоевателя Ханаана (ок. XIIIв. до Р.Х.) израильского полководца Иисуса Навина «сыны Израилевы пошли каждый в свое место и в свой город. И стали сыны Израилевы служить Астарте и Астарофу и богам окрестных народов; и предал их Господь в руки Еглона, царя Моавитского, и он владел ими восемнадцать лет» (Нав. 24: 35-36). Еще один из многочисленных примеров; упавший и занемогший израильский царь Охозия «послал послов, и сказал им: пойдите, спросите у Веельзевула, божества Аккаронского: выздоровею ли я от сей болезни?» (4 Цар. 1:2).
Как отмечает митрополит Константин, немало было нечестия в истории государств, которые теряли свою независимость. Он приводит примеры из древнейших времен для понимания времен нынешних, утверждая, что вся история может быть понята и в общем объяснена с Божественной точки зрения. Одинаковые духовные законы, предшествующие материальным, вызывают и одинаковые последствия. В том числе и в материальной сфере. Этим объясняется потрясающее сходство событий, отстоящих друг от друга на века. Поэтому актуально предупреждение современного философа А.Г. Дугина: «…если в личностном посвящении Богу рискует отдельный человек, чьей судьбой в масштабе народа можно было бы пренебречь, тем более что сценарий посвящения в некоторой степени условен, то в случае истории рискует сам народ и рискует по-настоящему» (23).
Показательна история священной, жертвенной, вразумляющей Великой Отечественной войны. Это была война, закончившаяся тем, что антихристианским большевистским Советским Союзом был побежден антихристов оккультный фашистский рейх. Обманутый русский народ, отрекшийся от Бога и своего Царя, где-то в глубине своего сердца сохранял христианскую веру, христианскую надежду и христианскую любовь. Историю нашей Великой Победы митрополит Константин рассматривает в духовных координатах, отмечая, что советский народ в глубине души оставался верующим. Много тому доказательств – и открытое признания своей веры во время сталинской переписи населения 1937 г., о чем не побоялись заявить около 60% (по другим данным 42 %) участников переписи, и девственное целомудрие, и подвиги за други своя. И прозрение правителей, вернувших имперские символы в советские войска, а главное открытие церковных врат. Разрешение Сталина праздновать Пасху в тяжелейшем 1942 году вызвало воодушевление и уверенность в победе, которая и совершилась в Пасхальные дни 1945 года.
Конечно, много других условий было необходимо для нашей победы, которая стала доказательством божественного мироустройства, не допускающего победу сатанинских сил, управлявших фашистским Третьим рейхом. Митрополит Константин в своей книге ставит серьезные вопросы: «Нацизм не лечится – нацистов изменить невозможно?», или «Приговор окончательный? Обжалованию подлежит?» И сам на них отвечает, исследуя историю и психологию нацизма, сомневаясь в том, что это социальная патология. Рассматривает ситуацию, почему нацистам, осужденным на Нюрнбергском процессе, удалось заразить своей ненавистью даже работавших с ними врачей-психиатров. Только ли вследствие своей демонической одержимости? До сих пор в ученой среде не исчерпан спор по этому вопросу.
То же сегодня происходит на Украине. Митрополит проводит глубокое духовно-нравственное исследование состояния украинского общества, касается политических вопросов, обращается к истории религии на Украине.
Богослов задается вопросом, почему, имея кровавый опыт нацизма, человечество не может от него избавиться. Как он показывает: в том, что опыт ничему не учит, были убеждены философы прошлых веков. «Основатель аналитической психологии Карл Юнг говорил: “При национал-социализме давление демонов настолько возросло, что человеческие существа, подпав под их власть, превратились в сомнамбулических сверхчеловеков, первым среди которых был Гитлер, заразивший этим всех остальных. Все нацистские лидеры одержимы в буквальном смысле слова, и, несомненно, не случайно, что их министр пропаганды был отмечен меткой демонизированного человека – хромотой”» (24). Со временем проясняется ситуация и на Украине: главный муфтий Чечни Салах-хаджи Межиев в своем выступлении в сентябре 2022 г. заявил, что Россия воюет с мировым сатанизмом (25). И все же немецкий фашизм был побежден, будет побежден и кровавый украинский нацизм, вскормленный Западом, сотворившим из Украины дрон-камикадзе. Ведь, как говорится в Библии: «Земля не иначе очищается от пролитой крови, как кровию пролившего ее» (Числ. 35:33).
Автор книги убедителен в своих рекомендациях. «Сегодня, более чем когда-либо, жизнь заставляет человека обратиться к поиску таких основ, с опорой на которые он мог бы свободно и творчески осознать задачу «утверждения жизни в ее положительных реальностях», как говорил святейший Патриарх Пимен (26). То есть найти ее «первообразную». Поэтому так важно осмысление нынешних трагедий с помощью вечных библейских архетипов, которые в современной религиозной философии России и Запада совпадают (по крайней мере, частично) с понятием мифа, как последней (глубинной) «смысловой инстанции».
Митрополит Константин приводит поныне актуальную рекомендацию Карла Юнга. «Спасение заключается только в мирной работе по воспитанию личности. Это не так безнадежно, как может показаться. Власть демонов огромна, и наиболее современные средства массового внушения – пресса, радио, кино etc. – к их услугам. Тем не менее христианству было по силам отстоять свои позиции перед лицом непреодолимого противника, и не пропагандой и массовым обращением – это произошло позднее и оказалось не столь существенным, – а через убеждение от человека к человеку. И это путь, которым мы также должны пойти, если хотим обуздать демонов» (27). Что и делают сегодня наши героические воины. Ценой своих жизней, воинскими подвигами – они утверждают жизнь в ее положительных реальностях, а именно, в вере во спасение, в надежде на жизнь вечную, в любви к ближнему, Церкви и Богу. И за эти реальности не жалеют жизни. Факт: несмотря на 4-й год СВО и немалые жертвы, русские люди не озлобились, не угрожают всем украинцам, не стращают их смертельными лозунгами и символами, как это делает противная сторона. Но возвращают вылеченных и накормленных пленных и поименованные тела убитых
Когда смотришь военные репортажи, ужасаешься, как смело наши солдаты идут в огонь, проползают по газовой трубе в логово врага, спасают друг друга. Потому что на войне поняли, что дьявол есть. Ведь, как говорит преп. Иустин (Попович), вторя Достоевскому – «разве можно жить в мире, где дьявол есть, а Бога нет?» (28). Поэтому и идут в атаку под знаменем Спаса Нерукотворного. Именно на войне многие поняли, что без Бога жизнь не имеет смысла. Только с помощью веры в свое личное бессмертие человек начинает быть человеком. В бессмертии человек обретает бессмертный смысл своей жизни, и в Вечном находит свое разрешение вечная проблема человеческой личности. (29). Митрополит Константин показывает дальнейший путь воцерковления воина – в Божием храме, началом которого стала Литургическая жизнь на фронте, чему автор книги также уделяет внимание. Из войны начинается путь к Богу, вернее, воины встают на путь Христов. Тут вспоминаются слова и поведение Тамерлана, увидевшего во сне защитницу Руси Владимирскую Божию Матерь: «Мы не одолеем их». И покорился Божией воле. И отступил от Москвы.
Сколько веков и войн прошло, а Русь-Россия жива и процветает. В День России 12 июня 2025 года наш президент В.В. Путин на встрече с героями СВО сказал такие слова: ««Знаете, в чём заключается основная идея сегодняшнего дня для России?»… – «В бессмертии». И, может быть, это имеет отношение не только к сегодняшнему дню, а вообще к России – бессмертие русского народа и России, многонационального народа России и нашей общей государственности тысячелетней.
Мысль ясна: Россия преемница Святой Руси, а значит война за ее спасение – это война священная. В то же время, это и установка на национальную российскую идею: созидать не только блага жизни, но себя (каждого) в стремлении к жизни вечной. Идея не новая – это идея Святой Руси, не разделяющая людей ни по национальностям, ни по вероисповеданию, ни по достатку.
Митрополит Константин в своей книге говорит: «Эпохальные исторические особенности общественной психологии позволяют говорить о такой общности психического состояния и поведения людей того или иного времени, которая объединяла их, несмотря на многообразие всех различий, отличающих их друг от друга. Надо сказать, что, обращаясь к библейским сюжетам, мы будем основываться на их исторической достоверности и в представлении их как метафизических концепций. Это станет условием разумного обоснования истин и как следствие – веры» (31).
Автор книги «Библейские архетипы войн» через эти архетипы выходит на высокие обобщения, что можно выразить словами свт. Григория Богослова: «Если кто, отрешив свой разум от тела и став чужд рабству страстям и нерассудительности, ясною и проницательною мыслию хоть немного взглянет на свою душу, то в естестве ее во всей чистоте увидит любовь Божию к нам и намерение, какое Он имел при создании души. Рассматривая ее таким образом, он найдет, что с самою сущностью и природою человека соединено стремление к добру и совершенству и что с самым естеством его сопряжена бесстрастная и блаженная любовь к тому умопостигаемому и блаженному Образу, Которого человек есть подобие» (32).
Прочитав книгу митрополита Константина, мы понимаем, что сама по себе война – это беда, это страдание, это следствие ущербной человеческой природы. Но это еще и возможный способ познания себя как человека. А еще – это понимание того, – как говорит философ С.Н. Булгаков – «что родина есть не только наша мать (или мачеха), но и наше творение, наше деяние, наше мужество, наша вера, наша воля» (33). Это то, за что война называется священной. Это и нынешняя СВО против объединенных злом и ненавистью десятков стран Запада. В книге митрополите Константина много выразительных, запоминающихся поэтических цитат. Такими словами А.К. Толстого выражена идея бессмертия и борьба за него:
Верх над конечным возьмет бесконечное.
Верю в наше святое значение,
Мы же возбудим течение встречное
Против течения.
Книга «Библейские архетипы войн» (СПб: Издательский дом «Родная Ладога». 2025. – 472 с.; ил.) – тоже сражение, духовное, умственное, требующее от автора огромных физических сил и смелого любящего сердца. Этой книгой свое богословское сражение на данном этапе истории и ради ее продолжения митрополит Константин (Горянов) выиграл. Но его основное поприще, его призвание – «наука духа», церковное богослужение во имя спасения каждого человека и всего мира. Это тоже каждодневный трудный, но победный путь иерарха современной Русской Православной Церкви. Это его «война священная», к которой можем присоединиться и мы, прочитав книгу «Библейские архетипы войн», участвуя в Священном Таинстве Евхаристии, осознанием Божественной Любви Христа и нашей преданностью Ему и Его Церкви.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Лиддел Гарт Бэззил. Стратегия непрямых действий. М.: Издательство АСТ, 2017. С. 272.
- Константин (Горянов), митр. Библейские архетипы войн. СПб.: ИД «Родная Ладога», 2025. С. 267
- Точное изложение православной веры. Творение св. Иоанна Дамаскина / пер. с греч. Бронзова. СПб., 1894. Кн. 2, гл. 4. С. 50.
- Цит. по: Нестерук А. Логос и Космос. Библейско-богословский институт им. ап. Андрея. М., 2006. С. 16.
- Цит. по: Вселенная: Александр Сергеевич Пушкин URL: https://pushkinskij-dom.livejournal.com/226088.html (дата обращения: 21.05.2019).Это высказывание А.С. Пушкина приводится в книге «Великие люди о вере» издательства Псково-Печерского монастыря «Вольный Странник».
- См. подробнее: Николай Сербский (Велимирович), свят. Война и Библия. М.: Сибирская Благозвонница. С.217.
- Аверинцев С.С. София-Логос. Словарь. Архетипы. Киев.: Изд.: Дух i Литера.
- Константин (Горянов), митр. Библейские архетипы войн. СПб.: ИД «Родная Ладога». 2025. С. 39
- Там же. С. 24
- Там же. С. 59
- Несмелов В. Наука о человеке: в 2 т. Метафизика жизни и христианское откровение. 2-е изд., испр. и доп. Казань, 1906. Т. 2.
- Константин (Горянов), митр. Библейские архетипы войн. СПб.: ИД «Родная Ладога». 2025. С. 262.
- Несмелов В. Наука о человеке: в 2 т. Метафизика жизни и христианское откровение. 2-е изд., испр. и доп. Казань, 1906, Т. 2. С. 263–264.
- Константин (Горянов), митр. Библейские архетипы войн. СПб.: ИД «Родная Ладога». 2025. С. 270.
- Там же. С.121.
- Там же. С.207.
- Там же. С. 365.
- Тайны мировой элиты. Кто эти нелюди, культивирующие сатанизм? URL: https://dzen.ru/a/ZL0cGjGDsGOd-4e7?referrer_clid=3000&from_site=mail Цит. по: Константин (Горянов), митр. Библейские архетипы войн. СПб.: ИД «Родная Ладога». 2025. С.325.
- Константин (Горянов), митр. Библейские архетипы войн. СПб.: ИД «Родная Ладога». 2025. С. 290.
- Иустин (Попович) преп. Философия и религия Ф.М. Достоевского. Минск, 2008. С. 159.
- Лосский В.Н. Очерки мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991. С. 258.
- Константин (Горянов), митр. Библейские архетипы войн. СПб.: ИД «Родная Ладога». 2025. С. 120.
- Дугин А.Г. Ноомахия: войны ума. Русский Логос 1. Царство земли. Структура русской идентичности. М.: Академический проект, 2024. С. 408.
- Цит. по: Осипова. Н. Почему Украина оказалась беззащитна перед демонами нацизма. https://politinform.su/156881-pochemu-ukraina-okazalas-bezzaschitna-pered-demonami-nacizma.html (дата обращения: 24.04.2023).
- Муфтий Чечни назвал СВО на Украине борьбой с сатанизмом // ОСН. Общественная служба новостей: [сайт]. URL: https://www.osnmedia.ru/obshhestvo/muftij-chechni-nazval-svo-na-ukraine-borboj-s-satanizmom/ (дата обращения: 02.10.22).
- В статье использован материал из: Настольная книга священнослужителя. М.: Моск. патриархия, 1977.; Т. 8: Пастырское богословие, 1988. 800 с.
- Цит. по: Осипова. Н. Почему Украина оказалась беззащитна перед демонами нацизма. https://politinform.su/156881-pochemu-ukraina-okazalas-bezzaschitna-pered-demonami-nacizma.html (дата обращения: 24.04.2023).
- Иустин (Попович), преп. Философия и религия Ф.М. Достоевского. Минск, 2008. С.130.
- Там же. С.131
- Выступление В.В. Путина на встрече с участниками программы «Время героев». 12.06.2025. http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/77178
- Константин (Горянов), митр. Библейские архетипы войн. СПб.: ИД «Родная Ладога». 2025. С. 35
- Григорий Нисский, свят. Избранные творения. Сост. свящ. Александр Гумеров. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2014. С. 51.
- Булгаков С.Н. Ответ В.П. Соколову. // Русские философы о войне. М. – Жуковский: Кучково поле, 2005. С. 324.