«Къ благу стремленіе,// Въ счастьѣ смиреніе,// Въ скорби терпѣніе» (В.А. Жуковский)
Слова Василия Андреевича Жуковского из имперского российского гимна «Боже, царя храни», вынесенные в эпиграф, много подходят русской современности, в разных ипостасях она отражена в материалах нового номера литературно-художественного и культурно-просветительского журнала «Родная Ладога» (Санкт-Петербург), открывающегося программным выступлением В.В. Путина на заседании Валдайского дискуссионного форума «Мир кардинально и необратимо меняется». Показательны слова Президента, характеризующие будущность отношений России и мира: «Поэтому можно смело сказать и повторить: мы не только за свою свободу боремся, не только за свои права, не только за свой суверенитет, а защищаем всеобщие права и свободы, возможности для существования и развития абсолютного большинства государств. В этом в известной степени мы видим и миссию нашей страны. Всем должно быть понятно: давить на нас бесполезно, а вот договариваться с полным учетом взаимных законных интересов мы всегда готовы».
Это в основном из области Закона. Из области Благодати (по классификации митрополита Иллариона «Слово о Законе и Благодати») понятие блага рассмотрел в своем докладе «Русский мир: внешние и внутренние вызовы» на XXVI Всемирном русском народном соборе Святейший Патриарх всея Руси Кирилл. Критерий оценки современных угроз России и миру он видит так: «Угрозы обычно разделяют на внешние и внутренние, хотя в реальности они зачастую тесно связаны и перекликаются между собой. Если же мы смотрим на мир глазами религиозной веры, то легко можем увидеть, что все деструктивные явления, по сути, имеют духовную природу».
Защите законных и справедливых интересов России и духу Русского мира в исторической перспективе посвящены все материалы номера. Митрополит Петрозаводский и Карельский Константин (Горянов) в статье «Библейские и богословские аспекты Таинства Евхаристии» с опорой на Евангелие поясняет многие сложные вопросы центрального Таинства Церкви: «Евхаристия превосходит все другие Таинства». «В других Таинствах Господь Иисус сообщает верующим в Него те или другие <...> дары благодати, которые Он приобрел для людей Своею Крестною смертью», всем Своим Искупительным подвигом». В Евхаристии же «Он предлагает в снедь Самого Себя – собственное Тело и собственную Кровь». Именно поэтому это Таинство называется Благодарением. В нем мы принимаем Самого Христа, и единственный ответ, который возможен с нашей стороны, – это Благодарение «о всех, их же вемы и их же не вемы, явленных и неявленных благодеяниях, бывших на нас». Богословское исследование очень важно сегодня, когда тысячи молодых людей воцерковляются в окопах Специальной военной операции, когда они постигают тайны русской веры и основы церковной жизни.
Митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин) в статье «Царь, всецело преданный Божьему Промыслу», на примере личности и деяний императора Николая II показывает его выдающееся значение в истории России, сожалея, что «Преднамеренно искаженный, оболганный и ошельмованный идейными противниками самодержавия, он долгие десятилетия закреплялся в сознании советских людей. И сегодня обнаруживаются носители штампов этой ментальности, которые стремятся всеми силами сохранить за последним Императором России дурную славу».
Продолжает тему материал известного историка Бориса Галенина (Москва) «О фантоме 1917», убежденного, что «Государь был единственным человеком в России, который упорно желал довести войну до победного конца, что и было одной из причин Его гибели. Государь Император Николай II процарствовал двадцать два с половиной года, ведя страну к неизменному процветанию, и подданных своих к обогащению на зависть всем соседям». Об упорном и благородном защитнике монархии статья главного редактора портала Русская народная линия Анатолия Степанова (Санкт-Петербург) «Консервативный народник. Слово о Константине Петровиче Победоносцеве». В материале известного публициста, кинодокументалиста княгини Елены Чавчавадзе (Москва) «К вопросу о фальсификации фотографий времен Гражданской войны – “Виселицы Колчака” и “Жертвы колчаковщины”» вскрывается вековая ложь. Такие выводы делает автор статьи: «Вменялось Верховному правителю адмиралу Колчаку прежде всего то, что он разрабатывал в Первую мировую войну так называемую Босфорскую (Цареградскую) операцию. Это большевистский суд поставил ему в вину задним числом. А это, ни больше ни меньше, операция, которая могла бы переломить ход войны в пользу России. Но февральские события 1917 г. этому помешали».
Дочь офицера русской армии первой волны эмиграции Галина Кучина (Мельбурн. Австралия) открывает неизвестные исторические факты в воспоминаниях «Православный Харбин встречает Красную Армию». О единении времен минувших и настоящего России, происходящем в сердце любящего ее писателя, посвящен познавательный материал прозаика Валерия Сдобнякова (Нижний Новгород) «Печаль и радость сердца моего. Ловля рыбы и случаи из жизни в пределах старой нижегородской ярмарки».
Русские имена и судьбы, поминаемые в материалах современных исследователей, являются связующими звеньями правдивой русской истории. В новом номере журнала опубликованы статьи о русских или связанных с историей России людях. Это материал журналиста, специалиста по геополитике Леонида Савина (Москва) «Русский француз, ставший Великим кубинцем. Жизнь и творчество Алехо Карпентьера. К 120-летию со дня рождения»; воспоминания прозаика Михаила Зарубина (Санкт-Петербург) «Была на карте деревня Зарубино», посвящены благоденственным, хоть и трудным советским временам; поэтично литературоведческое исследование прозаика Николая Дорошенко (Москва) «Леонов (1899-1994)»; литературно-критическая статья прозаика Михаила Тарковского (Красноярский край) «Вытоптать след» создана к 100-летию Виктора Астафьева», призывает бережно относиться к выдающимся русским писателям; искусствоведческое эссе «Неоэстетизм Руслана Франта» Александра Мосякина (Рига, Москва) – о трудной европейской судьбе и самобытном творчестве нашего бывшего земляка.
Особое место в новом номере занимает блокадный материал сибиряка Виктора Иванова (Иркутск) «Блокадный дневник А.Г. Елизарова», это правдивая до граммов и минут история времен Великой Отечественной войны. Наверное, не случайно дневник блокадника оказался в Сибири, там он сохранился, чтобы сегодня показать высочайшее мужество советских людей, их ответственность и верность идеалам.
О войне нашего времени на страницах нового номера журнала материалы выдающихся современных политологов, историков. Материал компетентного специалиста в области оборонной политики России Андрея Ильницкого (Москва) «Глубинная война за мир» отражает современные концепции жестокой войны за переустройство мира и за единоличное обладание им. Публицист-международник, участник политических передач на телевидении Александр Камкин (Москва) рассматривает актуальную тему в статье «Родовые черты европейского фашизма – истоки и современность». Эти черты не изжиты поныне. Как говорит автор, «в реализации идей фашизма сегодняшние США подошли наиболее системно и полно. Соединенные Штаты можно даже назвать “немцами, у которых получилось”. Тотальное мировое экономическое господство, тотальный диктат американского образа жизни, подчинение мировой экономики интересам американских транснациональных компаний – обитатели Рейхсканцелярии могли об этом только мечтать».
Выдающийся ученый, доктор исторических наук Сергей Караганов (Москва) раскрывает вопрос, поставленный в названии своей статьи «Применение ядерного оружия может уберечь человечество от глобальной катастрофы?» Конкретные проявления современной войны и ее подоплеки исследует доктор философских наук Александр Кугай (Санкт-Петербург) в статье «Проект “Украина”: философия заводной игрушки». Еще одному неспокойному соседу России посвящена историческая статья философа, мыслителя Александра Дугина (Москва) «Молдова и ее историал».
Идеология духовного русского мира рассмотрена в статьях доктора наук Сергея Перевезенцева (Москва) «Гуманизм или консерватизм?», прозаика, драматурга Василия Дворцова (Москва) «Языки бытийный и бытовой. Художественная литература как мерило духовно-нравственного состояния нации», доктора философских наук Александра Казина (Санкт-Петербург) «Ядро русской культуры – это православная вера и русский язык. О роли Православия в художественной культуре России», в статье богослова, доктора наук Владимира Катасонова (Москва) «Религия и культура».
Историческая и современная русская живопись рассмотрена в статьях известного искусствоведа из Третьяковской галереи Марины Перовой (Москва) «Иконопись и религиозная живопись. Подобие и различие» и в работе литературного критика Валентины Ефимовской (Санкт-Петербург) «Русское сердце. Изобразительные особенности, жанровые направления и духовные смыслы творчества художника Филиппа Москвитина. К 50-летию живописца».
И все же это праздничный номер, посвященный Рождеству: в журнале опубликованы рождественские стихи Андрея Реброва (Санкт-Петербург) и рождественский рассказ Игоря Изборцева /Смолькина/ (Псков).
В разделе прозы представлены патриотические произведения. Рассказ «Крыжовник» известного государственного деятеля, юриста Павла Астахова (Москва) посвящен Великой Отечественной войне, временам фашистской оккупации, страшным фактам, когда советских людей насильно увозили в рабство в Германию. Глава из романа выдающегося прозаика, председателя Союза писателей России Николая Иванова (Москва) «Реки помнят свои берега» - об одном из самых трагичных для Советского Союза событий – сговоре в Беловежской Пуще, приведшему к распаду Советской империи – его персонажи известные политические деятели, руководители трех основных советских республик. Сибирский историк, публицист Анатолий Байбородин (Иркутск) любуется современным русским народом в своих «Путевых вехах». Участник боевых действий Алексея Куренёва (Челябинск) создает реальную картину авиационного боя на фронте Специальной военной операции.
Стихи, посвящены ли они СВО, духовной красоте России, ее природе, как всегда, звучат мощным единым хором, в котором слышен каждый поэтический голос. А это Евгений Харитонов (Белгород), Ярослав Кауров (Нижний Новгород), Валентина Курицына (Москва и Калужская обл.), Александр Ананичев (Сергиев Посад), Юрий Беляев /к 80-летию/ (Москва), Владимир Скиф (Иркутск), Евгений Юшин (Москва), Наталья Чистякова (Балашиха Московской обл.).
Символичной поэтической подборкой завершается номер, свидетельствующей о неизбывности русского духа, о наследовании традиции новыми поколениями. Убедительно звучат патриотические стихи «День Победы наступает» Давида Чечурина (Санкт-Петербург), наследника семейных флотских традиций, ученика четвертого класса.
День Победы наступает
И надежда расцветает!
Распускаются цветы,
Помнить мы всегда должны —
Что ценою своих жизней
Победили мы фашистов!
Мы смогли! Мы устояли!
И победу одержали!
На страницах журнала представлены аннотации недавно изданных в России книг, посвященных СВО и ВОВ. Не вошедшие в «Родную Ладогу» статьи, интервью, эссе опубликованы на сайте журнала.
Новый номер «Родной Ладоги» насыщен важными научными материалами, сердечными стихами, просветительскими исследованиями. Но все они во благо нашего Отечества, во славу его побед прошлых и будущих, все они объединены стремлением к благу России.
Валентина Валентиновна Ефимовская, зам. главного редактора журнала «Родная Ладога», Санкт-Петербург