Мы, современные крещёные люди, очень часто называем себя православными. Для нас это название является привычным и естественным – ведь мы же крещены в Русской Православной Церкви, веруем во Христа и посещаем православные храмы – участвуем в богослужениях и даже в церковных Таинствах.
Но давайте задумаемся – кто такие православные христиане на самом деле? Что значит – быть православным? Что значит – быть членом Церкви Христовой? У меня уже есть статья на эту тему, а сейчас я хотел бы схематично пояснить то, о чём я писал в ней и в других предыдущих статьях.
Святые отцы определяют два основных критерия для принадлежности человека к Церкви Христовой – это единомыслие в догматах Веры и соблюдение евангельской нравственности. Таковы границы Церкви – её догматическое и нравственное Предания.
Поэтому, для того, чтобы по праву называться православным и быть по-настоящему воцерковлённым, то есть действительно, а не формально и мечтательно принадлежать к Церкви – Телу Христову, нужно твердо знать вероучение и основные догматы Православия и стараться соблюдать евангельскую нравственность, а свои уклонения от нее, то есть грехи – врачевать тщательным покаянием.
Для наглядности посмотрим на рисунок (прошу прощения за изъяны в его художественном оформлении), на котором в виде круга изображена Церковь – Тело Христово. Глава этого Тела – Господь Иисус Христос.
У любого тела имеются свои границы. Чтобы наглядно в этом убедиться, давайте возьмём в руки любой предмет, к примеру, яблоко. То, что находится внутри него – мякоть, косточки, принадлежит к его «телу», а то, что снаружи – к его «телу» не принадлежит, это – вещество инородное.
Примерно также можно говорить и о Теле Христовом. Границами Церкви – Тела Христова на этом рисунке является окружность. То есть окружность на этом рисунке изображает догматическое и нравственное Предания Церкви. Те люди, которые находятся внутри этой окружности, принадлежат к Церкви, а те, кто находится снаружи – не принадлежат.
Кто же находится внутри окружности? Это – те люди, которые, во-первых, твёрдо знают основные догматы Православной веры и ее вероучение, касающееся нашего спасения, а, во-вторых, стараются вести жизнь по заповедям Евангелия, а свои упущения и уклонения от их исполнения (то есть грехи) врачуют тщательным покаянием.
А кто находится вне этого круга, условно изображающего Церковь? А снаружи находятся все остальные – все неверующие, все иноверцы и еретики, все некрещёные, а также те из крещёных людей, которые не знают должным образом вероучение Православной Церкви или имеют от него догматические отклонения, и не понуждают себя к жизни по Евангелию.
«Христиане, одни православные христиане, и притом проведшие земную жизнь благочестиво или очистившие себя от грехов искренним раскаянием, исповедью пред отцом духовным и исправлением себя, наследуют вместе с светлыми Ангелами вечное блаженство. Напротив того, нечестивые, т.е. неверующие во Христа, злочестивые, т.е. еретики, и те из православных христиан, которые проводили жизнь в грехах или впали в какой-либо смертный грех и не уврачевали себя покаянием, наследуют вечное мучение вместе с падшими ангелами», – пишет святитель Игнатий (Брянчанинов).
И в другом месте: «Покаяние возможно только при точном, хотя б и простом, знании православной христианской веры, чуждом всякой ереси и зломудрия».
Для чего я так схематично изобразил Церковь и отношение к ней разных людей? Для того, чтобы у нас было чёткое понимание того, что у Церкви есть границы, и того, что не всякий крещёный человек находится внутри этих границ. То есть, не всякий крещёный человек является православным по существенному (а не формальному) значению этого слова.
Об этом учит сама Церковь. Например, многими церковными канонами предусмотрено отлучение от Церкви тех людей, которые имеют неправильные суждения о ее догматах, Таинствах и о православном вероучении о спасении. Также многими канонами предусмотрено отлучение от Церкви и многолетние епитимьи за совершение смертных грехов. Поэтому, если крещёный в Православной Церкви христианин усвоит себе, например, какую-то ересь или совершит какой-либо иной смертный грех, то он сразу же оказывается за границей Церкви, то есть он перестаёт быть православным по своей сути. На рисунке этот случай изображён пунктирной стрелкой.
Причём человек оказывается духовно вне Церкви сразу же после усвоения ереси или совершения иного смертного греха. Святые отцы учат, что совершение смертного греха лишает человека благодати Святого Духа. «Знаменуя смерть души, святой Иоанн Богослов сказал: "Есть грех к смерти и есть грех не к смерти" (1 Ин. 5,16). Он назвал смертным грехом грех, убивающий душу, тот грех, который совершенно отлучает человека от Божественной благодати и соделывает его жертвою ада, если не уврачуется покаянием действительным и сильным, способным восстановить нарушенное соединение человека с Богом…», – пишет святитель Игнатий. А это и означает, что человек сразу же покидает духовные границы Церкви, потому что только в Церкви действует спасительная благодать Святого Духа (несмотря на то, что «Дух дышит где хочет» (Ин. 3:8), и призывающая благодать Божия действует абсолютно на всех людей, но спасительную благодать человек может принять только в Церкви).
А та анафема и та епитимья, которым должен предать и наложить на этого человека священнослужитель согласно канонам, лишь «юридически удостоверяют» факт его духовного отпадения от Церкви. То есть, отпадает человек от Церкви сразу же после совершения смертного греха ереси или любого другого смертного греха, а каноническая епитимья или предание его анафеме может состояться намного позже или вообще не состояться.
Это же относится и к случаю раскола, о котором я писал в одной из своих предыдущих статей. После публикации этой статьи некоторые читатели согласились с самим определением раскола, однако выразили сомнения в том, что этот раскол может быть совершившимся духовным фактом без соответствующего соборного определения. Но нет, духовный факт отпадения человека или группы людей от Церкви имеет место сразу же после того, как ими было совершено тяжкое отступление от догматического или нравственного Предания Церкви, а вот юридическое их отлучение может состояться много позже, а может и вообще не состояться (как это чаще всего и бывает сегодня).
Поэтому нам обязательно нужно иметь правильные понятия о Церкви, потому что, к сожалению, нынче эти понятия размыты, и слово «Церковь» часто звучит применительно к тем людям или сообществам, которые не имеют никакого отношения к Телу Христову. Для этого еще раз приведу здесь свои рассуждения, которые уже имели место в одной из предыдущих статей, посвящённой ответам на вопросы к статье о расколе.
Когда мы употребляем слово «Церковь», то в разных случаях можем подразумевать разные его значения.
Иногда мы употребляем это слово, имея в виду Церковь как мистическое Тело Христово, к которому принадлежат только те крещёные люди, которые веруют так, как учит Православная Церковь, которые своей жизнью по Евангелию стараются очищать свои сердца для действия в них благодати Святого Духа, которые честной борьбой со своими грехами и страстями и понуждением себя к исполнению евангельских Заповедей стараются расторгнуть свою дружбу с сатаной и сделаться друзьями Богу. Такое понятие о Церкви Христовой и её границах – её догматическом и нравственном Преданиях, вытекает из учения святых отцов о критериях принадлежности человека к Церкви Христовой. Назовем это понимание значения слова «Церковь» ДУХОВНЫМ пониманием. А саму эту Церковь будем называть Церковь – ТЕЛО ХРИСТОВО. Это понимание Церкви отражено в моем рисунке.
А иногда мы употребляем это слово в другом значении, назовем его условно ЮРИДИЧЕСКИМ. В юридическом значении Церковь – это то, что связано с в понятием Поместной Церкви – все те люди, которые занимают в земной церковной организации различные штатные должности – архиерейские, священнические и другие, это иерархическая структура Церкви, различные ее учреждения, ресурсы и подразделения, церковные здания и сооружения – храмы, монастыри и др., это архиерейские Соборы, Синод и их решения и иные нормативные акты, это все те ныне крещёные люди, которые приняли крещение от православных священников. Можно это понимание слова «Церковь» обозначить как: земная Церковь – ОРГАНИЗАЦИЯ.
Итак, мы имеем два понятия слова «Церковь»: Церковь – Тело Христово и Церковь – организация.
Количество людей, находящихся в земной Церкви – организации, сильно отличается от количества людей, принадлежащих к Церкви – Телу Христову. Членов Церкви в её духовном значении несравненно меньше, чем членов земной Церкви-организации.
Можно сказать так: всякий член Церкви – Тела Христова является членом Церкви – организации. Однако далеко не всякий член Церкви – организации является членом Церкви – Тела Христова. Для еще большей ясности приведу еще такую простую расхожую народную поговорку: всякая стерлядка – это рыба, но не всякая рыба – стерлядка.
Об этом же учит нас Господь в Евангелии: «Не всякий говорящий мне: «Господи, Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7:21), то есть исполняющий евангельские заповеди. «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7:13-14). «Пребудьте во Мне, и Я в вас» (Ин. 15:4) (пребывать в Господе, по толкованию святых отцов – значит пребывать в Его заповедях). «Кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф. 12:30). И др.
То есть, реальная, истинная Церковь Христова – это именно духовное сообщество людей, имеющих правильную Веру и живущих по евангельским заповедям. Как учат святые отцы, только такие люди по-настоящему принадлежат к Церкви, то есть являются воцерковлёнными. Таких людей всегда очень и очень мало, по сравнению с остальной массой крещёных. А то, что мы сейчас привыкли понимать под словом Церковь, является лишь условным наименованием земной церковной организации, посредством которой человек может войти (при понуждении себя к изучению Веры и жизни по Евангелию) в настоящую духовную Церковь – Тело Христово, чтобы спастись.
Для того, чтобы читатели могли наглядно понять, насколько мала по количеству своих членов настоящая Церковь Христова по сравнению с Церковью – организацией, приведу лишь один пример.
В своей статье «Зачем нам Евангелие» я подробно писал о том, что незнание евангельских заповедей, нежелание их изучать и жить по ним является смертным грехом. Каждый желающий может прочитать эту статью, а потом задать себе вопрос – а как лично он сам относится к Евангелию?
В качестве примера нашего отношения к Евангелию мы можем взять одну из евангельских заповедей, например: «Горе вам, смеющиеся ныне, ибо восплачете и возрыдаете» (Лк. 6:25). Видим ли мы эту Господню заповедь, когда читаем Евангелие? Понимаем ли её смысл? Понимаем ли, что эту заповедь дал нам лично Сам Бог, Который есть Истина, наш Творец, полновластный Владыка и Судия? Если видим и понимаем, то стараемся ли ее исполнять? Стараемся ли всеми силами удерживаться от веселья, смеха, шуток, насмешек, анекдотов, остроумных замечаний, просмотра различных юмористических программ и комедийных фильмов по ТВ и видеороликов в интернете (не говоря уже об участии в подобных шоу), от шумных веселых компаний, застолий, ненужных разговоров со своими знакомыми, которые любят пошутить и посмеяться, и проч.?
Специально для любителей проводить время на различных интернет-форумах задам и вопрос о том, стараемся ли удерживаться от желания написать какую-нибудь шутку, остроту, напомнить или дать ссылку на какую-то всем известную комедию или веселящий ролик, привести «крылатую» смешную фразу, сделать намек на какой-то анекдот? Если мы, зная эту Господню заповедь, всего этого не делаем, приводя себе различные оправдания в своих грехах, то это означает, что мы не хотим знать и исполнять заповеди нашего Бога, которые Он дал нам в Своем Евангелии. Это означает, что у нас нет страха Божия и удовлетворение наших греховных страстей для нас важнее, чем исполнение заповедей нашего Творца и Судии. Это значит, что именно к нам относится другая евангельская заповедь Господа: «Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном» (Мф. 5:19), то есть не войдёт в него, по толкованию святых отцов.
А сколько еще подобных малейших заповедей мы не замечаем, читая Евангелие? «Горе вам, пресыщенные…» (Лк. 6:25), «Горе вам, богатые…» (Лк. 6:24), «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо…» (Лк. 6:26), «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда...» (Мф. 12:36-37), «Бодрствуйте на всякое время и молитесь» (Лк. 21:36) и проч. и проч.
А бывает, что замечаем, но не останавливаемся на них, пропускаем их или объясняем их себе так, как нам удобно их понимать, оправдывая себя в их нарушениях. Но ведь именно это и является признаком фарисея, совершившего богоубийство!
Святитель Игнатий Брянчанинов) пишет: «Фарисей, довольствуясь исполнением наружных обрядов религии и совершением некоторых видимых добрых дел, нечуждых и язычникам, раболепно служит страстям, которые старается постоянно прикрывать, которых в значительной степени не видит в себе и не понимает, которые производят в нем совершенную слепоту по отношение к Богу и всему Божественному учению. Познание, а потому и зрение в себе действия душевных страстей доставляется покаянием; но фарисей для чувства покаяния недоступен. Как может сокрушиться, умилиться, смириться сердце, удовлетворенное собою? Неспособный к покаянию, он неспособен зреть света заповедей Божиих, просвещающих очи ума. Хотя он и занимается чтением Писания, хотя видит в нем эти заповеди, но в омрачении своем не останавливается на них: они ускользают от взоров его, и он заменяет их своими умствованиями, нелепыми, уродливыми».
Итак, есть два понимания принадлежности к Церкви – духовное и юридическое. Соответственно, могут быть и два разных понимания отпадения от нее.
А теперь давайте взглянем с этой точки зрения на всех нас – современных верующих людей, считающихся «воцерковлёнными». Если с нами не проводилось длительного Оглашения, которое требуется церковными канонами, если никто из священнослужителей не проверял нас на предмет наличия у нас нераскаянных смертных грехов, если никто не выяснял у нас – как мы знаем Евангелие и стараемся ли исполнять в своей жизни евангельские заповеди, то совершенно логично предположить, что очень и очень многие (мягко говоря) из нас вовсе не являются членами Церкви Христовой, то есть вовсе не являются православными христианами. <…>
Исключение составляют лишь те христиане, которые смогли долгими трудами по изучению творений святых отцов самостоятельно научиться Вере и евангельской нравственности. Однако таких людей сегодня чрезвычайно мало, о чём я также уже не раз писал.
Вот такова настоящая катастрофическая ситуация в современной земной Церкви. Так что же нам удивляться нынешним попущениям Божиим? Зачем Богу такой православный народ, в котором лишь его малая часть является верующей и регулярно посещает храмы, а большинство людей из этой верующей части принимают Таинства себе в осуждение и в смерть вечную, ругаясь тем самым над Телом и Кровью Христовыми? Зачем Богу сохранять этот мир, в котором уже не остаётся спасающихся?
Единственная возможность изменить попущения Божии или хотя бы отсрочить их окончательную развязку для возможности нашего покаяния – если наши пастыри и архипастыри начнут реально проверять у людей их веру, начнут по-настоящему их оглашать, запретят приступать им в своем неисправленном состоянии к церковным Таинствам, начнут учить их покаянию, борьбе со своими грехами и страстями и прочим духовным деланиям христианина. <…>
Вывод один – нужно успевать спасаться всем, кто всерьез беспокоится о своей вечной участи, нужно использовать каждый оставшийся день как последний для своего личного покаяния, для решительной борьбы со своими грехами и страстями. Это – единственная возможность для каждого из нас спастись самому и вымолить у Бога еще немного времени на ПОКАЯНИЕ для всего нашего народа.
Виктор Николаевич Фролов, православный христианин, Нижегородская область