От редакции: Автор не называет имени критика, которому отвечает, но всем следящим за дискуссией понятно, что речь идёт обо мне. Нет времени пространно возражать автору. Но, читая тексты В.Н. Фролова, меня не покидает чувство, что это – пример православного начётничества. Вроде всё внешне правильно, правильные аргументы, ссылки на святителя Игнатия, а вот чего-то не хватает, с чем-то не может согласиться сердце. Потом понял с чем, – любви нет. А что всё без любви мы знаем из Апостола Павла. А.Д. Степанов.
В последнее время мне не раз доводилось писать о том, что в результате искаженной практики современного воцерковления верующих людей и их пастырского окормления, большинство тех крещеных людей, кто нынче еще посещают храмы, находятся в состоянии лишь внешней, обрядовой «воцерковленности». То есть они формально – по факту своего крещения, посещения храма как здания и участия во внешней церковной жизни принадлежат к нашей поместной Церкви как к организации. Однако духовной Церкви как мистическогоТела Христова большинство из них не может не быть чуждо по причине того, что они не вошли в него теми вратами, которыми заповедал входить в Свою Церковь Сам Господь и святые отцы, объяснившие нам Евангелие. (Более подробно об отличии Церкви – организации от Церкви – Тела Христова я писал здесь). Эти врата – точное знание Православной веры и покаяние, как учат о нем святые отцы.
Читая отклики на последнюю мою статью, в которой я также писал об ошибочной практике воцерковления, я увидел, что некоторые читатели сделали неверные выводы из написанного мною. Некоторые делают замечания, что я упорно не хочу признавать того, что люди, не прошедшие правильного оглашения и не имеющие правильного представления о Церкви, по мере участия в церковной жизни, в том числе и в церковных Таинствах, и приобретая тем самым церковный опыт, могут стать по-настоящему воцерковлёнными людьми. Еще одно подобное заключение делается о том, что я утверждаю, будто бы без правильного оглашения нельзя приступать к Таинствам. И поэтому мое мышление некоторым представляется схоластическим.
Все это не совсем правильное понимание смысла того, о чем я пишу. Я надеюсь, что именно таких слов в моих статьях не найдется. Если же где-то я и написал именно так, то нужно считать это моей ошибкой по невнимательности. Недостаточно ясное понимание сути написанного мною рождает представление о схоластичности моих рассуждений.
Если бы у верующих людей не существовало возможности по-настоящему (то есть духовно) воцерковиться даже при современных массовых искажениях Таинств и церковного Предания, в том числе и при отсутствии надлежащего Оглашения, то в современной земной Церкви просто совсем не осталось бы людей спасающихся. Ведь я и сам не проходил правильного Оглашения при Крещении, но тем не менее считаю себя человеком воцерковленным, и к Таинствам приступаю регулярно. Вопрос лишь в количестве тех верующих людей, которые смогли пробиться через эти преграды для настоящего воцерковления, воздвигнутые в современной земной Церкви неведением и самообольщением людей и злохитростью падших духов. А к этим «искусственным» преградам, связанным с современной искаженной практикой совершения таинств и духовного окормления, добавляются еще и естественные преграды падшего человеческого естества – его помрачение ума и пленение его сердца греховными страстями и демонами. Также дополнительной преградой является особая развращенность современных людей страстями и связанная с этим их немощь и теплохладность.
В результате усугубления и даже утроения мощи этих преград для реального воцерковления, они становятся практически непреодолимы для простого среднестатистического прихожанина. Это – высокие крепкие стены духовного Иерихона, построенные в несколько ярусов, защищенные и переплетенные сетями и колючей проволокой и неусыпно охраняемые полчищами демонов. А перед этими стенами вырыты глубокие рвы с острыми кольями на дне, а сверху они замаскированы обычной травой. А чтобы добраться до этих стен, нужно преодолеть труднопроходимый путь, который нам неизвестен и на котором у нас нет провожатого. А путь этот лежит через глухие дремучие дебри с ядовитыми гадами и насекомыми, через смердящие топи и болота с разными токсичными испарениями, вызывающими галлюцинации и искаженные видения, через высокие горы со множеством опасностей и другие трудности и препятствия. И нам нужно как-то преодолеть этот путь, в конце которого нас ждут рвы и стены заветного города - нашего мертвого плененного сердца, в которое мы должны как-то пробиться, чтобы его оживить, освятить и воцерковить.
«Истинная смерть сокрывается внутри, в сердце, и человек умерщвлен внутренне» (преп. Макарий Великий). Наше сердце находится в глубоком плену у страстей и злых духов. Это – результат грехопадения наших прародителей и признак нашей вечной смерти. В своем обычном состоянии, не очищенном от греховных страстей, оно никак не может быть причастником благодати Святого Духа. Чтобы начать свой путь духовного воцерковления, нужно сначала изучить Веру, а затем начать правильную и решительную борьбу с грехами и страстями, то есть начать очищать свое сердце. Чтобы действительно воцерковиться, нам нужно во что бы то ни стало пробраться в наше сердце этим трудным и страшным путем и освободить в нем хоть малое место для доступа к нему благодати Святого Духа. Это – путь тяжелый, мучительный и кровопролитный борьбы со своим падшим естеством и духами злобы поднебесной. «Отдай кровь и прими Дух», - сказали святые отцы. Если этого не сделаем – истинного воцерковления не будет. Нужно, чтобы наше сердце сделалось причастником спасительной благодати Святого Духа, которая может действовать только в Церкви, это и будет настоящим духовным воцерковлением. Я не говорю о том, что для воцерковления мы должны полностью освободить сердце от врагов. Полностью сокрушить стены иерихонские и очистить наше сердце от страстей может только Бог, и это будет означать наше окончательное спасение. Но для начального воцерковления нужно, чтобы благодать хоть немного, хоть изредка могла посещать наше сердце.
Но для этого мы сначала должны выполнить условия для того, чтобы открыть доступ благодати к нашим сердцам. Их пять, по учению святых отцов: 1) Точное знание Православной веры; 2) Отсутствие ложных, неправильных понятий о Вере, ересей и суеверий; 3) Отсутствие нераскаянных и непрекращенных смертных грехов; 4) Качественная борьба с греховными страстями; 5) Крещение в лоне Православной Церкви.
Пока хотя бы одно условие не выполнено, доступ к нашему сердцу для благодати закрыт.
Духовно воцерковиться – означает войти в Церковь Христову как в Его Тело, а не просто как в здание храма. В здание церкви мы можем зайти легко и без проблем, и никто у нас ничего не спросит на входе, а будут нас считать воцерковленными по факту нашего захождения в это здание. Духовно же воцерковиться – означает преодолеть этот вышеописанный трудный тернистый путь (изучить Веру) и пробить брешь в стенах нашего города - сердца, чтобы освободить к нему доступ для живительной и спасительной благодати Святого Духа (начать покаянную евангельскую жизнь, решительную и качественную борьбу со страстями), чтобы она помогала нам в нашей дальнейшей борьбе за его полное очищение.
Вот что означает реальное, а не внешнее воцерковление. А мы под воцерковлением привыкли понимать воцерковление нашего тела – мы ходим в храм, участвуем в богослужениях, постимся, молимся, даже участвуем в таинствах, и думаем, что мы тем самым уже воцерковлены, и выполнения этих наших действий достаточно для того, чтобы в нас могла действовать благодать Святого Духа. Но это ошибка – если мы будем ограничиваться только этим, то у нас нет никаких шансов воцерковиться реально, духовно, то есть войти в Церковь – Тело Христово. Мы обязательно будем обмануты злыми духами, и сделаемся теми самыми «гробами окрашенными», о которых говорит Господь, и так и останемся вне ее. Потому что мы не узнали пути к реальному воцерковлению – к очищению нашего ума от помрачения и нашего духовного сердца от греховных страстей и освобождению в нем места для благодати Святого Духа.
На этом пути всегда обязательно нужен провожатый, который бы сам уже имел опыт его прохождения и который бы знал все его тяготы, опасности и способы их преодоления. Если у нас есть проводник на этом пути, который сам его уже проходил, то мы можем надеяться с его помощью также совершить этот нелегкий путь. Если у нас есть необходимые орудия для того, чтобы сокрушить эти стены и препятствия, то мы можем постараться это сделать. Но если у нас всего этого нет, то шансы на преодоление этого пути и этих препятствий ничтожно малы, проще сказать – нулевые.
Всегда в Церкви имелись пастыри, которые опытно знали этот путь и могли бы вести по нему других людей, то есть постоянно учить своих людей Вере и покаянной жизни – борьбе со страстями и исполнению евангельских заповедей. Однако в последние времена таких пастырей уже нет, как об этом и предупреждали нас святые отцы, и это является особенностью нашего времени. Сами собой мы всему этому научиться не сможем. Чтобы нам узнать этот путь и получить орудия к его преодолению, нам необходимо очень тщательно и постоянно изучать творения святых отцов, которые оставили нам подробную карту этого пути и описание необходимых орудий и приспособлений для его преодоления и штурма города нашего сердца. Другого способа к прохождению этого тяжелейшего и опаснейшего пути для нас нет.
«Руководство писаниями святых отцов ведет гораздо медленнее, слабее; на пути этом гораздо больше преткновений: книга, начертанная на бумаге, не может заменить живой книги человека... Но руководство писаниями отеческими сделалось уже единственным руководством ко спасению по конечном оскуднении наставников. Кто подчинится этому руководству, того можно признать уже спасенным; кто же водится собственными разумениями или учением лжеучителей, того должно признать погибшим», – пишет святитель Игнатий (Брянчанинов).
«Чтение святых отцов должно быть тщательное, внимательное и постоянное… Враг вооружается против чтения отцов различными гордыми и хульными помыслами, старается ввергнуть подвижника в суетные попечения, чтоб отвлечь его от спасительного чтения, борет его унынием, скукою, забывчивостью. Из этой брани против чтения святых отцов, мы должны заключить, как спасительно для нас оружие, столько ненавидимое врагом», – далее пишет он.
Но кто из современных прихожан занимается внимательным и тщательным изучением творений святых отцов? При характере современной жизни у большинства людей просто нет времени для этого. Ведь изучение должно быть чрезвычайно тщательным, внимательным и ежедневным. Но даже и среди тех, у кого на это есть время (пенсионеры, инвалиды), найдется очень мало людей, кто использовал бы это время по назначению, и у которых были бы природные способности ума к этому чтению и изучению. Язык святых отцов отличается от нашего, и пишут они о вещах духовных, поэтому очень и очень немногие люди вообще способны понимать то, о чем пишут святые отцы. Кроме наличия свободного времени и умственных способностей, нужна еще и ревность к спасению. А большинство современных верующих людей теплохладны, и это не секрет. Если суммировать все эти факторы, то станет понятным, что реально самостоятельно воцерковиться без качественного оглашения и без пастырского научения евангельской нравственности способны чрезвычайно немногие люди. Это количество может исчисляться лишь малыми долями одного процента от числа всех современных «воцерковленных» христиан.
Что же тут удивительного? Спасающихся во все времена было мало, как и открыл нам Господь (Мф. 7:14), а сегодня, к обычным трудностям на пути к спасению прибавились еще и неумелость пастырей и всеобщая практика искажений церковных таинств. Поэтому реально воцерковленных среди всех прихожан – единицы.
Но все-таки, сама возможность воцерковиться остается. Для этого, повторюсь, необходимо тщательное изучение творений святых отцов Церкви. Думаю, что лучше всего читать святителя Игнатия (Брянчанинова) по причине того, что его труды полностью написаны на основании учения многих других святых отцов и являются их согласным учением (т.н. «консенсус патрум»). Если читать святителя Игнатия, то можно больше никого не читать – у него встречается множество ссылок на цитаты таких великих святых отцов, как Антоний Великий, Макарий Великий, Василий Великий, Исаак Сирский, Исайя Отшельник, Варсонофий Великий, авва Дорофей, Симеон Новый Богослов, Дмитрий Ростовский, Тихон Задонский и многих других. В его творениях (обычно – 7 томов) освещены все вопросы Православной веры, необходимые для качественного Оглашения и для научения евангельской нравственности и борьбе с грехами и страстями.
Итак, этот единственно спасительный тернистый путь к стенам своего сердца – изучение Православной веры, а последующая за ним духовная брань – борьба со страстями, как учат святые отцы. Поэтому тем, кто не проходил должного Оглашения, необходимо самому позаботиться о качественном изучении Православной веры по творениям святых отцов.
В заключение вернемся к мысли одного из читателей, послужившей причиной написания этой статьи. Она звучит примерно так: «Люди, не прошедшие правильного оглашения и не имеющие правильного представления о Церкви, по мере участия в церковной жизни, в том числе и в церковных Таинствах, и приобретая тем самым церковный опыт, могут стать по-настоящему воцерковлёнными людьми». Что же можно сказать об этой мысли? Не могу сказать, что она ошибочна, но она является неопределенной и размытой. Святитель Игнатий пишет: «Определительность в религиозных и нравственных понятиях имеет необыкновенную цену; неопределительность – большой недостаток, отзывающийся во всех действиях шаткостию, непрочностию». Вот и эта мысль хромает неопределительностью. Бывает, что какая-то мысль вырвана из контекста, и поэтому кажется неопределенной. Но читатель к этой своей мысли ничего более не пояснил, и поэтому нужно полагать, что он и в самом деле так считает.
Тогда нужно спросить у ее автора – а как такие люди, которые не прошли Оглашение, смогут узнать свою Православную веру? Хорошо, если они будут усиленно изучать творения святых отцов, но выше я показал, что крайне мало современных людей имеют такую реальную возможность. Что читатель подразумевает под церковной жизнью? По всей видимости, вовсе не регулярное прослушивание Огласительных бесед. Из участия в церковных Таинствах также нельзя научиться правильно веровать. Можно заучить на память Символ Веры, но заучить его мало – нужно хорошо понимать его вероучительный смысл. И, конечно, Символом Веры далеко не ограничиваются точные понятия о Православной вере.
«Покаяние возможно только при точном, хотя б и простом, знании православной христианской веры, чуждом всякой ереси и зломудрия», – пишет святитель Игнатий. А если предположить, что человек, не прошедший Оглашения и начавший «жить церковной жизнью» и «участвовать в Таинствах», любит смотреть разные ролики на ютубе на религиозные темы. А так как его никто не научил своей Православной вере, то он и смотрит всех подряд – и православных, и раскольников, и еретиков, и все ему интересно, и все ему нравится, и он со всеми согласен. И одновременно он участвует в церковных Таинствах. Но ведь тогда эти таинства неизбежно будут ему в осуждение и смерть вечную. И, по словам Апостола, нередко подобные люди болеют и даже умирают. Кто, как не пастырь, будет отвечать за смерть этого человека, если Бог попустит этому быть? Кстати, мне известны подобные случаи неожиданных и скоропостижных смертей после недостойного причащения.
Кто научит таких людей Вере, покаянию, борьбе со страстями, исполнению заповедей Евангелия, если этого не делают пастыри? Может быть, подразумевается, что это будет делать лично Бог или Ангел? Но нет, такие мысли святые отцы учат отвергать и не ждать никаких явлений и откровений от Бога, ангелов или святых.
Таких людей, на самом деле, действительно может научить вере ангел, но только ангел падший – злой дух, который всегда рядом и готов подсказать человеку какую-то ложную, суеверную или еретическую мысль с целью его погубить. И, к сожалению, нужно думать, что большинство нынешних «воцерковленных» людей научены своей кривой вере именно таким образом.
Поэтому, для того, чтобы эта исходная мысль: «люди, не прошедшие правильного оглашения и не имеющие правильного представления о Церкви, по мере участия в церковной жизни, в том числе и в церковных Таинствах, и приобретая тем самым церковный опыт, могут стать по-настоящему воцерковлёнными людьми» была полностью правильной, ее необходимо дополнить следующими словами: «при обязательном условии того, что эти люди приложат максимум усилий для тщательного изучения своей Православной веры и творений святых отцов, научающих борьбе с грехами и страстями». И я бы еще добавил: «Но таких людей крайне мало».
А ты, дорогой читатель, уверен в том, что прошел свой тернистый путь изучения Православия реально, а не мечтательно? Проверял ли ты себя на знание Веры, на наличие нераскаянных смертных грехов и страстей, на знание Евангелия и Господних заповедей?
Виктор Николаевич Фролов, православный христианин, Нижегородская область
22. Ответ на 18, prot:
Идеальное оглашение - это некий максимализм,свойственный неофитам.Образно говоря - прежде рождения ребенка требовать от родителей гарантий,что он будет хорошим человеком.Ведь в статье не говорится об идеальном оглашении. Говорится лишь о том, что воцерковление невозможно без тщательного изучения своей Православной веры. И если сегодня пастыри не хотят оглашать людей, то люди должны сами позаботиться об этом.
И правильно приводятся случаи,когда крестившиеся без тщательного оглашения-водой или кровью становились святыми.Случаи приводятся правильные, однако неправильно думать, что эти люди не знали основ Православной веры. В каждом из случаев они были кем-то научены. Не всегда об этом говорится в кратких описаниях их страданий, потому что цель этих описаний иная – рассказать об их подвиге мученичества.
То же относится и ко младенцам,которых крестят.Младенцев нельзя крестить при невоцерковленных родителях или крестных. Иначе кто научит их Вере?
Вот от такой ложной практики – крестить всех подряд без проверки знаний Веры у родителей и крестных и выяснения степени их воцерковления - дети, достигнув определенного возраста (10-13 лет), и уходят из храма, а часто вообще приобретают враждебное отношение к Церкви.
А отвечать перед Богом за вечную участь каждого из них придется в том числе и священнику. Потому что допустил до участия в Таинствах Церкви неверующих крестных и родителей.
И то,что нет подлинных пастырей тоже заблуждение - следующий шаг,что нет и Церкви.А она есть и будет до скончания времен.Как легко написать несколько пустых слов.
А ведь автор статьи, чтобы показать печальное состояние дел с пастырским окормлением в современной земной Церкви, написал не одну статью, с многочисленными подтверждениями своих рассуждений ссылками на учение Церкви.
21. Ответ на 17, Павел Тихомиров:
Но не сразу.
А потом - когда нужно будет учиться преодолевать искушения.
Ну Вы так рассуждаете, как будто у Вас совсем нет никакого опыта подобного рода.
Совет: Не торопитесь реагировать. Слово - не воробей. Увы.
Самому потом будет горько за свою поспешность в суждениях.
Это не горячность. Это РЕВНОСТЬ по Богу, которая д.б. у каждого православного христианина.
Брат Алексий правильно сказал, что на форуме присутствуют силы, которым ох как не приятны духовно - нравственные предания, а конкретно - труды св. Игнатия Брянчанинова.
Теперь из высказываний на форуме хотя бы понятно, кто верный Богу православный христианин, а кто скрытый враг и специально прикрывается, называя себя православным. Благодарю РНЛ, что предлагает свою информационную площадку всем желающим, как православным, так и врагам православия. С НАМИ БОГ! (Ис.8)
20. Ответ на 17, Павел Тихомиров:
Но не сразу.
А потом - когда нужно будет учиться преодолевать искушения.
... Ну, тогда можно сказать, что автор статьи говорит несколько о другом. Если я правильно понял - Вы о том, что познание вероучительных истин через аскетическую практику - процесс медленный, дается потом и кровью и опытом на жизненном пути. И здесь Бог -главный Учитель. Все так, но если Вы о чем то другом - тогда уж я не понимаю. Автор же статьи говорит о необходимости вообще элементарного у приходящих в храм Божий - знаний основных вероучительных истин православной Веры просто хотя бы на уровне знания элементарных понятий и определений. А то происходит как говорила блаженная старица Пелагея Рязанская - люди будут как бревна стоять в храмах, не зная и не понимая молитв. Просто как пример , иллюстрация понимания нами смысла того, что делаем, вернее не понимания - на Литургии, заканчивается первая часть - оглашенные,главы ваши Господеви преклоните! - многие, большинство наверное, - преклоняют головы. Оглашенные, изыдите - стоят, остаются на Литургию верных. Вот такие мы оглашенные, такое у нас оглашение и уровень понимания нами того, что мы делаем, о чем молимся и чего нам надо и чего мы хотим и кто мы вообще такие - русские ли, православные?
19. Ответ на 13, Павел Тихомиров:
Ув. Виктор, всё дело в том, что Вы полагаете, что вера вызревает от усвоения информации о вере.Да, я так полагаю, но только по той причине, что так полагает Церковь. Именно это учение Церкви я и стараюсь отразить в своих статьях.
«Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Римл.10:17).
«Отчего мы не имеем веры? Оттого, что не принимали, не хотели принять никакого труда к изучению христианства, к стяжанию ВЕРЫ ОТ СЛУХА (см.: Рим. 10, 17), которою доставляется ясное теоретическое познание христианства, к стяжанию ВЕРЫ ОТ ДЕЛ (см.: Иак. 2, 18), доставляющей деятельное познание христианства. От этих двух познаний возводится стяжавший их, возводится Самим Богом, как засвидетельствовавший... искренность желания своего познать Бога, возводится к таинственному, существенному духовному познанию, всегда соединенному с ЖИВОЮ ВЕРОЮ...
Учение вере должно предшествовать Крещению; учение жительству по заповедям должно последовать Крещению. Первое учение – теоретическое, второе – практическое... Первое учение можно уподобить основанию здания, а второе – самому зданию, воздвигнутому на этом основании…
Покаяние возможно только при точном, хотя б и простом, знании православной христианской веры, чуждом всякой ереси и зломудрия»
святитель Игнатий (Брянчанинов).
Но знание делает нас правоверными теологами.
А православными нас делает всё-так нечто совсем иное.
Некто Иной.
В том случае, когда мы открываем свою душу действию Его Благодати.
Да, одного только знания недостаточно. Но знание является первым шагом к стяжанию этой благодати. Не сделав этот шаг, невозможны последующие шаги.
Потом - да, потом уже нужен будет и опыт определённый, и совет искусных аскетов, дабы не подменить молитву йогой или аутотреннингом или того хуже.
Но это будет уже потом. Когда закончится неофитство и Господь будет ждать от нас дел веры, в т.числе аскетических подвигов.
Но это будет уже потом.
Следующий шаг после изучения Веры – это правильная борьба со страстями и стремление к жизни по заповедям Евангелия. Путь к спасению – это вполне определенный и последовательный путь. Он со всей подробностью описан в творениях святых отцов.
Если же будем изобретать свои пути и свои последовательности действий – что сначала, а что потом, то обязательно заблудимся.
Уже заблудились…
18. Цель - воцерковление,обожение.
17. Ответ на 15, р.Б.Алексий:
Но не сразу.
А потом - когда нужно будет учиться преодолевать искушения.
Ну Вы так рассуждаете, как будто у Вас совсем нет никакого опыта подобного рода.
Совет: Не торопитесь реагировать. Слово - не воробей. Увы.
Самому потом будет горько за свою поспешность в суждениях.
16. Ответ на 13, Павел Тихомиров:
Но знание делает нас правоверными теологами.
А православными нас делает всё-так нечто совсем иное.
Некто Иной.
В том случае, когда мы открываем свою душу действию Его Благодати.
Потом - да, потом уже нужен будет и опыт определённый, и совет искусных аскетов, дабы не подменить молитву йогой или аутотреннингом или того хуже.
Но это будет уже потом. Когда закончится неофитство и Господь будет ждать от нас дел веры, в т.числе аскетических подвигов.
Но это будет уже потом.Вера от слышания... И да - автор не предлагает всем заканчивать духовные семинарии и академии. А то некоторые правильно и перекреститься не умеют...Хотя и это тут оправдают...
15. Ответ на 13, Павел Тихомиров:
Но знание делает нас правоверными теологами.
А православными нас делает всё-так нечто совсем иное.
Некто Иной.
В том случае, когда мы открываем свою душу действию Его Благодати.
Потом - да, потом уже нужен будет и опыт определённый, и совет искусных аскетов, дабы не подменить молитву йогой или аутотреннингом или того хуже.
Но это будет уже потом. Когда закончится неофитство и Господь будет ждать от нас дел веры, в т.числе аскетических подвигов.
Но это будет уже потом. Потом... потом... я не знаю как, какими кавычками передается полная горечи улыбка, если не смех...Потом..не сейчас.... Я это уже слышал где-то слышал... Да - Керенский! Я донесу чашу Вашей власти не проронив ни капли - Вы будете Царем, Вас выберут, но потом, а сейчас если Вы не подпишите - я не ручаюсь...., все остальное ПОТОМ...
14.
13. Ответ на 10, Виктор :
Но знание делает нас правоверными теологами.
А православными нас делает всё-так нечто совсем иное.
Некто Иной.
В том случае, когда мы открываем свою душу действию Его Благодати.
Потом - да, потом уже нужен будет и опыт определённый, и совет искусных аскетов, дабы не подменить молитву йогой или аутотреннингом или того хуже.
Но это будет уже потом. Когда закончится неофитство и Господь будет ждать от нас дел веры, в т.числе аскетических подвигов.
Но это будет уже потом.