В тлг-канале официального представителя МВД Ирины Волк был опубликован дежурный материал, который, тем не менее, вызвал большую информационную волну: «В торжествах в 6 тысячах населенных пунктов Российской Федерации приняли участие более 1,4 млн человек».
Из чего был сделан вывод, который потом звучал «из каждого утюга»: «Количество прихожан РПЦ уменьшилось вдвое»!
Одним из первых на эту информацию отреагировал о.Павел Островский, опубликовавший в своём блоге следующий комментарий: «Ну почему бы для начала не перепроверить свою отчетность с компетентными людьми, чтобы так не «лажать» на самом высоком уровне? Если на Рождество Христово в храмы пришло только 1.4 млн человек, то не сложно посчитать, что в среднем на одно православное молитвенное помещение в России (21.849 помещений) пришло 64 человека. Ну, ведь это очевиднейшая брехня! Мне кажется, что официальному представителю МВД РФ Ирине Волк надо бы внимательнее подходить к той статистике, которую ей подсовывают подчинённые. Тем более, что все прихожане храмов особо не заметили сотрудников МВД на праздник Рождества Христова – в том смысле, что полицейские сидят обычно в машине около территории храма, но никак не бегают с калькулятором, чтобы подсчитать количество прихожан».
Таблица из Тлг-канала "Советский патриот"
Достаточно подробно по этому поводу высказался постоянный автор «Русской Народной Линии» историк Леонид Евгеньевич Болотин: «У нас в Успенском Храме посёлка Щапово (Новая Москва) только на Рождественской Службе утром было около трехсот прихожан, к Причастию храм был битком от людей, причём большинство сняли куртки и шубы, сложили вдоль стен, на подоконниках горами, так как одетыми люди просто не поместились бы. Детей причащалось примерно 35-40. А потом к концу службы приехали отпевать какого-то влительного богача или высокопоставленого чиновника за сотню народу, когда мы вышли все, они стали заходить. Так что я думаю, за 7 Января храм посетило ещё и помимо службы в общей сложности значительно свыше полутысячи человек из жителей поселка, так как храм в Праздники открыт весь день. Настоятель храма Отец Георгий Еврастов читает вслух у Престола записки о здравии все, какие подают – и заказные, и простые, и поданые на длительный срок. В Рождество он читал их более получаса, притом звучало более сотни имён воинов и воевод, читал и большую молитву о даровании Победы, в общем я в уме смог упомянуть за то время не только всех своих Сродников, Духовных, Друзей, Соратников, но и многие десятки Знакомых вспомнил, которых не видел или не общался почтой, телефоном годами, а то и десятилетиями.
САМ ГОСПОДЬ будто Подсказывал их Имена. Причастников, в том числе и моя Нина, было сотни полторы народа. Хотя, например, на Святого Николу Зимнего 19 Декабря храм был заполнен весь по санитарным нормам храмовой архитектуры, но народу было значительно меньше, уж никак ни битком был набит.
По почти сорокалетнему организационному опыту проведения общественных мероприятий с учётом числа собравшихся не на глаз, а по головам, в общем для статистики я бы указал более 550 человек, посетивших 7 Января 2024 года Успенский храм Щапово. По обычным Воскресным дням зимой там едва ли бывает 70-100 человек. Летом, конечно, больше из-за дачников».
***
Получив столь обстоятельный комментарий, я разместил в сети ВКонтакте, а так же в нескольких чатах сети Телеграм объявление следующего содержания: «Дорогие друзья, просьба поделиться НЕОФИЦИАЛЬНОЙ информацией по статистике, а то вброс был достаточно провокационный – якобы в этом году на МИЛЛИОН людей меньше, т.е. на 40%. Прошу присылать короткие комментарии: место; сколько у вас было молящихся; сколько причастников; население города/села, количество храмов».
***
Предлагаю вниманию читателей, а также всех, заинтересованных в обретении более-менее трезвого взгляда на наши реалии, кратенькие комментарии, полученные мною сегодня, 09.01.24 г.
Йошкар-Ола. Иверский Храм, более 70 человек (считая и детей), причастников более 50.
Марий Эл, с. Красная Речка. Храм прпп. Зосимы и Савватия Соловецких Чудотворцев. Причастников 40, а всего 45. Полиции в селе точно не было.
Новозыбков. В городе 3 храма РПЦ МП и 2 храма старообрядческие: РПСЦ и ДПЦ. Ночное богослужение служилось в храме Рождества Богородицы. Храм набит битком, порядка 200 человек, причастников около 80. В другие храмы люди приходили уже утром.
Пермь, пригород. В селе на 10 тыс. человек было около 300 человек на ночном богослужении. Причастников – 103, из них примерно 20 – дети. Из полиции – наряд ДПС у въезда на территорию храма.
Санкт-Петербург. У нас храм небольшой на Софийской, не считал: сколько было на ночной литургии, но был храм полный, полагаю больше 100 чел., причащались, как сказал настоятель, две трети, детей было немного. По моим впечатлениям количество людей на литургии было как в прошлом году. Лица в основном знакомые. Полиция была, один со мною даже дружелюбно поздоровался.
Боголюбово. В монастыре было порядка 500 чел. Причастников примерно половина. Есть еще храм Иоакима и Анны. Сколько там было людей, не знаю.
Москва, центр. Ночная литургия – полный храм. Причастников было очень много, включая молодежь, детей и стариков. Стояли в тесноте.
Москва, окраина. На ночной в наш храм можно было зайти и было более-менее просторно. Причастников 175 человек, бывало в разы больше. На поздней - 165. Но людей, действительно, меньше. Может, уехали за город и там в храмы. Еще знаю, люди болеют и не смогли дойти до храма.
Московская область, Ступинский район. По моим субъективным ощущениям в этом году на ночной службе прихожан намного меньше, действительно процентов на 30-40. Сам был удивлен этому. Местность сельская, посчитал причиной этого меньшее количество дачников из Москвы из-за морозов.
Обнинск. Утренняя служба, 7 января. Храм полный, практически все причащались! Вечером молодежная группа с батюшкой ходят по квартирам инвалидов и стариков, поют колядки!
За Окой на даче. Народа в храме было много на всех службах: и в день Святого Иоанна Кронштадтского, и в Сочельник с утра на Литургии Святого Иоанна Златоуста, и на Всенощной перед Рождественской службой, и на ночной службе Святого Василия Великого. Почти все прихожане исповедовались и причащались. Даже дети не ушли с Рождественской ночной службы, а с утра уже участвовали в Рождественском празднике( но не в храме)…Слава Богу!..Это неправда, что прихожан в храме становится меньше…8 января вновь все пришли на Акафист Пресвятой Богородицы. Списки поминаемые воинов огромные.
А вот комментарии, которые были опубликованы в чате блога о.Павла Островского. В чате содержится более тысячи комментариев, просто процитируем малую толику, которая хорошо отражает ситуацию.
Краснодар. Храм Вознесения Господня, большой, но в частном секторе, приход не велик. В этом году все рекорды побили, ночная литургия только причастников 120 человек и ещё столько же просто участников, на поздней 80 причастников.
Кисловодск, Никольский храм. Утром на Литургии было около 200 человек минимум. Храм большой, был заполнен.
Ессентуки, Никольский храм, около 400 человек, на ранней Божественной Литургии, которая началась в 00:00, а на позднюю Божественную Литургию, которая началась в 8:00, думаю, пришло не меньше людей. По моим наблюдениям прихожан стало больше.
Самарская область, пос.Курумоч. Не меньше 200 чел на вечерней службе.
Воронежская область, г. Лиски, центральный храм Владимирской иконы Божьей Матери. Было около 257 человек. Это только те, кто достоял и подошёл к кресту. А ведь часть людей ушла могла не подойти, уйти раньше. Часть раньше уходят (родители с детьми).
Липецк, Храм прп. Сергия Радонежского. На ночной службе с 6 на 7 января был полный храм, люди на ступеньках даже стояли. По ощущениям человек 300-400, может и больше, храм большой. Причастников наверное 200-250, из трёх чаш причащали.
Липецк, храм Иоанна Предтечи, храм небольшой. Причастников на ночной службе – 180 человек.
Новосибирск, Вознесенский собор, я смотрела прямую трансляцию, ну человек от 500 точно, т к храм был наполнен, но вообще всегда есть люди, которые приходят и уходят в течение всей службы, т. е. ещё больше людей посетило храм и ночью, и на утренней Литургии ,и в течение дня. Храм большой и всегда в воскресенье полный народу, тем более в Рождество. Полиция обычно всегда дежурит в такие праздники и пропускают через рамку. Хотя они же не считают этой рамкой людей.
Иркутская область, г. Братск, Собор Рождества Христова, около 120-130 человек пребывающих постоянно в течение богослужения.
Москва, Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» при Старо-Екатерининской больнице, примерно 100 человек.
Москва, ХРАМ ТРОИЦЫ, Кожухово. На двух литургиях было не менее 800 человек.
Москва, Троицк. Главный храм округа ТиНАО, большой просторный, ночью полон был (и всегда так на праздники), плотно все стояли, причащались большинство. Вместимость 800 чел.
Санкт-Петербург, Собор Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского Полка. На утренней службе, думаю, не меньше 600-700 человек, из которых только бойцов Росгвардии, пришедших на Рождественскую службу – около 250.
Ленинградская область, военный городок. Храм маленький на литургии человек 100+150 солдат и курсанты, а вот полицейских вообще не было.
А теперь поразмышляем. Кому нужно озвучивать столь топорно обтёсанную липу?
Складывается впечатление, что вот эта якобы демонстрация некоего «демарша» преподносится целым рядом аналитиков, которые так или иначе критически относятся к некоторым тенденциям, имеющим сегодня место в РПЦ МП в качестве демонстрации некой общественно-политической позиции
Причём критики – чаще всего – настроены вполне патриотично и церковно. Они искренне негодуют и по поводу скандалов с нашими сановными церковными либералами, и по поводу безобразного скандала с епископом Леонидом, и многому другому, вплоть до ненормального положения в провинциальных епархиях. И этот демарш, повторюсь, наши единоверцы преподносят в качестве протеста против всего плохого, имеющего место в Церкви.
Но полагаю, что никакого демарша не было. Во-первых, потому что «политически подкованных прихожан» не так уж и много в сегодняшних наших храмах. Во вторых, потому что, повторюсь, никакого «демарша» не было. О чём свидетельствует проведённый несколькими блогерами неофициальный сбор неофициальной статистики.
Но этот опыт, несомненно, полезен. Давно пора от идеи создания церковно-общественной статистико-социологической службы перейти к реализации этого несомненно необходимого инструмента учёта настроений в среде наших единоверцев. И не только настроений, но и реальной деятельности. Неудачный анкетный опыт «социологических опросов» у нас был, но тут нужны какие-то новые методы доверительного взаимодействия с приходами, благочиниями, а в перспективе – с епархиями.
И позволю себе высказать сугубо личное мнение. Государство возвращается сегодня в сферу культуру и в СМИ. Не исключено, что государство вернётся и в околоцерковную среду. И от того – с чем там столкнутся внимательные и требовательные ревизоры – зависит очень многое. Как для всех нас, мирян, причащающихся Святых Таин, так и для представителей духовного сословия. Не уверен, что в интересах клира пресекать инициативы, направленные на укрепление авторитета Православной церкви.
Павел Вячеславович Тихомиров, помощник главного редактора «Русской Народной Линии»
14.
13. Ответ на 12, Человек:
Весьма возможно. При этом поддерживают данную провокацию и те, кто противопоставляет Неугасимую лампаду Вечному огню (т.е., фактически, гражданский символ - церковному, светскую власть - духовной, Императора - Патриарху и т.д.).
12. Ответ на 5, Павел Тихомиров:
11. Ответ на 9
10. Ответ на 9, Павел Тихомиров:
Принципиальных отличий между зажжённым на могиле (или у памятника) огнём нет - масляный ли он, или газовый.
В советское время он, вероятно, задумывался именно как вытесняющий лампаду верующих; принципиально зажигался не пред Богом, а чисто среди людей - но сейчас этих условий никто не ставит. Что мешает считать его лампадой?
Наш покойный митрополит Николай - фронтовик, имевший боевые ранения и награды - ежегодно 9 мая служил панихиду у главного городского мемориала солдатам и, соответственно, у "Вечного огня", который вполне естественно воспринимался как лампада.
9. Ответ на 7, Русский Сталинист:
Смыслова" про "пропагандиста РОА у микрофона", опубликованый в новогоднюю ночь, и удалённый сразу после моего ответа на него путём моего неопубликованного комментария про "пропагандиста ЦИПСО у микрофона"? А до этого точно по такой же схеме (провокационный комментарий- мой ответ на него- удаление провокационного комментария) был удалён комментарий другого пламенного антисоветского патриота "Серёги с Малой Бронной", в котором он требовал снять красные звёзды с кремлёвских башен и погасить вечный огонь. Вот интересно, это кому-то из Редакции стыдно стало за своих единомышленников по "Белой Борьбе", или кому-то из Редакции страшно стало за возможную ответственность за публикацию подобных комментариев? А то с засевшими на РНЛ "советскими патриотами", которые всех подряд облаивают понятно, что с них, "совков" неразумных, шариковых и швондеров, взять, а вот что насчёт засевших на РНЛ "антисоветских белых патриотов", "истинно Православную соль Земли Русской", чьи провокационные комментарии сперва публикуют, а потом удаляют? Что это за игры? Меня что, заочно, без моего ведома, приняли на работу ассенизатором на форуме РНЛ? В таком случае, прошу меня уволить с занимаемой должности, и либо вообще не публиковать подобные провокационные комментарии "белых антисоветских патриотов", либо же, если уж опубликовали, не удалять их после моих ответов на них, а то это как-то не очень красиво выглядит.
Не понимаю, о каких играх идёт речь?
Что касается комментария, то я иногда открываю комменты под своими материалами, но не все. этого комментария не видел.
Если бы это было на ветке под моим материалом, я бы поставил с купюрами.
Т.е. Вечный Огонь не трогать.
К сожалению, в нашем обществе безбожном именно этот символ вытеснил символ Неугасимой лампады. Но призывать убирать Вечный Огонь я бы не стал, чтобы не провоцировать реакцию у неправославной части патриотов.
Можете пожаловаться на меня А.Д.Степанову.
Или в органы. Как будет угодно.
8. Вопрос
7. На 5 комментарий
Смыслова" про "пропагандиста РОА у микрофона", опубликованый в новогоднюю ночь, и удалённый сразу после моего ответа на него путём моего неопубликованного комментария про "пропагандиста ЦИПСО у микрофона"? А до этого точно по такой же схеме (провокационный комментарий- мой ответ на него- удаление провокационного комментария) был удалён комментарий другого пламенного антисоветского патриота "Серёги с Малой Бронной", в котором он требовал снять красные звёзды с кремлёвских башен и погасить вечный огонь. Вот интересно, это кому-то из Редакции стыдно стало за своих единомышленников по "Белой Борьбе", или кому-то из Редакции страшно стало за возможную ответственность за публикацию подобных комментариев? А то с засевшими на РНЛ "советскими патриотами", которые всех подряд облаивают понятно, что с них, "совков" неразумных, шариковых и швондеров, взять, а вот что насчёт засевших на РНЛ "антисоветских белых патриотов", "истинно Православную соль Земли Русской", чьи провокационные комментарии сперва публикуют, а потом удаляют? Что это за игры? Меня что, заочно, без моего ведома, приняли на работу ассенизатором на форуме РНЛ? В таком случае, прошу меня уволить с занимаемой должности, и либо вообще не публиковать подобные провокационные комментарии "белых антисоветских патриотов", либо же, если уж опубликовали, не удалять их после моих ответов на них, а то это как-то не очень красиво выглядит.
6. Ответ на 5, Павел Тихомиров:
https://dzen.ru/a/ZZu-CGKWyggARuNJ?share_to=link
Эти цифры навевают на мысли о том, что в стране складывается интересная ситуация: институт власти под названием РПЦ имеет лишь менее 1% в числе своих сторонников от всех 147 миллионов россиян, но пытается диктовать свои корпоративные законы всему обществу. Указывать в светской стране, кому и как себя вести, чего носить, диктовать свою мораль и идеологию, пользуясь своим личным влиянием на главу государства и гаранта Конституции, где
черным по белому написано, что Россия светское государство.
П.С. Что скажете, советские патриоты, засевшие тут, на православном сайте и облаивающие уже всех, кого только можно?
Дорогой Павел Вячеславович! Это результат труда либералов. Лично Вас и Ваших единомышленников.
Именно вы и довели некогда Великую Советскую державу до такого состояния.
Павел Вячеславович, у Вас много прекрасных детей. Вы хотите, чтобы они вошли в царство антихриста?
Только социалистическая Россия способна сохранить своих детей.
5. А вот, что пишут "советские патриоты"
https://dzen.ru/a/ZZu-CGKWyggARuNJ?share_to=link
Эти цифры навевают на мысли о том, что в стране складывается интересная ситуация: институт власти под названием РПЦ имеет лишь менее 1% в числе своих сторонников от всех 147 миллионов россиян, но пытается диктовать свои корпоративные законы всему обществу. Указывать в светской стране, кому и как себя вести, чего носить, диктовать свою мораль и идеологию, пользуясь своим личным влиянием на главу государства и гаранта Конституции, где
черным по белому написано, что Россия светское государство.
П.С. Что скажете, советские патриоты, засевшие тут, на православном сайте и облаивающие уже всех, кого только можно?