Показ сериала «Слово пацана» завершён, но его существование, выраженное в том числе в виде реакции на него, продолжается. Помощник главного редактора «Русской народной линии» Павел Вячеславович Тихомиров и магистр права Александр Валентинович Тимофеев осмысливают феномен нашумевшего фильма и необычное поведение его создателей.
Александр Тимофеев: Удивительная история, произошедшая с финальной, 8 серией сериала, побудила меня вспомнить один из основных выводов, сделанных Гегелем в его «Науке логики». Поскольку цитирование этой работы непосредственно нецелесообразно ввиду её чрезвычайной сложности, приведу изложение этой важной идеи, сделанное кандидатом философских наук Труфановым С.Н.: «Существование обнаруживает себя в виде множества существующих предметов, которые обосновывают своё присутствие в этом мире друг через друга. Существование, следовательно, это бесконечный ряд взаимосвязи обоснований и обосновываемых. Существование одной вещи обосновывает собой существование другой вещи и т.д.».
Труфанов приходит к следующему выводу: «познавать сущность вещи следует, основываясь на изучении не любого её состояния из числа тех, которые можно обнаружить в истории её развития или в мере её наличного бытия, а на изучении самого развитого состояния вещи, которое она неминуемо обретёт в процессе своего развития».
Итак, существование вещи, в том числе в её взаимодействии с иными вещами, есть часть сущности вещи, отсюда вывод – подлинное познание сущности вещи возможно лишь при познании её существования во взаимодействии сей вещи с другими вещами[i].
Гегель прав в том, что сущность вещи непознаваема без познания её существования. Итак, используя гегелевскую методу, я бы сказал, что сериал «Слово пацана» невозможно понять без его бытия, без его взаимодействия с другими вещами (без знания о реакции общества, о популярности фильма, о загадочной истории создания и пересоздания 8 серии, без, в конечном счете, учёта причин и подоплёки этого фильма).
Этим длинным вступлением я хотел показать недостаточность анализа только лишь самого фильма… История, возникшая по его поводу, – не менее, а возможно, и более интересная и важная вещь, нежели сам сериал.
Поэтому предлагаю поговорить о фильме и «кругах по воде», образованных его бытием…
Павел Тихомиров: Убеждён, телефильм вызвал не одни лишь «круги по воде». Четверть века назад, когда некоторые общественники пытались превратиться в политических технологов, нам рассказывали про это дело: «Всякое событие похоже на падение камня в воду. Могут быть брызги и пойдёт волна, а могут просто пойти круги по воде. Но это тоже неплохо. Хуже, когда просто "бульк" – и ничего более. Нужно учитывать всё: и параметры камня, и состояние водоёма».
Пожалуй, мы имеем дело даже не с «кругами по воде», а с волной. Во всяком случае – как бы ни иронизировали наши коллеги насчёт того, что мы занимаемся бесплатным постпродакшеном, уверен, тема важная.
А коль скоро в прошлой беседе мы начали с того, что попробовали тему встроить в контекст проблем, рассматриваемых Аристотелем, и его методом осмысления окружающей действительности, и теперь ты вот сделал столь пространное вступление о Гегеле, то, стало быть, продолжив разговор о фильме, необходимо как-то не обойти стороной этого великого певца национального романтизма.
Некоторые наблюдатели так и поступили уже, кстати.
Они рассматривают героев истории как тех, кто, подобно Раскольникову, рассуждает насчёт твари дрожащей. Это же как раз Гегель. В том смысле, что согласно мыслям этого философа некоторые личности имеют дар ощущать дыхание мирового духа (понимаемого, разумеется, пантеистически, вроде ноосферы).
И если деяния этих личностей, например, Наполеона, оказываются созвучны настрою ноосферы, то всё у него получается. До тех пор, пока Наполеон действует в соответствии с настроем. Как только начинает «фальшивить», уклоняясь не туда, сразу закачивается Аустерлицем и начинается остров св. Елены. А вот Робеспьер, не попал сразу в унисон, вот его дело и не срослось.
Вот в таком ключе, видимо, рассуждал герой Ф.М. Достоевского, говоря о «власть имеющем».
Я не вижу смысла делать из героев телесериала Раскольниковых, поскольку никто из них не мучился этой дилеммой.
Но о Гегеле всё-таки вспомнил.
Потому что создатели сериала всё-таки учуяли тональность настроя пусть и не мирового духа, но коллективного настроя постсоветских общества. И сделали нечто, что как раз и соответствует этому настрою. А потому фильм погнал волну. Дело «бульком» не ограничилось.
Александр Тимофеев: Именно эту мысль я изложил на форуме, и, судя по реакции форумчан, не вполне был понят. Меня поняли превратно: якобы я утверждаю, что фильм был создан народом, что это в своём роде народное творчество.
Однако я имел в виду иное. Я говорил об общественном мнении, которое, по моему убеждению, действительно существует, но ввиду сложностей с точным определением этого явления, а также с учётом отсутствия действенных способов его выявления, может создаться впечатления, что общественное мнение – это отвлеченное понятие, не имеющее своего бытия. Но это не так.
Далее я отмечал, что поистине великие творцы способны (в том числе интуитивно и даже не вполне осознанно) улавливать общественное мнение, в том числе существующее в виде настроений (настроя), и передавать его в своих произведениях. Собственно, отображение настроений народа делает произведение искусства великим, поистине шедевром.
«Слово пацана», на мой взгляд, в определённой степени вобрал в себя настроения постсоветского общества, и именно этим он и привлёк внимание столь большого числа людей, которым сериал оказался созвучен. Иные критики, правда, отрицают это обстоятельство, но их опровержения сводятся в основном к попытке доказать эфемерность общественного мнения или, по меньшей мере, неспособность создателей фильма отобразить общественное мнение. Я затрудняюсь ответить: каким образом авторы сериала смогли выразить в фильме народные чаяния и настрой. Но убеждён в том, что им эта задача удалась, особенно в «слитой» редакции 8 серии, правдивой, убедительной, наполненной мощью. Лично наблюдал слёзы на глазах 30-летних мужчин при просмотре этой серии. Лаконично, без фальши и надуманности… Блестящая работа! Восхитительная. Очевидно, вызвавшая катарсис у многих зрителей.
Но создатели испугались… Того, что невольно создали шедевр. Феноменальной популярности и резонансности своего детища… Правдивости фильма…
Или, как предположил Дмитрий Иконников, испугались «башен» Кремля.
В итоге гениальная 8 серия оказалась изуродована. Блестящий сравнительный анализ двух редакций финальной серии проделал упоминаемый автор в статье «Пацан извинился? Русская развилка». Полностью разделяю мнение Д. Иконникова и подтверждаю схожесть наших впечатлений от просмотра обеих редакций.
Выскажусь лишь о возможном влиянии на создателей со стороны могущественных сил, в том числе «башен» Кремля. Хотя я не обладаю соответствующей инсайдерской информацией, так как лишён выхода на «башни», тем не менее совокупность имеющихся фактов позволяет усомниться в том, что Кремль сыграл хоть какую-то роль в том, что 8 серия была переснята. Об этом, в частности, свидетельствует заметное изменение отношения в правящих кругах к фильму. Перелом, по моим наблюдениям, произошёл благодаря хлёсткому заявлению Никиты Михалкова, назвавшего попытки запретить сериал огромной глупостью. «Я считаю, что это огромная глупость. Это очень мощная картина, это правда. И если ваши дети, посмотрев на это, станут такими [как отрицательные персонажи сериала], значит вы – говно-родители», – сказал мэтр на пресс-конференции в Минске, где проходили показы спектакля «12».
В новом выпуске авторской программы «БесогонТВ» – «Доколе мы ворон будем принимать за соколов?» Никита Михалков обстоятельнее высказался об истерической реакции критиков, обвинив их в неспособности правильно воспринимать произведения искусства, в боязни слышать и услышать правду. При этом режиссёр фактически повторит постулат Аристотеля (который я изложил в нашей первой беседе), согласно которому «все способности и искусства требуют для применения их к соответствующей им работе предварительного воспитания и предварительного приучивания». Без надлежащего предварительного воспитания, и по мнению Аристотеля, и, как я понимаю, по убеждению Никиты Михалкова, правильное восприятие искусства невозможно.
Минское заявление режиссёра стало переломным. Настроения во властных кругах резко изменились. Всё громче раздаются голоса против запрета «Слова пацана». Запрещать сериал «Слово пацана» уже не стоит, его и так посмотрела чуть ли не треть страны. Большая часть аудитории – подростки, отметил депутат Госдумы от ЛДПР Андрей Луговой. «Парламентская газета» – официальное еженедельное издание Федерального Собрания РФ – публикует заметку «Сергей Гармаш вступился за сериал "Слово пацана"». Советский и российский актер театра и кино Сергей Гармаш выступил против отмены и проведения экспертизы сериала «Слово пацана», так как, по его мнению, эта картина говорит об истории и адресована старшему поколению. Об этом он заявил на заседании Общественного совета при Комитете Госдумы по культуре по теме «Взаимодействия культуры и государства в современных условиях» 14 декабря. Другая заметка «Парламентской газеты» вообще имеет говорящее название «В Совете Федерации заступились за "Слово пацана"». Настроения изменились даже в Казани. Сериал «Слово пацана» не романтизирует преступные группировки и образ жизни их участников, картина наоборот показывает к каким трагическим последствиям это приводит, считает министр по делам молодежи Татарстана Ринат Садыков. Татарстанский министр прямо рекомендовал посмотреть кинокартину. Зампред Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев на днях разместил на своей странице «ВКонтакте» два «портрета» Зеленского и Байдена, созданные искусственным интеллектом в похожей стилистике. Их политик иронично описал так: «Смотрите новый фильм Мартина Скорсезе. "Чушпан и старый пердун. Ищем деньги американских налогоплательщиков"». Ёмкое словцо «чушпан», напомню, приобрело популярность благодаря «Слову пацана».
Итак, приведённые факты с очевидностью свидетельствуют о том, что «башни» Кремля не поддерживают «диванных критиков» (по меткому замечанию Михалкова), боящихся услышать правду.
Но если так, что всё-таки напугало создателей киношедевра?
Павел Тихомиров: Я тоже считаю, что переделанная концовка сильно ухудшила картину, об этом внимательные зрители уже высказались.
А испугаться могли точно того же, чего испугались тогда, когда в своё время «пошла волна» со «Спящими».
Боятся изо всех сил, что люди начнут прозревать и мобилизовываться. В ситуации со «Спящими» – фигурально, а в ситуации «Слова пацана» – в буквальном смысле слова.
Я уже десятки раз повторял, что мне лично претит вся эта тема с «пацанством», и я рос хотя и далеко не в такой жестокой среде, как в Казани, но и Николаев тоже был город не подарок. Гопничество терпеть не могу, тем более мне горько, что именно такой формат «русского мира» оказался наиболее воспринятым как нашими ширнармассами, так и нашими украинскими соотечественниками, зомбируемыми русофобской пропагандой.
Однако что меня пугает в поколении моих сыновей.
Они все растут как в оранжерее.
Отсутствие вызова даже в виде уличного хулиганства делает их рыхлыми эгоистами.
А впереди у нас, боюсь, разгул бандитизма этнопреступников. (Что: напрасно их сюда завозят? Или мы, погыгыкивая, полагали, что мигранты только для сноса «Евросодома» годятся? Сгодятся и для быстрого превращения России в Евразийскую Конфедерацию). И противостоять им будет некому.
Наши рохли, которые растут не в спортзалах, а перед компьютерами, с ними не справятся.
Станут «чушпанами», «райей», скотом.
И всё идёт по плану.
А тут такой мощный фильм.
Нет. Низ-зя.
Лимонов в своё время подробно расписывал, как будут превращать народ, воспитанный на героических мифах в популяцию потребителей, которые поверят, что те качества характера, которые ранее считались необходимым набором качеств мужчины, теперь является профессиональными качествами «дестроеров», профи-уничтожителей. А обычный потребитель не должен «корчить» из себя «мачо». Это якобы глупо и якобы пошло. В результате молодые аскеры теперь с неприкрытым презрением относятся к «чушпанам» из Западной Европы.
Это ждёт, увы, и нас.
Вот, видимо, где-то в одной из патриотических башен Кремля, и возник план многоходовки: как осуществить аккуратную мобилизацию русской молодёжи. В этом контексте я и смотрю на феномен «Слова пацана». Потому что не могли создатели этого проекта не понимать: как будет вся эта история воспринята.
Потом, видимо, победила та башня, которая покрывает любителей голозадых закрытых вечеринок. И трагедию превратили в боевичок.
Так уже было, когда, испугавшись мощи «Брата», сняли боевичок-продолжение, нейтрализовавшее эффект от первого фильма.
Александр Тимофеев: Из противников сериала образовался любопытный союз, по своей разношерстности сильно напоминающий толпу ниспровергателей Российской империи в 1917 году.
Сериал критикуется, как замечательно выразился Никита Михалков, «диванными критиками» и «г***о-родителями». Эта группа пугает катастрофическими последствиями: мол, сериал вызовет популярность подростковых группировок и вообще к росту подростковой преступности. Представители этой группы пытаются связать любое новое подростковое преступление с сериалом, неизменно нарушая фундаментальное правило логики – после этого – не значит вследствие этого. Боязнь первых эфемерна и надуманна, вторые же (и в этом прав Михалков) пытаются переложить свою вину за ненадлежащее воспитание своих детей, что называется, с больной головы на здоровую.
На Украине призывают запретить сериал, который киевская хунта воспринимает как «продвижение вражеского контента». Министерство культуры и информационной политики Украины признало, что «Слово пацана. Кровь на асфальте» пользуется интересом на Украине и потребовало прекратить его распространение и продвижение. В государственном агентстве Украины по вопросам кино (Госкино) пригрозили применить административно-хозяйственные санкции и наложить штраф в размере десяти минимальных заработных плат за каждый случай распространения или демонстрации сериала, совершенный впервые. Последующие шаги повлекут за собой штрафы в размере 50 минимальных заработных плат.
Одно их влиятельных англоязычных изданий, журнал The Economist, предложило довольно убедительное объяснение выступлению киевской хунты против русского фильма. Издание отмечает, что «сериал с участием молодых гангстеров позднесоветской эпохи пользуется слишком большим успехом». The Economist убеждён, что проект Крыжовникова сумел «объединить русских и украинцев».
Георгий Василевский, автор издания Украина.ру, также полагает, что киевскую хунту страшит, что фильм может напомнить украинцам об их общности с русскими: «Популярность сериала на такую тему подрывает и недавно состряпанный миф о "европейскости" Украины, якобы давно принадлежащей "высшей", западной цивилизации. "Так это практически о наших из Кривбасса, там было почти точно также" – пишут украинские пользователи. И это забивает еще один гвоздь в крышку гроба авторов расистского мифа про лютых российских "орков" – и "цивилизованных" на западный манер жителей Украины. Так уж повелось, что и в хорошем, и в плохом – наши народы столетиями были вместе.
И именно наша общность, кажется, и страшит сегодня правящий режим Украины. Их неприятно поразило то, что несмотря на спровоцированный военный конфликт, снос памятников, языковой запрет и массированную пропаганду ненависти, им до сих пор так и не удалось полностью разорвать культурную связь между народами России, Белоруссии и Украины.
И видимо, самое главное, чем подкупает "Слово пацана" и российских, и украинских зрителей – так это своей правдивостью. Правда – всегда было главной силой лучших образцов русского, советского, российского искусства».
«А что еще может раздражать националистов, – полагает публицист, – так это подробный показ в сериале советского времени. Где и Украина, и Россия – были вместе. При чем на самом деле в "Слове пацана" поздняя советская действительность, включая казенную атмосферу в школах, где педагоги уже упустили молодежь и отдали её под влияние преступного мира, показана достаточно критично. Но объективное отражение с пищей для размышления – это не то, что нужно врагам нашего прошлого и настоящего. Им необходима – голая "чернуха", закидывание грязью всего, связанного с СССР и Россией, тысячекратное повторение заклинаний про ГУЛАГ и голодомор. А в сериале та же советская милиция – совсем не подобна монстру НКВД на службе у тоталитарного государства. И милицейские инспектора время от времени, но искренне пытаются и помочь, и перевоспитать малолетних боевиков "с района"».
В США также бьют тревогу: русский сериал набирает популярность даже в Америке, и не только в русской диаспоре. Пропагандой сериала в Соединенных Штатах занимается рэпер Канье Уэст, личность в Америке знаковая и влиятельная, он несколько раз был представлен в различных списках журнала Forbes и дважды – в ежегодном списке 100 самых влиятельных людей мира по версии журнала Time.
Сериал пугает и российских либералов. Иностранный агент Антон Долин, культовая фигура в либеральной тусовке, прямо заявляет: «Путин разлит в воздухе этого сериала». Либерала тревожит продвигаемый фильмом путинизм…
Поразительная образовалась компания – «диванные критики», «г***о-родители», англосаксы, украинские нацисты и российские либералы. И всех их, разных по мировоззрению, объединила их общая ненависть к фильму. Как похоже на союз либералов, социалистов и монархистов, сообща свергавших монархию в 1917 году! А ведь и тогда, и ныне многие действуют из благих соображений… Но уже древние подметили: благими намерениями вымощена дорога в ад.
Уже этот факт вызывает закономерный вопрос: действительно ли этот фильм опасен, особенно учитывая, что против него выступают англосаксы, украинские нацисты и российские либералы?
В свою очередь и «диванные критики», и «г***о-родители», забывшие народную пословицу (На зеркало неча пенять, коли рожа крива), не были поддержаны ни властью, ни народом. Фильм продолжает своё оглушительное шествие по миру, по сути представляя собой «мягкую силу» России, пугая русофобов всех мастей «призраком» Русского мира и ненавистным ими путинизмом. Следует ли огорчаться невыносимым визгом ненавистников популярнейшего русского сериала? Вряд ли…
Павел Тихомиров: Четверть века назад, когда я – тогда ещё неофит в патриотической теме – не мог для себя решить: как мне относиться к язычникам-антииудаистам? Вроде неприятель у нас с ними один, но… Но ведь они, язычники, хулят Христа, обзывая нас, христиан, всякими полупрезрительными наименованиями…
С неформатными коммунистами, проигнорировавшими украинский аналог КПРФ – КПУ мы нашли точки соприкосновения не только на почве прорусскости, но и договорившись, что общим знаменателем может стать «православный сталинизм» в том виде, в котором это тогда нам виделось. Они прекращают пропаганду безбожия, признают Православие «скрепой», а мы в свою очередь признаём Сталина в качестве «красного Бонапарта». При этом мы не заставляем их ходить в церковь, а они при нас не упоминают ВИЛа.
Но если с красными патриотами мы тогда объединились, то с язычниками никаких объединений не было, да и не могло быть. Ибо слишком дорого пришлось бы заплатить за этот союз. Во имя борьбы с христоборцами из числа иудеев нужно было бы терпеть христоборчество славян.
Нет. Так не пойдёт.
Обсуждая «Слово пацана» в качестве элемента «мягкой силы», наши коллеги указывают на то, что некий фильм о позднесоветской гопоте снимал один политический украинец из числа бывших русских. Посыл был понятен: «Русский мир» – это мир орков – «урлы», воровских понятий и т.д. и т.п.
И теперь мы сами – согласно логике этих наших соратников – произвели продукт, как раз ложащийся в этот контекст. И который, по идее, лишь ещё больше убедит украинцев в том, что Россия – это Мордор.
И вот тут я вспомнил свою политическую молодость.
«Красные патриоты» – да. Язычество – нет.
Хотя сам я лично не в восторге от восторгов по сталинизму.
Но на этой почве можно что-то хорошее сделать, не предав Самого Важного, что есть в душе.
Думаю, что нечто подобное могу сказать и об использовании сериала в качестве «мягкой силы».
Не в восторге я от восторгов по «пацанству».
Но не чувствую себя предателем Христа и всего хорошего, когда признаю, что это в принципе может сработать на благо.
24 декабря 2023
[i] Открытие Гегеля не всеми было понято, а некоторые комментаторы, на мой взгляд, извратили суть оного. Имею в виду прежде всего Бертрана Рассела, доведшего в своей толстенной «Истории западной философии» фундаментальную гегелевскую идею до абсурда: «Действительно, для того чтобы использовать слово "Джон" правильно и разумно, мне не нужно знать все относительно Джона, но достаточно лишь узнавать его. Несомненно, он имеет отношение, близкое или далекое, ко всему во вселенной, но о нем можно говорить правильно, не принимая этого отношения во внимание, кроме такого, которое является непосредственным предметом того, что говорится.
Он может быть отцом Джеммы, так же как и Джемса, но для меня не является необходимым знать это, чтобы знать, что он отец Джемса. Если бы Гегель был прав, мы не могли бы установить полностью, что подразумевается под выражением "Джон – отец Джемса", не указывая Джеммы. Нам следовало бы сказать: "Джон, отец Джеммы, есть отец Джемса". Но это не было бы ещё полностью верным, мы должны были бы продолжать, указывая его родителей и прародителей. Но это ведет нас к абсурду. Позиция Гегеля может быть изложена следующим образом: "Слово "Джон" означает все то, что истинно о Джоне". Но как определение это предположение содержит круг, поскольку слово "Джон" встречается в определяющей фразе. Действительно, если бы Гегель был прав, ни одно слово не могло бы принимать какое-либо значение, поскольку мы должны были бы знать уже значения всех других слов, для того чтобы установить все свойства того, что слово обозначает, которые в соответствии с этой теорией являются тем, что слово означает».
Такое понимание гегелевской мысли карикатурно.
23. Павел Тихомиров
22. Ответ на 21, Сергей Швецов:
21. Ответ на 20, Павел Тихомиров:
20. Ответ на 19, Сергей Швецов:
Где Одесса, а где - тот лес.
19. Ответ на 18, Павел Тихомиров:
18. Ответ на 17, Сергей Швецов:
А мне как раз "Ликвидация" совсем не понравилась. Гоцман там какой-то недоЖеглов.
И главное: какие в то время в Одессе бандеровцы?
17. Ответ на 7, Русский Сталинист:
16. Ответ на 14, Кирилл Д.:
Кстати, одна из интересных и достоверных черт сериала - совершенное отсутствие какого бы то ни было национализма в позднем СССР.
PS. (не для Кирилла) Кхмерам взять бы это на заметку, и пользоваться, но нет - религия не позволит.
15. Ответ на 14, Кирилл Д.:
А мы не преувеличиваем роль иммигрантов в Европе?
Кирилл, думаю, наши пропагандисты перестарались, Вы правы. Что-то типа картинки в советских изданиях, изображающих Америку, кишащую Ку-Клукс-Клановцами, ищущими кого бы ещё линчевать.
14.
Как там в этой песенке - "да у тебя же мама - педагог, да у тебя же папа - пианист, какой ты нафиг танкист!"
Это не отменяет необходимости спортзала, и не означает отсутствия этнической преступности и, конечно, будут ещё конфликты... но "Мечети Парижской Богоматери" не будет. Какая-нибудь другая антиутопия будет, но не эта - "аскеров" цивилизация тоже переработает.
Что я ещё тут внезапно подумал... А мы не преувеличиваем роль иммигрантов в Европе? Да, они время от времени устраивают там погромы. Но. А что, есть какие-то признаки, что они сносят евросодом? Да нет, "повесточка" как продвигалась, так и продвигается. И никакие протесты мусульманской общественности её не останавливают - да и нет особо этих протестов. Или взять последние события - очередное обострение ближневосточного конфликта. Ну да, были демонстрации в поддержку Палестины. Ну были и прошли, особо буйных полиция паковала (и всегда пакует, когда надо, и никто не пикнет). На что реально влияют эти "аскеры"?
Почему их завозят в Европу? Думаю, основные причины две: 1) объективно, собственное население сокращается и стареет - и это компенсируют ввозом рабочих рук и потребителей; 2) это потенциальный электорат левых, "глобалистов"; они таким образом увеличивают число своих избирателей.
В США - то же самое. Этот BLM, который использовали для внутриполитических игр - как будто при этом, например, негры в массе своей как-то усилили свои позиции или улучшили своё социальное положение. Нет же. И везде - и в Европе, и в Америке, правят белые дяди и тёти. Да, в наше время уже с участием чёрных (жёлтых, смуглых) - но эти люди уже вполне инкорпорированы в систему.