В понедельник, 23 октября, как мы сообщали, в Мариинском дворце, Законодательном собрании Санкт-Петербурга, состоялся I Всероссийский идеологический форум Всемирного русского народного собора, сообщает наш корреспондент.
Во второй половине дня состоялось пленарное заседание, а в первой половине дня ему предшествовала работа семи секций: 1. «Русская Идея»; 2. «Русский Мир»; 3. «Идеология и внешняя политика России»; 4. «Идеологические основы экономического развития России»; 5. «Идеологические основы демографической и семейной политики»; 6. «Идеология и культурная политика»; 7. «Идеологические основы отечественного образования и просвещения».
Пленарное заседание открыл заместитель председателя Санкт-Петербургского отделения ВРНС, президент северо-Западного института РАНХиГС Владимир Шамахов. Он сообщил, что в работе идеологического форума ВРНС участвуют представители 19 отделений Собора.
Затем с основным докладом выступил сопредседатель Санкт-Петербургского отделения ВРНС митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий. Он напомнил об идеологии Российской империи, сформулированной графом Сергеем Уваровым, остановился на формуле «Православие. Самодержавие. Народность», отметив её связь с другой идеологемой – Московского Царства – сформулированной иноком Спасо-Елеазарова монастыря Филофеем « Москва – Третий Рим».
Владыка предложил своё прочтение триады, которая может быть приемлема для современной России: «Святость. Свобода. Справедливость». Он также напомнил, что аналогичная работа проводилась в Мордовии, где предлагали в качестве идеологической основы иную триаду: «Согласие. Порядок. Созидание».
Митрополит Варсонофий напомнил слова апостола Павла о том, кто может наследовать Царствие Небесное, отметив, что попытки по иному интерпретировать эти слова Апостола, распространённые сегодня на Западе и касающиеся прежде всего гомосексуализма (Апостол, как известно, написал, что «мужеложники Царства Божия не наследуют») – это попытки исказить Священное Писание.
В заключение владыка Варсонофий подчеркнул важность нравственных императивов в жизни общества.
Затем выступил второй сопредседатель Санкт-Петербургского отделения ВРНС, председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга Александр Бельский. Он отметил, что Россия – огромная страна, в которой живёт много этносов, но все мы – русские. Так нас воспринимают за границей, так и мы сегодня должны себя воспринимать. Императивом политики, по мнению Бельского, является необходимость сохранения русского мира.
Он напомнил про установку трёх флагов в Санкт-Петербурге, которая ознаменовала единство русской истории, подчеркнув, что во все времена Россия боролась с внешними врагами, которые на нас нападали и пытались что-то у нас отнять.
Выступивший далее заместитель главы Администрации Президента, начальник управления Президента Российской Федерации по обеспечению деятельности Государственного совета России Александр Харичев отметил, что сегодня Россия находится в сложном положении, против нас ввели невиданные доселе санкции, ведётся откровенная информационная война. Поэтому тема идеологии очень важна сегодня. Наша идея, по мнению Харичева, патриотизм и крепкая семья.
Выступивший далее заместитель председателя Всемирного русского народного собора Константин Малофеев подчеркнул, что в условиях ведущейся войны мы должны дать ответ: кто мы? За что воюем? Что будет после Победы? Без этого Победы в войне, которая развязана против России коллективным Западом, нам не одержать.
Всемирный русский народный собор, как не раз подчёркивал его глава – Святейший Патриарх Кирилл, место, где думают о будущем России. И вот как раз такие раздумья о будущем России в Санкт-Петербурге и состоялись.
По мнению Малофеева, очевидно одно – мы будем жить в новой стране, и нам нужно к этому готовиться. Однако сегодня мы к этому еще не готовы. Мы вступили в войну, осознавая себя частью глобального мира, а пока мы не вернёмся к себе, не дадим ответ: кто мы? мы не сможем одержать Победу.
Он отметил, что у России есть высокая миссия быть православной Империей – это особое служение. Поэтому и особенное значение, как всегда в Империи, имеет служивое сословие. А это, прежде всего, священство и воинство. Нас также объединяет с Империей и с нашей историей крепкая многодетная семья, без чего России не стать сильной и не победить своих врагов.
Вице-губернатор Санкт-Петербурга Борис Пиотровский зачитал приветствие участникам Всемирного русского народного собора от губернатора Александра Беглова, пожелав успехов участникам заседания.
Известный философ, профессор Александр Дугин в своём выступлении отметил, что для Победы нам нужна идея, но её нельзя заимствовать – её нужно найти внутри нас, она и живёт в нас. Мы и есть русская идея.
По мнению Дугина, для популяризации идеологии нам нужны простые формулы. И он предложил несколько таких формул, изложив их в форме простейших арифметических действий. По его мнению, нам нужно произвести операцию трёх сложений.
Первое сложение: сложить прошлое и будущее, поскольку прошлое живёт в нас, оно существует, оно должно органично перейти в будущее. Второе сложение, по мнению философа, это сложение «правого» и «левого» – традиционного и справедливого: ликвидация той линии разделения, существующей в обществе и грозящей нам серьёзными проблемами. Третье сложение – это сложение русского народа и других народов Евразийского пространства в единое целое.
При этом нужно произвести одно вычитание – оно заключается в том, что нам нужно избавиться от либерального Запада внутри России – Запада, который, по слову Президента России, превратился в сатанинскую цивилизацию. Нам нужно отказаться от навязанного нам Западом представления, что всё исходящее из Запада и есть универсальные категории.
В заключение Дугин отметил, что мы сражаемся не за себя, а сражаемся за весь мир.
В пленарном заседании приняли участие депутаты Государственной Думы разных фракций, уроженцы Санкт-Петербурга. Некоторые из них выступили на заседании. В частности, Елена Драпеко отметила, что нам нужно уделять внимание культуре, культурным кодам России, иерархии ценностей. И главная наша ценность, по её словам, это наши святыни. Это более куда важная ценность, нежели, чем жизнь, которая сейчас стоит на первом месте, поскольку за эти ценности люди отдавали и отдают свои жизни.
Поэтому нам нужно договориться об иерархии ценностей. Депутат напомнила глубинные различия между русской цивилизацией и цивилизацией Запада на примере русского и европейского эпоса. В русском эпосе нет мести врагам, нет страсти к богатству, что мы можем увидеть в песне о Роланде и других западных эпосах. Поэтому у нас разные культурные коды, искренне считает Елена Драпеко.
Депутат Государственной Думы Олег Нилов отметил, что любая идея чего-то стоит, когда есть её проводники в обществе и когда есть институты подготовки идеологических кадров. У нас с этим беда. Нельзя превратить идеи, которые мы обсуждаем, в действенный инструмент, используя нынешние информационные ресурсы – телевиденье, СМИ. Ведь посмотрите, обратил внимание депутат Госдумы, идёт война, а на телевиденье продолжается всё та же вакханалия; гибнут наши герои, а в телевизионных программах откровенное оболванивание сознания. Это работа «пятой колонны» и нам необходима цензура для того, чтобы остановить работу по «разжижению мозгов» молодёжи.
На пленарном заседании также выступил еще один депутат от Санкт-Петербурга Михаил Романов.
В заключение выступил председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства иерей Феодор Лукьянов. Он призвал не бояться слова «запрет», которым нас пугают либералы. По его словам, запрет всегда делал людей людьми, ведь на запретах основаны заповеди Божии. Нам сегодня нужна стратегия демографической безопасности.
Отец Феодор обратил внимание, что в Санкт-Петербурге больше всего частных клиник, имеющих разрешение на проведение абортов. По исследованиям Патриаршей комиссии, существует прямая корреляция между количеством клиник и количеством абортов: чем больше клиник – тем больше абортов.
С 2000 года в России официально произведено 27 миллионов абортов. Это те самые нерождённые русские воины, конструкторы, писатели, деятели искусства, предприниматели. Поэтому отец Феодор не согласился с мнением депутата Драпеки, что жизнь нужно убрать с первого места иерархии ценностей. Именно ценность жизни должна стоять на первом месте в иерархии ценностей, потому что сегодня жизнь человека является одной из важнейших ценностей, подчеркнул отец Феодор.
В заключение пленарного заседания Константин Малофеев поблагодарил участников идеологического форума и пригласил принять участие в главном Всероссийском форуме Всемирного русского народного собора 27 и 28 ноября в Москве.
В работе Идеологического форума ВРНС принял активное участие главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Степанов. На секции «Русская идея» он выступил с докладом, который будет опубликован на РНЛ.
Также главный редактор РНЛ был сопредседателем секции «Русский мир» вместе с протоиереем Александром Пелиным. Секция «Русский мир», как сообщил нам Анатолий Дмитриевич, была достаточно содержательной – на ней выступили с интересными сообщениями известные православные учёные, общественные деятели.
Как рассказал Анатолий Степанов, он в своём вступительном слове обратил внимание на само понятие «Русский мир», которое получило широкое распространение относительно недавно. Хотя само словосочетание имеет давнюю историю, было синонимом летописного словосочетания Русская земля. В 70-е годы XIX века в России издавалась консервативная газета «Русский мир», которую выпускал легендарный военачальник, покоритель Ташкента генерал Михаил Черняев. В современном же общественно-политическом дискурсе понятие появилось недавно, на рубеже ХХ-ХХI веков, многие претендовали «на отцовство». Однако очевидно, что живую жизнь этому понятию придал Святейший Патриарх Кирилл, который многократно его использовал, начиная, пожалуй, с 2009 года.
Стоит заметить, что этому понятию давалось и даётся разное определение. Одни предлагают узкое определение, заявляя, что Русский мир – это синоним единства России, Украины и Беларуси, государств триединого русского народа, который стал народом в Днепровской купели, имеет общие духовные и исторические корни.
Другие предлагают более широкое определение, основываясь на евразийском понятии месторазвитие, которое ввёл в оборот один из основоположников евразийства Петр Савицкий в 1921 году, и которое определяло ареал жизнедеятельности народов, входивших как в состав Российской империи, так и Советского Союза (за исключением случайных приобретений: Польши, Финляндии, Аляски или земель в Маньчжурии).
Третьи включают в понятие «Русский мир» не только этнически русских и суперэтническую русскую нацию, но и самую различную русскую эмиграцию и даже всех людей, тяготеющих к русской культуре.
Сейчас понятие Русский мир не столь часто используется, поскольку стало криминальным на Украине, объявлено там инструментом российской пропаганды. Поэтому, стоит обсудить перспективы его использования.
Состоялась плодотворная дискуссия.
Ректор Николо-Угрешской духовной семинарии игумен Мефодий (Зинковский) отметил, что нужно понимать смысл современного глобализма как построение новой Вавилонской башни.
Также отец Мефодий обратил внимание на правильную интерпретацию понятия «этнос», которое в греческом языке не привязано именно к национальному. В этом смысле можно трактовать русский мир именно как этнос.
Заместитель председателя Верховного Совета ДНР Андрей Крамар подчеркнул, что сегодня мы наблюдаем цивилизационное противостояние России и Запада. И это противостояние, по его словам, носит откровенно религиозный характер – характер борьбы между добром и злом. И мы это видим в таких деяниях, как запрет канонической Украинской Православной Церкви и запрет русского языка.
Профессор Санкт-Петербургского государственного университета протодиакон Владимир Василик критиковал попытки демонизировать понятие «Русский мир», предпринимаемые некоторыми либеральными представителями духовенства.
Также на секции выступил профессор Александр Кугай. Он говорил о необходимости перехода от мультикультурализма к мультиполитизму.
Президент Петровской академии наук и искусств, профессор Алексей Воронцов рассказал о Петровской академии наук, её роли и значение в защите традиционных ценностей России, в защите канонической Украинской Православной Церкви.
Известный писатель и политик Николай Стариков подчеркнул, что русский мир – это единство русского народа и около двухсот народов и народностей, объединившихся вокруг русских.
Политолог отметил, что нам сегодня не надо стремиться понравиться Западу. И это может изменить ситуацию в обществе.
Заместитель председателя Новосибирского отделения ВРНС Евгений Цыбизов размышлял о значении фундаментальных исторических событий в нашей истории. В частности, Крещение Руси.
Профессор Валентин Семёнов говорил о вреде современного телевиденья и фильмов, которые развращают население.
Ведущий Царьграда Никита Комаров обратил внимание на демографическую проблему, как самую важную после обретения полного суверенитета России.
Также на секции выступили публицист и общественный деятель Алексей Чадаев, представитель Луганска Тихон Гончаров и другие участники секции.
Словом, как отметил Анатолий Степанов, на секции остоялась плодотворная и интересная дискуссия о том, что такое «Русский мир» и как сегодня нам трактовать это понятие и какие действия необходимо предпринять для защиты идей русского мира, которые активно отстаивал Предстоятель Русской Церкви Святейший Патриарх Кирилл от предпринимаемых попыток демонизации.
Редакция «Русской народной линии»
27. Ответ на 21, Алекс. Алёшин:
2. Попытка "завершить СВО в короткие сроки с ощутимым результатом" была в самом начале СВО и она провалилась, потому что Запад решил повысить ставки.
С тех пор мы ведем трудную войну на пределе наших возможностей, и ощутимых результатов нет НЕ потому, что "кто-то мешает нашим мальчикам победить".
3. По той же причине не проводится глобальная "ротация". В ВОВ тоже никаких ротаций не было.
4. Война не может быть закончена просто взятием Киева, потому что Запад свою санкционную войну с нами от этого не прекратит. Побеждать надо не только Украину военным путем, но и глобальный Запад - экономически и политически. Это достигается игрой вдолгую "на внешнем контуре", формируя с другими странами блок с достаточным экономическим потенциалом, чтобы перевесить Западный. И никаких тут "в короткие сроки" тоже не получится.
Отсюда следует, что
а) Мы вынуждены экономить силы и людей для марафонской дистанции.
б) Мы не можем проводить масштабные мобилизации, как хохлы, потому что нашу экономику и социалку в отличие от украины и СССР времен лендлиза никто спонсировать не будет даже в кредит.
5. В СВО, как и в ВОВ, армия воюет не вопреки, а благодаря власти. Любые разговоры типа "верхушке невыгодно...", "да придет спаситель из зоны СВО и наведет порядок" - это типичные разговоры пораженцев, кликуш и соевых экспертов.
Ждешь результатов? Помогай молча.
26. Ответ на 24, Русский Сталинист:
Моя бабка (русская) жила на территории Казахской СССР и строила тот самый "русский мир", то есть ишачила, в том числе работала на карьере, кувалдой дробя щебенку. Как только СССР развалился, и "братьев, говорящих на русском" перестало что либо сдерживать, ей пришлось за бесценок продать жилье и переехать подальше от "русского мира".
А кому-то, как в Таджикистане, не так повезло. Там "русский мир" почему-то сразу стал резать русских. Также хорошо проявил себя русский мир в Чечне.
Россия еще во времена царя отхватила много территорий, но с тех пор так и не смогла их переварить, потому что если твой народ перестал массово рожать, то никакие игры в братсконародность и русский язык не помогут.
Поэтому все эти цифры про русский язык во времена СССР как критерий "русского мира" - это очковтирательство.
25. Ответ на 24, Русский Сталинист:
24. На 20 комментарий
23. Это не вопрос обоняния.
22. Ответ на 20, Денис Никонов:
Эти цифры вообще не столько о демографии, сколько об имперскости.
Во времена СССР русский язык был стандартом для всех республик, но русским миром там не особо пахло, особенно в Средней Азии. После развала СССР все эти республики начали переключаться на свои государственные языки, естественно употребление русского просело.
Типичное объяснение в духе "особо одарённых".
Не тех, что составляют корпус профессиональных монархистов, а тяготеющих к Имкапресс, к передовому Константинопольскому патриархату. Хотя, не слишком большие множества тех и других сильно пересекаются.
21. Ответ на 10, Кирилл Д.:
Вполне возможно. Тогда получается, что вариант победного завершения СВО в короткие сроки с каким-то ощутимым результатом, который вызовет в народе всеобщий подъём по типу Крымской весны, крайне нежелателен для верхушки. Даже массовая ротация на передовой крайне нежелательна. И её, как видим, по сути, нет. Такая вот вилка для руководства.
20. Ответ на 19, Русский Сталинист:
Эти цифры вообще не столько о демографии, сколько об имперскости.
Во времена СССР русский язык был стандартом для всех республик, но русским миром там не особо пахло, особенно в Средней Азии. После развала СССР все эти республики начали переключаться на свои государственные языки, естественно употребление русского просело.
19. На 15 комментарий
18. "Целились в коммунизм, а попали в Россию!"