Ничего не бояться или всё-таки бояться?

Бояться надо. Просто надо хорошо понимать, чего боишься и зачем тебе этот страх

Основы православной культуры  Русская цивилизация 
0
289
Время на чтение 5 минут
Фото: из личного архива автора

Нам часто говорят, в том числе с вершины политического Олимпа, что Россия никого не боится. Нам это нравится, и мы повторяем: Россия никого (ничего) не боится; мы, русские, никого не боимся. Имеется в виду, что нет такой внешнеполитической силы или её ухищрений, которых бы мы испугались.

И это хорошо. Это как раз и есть политический суверенитет. Но вот сама формула, в которую отелилось наше понимание суверенитета, сомнительна. Конкурентов на внешнеполитическом поле бояться, конечно, не надо. Но говорить вот так: «мы ничего (никого) не боимся», на мой взгляд, неверно. Затвердив подобную формулировку, мы начинаем и впрямь считать, что мы не должны ничего бояться. И это ошибка.

Пускай список правильных страхов недлинный, в нём всего три пункта, но забывать о них ни в коем случае нельзя.

1. Мы должны бояться Бога. Что значит бояться? В первую очередь, это означает понимать дистанцию: вот я, человек, тварь (то есть сотворенное Богом существо) и вот Он, Бог, Творец всего сущего. Когда Христос преобразился перед апостолами, они были, по слову евангелиста Марка, «в страхе», а когда прозвучал голос с неба, то упали на лица свои, ибо невозможно было стоять на ногах при явном присутствии Божьем, не прикрытом человеческой ипостасью.

Мы же не помним об этом страхе и оперируем именем Божьим как именем обычного участника наших земных отношений. Мы строим свою жизнь и думаем, что Бог тоже следует заданной нами архитектуре. А это не так. Апостол Павел восклицает: «Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь». У Бога другая геометрия мира, ибо мир — это Его творение. Не понимая этого, мы привязываем Бога к нашим поступкам и чаяниям, тогда как Он вершит наши судьбы. Он никому ничего не должен, а вот мы Ему должны — должны следовать Его заповедям, ибо задолжали самим нашим существованием.

Из страха перед Богом рождается смирение. Когда в молитве мы призываем. Бога воззреть на нас, «недостойных рабов Твоих», это не должно быть простым сотрясением воздуха. Нам следует действительно осознавать себя недостойными Божьего внимания и допускать, что Бог может решить всё совсем по-другому, не так как мы просим. Истинное смирение выражается формулой «да будет воля Твоя».

2. Нам следует бояться греха. Бог свят. Собственно, благовестие, которое нам возвещено звучит так: «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы». Когда мы грешим, мы впускаем в себя тьму и отдаляемся от Бога. Чем дальше я от Бога, тем более несовершенен, поврежден мой мир. Единственный путь, позволяющий улучшить мир, это моя борьба с моими грехами. Мы же предпочитаем обычно решать проблемы другого масштаба, которые по определению находятся не в нашем ведении и принадлежат к геометрии мира, задаваемой Богом. Если уж у нас речь и заходит о грехах, то это оказываются чужие грехи, которые нас занимают больше собственных.

Это происходит потому, что мы утратили боязнь греха. Мы не боимся согрешить здесь и сейчас, поскольку в целом мы оцениваем себя положительно. В своих глазах мы что-то значим, и потому ради какого-то результата нашей деятельности мы можем переступить через грех — ведь результат-то важнее. Эта оценка важности результата своей деятельности проистекает из отсутствия смирения — мы видим мир как результат собственных усилий, а не воли Божьей. Из отсутствия трепета перед Творцом вырастает бесстрашие перед грехом. А из отсутствия смирения — отсутствие покаяния.

Истинное покаяние возможно лишь тогда, когда решаешь порвать с грехом. А когда ты понимаешь, что грех неизбежно порождается при стремлении к важному для тебя результату («лес рубят — щепки летят»), то как-то странно оплакивать собственное духовное состояние, поскольку этим ты будешь отрекаться и от результата. Современный человек уже практически совсем не боится греха, поскольку понял эту связь между грехом и эффективностью. Победители не бывают безгрешными, безгрешными бывают только жертвы. А всем хочется быть победителями.

Певец SHAMAN нажимает на «красную» кнопку на концерте в честь Дня народного единства, передающемся по Первому каналу российского телевидения.

3. Нам нужно бояться нас самих. Каждый должен бояться прежде всего самого себя. Мы знаем из Псалтири, что «блажен муж, иже не идет на совет нечестивых». Также мы читали «не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в них же несть спасения». И эти сентенции признаны нами весьма разумными. Но обычно мы понимаем их как поведенческие советы, которые мы могли бы себе дать. То есть мы как бы сразу полагаем себя вне указанных ситуаций, тогда как на деле всё гораздо сложнее.

Есть один сын человеческий (или дочь), на которого (которую) мы безусловно надеемся. Это мы сами. Мы готовы нивелировать любой внешний авторитет, но свой собственный авторитет для нас несомненен. Базируется он в первую очередь на том, что я — хороший человек. Соответственно, всё что я хочу — хорошо. Адекватный человек всё же допускает, что он может иногда поступать и не очень хорошо, и, прямо говоря, плохо, но — так получается, а намерения-то у нас обычно хорошие.

Эта уверенность в себе ставит жёсткие пределы и смирению, и покаянию. Вот я признал Бога Творцом. Разве этого не достаточно, чтобы я теперь желал того-то и того-то и имел в этом право на помощь свыше? Я же хороший, Бог должен мне помогать. Так же и с покаянием. Я раскаялся в таких-то грехах, следовательно, стал лучше. Теперь можно утереть слёзы (а как правило они и не трогают глаз) и продолжать заботиться о результате своих действий. Теперь-то я хороший.

Так можно легко и не заметить, что нам не надо ходить на совет нечестивых и — продолжая цитату — вставать на путь грешных и садиться на седалище губителей, мы уже и так стоим на пути грешных и входим в совет нечестивых. Человек страшен именно уверенностью в своей положительности, в своей правде. Если не бояться самого себя, несложно растерять не только любовь, но и простую человечность. И свет в нас станет тьмой. «Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?» Собственно, тьма — она вот такая и есть, переродившийся свет.

Поэтому бояться надо. Просто надо хорошо понимать, чего боишься и зачем тебе этот страх.

Андрей Владимирович Карпов, главный редактор сайта «Культуролог»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1.

«Бойся в лесу человека, а не зверя…» (из «обихода»)

Андрей Карпов:
«Нам нужно бояться нас самих. Каждый должен бояться прежде всего самого себя.
/////////////

«Себя надо бояться, себя!» - «восклицает» в недавнем комментарии к одной из тем поэт Павел Духов из произведения Ю. М. Полякова романа «Козленок в молоке»…
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Владимирович Карпов
Горько о крестьянстве
Русское крестьянство глазами Максима Горького
09.09.2024
Основной вопрос стихотворения
Человек должен самореализоваться, и если в нем есть какой-то внутренний потенциал, то его надо активировать
03.09.2024
Будущее. Вражда. Город
Внутри языка
01.08.2022
Все статьи Андрей Владимирович Карпов
Основы православной культуры
Душевная вечеря. Христос в искусстве.
Клайв Льюис. «Письма Баламута»
17.10.2024
Нацвопрос и либералы
Выступление на круглом столе «Межконфессиональное и межнациональное согласие»
01.10.2024
«Мы до сих пор стесняемся говорить, что семья – это малая Церковь!»
Предмет «Семьеведенье» – попытка рассказать о правильных вещах, не говоря о главном
10.09.2024
Война с сатанизмом. Цензура в кино. Кому верит
молодежь? «Русский ковчег»
31.07.2024
«Общий вектор массовой культуры – разрушительный»
Произведения культуры, искусства или учреждения, имеющие государственное финансирование, должны контролироваться цензурным органом
19.07.2024
Все статьи темы
Русская цивилизация
Как укреплять брак, культивировать любовь и верность?
В Рыбинске состоялся Форум «Встреча с личностью» - «Семья, отечество, материнство, традиции, династия»
13.11.2024
Трамп вернётся к модели колонизации России?
Отмена или ослабление санкций не сулит России ничего хорошего
13.11.2024
Как с цепи сорвались
Идёшь в Церковь – идёшь в рай, ругаешь Церковь – готовишь себе ад
13.11.2024
«Ваша роль в восставшей русской культуре огромна»
Юрию Михайловичу Полякову – 70 лет!
12.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
13.11.2024 15:21
«Столыпин» без Столыпина
Новый комментарий от Рабочий
13.11.2024 14:34
Царь Иоанн Грозный не виновен в смерти святителя Филиппа
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
13.11.2024 13:57
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Русский танкист
13.11.2024 13:54
Два полюса украинского Православия
Новый комментарий от Сергей из НН
13.11.2024 13:31
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
13.11.2024 13:24
Церковные дела в Германии
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
13.11.2024 12:02