Немногие из людей имеют дар предощущения времени и пространства, но им, несомненно, обладает Александр Андреевич Проханов. Статья «Новосибирск, тебе слово», аккуратно совпала с нашим обсуждением вопроса о новой культурной стратегии Сибири на рабочем совещании в Министерстве региональной политики Новосибирской области.
В своём ответном слове я поясню, почему Александр Андреевич прав на все 100 в отношении Сибири, ведь Сибирь – это точно, не только грибы и ягоды… Что там говорить, даже автор известного труда «Закат Европы» известный философ Освальд Шпенглер в 1918 году писал, что: «не петровский Петербург, а "азиатская" Москва с дремлющими в ней силами – вот будущая культура, девятая в обозримой истории». Шпенглер называл её «русско-сибирской» культурой.
Действительно, Сибирь – уникальное место на планете. От научных прогнозов до предсказаний, все в один голос утверждают, что в период катаклизмов на Земле, Сибирь непременно устоит. Так что уже есть повод приехать – Добро пожаловать!
Русская Сибирь – территория, вдвое превышающая европейский материк и составляющая немногим меньше 10% поверхности суши земного шара. Её вхождение в состав России произошло по воле сильного и дальновидного правителя Царя Иоанна Грозного, отправившего в 1581 году на освоение Сибири казачьего атамана Ермака. Вполне неслучайно, что уже тогда, без малого 450 лет назад, на его доспех блистала символика нашего государства – двуглавый российский орёл. Вместе с русскими первопроходцами на сибирскую землю пришла и Русская Церковь, передавшая православную веру местным народам.
Именно вблизи современного Новосибирска состоялось Ирменское сражение, повлекшее окончательный разгром войск хана Кучума – пришлого захватчика изрядно терроризировавшего местное население, после чего коренные народы Сибири были освобождены от гнета чужеродных племен.
Осознание значимости присоединения Сибири как важнейшего исторического и геополитического события для России произошло при Императоре Александре III, и ознаменовалось в 1881 году празднованием 300-летия присоединения Сибири, после чего праздник ежегодно пышно отмечался по всей России в течении четырех десятилетий, вплоть до 1920 г. Его второе наименование – День благодарения Сибири.
Немало усилий в освоении этого обширного края было приложено Царем Петром I, активно развивающим исследование природных богатств, разработку полезных ископаемых и создание горнодобывающих производств в Сибири. Как и мастеровой Урал, вскоре Сибирь начала напрягать свои стальные мускулы и стала укреплять матушку Россию. Кто у нас в стране не слышал о Демидовских заводах и серебре из Сибири, достигшем 90 % объема выплавки всего этого драгоценного металла в России?
«Российское могущество прирастать будет Сибирью…», – так пророчески откликнулся на будущее этой необъятной земли, наш великий русский учёный Михаил Ломоносов.
Но главное в Сибири это не природные богатства – главное в Сибири люди! Особые условия Сибири, её удаленность от центра государства способствовали формированию особых человеческих отношений. В Сибири не было развито крепостное право. При этом сама государственная власть в лице Екатерины II, а затем Павла I, всячески поддерживала зарождающийся новый вид социально-экономических отношений «крестьянских обществ», получивших в коллективное владение землю и выборное самоуправление: «Свободное, окраинное крестьянство мыслилось в качестве правительственной опоры для решительной, но постепенной отмены дворянского землевладения в центре страны <…> ставилась задача через правовую поддержку государством принципов общественного самоуправления в среде "низов", воспитать сознательных граждан из свободных крестьян – базу регулярной армии и следовательно опору монархии, именно эта сила должна была противостоять корпоративному эгоизму дворянства».
Такой подход, заложенный государственной властью более двух веков назад, специфические социальные и природные условия, крепкая православная вера, сыграли ключевую роль в формировании особого характера сибиряков, ставших надежной опорой в деле защиты и строительства государства на все времена. Не раз в истории сибирякам приходилось проявлять свою стойкость и мужество в деле защиты Отечества и веры.
Вот что писали генералы царской армии в своих воспоминаниях о сибиряках, участвующих в Первой мировой войне: «Сибирские полки принесли с собой силу и мощный дух необъятной Сибири. Они несли крепость сибирского крестьянина, его положительность и опыт Японской войны», «Я помню, как эти остроглазые и гордые бородачи ходили в атаку с почерневшими дедовскими иконами поверх шинели...», а вот другое воспоминание, офицера австрийской армии: «Мы узнавали сибиряков по песням – перед боем сибиряки пели молитвы, и потом спокойно и уверенно поднимались в атаку…»
Стоит вспомнить, что именно здесь в Сибири, из Ново-Николаевска и Томска, началось вооруженное сопротивление русского народа безбожной власти большевиков. Отсюда начала набирать обороты гражданская война в России как организованное противостояние народа той власти, которая попрала традиционные устои тысячелетней Руси.
И когда на нашу Родину тяжело вступил германский сапог, именно сибирские полки, вместе с истекающей кровью Красной армией, остановили фашистов под Москвой и двинули их вспять. И все это произошло благодаря очень важному историческому событию – открытию, а затем мощному и стремительному развитию Сибири, которому предшествовало строительство Великого Сибирского Пути и образование главного города на этой магистрали – Ново-Николаевска, в последствии – Новосибирска.
Подписывая царский Указ о начале строительства самой большой в мире Сибирской железной магистрали, император Александр III наказал своему сыну – будущему царю Николаю II, осуществить этот великий проект: «во имя привнесения дела мира на Восток, заселения и промышленного развития Сибири».
Бурное освоение и развитие Сибири в начале XX века было прервано революцией, но утверждённое Николаем II место прокладки моста через реку Обь предопределило появления на карте России будущего крупнейшего промышленного и научного центра за Уралом.
Какую тайну хранит в себе город Новосибирск? Почему его имя до сих пор в тени на центральных каналах, притом, что Новосибирск является самым большим по численности населения муниципальным образованием в стране – юридически – самым большим городом России, поскольку Москва и Санкт-Петербург – это субъекты Российской Федерации?
Прежде всего, город Новосибирск хранит в себе имя последнего Императора России – Царя Николая II. Свое первое, основополагающее имя, обретённое по настойчивой просьбе жителей, – Ново-Николаевск, город носил в течение белее четверти века.
Уникальность истории Ново-Николаевска-Новосибирска и окружающей его обширной территории состоит в том, что до революции эта земля была личной собственностью Императорской семьи Романовых, и потому история образования города Новосибирска – это история передачи фамильной царской земли в дар жителям поселения Ново-Николаевска от Императора Николая II. Передав основную часть земли для образования города безвозмездно (усадебные участки под частную застройку передавались на выкуп с двадцатилетней рассрочкой), Николай II сделал для жителей Ново-Николаевска поистине царский подарок, и потому сегодня и на века Новосибирск – это город на царской земле.
И это лишь начало его удивительной истории.
Можно не сомневаться, что Николай II, как глубоко верующий человек, православный монарх, на тот момент – Глава Русской Церкви, хорошо знал культурное и духовное значение установки православных храмов, и потому строительство города началось с постройки самого большого, на всем протяжении Сибирской железной дороги, православного Храма. Храм стал первым кирпичным зданием будущего города, при этом построенным, по сути, в чистом поле невдалеке от поселка мостостроителей. Он был воздвигнут в честь святого благоверного князя Александра Невского, в память об Александре III – основателе Великого Сибирского пути. Основные средства и землю для его строительства выделил сам Император Николай II. Так, строительством большого каменного собора задолго до образования города Царь вместе с жителями поселения заложил его духовную и культурную основу.
А вот какие последствия несёт такое духовное и культурное основание, может проиллюстрировать последующая история города.
Когда в Ново-Николаевске в 1909 году случился большой пожар и огнём было уничтожено без малого 800 домов, Николай II для скорейшего восстановления города в течение трех дней дал распоряжение о выделении строевого леса, принадлежащего Кабинету Его Императорского Величества, а чуть позже предоставил дополнительно государственную ссуду. Отдавая должное прозорливости местной власти – она направила её на строительство двенадцати школ по проекту выдающегося русского архитектора Андрея Крячкова.
В городе начали активно создаваться другие образовательные учреждения, был создан мощный импульс к образовательному и культурному развитию. В результате в 1912 году в Ново-Николаевске было введено всеобщее начальное образование, и по этому показателю город занял первое место среди всех городов Российской Империи, включая Москву и Санкт-Петербург.
Может быть, именно это обстоятельство, а также месторасположение города сыграли свою роль в том, что в последующем академик Лаврентьев выбрал для строительства научного центра именно Новосибирск.
Академгородок стал первым в стране крупным научным центром такого типа, получил общемировое признание и полностью подтвердил слова Михаила Ломоносова о том, чем будет являться Сибирь для России в будущем.
В итоге, самой «умной» улицей мира, попавшей в книгу рекордов Гиннеса, является проспект академика Лаврентьева, расположенный в Академгородке. Здесь на протяжении чуть более двух километров находятся два десятка крупных научно-исследовательских институтов.
Возвращаясь к истории стремительного роста города, стоит отметить, что его благоприятное расположение вблизи главных транспортных артерий Сибири и ряд других обстоятельств привели к большому притоку населения и бурному развитию промышленности. Совсем не случайно, что молодой город ещё в начале XIX века стали называть: «Сибирский Чикаго». Может быть, поэтому, уже в наше время, Новосибирск вошёл в разряд рекордсменов, как один из наиболее быстрорастущих городов двадцатого столетия. Количество его жителей менее чем за 70 лет достигло одного миллиона человек. Чикаго, с которым часто сравнивали Ново-Николаевск – Новосибирск, для этого понадобилось 85 лет, а Москве – 900 лет.
В 1914 году на главном Николаевском проспекте была построена и освящена часовня святого Николая Чудотворца – небесного покровителя города Ново-Николаевска и Царя Николая II. Возведённая по случаю 300-летия Дома Романовых, часовня стала символическим географическим центром Российской Империи, с учётом расположения её крайних точек с Востока на Запад (от г. Ново-Мариинска, совр. г. Анадырь (Россия), до г. Руко-Комары (совр. Польша).
Знаковым является и то, что сегодня город Новосибирск, стоящий на том же самом месте, символизировавшем некогда географический центр Российской Империи, является самым большим по численности населения городом России.
Возвращаясь к роли Сибири в настоящем и будущем, пониманию её духовных глубин, можно сказать, что Сибирь – это место соединения двух мощных начал – могучей необузданной силы природы и ещё более могучей духовной силы русского народа.
Сибирь – это горнило, где на протяжении многих веков рождается духовный сплав человека, способного вынести на себе всю тяжесть невзгод обрушивающихся на Россию.
Говорят, что Сибирь – это кладовая природных богатств России, но в ещё большей степени это – кладовая духовной силы русского человека, собранной, хранящейся, но ещё в полной мере не раскрытой. Само духовное устроение России говорит нам о том, что не так важно, где в нашей стране скапливаются деньги, важно где хранится душа…
PS. «Император Николай II и город Новосибирск: параллели прошлого и настоящего» (2018 г.): «Ново-Николаевск-Новосибирск – город с неповторимой историей, возведённый на земле последнего Российского Императора. Единственный город в России, названный в честь Русского Православного Царя, прославленного в лике святых и потому, несомненно, несущий особую ответственность и миссию в деле духовного возрождения России».
По прошествии пяти лет можно только подтвердить эти слова: Новосибирск – это город, который самой судьбой предназначен стать площадкой для старта в будущее России, и нам всем очень важно, чтобы этот небесный космодром не зарос травой…
PS. Двигаясь по пути восстановления исторических символов и традиций, необходимо, чтобы наши слова не расходились с делом.
Реализуя актуальную государственную политику РФ, направленную на сохранение и укрепление традиционных ценностей, Общественная Палата Новосибирской области в лице Комиссии по культуре, двигаясь по пути восстановления исторической памяти на примере истории города Ново-Николаевска – Новосибирска, выдвинула общественную инициативу по наименованию строящегося моста в центре г. Новосибирска, имеющего ярко выраженную доминанту в виде буквы «Н», именем Ново-Николаевский.
Учитывая вышеизложенное, прошу на всех уровнях, всех граждан России поддержать инициативу о наименовании нового моста в Новосибирске именем «Ново-Николаевский».
А вот «о начале новой русской эры, провозглашении долгожданной идеи развития и свиридовском "Время, вперёд!"», мы поговорим в следующий раз.
Евгений Александрович Цыбизов, заместитель председателя Комиссии по культуре Общественной Палаты Новосибирской области, сопредседатель Правления Новосибирского РО ВРНС