Русский язык, без всякого сомнения, является основой российской государственности, безопасности и суверенитета страны.
Почему так поставлен вопрос? Потому что русский язык – является важнейшей ценностью для нашего народа. Это не только горизонтальная коммуникация, объединяющая народ в настоящем, но и вертикаль, связывающая все поколения русских людей, от прошлых до будущих.
Значение любого языка настолько велико, что можно говорить о том, что: народ жив, пока сохраняется его язык. Связывая поколения, язык сохраняет саму историю народа. Весь ход мировой истории свидетельствует о том, что для того чтобы уничтожить народ – сначала надо уничтожить его язык. Ярким примером тому служит Украина, где всё началось с уничтожения русского языка.
Именно поэтому в условиях информационной, культурной и психологической войны против России, защита русского языка и национальной культуры является жизненно важной и исключительно необходимой мерой безопасности для нашего государства и общества.
О необходимости защиты русского языка говорится во многих государственных документах, в первую очередь в Конституции России, Федеральном Законе: «О государственном языке РФ», Указе Президента РФ №809 и других документах.
Еще одним важным основанием для защиты русского языка является то, что он представляет собой язык передачи глубоких духовных истин лежащих в основе православной культуры. Потому совсем не случайно Президент России В.В. Путин сказал, что русский язык: «Это естественный духовный каркас нашей многонациональной страны».
Сегодня, мы отчетливо видим, как нецензурная лексика буквально заполонила общественное пространство, в том числе и социальные сети. Уровень её употребления достиг такого масштаба, что её можно услышать от детей.
Главная опасность для общества на сегодня состоит в том, что нецензурная речь становится нормой – языком, на котором, не задумываясь, говорит молодежь. Данные, проводимого в рамках форума соцопроса показали, что почти 60% школьников относятся к матерной брани нейтрально, они не распознают её как брань и не ощущают в ней никакого вреда. Потому одной из важных задач по преодолению нецензурной брани обществе с целью правового регулирования, является установление чётких понятий – что относится к ненормативной лексике, что к нецензурной, чем отличается нецензурная речь от нецензурной брани и т.д.
Из всего этого следует, что забота о сохранении чистоты русского языка – это большая задача и ответственность для всех нас, а именно для Церкви, Государства и Общества.
Касаясь самой природы нецензурной брани, стоит отметить сложность и длинную историю существования этого социального явления. Потому для его преодоления, требуется совместный комплексный подход, со стороны упомянутых: Церкви, Государства и Общества.
Часто приходится слышать, что мат одними запретами победить нельзя – и это действительно так. Одними запретами невозможно, поскольку тогда всё вешается на плечи государства, а оно не всесильно. Кроме того, государство не может вторгаться в личное пространство граждан, но при этом, государство обязано ограничить употребление нецензурной лексики в общественном пространстве, четко обозначив границы дозволенного через соответствующие законы.
2400 лет назад, Аристотель, сказал: «Законодатель должен удалять из государства сквернословие, потому что из привычки сквернословить развивается склонность к совершению дурных поступков». Стоит задуматься над его словами, поскольку уже тогда, думающие и образованные люди, хорошо понимали последствия распространения сквернословия – его прямой вред и опасность для государства.
Рассматривая отношении Церкви к этому вопросу можно отметить, что как у Русской Православной Церкви, так и у других конфессий, давно сформировалось чёткое отношение к мату как богохульству, порождаемому либо откровенным безбожием, либо абсолютным невежеством, что весьма характерно для нашего времени.
«Злоречивые Царствия Божьего не унаследуют», сказал Апостол Павел в начале I века – 2000 лет назад. И ему трудно отказать в духовном понимании истинной природы этого явления. В отличии от современных крикунов, вещающих с концертных площадок, что мат – это естественное явление и в нём нет ничего предосудительного, он был и всегда будет.
Для таких деятелей стоит напомнить слова академика Дмитрия Лихачева: «Если бесстыдство быта переходит в язык, то бесстыдство языка создает среду, в которой само бесстыдство уже привычное дело». Думается, что Дмитрий Сергеевич – выдающийся филолог, культуролог и образованнейший человек нашего времени, в том числе переживший соловецкую ссылку, хорошо знал цену своим словам.
С точки зрения Церкви, мат – это однозначно грех, и как порок, он действительно неискореним – как и множество других пороков. Но ему обязательно надо противостоять, иначе этот порок будет возрастать и распространится на всё общество, обрекая его на неминуемый развал и гибель.
Тайна порока мата состоит в том, что он проявляет себя как таран, открывающий двери для проникновения в общество, как и в душу отдельного человека, других инфернальных явлений, и потому, в совокупности с другими пороками способен разрушить любую государственность, как и личность отдельно взятого человека – вспомним слова Аристотеля. Также будет уместным привести здесь слова характеризующие связь матерной брани и революции, сказанные протоиереем Сергием Булгаковым: «Большевизм – родился из матерной ругани, в сущности, он и есть поругание всяческого материнства: и в церковном, и в историческом отношении». Именно потому, по своей сути мат – это скрытая дорога в ад.
Стоит отметить еще один важный фактор. Проведенные, как в нашей стране, так и за рубежом исследования показали, что матерная брань способна активно влиять на живые клетки организма, т.е. на здоровье людей, вызывая различные заболевания. Все это прямо свидетельствует, как о духовном, так и физическом вреде мата. Кроме того, матерная брань порождает страх и агрессию в людях, «подвигает их на совершение дурных поступков». Потому любое потворство распространения мата в обществе, недопустимо.
Нравственная и духовная обязанность Церкви всегда состояла и состоит в том, чтобы предупредить общество и государство о какой-либо возникшей духовной опасности. Потому основанием для проведения Форума за чистоту русского языка, в первую очередь, стал Наказ Святейшего Патриарха Кирилла Всемирному Русскому Народному Собору.
В начале этого года, обращаясь к депутатам ГД на ежегодной парламентской встрече Патриарх Кирилл сказал: «Матерная брань наносит духовный вред не только тому, кто ее произносит, но и тому, чьего уха она касается. Как такое отвратительное явление может быть нормой?» При этом Патриарх призвал депутатов: «поставить заслон матерной брани».
В соответствие с этим, одной из важнейших задач нашего форума стала подготовка Проекта ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», касающихся использования нецензурной брани. Эта задача на сегодня выполнена. Проект федерального закона разработан и направлен в Межфракционную депутатскую группу по защите христианских ценностей возглавляемую П.О. Толстым.
В приложение к Проекту закона после окончательной обработки данных, мы представим результаты социологического опроса, проведенного на большей части территории нашей страны – от Владивостока до Крыма и Калининграда, в котором граждане недвусмысленно выразили свое мнение по поводу важности принятия закона ограничивающего нецензурную брань.
По данным соцопроса проведенного среди родителей, введение штрафа за использование нецензурной брани в общественных местах поддержало более 70 % опрошенных.
Таким образом, мы подошли к разговору о самом главном участнике обсуждаемой проблемы – Российскому обществу. Именно от формирования деятельного отношения общества к нецензурной брани будет зависеть, удастся ли его преодолеть, а потому оздоровить и очистить само общество.
Чтобы избавиться от засилья этого порочного явления с целью его маргинализации, общество должно выразить общественное порицание этому деструктивному явлению, в том числе, опираясь на ожидаемый, адекватный федеральный закон принятый ГД, духовно-нравственную точку зрения со стороны традиционных религиозных конфессий и непредвзятый взгляд науки.
Важным является то, что для преодоления этого негативного явления в обществе, необходим широкий диалог внутри самого общества, необходима большая просветительская работа в школах, ВУЗах и любых других общественных пространствах. О чём правильно сказал Корней Чуковский: «Чтобы добиться чистоты языка, надо биться за чистоту человеческих чувств и мыслей».
Уникальностью проведенного форума стала разработанная форма работы с молодежью, педагогами и родительским сообществом в виде диалоговых площадок, особенностью которых является безназидательное, свободное обсуждение вопросов о причинах нецензурной брани и способах её преодоления.
Сама форма проведения такого диалога с молодежью, к которому она проявила искрений интерес, может стать одним из эффективных средств преодоления порока, если эту работу проводить системно и по всей стране, например, в рамках школьного урока: «разговора о важном».
Кроме проблем матерной брани, на диалоговых площадках также затрагивались вопросы об избыточности английских слов в русском языке и уместности их применения. В связи с чем, можно вспомнить слова Ивана Тургенева: «Берегите чистоту языка, как святыню. Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и глубок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас»
В заключение доклада, приведу цифры характеризующие масштаб проведенного форума.
Абсолютной уникальностью форума является то, что его работа шла на протяжении всех 45 дней с момента старта 7 апреля 2025 г., состоявшегося в день Благовещения Пресвятой Богородицы.
По информации представленной министерством образования НСО, мероприятия форума в виде диалоговых площадок, классных часов, круглых столов и кинолекций прошли на территории всех 35 районов Новосибирской области в количестве более 634-х мероприятий в рамках школ, с общим охватом более 108 тысяч человек, не включая анонимные соцопросы.
По линии профессиональных образовательных организаций, в рамках форума, проведены диалоговые площадки, занятия: «Разговоры о важном» и дебаты для студентов 1-2 курса. Всего по этому направлению, проведено 145 мероприятий, с общим охватом 14 574 человек.
По линии Высших учебных заведений в рамках форума, в диалоговых площадках приняли участие более 300 студентов Новосибирских ВУЗов, включая центры молодежных инициатив. Помимо этого была проведена серия открытых дискуссионных площадок под названием: «ПРО-дебаты».
По информации представленной министерством культуры НСО, в диалоговых площадках прошедших на территории областных и городских библиотек, приняло участие – 870 человек. На территории образовательных организаций министерства – свыше 700 человек.
В мероприятии по теме форума, проведённом на площадке Областного Родительского Собрания приняло участие 485 человек.
За 10 дней работы Поезда памяти «За духовное возрождение России», посвященного юбилею великой Победы, в 10 районах Новосибирской области было проведено 20 мероприятий по теме форума с участием около 2000 человек.
Кроме этого, в рамках форума дополнительно были проведены круглые столы с научной общественностью, родителями, педагогами, профильными специалистами по социальным сетям, представителями бизнеса и другими заинтересованными лицами. Одной из интересных встреч стало обсуждение темы форума в ГУФСИН, в которой приняло участие около 70 офицеров внутренней службы.
Приведенные цифры являются хорошим примером взаимодействия органов исполнительной власти Новосибирской области, Церкви и Общества – в лице ВРНС, отражающего важность сохранения русского языка, выраженную, в том числе словами Алексея Толстого: «Язык – это орудие мышления. Обращаться с языком кое-как – значит, и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно».
В целом, в Новосибирской области, в рамках форума ВРНС, за 45 дней прошло около одной 1000 мероприятий, в которых приняло участие более 127 тыс. человек. Стоит подчеркнуть – эти цифры относятся только к Новосибирской области. Данные по другим регионам страны ещё предстоит собрать.
Следующий показатель: в социальном опросе проходящем на территории России, на утро 23.05.25. приняло участие более 63 184 чел. Особенную активность в соцопросе проявила республика Крым.
Таким образом III Всероссийский форум проведенный в г. Новосибирске, собрал более 190 тыс. участников и стал самым масштабным форумом по теме защиты русского языка, когда либо проведенным в России. Стоит подчеркнуть, что на этом форум не заканчивает свою работу, она будет продолжена осенью, когда будут собраны все материалы, проанализированы результаты соц. опроса и в ходе обсуждений обобщены выводы. Все наработанные нами способы преодоления этого тяжелого социального явления, будут оформлены в качестве методических рекомендаций и представлены для учреждений образования и родительского сообщества. Кроме этого будет подготовлена Резолюция форума.
В заключение доклада хочу сделать следующий вывод. Несмотря на всю тяжесть порока матерной брани, его можно загнать в его маргинальный подвал – там где ему и место. Но для этого необходимо усилие трех сторон: Государства, Церкви и Общества. При этом отправной точкой должен стать федеральный закон, на который сможет опереться Общество, а также разработка и реализация государственной программы, которая должна стать составной частью более широкой программы по возрождению традиционных ценностей.
Если государственная власть, в полной мере осознает важность преодоления этого опасного социального явления и примет соответствующие предупредительные и законодательные меры, для включения в этот процесс Общества, то все вместе, мы его несомненно одолеем!
Евгений Александрович Цыбизов, член Бюро Президиума Всемирного Русского Народного Собора, сопредседатель Правления Новосибирского отделения