Пассионарность

Кто такие пассионариии, откуда они берутся и куда деваются?

Российская Империя  Бывший СССР  Русская цивилизация 
0
1402
Время на чтение 9 минут
Фото: предоставлено автором

Термин «пассионарность» (от лат. passio – страсть) ввел в науку Лев Гумилёв. Он писал: «Пассионарность – это непреоборимое внутреннее стремление (чаще неосознанное) к деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели. Цель эта представляется пассионарной особи ценнее даже собственной жизни, а тем более жизни соплеменников и современников».

Сверхэнергичных пассионариев в составе этноса – меньшинство, но они составляют тот стержень, на котором держится этническая система. «Это мотор, который всё двигает». Пассионарность, отмечал Гумилёв, является отклонением от видовой нормы, это, вероятно, мутация, но мутация маленькая, не приводящая к патологии. Хотя нормальные люди, которые считают, что если уж рисковать жизнью, то за большие деньги, часто называют пассионариев фанатиками и сумасшедшими.

Учёный вспоминал, что когда он впервые выступил с описанием этого феномена (в советское время), то его сразу же обругали в журнале «Вопросы истории» и обвинили в отходе от материализма. А потом вызвали на редколлегию и спросили:

«Что это за качество, которое вы называете “пассионарность”, и которое мешает людям устраивать свою жизнь наилучшим образом? Я им стал объяснять – долго, научно. Вижу – ни бум-бум не понимает эта редколлегия. Мне говорят: “Ну, ладно, хватит, хватит”, – мол, не умеете объяснять. Нет, сейчас, минутку! Поймите, не все люди шкурники! Есть люди, которые искренне и бескорыстно ценят свой идеал и ради него готовы пожертвовать жизнью. И если бы этого не было, то вся история пошла бы по-иному! Они говорят: “А, это оптимизм. Это хорошо”»…

В реальной жизни пассионарность может проявляться в различных чертах характера. Это может быть гордость, тщеславие, алчность, жажда власти. «Пассионарность отдельного человека может сочетаться с любыми способностями: высокими, средними, малыми, она не зависит от внешних воздействий… она не имеет отношения к этике, одинаково легко порождая подвиги и преступления, творчество и разрушения, благо и зло, исключая только бездействие и равнодушие», – писал Гумилёв.

То есть, пассионарием может быть и великий полководец, и жертвенный учёный, и террорист. Гитлер тоже был пассионарием, со своим безумным идеалом. Гумилёв дает этому феномену антисистемности следующее объяснение: «всякая энергия имеет два полюса и пассионарная энергия (биохимическая) – не исключение. На этногенезе биполярность сказывается тем, что поведенческая доминанта может быть направлена в сторону усложнения систем, то есть созидания, или упрощения их (т. е. разрушения – Е. Е.)». (Подробнее см. ст. об антисистемах, часть 1 и часть 2.)

Чтобы проиллюстрировать феномен пассионарности Гумилёв приводит в пример двух пассионариев с высокой степенью пассионарности – Александра Македонского и Наполеона Бонапарта. Достигнув вершин власти, они имели всё: деньги, славу, почитание. Почему они не сидели у себя дома и не наслаждались жизнью? Зачем им нужно было бросать свои армии в ненужные, бессмысленные походы: Индийский – Александра, Русский – Наполеона? Для большинства современников, писал Гумилёв, стимул их деятельности оставался загадкой. Когда после завоевания почти всей Азии Александр вторгся в Индию, его солдаты и полководцы не выдержали: «Царь, куда ты нас ведёшь? Зачем нам эти индусы? Мы даже добычу, которую здесь берём, не можем отправить домой в Грецию. Нас здесь всех перебьют, веди нас назад… Царь, мы тебя любим, но хватит!». Назад вернулись немногие, а сам Александр умер в дороге.

Ярко выраженные пассионарии: Николай Коперник, Жанна д’Арк, патриарх Никон, Сергий Радонежский, атаман Ермак, Михайло Ломоносов, Емельян Пугачёв, Александр Суворов, Иосиф Сталин.

Однако пассионарны могут быть не только полководцы, герои, правители. «Лидеры-пассионарии, – говорил Гумилёв, – лишь видимая верхушка пассионарных людей этноса». Простой солдат тоже может быть пассионарным. Например – Василий Теркин (собирательный образ) у Твардовского, или бронебойщик Лопахин у Шолохова. Люди подобного типа не столько «ведущие», сколько «толкающие» всех остальных. Они как бы заводят окружающих своей избыточной энергией.

В целом пассионарии характеризуются явным преобладанием социальных (лидерство) и идеальных (религия, идеология, культура) потребностей над биологическими, хотя и биологические потребности могут быть ярко выражены.

Пассионарность обладает одним важным свойством – она заразительна. Это значит, что люди нормальные, а в ещё большей степени – импульсивные, оказавшись в непосредственной близости от пассионариев, начинают вести себя как пассионарии. Это издавна использовалось в военном деле. Пассионариев или собирали вместе и формировали из них ударные части. (Последний пример – ЧВК «Вагнер».) Или распределяли их в массе солдат, чтобы поднять воинский дух. Практика показывает, что три-четыре пассионария могут поднять боеспособность роты численностью в 100 - 120 чел. (И этому есть свежие примеры. Когда, после расформирования «Вагнера», часть его бойцов перешла в МО, боеспособность этих подразделений повысилась.)

С чем связана такая индукция пассионарности? Видимо, всё с тем же силовым полем («биополем») пассионария, которое Гумилёв называл пассионарным полем. Когда сегодня говорят о «харизме» – имеют в виду именно это явление.

Гумилёв приводит такой пример. В 1880 году Ф.М. Достоевский произнёс свою знаменитую речь о Пушкине. Успех был, по воспоминаниям очевидцев, грандиозным. Однако в чтении эта речь особого впечатления не производит. Видимо решающим был эффект личного воздействия Достоевского на собравшихся людей.

Механизм пассионарности еще не изучен в деталях, но его суть в том, что пассионарии обладают врождённой способностью абсорбировать из окружающей среды энергии больше, чем это требуется для личного и видового самосохранения, и выдавать эту энергию в виде целенаправленной работы. Причем, интеллектуальная и психическая (в т. ч. духовная) активность, подчеркивал Гумилёв, требует затрат энергии точно так же, как и физическая, только эта энергия пребывает в иной форме и её труднее регистрировать и измерять.

Пассионариями были многие монахи-миссионеры. Например, простые византийские монахи доходили с проповедью христианства до Китая. Они подвергались постоянной опасности на этом пути, многие погибли, но они шли и шли, и ничто не могло их остановить. Множество пассионариев мы видим и среди творческих людей – ученых, художников, писателей и поэтов. «Талант – это пассионарность на индивидуальном уровне», – говорил Лев Гумилёв.

Но откуда берутся пассионарии? Гумилёв выдвигает гипотезу о том, что пассионарии появляются в результате мутаций, которые, в свою очередь, происходят под воздействием каких-то космических излучений – пассионарных толчков. Они довольно редки (2 – 3 за тысячелетие) и располагаются по поверхности Земли узкими полосами шириной около трехсот километров: «Словно кто-то стегает по планете плетью» (см. «Оси зон пассионарных толчков»). Эти полосы могут быть очень длинными, но никогда не переходят на обратную сторону земного шара. «Каждый пассионарный толчок, – говорил учёный, – перемешивает население; в результате, как из перемешанной колоды карт, создается новая комбинация». То есть, появляются новые этносы.

Гумилёв писал: «Этот последний вид космической энергии стал исследоваться совсем недавно. И поэтому те ученые, которые привыкли мыслить Землю как совершенно замкнутую систему, они не могут привыкнуть к тому, что мы живем не оторвано от всего мира, а внутри огромной Галактики, которая на нас воздействует так же, как воздействуют все другие факторы, определяющее развитие биосферы».

Когда же неудовлетворенные этим объяснением знакомые в узком кругу спрашивали Гумилёва: «Ну а все-таки, откуда берутся эти удивительные люди – пассионарии? В чем первопричина?», – он отвечал: «Воля Божья!». Совершенно серьезно.

«Космическая» гипотеза Гумилёва, которую часто путают с «солнечной» (отвергнутой ученым после рассмотрения), вызывала и продолжает вызывать как критику, так и насмешки. Однако факт остается фактом: массовые микромутации – происходят. И периодически внутри спокойных этносов появляются люди сверхактивные, стремящиеся изменить окружающий мир. Они – дрожжи. Первые 500 – 600 лет количество таких людей в составе этноса увеличивается, потом – уменьшается (500 – 700 лет), причем в отдельные периоды весьма резко (см. «Кривую этногенеза»). На тему «откуда они появляются?» – можно дискутировать. Главное, что они появляются и становятся ядром совершенно новых, или радикально обновленных (китайцы, индийцы, персы, евреи и др.), энергичных этносов (суперэтносов).

Важно заметить, что уровень пассионарности этноса может резко повыситься не вследствие пассионарного толчка, а в результате дрейфа пассионарности, т. е. когда один, пассионарный народ передает свой генофонд другому – слабопассионарному народу. Происходит это во время войн, нашествий или массовых переселений, при условии достаточной совместимости сторон на психо-биологическом (в т. ч. «полевом») уровне. В противном случае при контакте возникают этнические химеры.

Например, воинственные литовцы (толчок XIII в.) передали свою пассионарность полякам, белорусам и, отчасти, русским в XIV – XVI вв. А бежавшие в XVI в. из Франции протестанты – немцам. Монголы же рассеяли пассионарность по огромным просторам Евразии, возбудив многие завоеванные ими народы.

Жители Согдианы (Ср. Азии) в VIII веке получили пассионарный генофонд от завоевателей – арабов-1 (толчок VI в.), и вместе с ними вступили в фазу надлома в Х веке. (Примечание. Сегодня в Средней Азии наблюдается уже новый, после монголов и Тамерлана, подъем пассионарности, вызванный Большим азиатским толчком XVIII века, прошедшим южнее – от Японии, через Китай, Пакистан, Иран, Ближний Восток до Сев. Африки. См. на карте, в широтном направлении; с учетом дрейфа пассионарности на север и юг от линии толчка).

И еще одна особенность. В начальных фазах этногенеза больше всего пассионариев скапливается в столицах, куда они устремляются за карьерой и успехом. Однако со временем это преимущество центра теряется из-за увеличения числа паразитов-субпассионариев (см. о них во 2-й части статьи) и наплыва мигрантов-иноплеменников, что придает пассионарности столиц нервозность и снижает устойчивость этнической системы. Как это, например, наблюдалось в Вавилоне, Др. Риме, Александрии, Константинополе и др. мегаполисах древности. (Примечание. С XX в. надо делать поправку на вмешательство глобалистов, заинтересованных в массовом перемешивании этносов, культур и религий, что ведет к росту химер и антисистем.)

В последних же фазах этногенеза – инерции и обскурации (400 - 500 лет), – когда этнос «жиреет и постепенно слабеет», происходит вытеснение пассионарности на края ареала этнической системы. На практике это означает, что во времена расслабленности и упадка (в т. ч. в надломе) в отдаленных провинциях сохраняется больше пассионарных и морально здоровых людей, чем в историческом центре страны. Эта резервная пассионарность, как правило, спасает суперэтнос от преждевременной гибели в критические моменты его истории.

Надо подчеркнуть, что пассионарность – признак наследуемый. То есть, он закрепляется в генах и передаётся по наследству. И не всегда напрямую – от отца (матери) к сыну (дочери). Известно, что «на детях… природа отдыхает». Гумилёв это не уточняет. Но, так или иначе, этот биологический признак передаётся потомкам; или – через поколение, или – одному из нескольких детей. Поскольку многие молодые пассионарии гибнут в войнах, не успев оставить после себя потомство, в этнической системе происходит постепенная утрата пассионарности. Однако пассионарное напряжение продолжает снижаться и в мирные времена, когда идеалом становится уже не герой и защитник, а умеренный семьянин. Гумилёв приводит в пример Чацкого из комедии «Горе от ума». Пассионарий Чацкий любит Софью, но она предпочитает ему серого приспособленца Молчалина.

В результате, если на пике пассионарности, при перегреве, пассионарием мог быть каждый десятый (Гумилёв приводит в пример рыцарскую Европу), то в инерции – один-два на сто человек, а в обскурации – почти ничего.

Описывая феномен пассионарности Гумилёв уточнял, что, в случае надобности, деление может быть более дробным. Например, пассионариев можно условно разделить на три группы: 1) пассионариев с очень высокой степенью пассионарности (жертвенность); 2) высокой степенью пассионарности (идеал победы); 3) средней степенью пассионарности (карьерный рост, деловая активность, творчество).

Например, сверхпассионарии – Александр Невский, протопоп Аввакум, Серафим Саровский, Че Гевара. Пассионарии-победители – Сталин, Черчилль, Мао Цзедун, маршал Жуков, академик Королев. Просто пассионарии – ну, здесь примеров множество, и в истории и в современности, – от деятелей культуры, бизнеса и спорта до лидеров политических организаций, криминальных групп и даже – отдельных депутатов.

Но больше всего пассионариев из простого народа мы наблюдаем во время больших войн. Яркий пример – Великая Отечественная 1941-45 гг. Лев Гумилёв, ушедший на фронт добровольцем, говорил о главном источнике Победы: «наша пассионарность оказалась выше немецкой». И добавлял: «Войны выигрывают те народы, которые могут спать на голой земле. Русские и татары – могут, а немцы – нет».

Его самое известное определение идеального пассионария звучит так: «Пассионарий – это человек, наделённый избыточной энергией, импульс которой превышает импульс инстинкта самосохранения, вследствие чего пассионарий способен пожертвовать своей жизнью ради идеи…».

Много ли в России таких типов? – Увы, не так много как это было раньше, но больше, чем в Европе. Это означает, что на новую экспансию русской пассионарности уже не хватит, но для того, чтобы отстоять завоевания наших героических предков – вполне достаточно. (Подробнее о пассионарности современных этносов см. 2-ю часть ст.)

Евгений Альбертович Евтушенко, историк, Красноярск

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

40. Ответ на 39, Сергей:

.Помнится, шибко сложная она (если не на уровне планетария). Смесь физики и стереометрии.

Звезд на небе уже не видно и не тучи тому причиной, а мертвые огни ночного города.

39. Ответ на 32, Советский недобиток:

По первому пункту согласен - астрономия должна стать одним из основных предметов.

Помнится, шибко сложная она (если не на уровне планетария). Смесь физики и стереометрии.
Сергей из НН / 02.11.2023, 08:06

38. Ответ на 36, Туляк:

Вообще-то странно, что Вы поняли эту маленькую притчу, так буквально. Это же образное повествование....
///////////////

А «странность» уйдет как только «мы» «коснемся» вопроса понятийного аппарата (его минимального «набора», в т.ч. и «образов») - оттого и «проистекает» конкретика… Разве такового не существует?

37. а вот для того, чтобы понять какую, надо прочесть МИЛЛИОН КНИГ!

На этот вопрос уже есть давно ответ.Книга дурака делает ещё дурнее,а умного умнее!
Русский Иван / 01.11.2023, 11:53

36. Ответ на 33, Александр Волков:

«Огласите весь список, пожалуйста!» - так помнится, говаривается в фильме «про Шурика»?


Список книг, которые надо читать, каждый составляет себе в этой жизни сам. И если после их прочтения, к Вам будут ходить люди за советами, как к тому доброму человеку, то считайте, что в Вашем списке была та самая книга, о которой говорил тот умный человек.

П.С.Вообще-то странно, что Вы поняли эту маленькую притчу, так буквально. Это же образное повествование....
Туляк / 30.10.2023, 14:37

35. Ответ на 34, учитель:

А ты сможешь правильно произнести вот это - "Pyrzqxgl" ?.

34. Ответ на 32, Советский недобиток:

Мы состоим из частиц , которые синтезировались в древних звездах.
--------------------------------------------------------------------------------------------
А в школах учат литературе 19 века , малограмотных людей, вздохи, да охи.

А русскую литературу 19-го века синтезировала не звезда, а солнце. Солнце русской поэзии.
PS. По первому пункту согласен - астрономия должна стать одним из основных предметов.
Если по памяти, то Бетельгейзе, вроде бы, β Лебедя? α -Денеб?

Походу ты Звездного неба совсем не знаешь , не ориентируешься в Галактике. Из Вологды парнишка молодец , открыл на Youtube канал по любительской астрономии . Снимает все на свой телескоп , недавно показывал спутник Сириуса . На таких людях и держится Россия . Музей Истории Мироздания - ребята в Дедовске сами открыли . 1 % только в церкви ходит , Русский народ живет своей жизнью.
учитель / 30.10.2023, 13:03

33. Ответ на 29, Туляк:

Но книг-то, наверное, более нежели миллион? А коли нет – иные зачитываются многократно «до дыр» - как считать? «Огласите весь список, пожалуйста!» - так помнится, говаривается в фильме «про Шурика»?

32. Ответ на 31, учитель:

Мы состоим из частиц , которые синтезировались в древних звездах.
--------------------------------------------------------------------------------------------
А в школах учат литературе 19 века , малограмотных людей, вздохи, да охи.

А русскую литературу 19-го века синтезировала не звезда, а солнце. Солнце русской поэзии.
PS. По первому пункту согласен - астрономия должна стать одним из основных предметов.
Если по памяти, то Бетельгейзе, вроде бы, β Лебедя? α -Денеб?

31. Ответ на 28, Советский недобиток:

,. Бетельгейзе уже взорвался , ,]

Что же ты молчал?!.

По сути астрономия должна быть главной наукой в школе, чтобы ребятишки с измальства понимали , что они созданы Космосом и имеют связь со Вселенной. Мы состоим из частиц , которые синтезировались в древних звездах. Нами движут космические потоки , которые обрушиваются из Вселенной . Человек , Земля , Вселенная - это единый организм. А в школах учат литературе 19 века , малограмотных людей, вздохи, да охи. Уже сейчас надо строить космические ковчеги и осваивать другие миры. Люди на Земле должны чувствовать себя единой командой космического корабля.
учитель / 30.10.2023, 12:10
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Евгений Альбертович Евтушенко
Изуверская секта скопцов-ростовщиков
Из истории антисистем в России
09.11.2024
Первые русские секты: капитоны, хлысты
Из истории антисистем в России
26.10.2024
К вопросу о «тёмном Средневековье»
Из истории антисистем в России – секта стригольников и опричники Ивана Грозного
18.10.2024
Антисистемы в России
Униаты. История предательства
03.10.2024
Что содержала «папка Пригожина»?
Размышления о феномене главы ЧВК «Вагнер»
18.09.2024
Все статьи Евгений Альбертович Евтушенко
Российская Империя
День памяти митрополита Флавиана (Городецкого)
Сегодня мы также вспоминаем павших в бою под Шёнграбеном
17.11.2024
День рождения Царевны-Мученицы Ольги Николаевны
Сегодня мы вспоминаем генералов В.Д.Иловайского и С.К.Гершельмана, министра А.В.Головнина, дирижера А.А.Архангельского, расстрел Московского Кремля большевиками и подвиг героев-панфиловцев
16.11.2024
Славянофилы и «Дом сумасшедших…» графини Евдокии Растопчиной
В защиту честного имени Алексея Степановича Хомякова
15.11.2024
День празднования Шуйской иконы Божией Матери
Сегодня мы также вспоминаем Д.Н.Мамина-Сибиряка, И.М.Сеченова и М.О.Доливо-Добровольского
15.11.2024
Все статьи темы
Бывший СССР
Отделить истину от наслоений лжи
О книге Григория Блехмана «Сталин, Берия, Хрущев: созидатели и разрушитель» (М., 2024)
15.11.2024
Наше выживание только в Победе...
Другого пути у нас нет
14.11.2024
Ноосферная парадигма как идейный ориентир гражданкой стратегии России в XXI веке
Главным наставником граждан ноосферного будущего должна стать идеология «Софийности» или «Мудрости» как творческой, созидательной реализации природных сил человеческого существа
14.11.2024
День памяти боярина Б.И. Морозова
Также сегодня мы вспоминаем одного из организаторов монархического движения в Москве Ю.П.Бартенева
14.11.2024
Главное – «народный порыв» к появлению монумента вождю?
В ЦК КПРФ «по достоинству» оценили уродливый и кощунственный памятник Сталину возле общественного туалета в Ставропольском крае
13.11.2024
Все статьи темы
Русская цивилизация
Золото Приморья
В Приморском крае по инициативе рыбаков-любителей проходит акция «Любишь рыбачить, люби и рыбку разводить»
16.11.2024
Самодержавие и Самоуправление
Россия – священная наша держава
16.11.2024
О русской литературе
Отклик на доклад И.А. Есаулова: «Н.А.Бердяев о вине русской классической литературы. Сомнения и прозрения» (РХГА, 8.11.2024)
16.11.2024
Логос Русского мира
Понятие «русский мир» нужно очистить от смыслов «методологов»
15.11.2024
Идея особого служения Руси изначальна
В Москве обсудили актуальность наследия русской мысли Древней Руси
15.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
17.11.2024 19:27
Негостеприимная третья столица России
Новый комментарий от Анатолий Степанов
17.11.2024 19:12
Зачем?
Новый комментарий от Рабочий
17.11.2024 18:07
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Наталья Сидорина
17.11.2024 18:03
«Мигранты в законе»
Новый комментарий от Калужанин
17.11.2024 17:58
Неблагодарные – не только подлецы, но и дураки...
Новый комментарий от Константин В.
17.11.2024 17:49
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Андрей Садовский
17.11.2024 16:31