Продолжение, начало см. здесь.
Как военный человек с интересом наблюдаю за полемикой, которая возникла в информационном пространстве после выступления известного российского учёного Александра Дугина по поводу смены наших символов СВО, латинских букв V и Z.
Вообще, разговоры о символах и смыслах проведения Специальной военной операции идут в Интернете с самого её начала, с различной степенью активности. Но здесь смущает и напрягает то, что ни политическое руководство страны, ни военные структуры официально на эту тему не откликаются и не реагируют. Основной причиной такой ситуации большинство думающих людей видят в том, что до сих пор в нашей стране нет озвученной государственной национальной идеи или идеологии. Поэтому совершенно прав тот же Дугин, который постоянно говорит, что без утверждения нашей идентичности, нашей народной этики, верности заветам предков, без идеологии самой СВО, нам не выиграть. Ясно выраженная идеология и радикальное изменение духовного состояния общества необходимы для победы в войне на Украине.
К сожалению, в государственных структурах Российской Федерации практически никто не интересуется мнением общественности по этому вопросу, тогда как она, в свою очередь, пытается выяснить и сформулировать какие же, собственно, символы и смыслы заложены в СВО, как они проявляют себя в ходе ее проведения, и что могут означать. Народ активно фантазирует, обсуждает происходящее в разных интерпретациях и предлагает собственное объяснение военных событий и их причин.
В результате в головах наших соотечественников, где свобода мысли создаёт необъятный простор для предположений и ребусов, рождаются самые невероятные картины и складываются всевозможные убеждения, не всегда согласные с политикой властей. Если ничего в этом отношении не изменится, то следует признать, что без конкретных определений и дефиниций, исходящих сверху, от власти, такое положение, в конечном итоге, станет губительным для страны.
Суть проблемы состоит в том, что у нас традиционно не принято посвящать общество в те или иные планы и действия, которые предпринимает правительство и наши Вооруженные силы в каком-либо военном конфликте. Гражданам предоставляются в основном общие закамуфлированные объяснения. Так было с войной в Афганистане, во время Чеченских кампаний, в ходе военной операции в Сирии, а теперь при проведении СВО.
С начала СВО главный рупор Министерства обороны генерал Конашенков всё также вещает на всю страну только о том, сколько было уничтожено вооружения, техники и личного состава противника. Видимо, в определённых государственных кругах уверены, что этого вполне достаточно для населения. Остальное – вопрос интересов. Более конкретную информацию наиболее пытливые граждане всегда могут получить из сообщений различных информационных агентств, газет и журналов, в том числе из аналитических статей военных экспертов. Граждане, уровнем пониже по отношению к информированности, отдают предпочтение центральным телевизионным каналам, где ежедневно идут политические шоу, в которых выступают, как правило, не эксперты в области военного дела или близкой к ней области знаний, а в основном ветераны различных спецслужб, политологи, журналисты, или же, что бывает чаще всего, просто мастера разговорного жанра.
Наконец, самые любознательные и занимающие активную жизненную позицию люди обращаются к информации, исходящей от наиболее осведомленных источников, – от военных журналистов и блогеров в социальных сетях. Именно они предоставляют обществу детальную и относительно честную информацию о том, что творится на фронте, на любом его участке, какие проблемы имеются на переднем крае, как на самом деле идут бои, какие ошибки совершило военное руководство в той или иной ситуации, а также транслируют мысли наших солдат и офицеров об этой войне, реальное настроение в войсках. На этих источниках в основном и базируется обоснование наших символов, знаков и смыслов СВО, оседающее в недрах народа.
Другая, не менее серьёзная сторона проблемы состоит в том, что по-прежнему не уделяется никакого внимания контринформационному обеспечению населения противоположной стороны конфликта, хотя на этом «поле деятельности» мы должны, даже обязаны активнейшим образом работать, борясь за умы и сознание не только наших сограждан, но также украинцев и европейцев.
До сих пор на Украине продолжает успешно работать в режиме 24/7 национальное телевидение, беспрепятственно вещающее на всю страну и за её пределы страшилки о «чудовищных злодеяниях» российских войск и призывающее население «к защите поруганного отечества», в том числе на присоединённых к России территориях Запорожской и Херсонской областей! В то же время солдаты и офицеры ВСУ так и не узнали про главный посыл военных действий с нашей стороны – что Российская армия воюет не с украинским народом, а с киевским фашистским режимом! – о чём я уже неоднократно писал в своих статьях.
Зато наш противник, в свою очередь, по примеру Запада и под его чутким руководством, силами специальных подразделений ВСУ проводит активнейшую информационно-психологическую работу как со своим населением, так и с гражданами Российской Федерации, прежде всего через социальные сети. Их так называемые Центры информационно-психологических спецопераций (ЦИПсО) работают весьма успешно.
Конечно же за более чем полтора года войны нашему политическому и военному руководству страны следовало давно найти свои новые или использовать старые, но отечественные, символы и смыслы этой войны. Но если до сих пор этого не было сделано, то, видимо, этот вопрос является для них не столь важным, также как контрнформационное сопровождение операции. Пока мы не имеем ничего отечественного и понятного.
Ещё древние говорили, что «знаки и символы правят миром» (эту фразу приписывают знаменитому древнекитайскому философу и политику Конфуцию). Наверное, поэтому наши наиболее активные граждане пытаются собственными силами анализировать значение двух изначальных, но малопонятных россиянам, символов СВО стараются разумно обосновать, что же на самом деле означают таинственные буквы латинского алфавита – V и Z. И происходит это на фоне высказываний о том, что позиционирование V и Z как символов СВО является примером слабости российской официальной пропаганды.
По мнению некоторых ученых, такие символы – это «пиаровская подделка». Одновременно кто-то предлагает сделать символом СВО и связанных с нею красный флаг. Православные призывают воевать под стягом Спаса Нерукотворного, потому что наши бойцы умирают на полях сражений за Русь, за Христа, за наш народ. Из фронтовой зоны слышится призыв о возрождении Святой Руси.
Полностью согласен с мнением тех, кто утверждает, что нам следует использовать традиционные христианские символы. Они действительно несут нашему народу духовную энергию русской державности, отражают те идеалы, ради которых человек готов отдать на благо Родины все самое дорогое и саму жизнь.
Вспомним, как еще в IV веке римский император Константин Великий накануне решающего сражения с узурпатором Максенцием увидел во сне знамение – в синем небе Крест в солнечном сиянии, а рядом надпись на греческом: «Этим победишь!». Константин приказал изобразить этот знак на щитах воинов и на знамени, которое приказал сделать. Это знамя, как символ намерений Константина легализовать христианство, превратив его в государственную религию Римской империи, помогло ему победить противника.
Символы, заслужившие историческую память, имеющие идеологическое, а тем более духовное наполнение, имеют слишком большое значение, чтобы ими жонглировать, выбрасывать за ненадобностью или просто заменять новыми.
Если говорить о появившихся в XXI веке загадочных знаках V и Z, то бытует мнение, что символ Z был хорош в начале СВО, когда олицетворял надежду на стремительную спецоперацию, однако в условиях затяжного конфликта, противостояния «на истощение», его «срок давности» истекает. Встречаются и совсем нелепые объяснения что буквы V и Z – это инициалы Владимира Зеленского. А ведь такое случайное совпадение так или иначе подыгрывает имиджу Зеленского.
Некоторые политологи указывают, что тем, кто отвечает за идеологию в государстве, надо найти отечественные символы победы, успеха, силы, но, к сожалению, огромные бюджеты, выделенные на V и Z, не дают возможности их отменить.
Анализ выводов политологов и других невоенных специалистов показывает, что наши граждане придерживаются точки зрения, что изначально V и Z были просто военным обозначением. Их рисовали на бортах военной техники, чтобы не открыть «дружественный» огонь по своим.
В итоге две латинские буквы, как символы СВО, пошли в народные массы под различными объяснениями. V и Z, особенно последняя, стали народным патриотическим символом. И теперь считается, что от него не надо отказываться, а стоит просто наполнить его неким глубоким смыслом.
По утверждению некоторых знатоков, этот смысл, оказывается, существует. Появилось даже научное обоснование этой буквы, основанное на интерпретации старославянского алфавита, созданного еще святыми равноапостольными «учителями словенскими» Кириллом и Мефодием.
Как известно они разработали для записи текстов на славянском языке специальную азбуку – первый славянский алфавит, где каждая буква не только обозначала звук, но и несла символическое значение. Например, буквица «Д» – добро, утверждает бытие. С именем этой буквы связано понятие сути, сущности, естества природы и всего сущего. А буква «Z» (буквица Земля) обозначает – землю. Одно из значений слова – изначальное и общее вещество всего чувственного мира. Другое значение – суша. Среди других версий встречается предположение, что буква символизирует объединение русских владений, данных высшими божественными силами. Или, по верованию славян, – несёт в себе жизненную энергию.
Полёт фантазий заходит далеко. Например, предлагается не отказываться от Z, а сделать ее символом собирания и воссоединения с Россией всех исконно русских земель: Малороссии, Белоруссии, Новороссии, Карпатороссии. При этом доработать её графически, добавив хвостик из её древнего, старославянского написания.
Существует еще одна версия значения этих латинских букв – военная. А именно – буквы помогают военным определить к какой группировке войск они принадлежат. Например, «Z» (Zюйд) – к южной, «V» (Vест) – к западной, «О» (Отважные) – к центральной. Министерство Обороны и в данном случае хранит молчание. Армейское руководство, наблюдая за возникшей в народе интригой, затягивает развязку, не посвящает массы в тайну истинного значения букв, давая возможность раскрыться фантазиям людей, позволить им и дальше барражировать в медийном пространстве.
Наконец, есть мнение, что указанные буквы хоть и не несут никаких смыслов, сакральности и идеалов, но за время операции эти знаки обильно политы кровью наших бойцов, особенно символ Z. Под этим символом наши воины сражались, получали ранения и умирали. Отказ от ставших привычными символов будет означать предательство по отношению ко всем нашим солдатам: мертвым и живым.
В итоге мы получили простор для разномыслия. Нам непонятна ситуация не только с буквами, ставшими символами операции, но и с целями СВО, которые уже второй год конкретно не определены. Будут ли освобождаться Харьковская, Николаевская и Одесская области? Неизвестно! Что ответить людям, особенно молодежи, которые так и не понимают за что мы воюем на Украине, и не знают будут ли наши войска освобождать остальную ее территорию? Или все закончится очередными мирными переговорами?
Сегодня буквы V и Z стали активно использоваться на плакатах, билбордах, на транспорте. Утвердившиеся как символы, они дополняются новыми смыслами, рядом с ними появились хештеги, такие, как: #Своих не бросаем, #Мы вместе и др. Примечательно, что буквенные символы СВО по-своему признали даже на Украине и в государствах НАТО, где в ряде стран они законодательно запрещены.
Но Министерство Обороны РФ так и не отважилось предоставить объективную информацию, откуда появились эти буквы, ставшие за время СВО главными символами этой войны. Поэтому позволю себе, как человек, имеющий непосредственное отношение к Армии, предложить очень простое и доступное всем объяснение этой загадки, которое, как я думаю, даст любой офицер и солдат советской армии.
К сожалению, наша категория военных профессионалов, ветеранов боевых действий, по непонятным причинам не имеет доступа к средствам массовой информации. Никого из реальных знатоков военного дела, например, простых сухопутчиков (офицеров, прапорщиков и солдат Сухопутных войск) не приглашают на телепередачи или политические шоу, куда проще и легче попадают всевозможные проверенные активисты, публицисты, журналисты или специалисты по информационных технологиям. За время эфира приглашённые «гости» (как правило, это одни и те же лица) публично фантазируют на тему боевых действий и погружают зрителей в очередную мифологию наших символов и смыслов.
Попробую эту мифологию разрушить и просто расскажу о практической стороне вопроса.
В любой своей деятельности мы нередко бываем беспечны и не учимся на ошибках прошлого, не используем умения и знания старших поколений, и поэтому добросовестно изобретаем колесо, совершая на этом пути очередные глупости. Мы безрассудно устремляемся вперед, наступая на одни и те же грабли, которые в течение последних тридцати лет особенно часто попадаются нам на пути построения нового светлого будущего.
Так получилось и в отношении обоснования идейных символов и смыслов СВО. Дело в том, что еще в советское время в Армии во время учений для лучшего распознавания в полевых условиях техники своих и чужих войск, на броню всегда наносили белой краской буквы V и Z. И зимой, и летом они очень хорошо визуально фиксируются, хорошо видны на местности. Офицерам и солдатам было легко ориентироваться, где своя техника, а где войска условного противника. Когда и кем они впервые стали так использоваться, выяснить теперь вряд ли удастся. Очевидно одно – никакого символического смысла эти латинские буквы никогда не несли.
Поскольку перед началом СВО наши войска находились на крупных армейских и фронтовых учениях, то следуя традициям, эти буквы были нанесены на броню нашей техники. Из районов проведения учений российские части и соединения были срочно переправлены в зону проведения СВО, на Украину. Вероятно, в суматохе приготовлений к маршу и предположительным боевым действиям, команду на стирание этих символов с бортов боевых машин и колесной техники никто не дал. Может быть, этого не сделали по причине распознавания своей и украинской техники.
Предварительной разработкой какой-то необходимой символики в предстоящей Специальной военной операции на Украине в руководстве Российской Армии, скорее всего, никто не занимался. Этому вопросу вообще не уделялось внимания, в том числе в недрах Военно-политического управления МО.
Вот поэтому наши части и соединения вошли на территорию Украины в таком виде, в сопровождении боевой техники с указанными на ней буквами латинского алфавита. Хотя вполне возможно, что Генеральный штаб в своих планах предполагал, что грозный вид наших машин, и особенно буквы латинского алфавита V и Z, вызовет смятение в рядах противника, и он, если не побежит, то сразу же сдастся в плен. Кто знает? Здесь важно другое – до сих пор наше общество не имеет чёткого понимания того, каковы были изначальные планы Генерального штаба, тогда как буквы V и Z со временем перешли в состояние символов СВО.
Главная проблема состоит в том, что с самого начала СВО Министерством Обороны не было предусмотрено информационное обеспечения операции, не говоря уже о её символике. Ни в Вооруженных силах, ни в государственных институтах никто не знал, под какими смыслами и символами начинать боевые действия. Почему так произошло? Ответ один – потому что у нас нет ни идеологии, ни национальной идеи.
Даже после стольких дней проведения СВО, когда тысячи и тысячи наших славных воинов отдали свои жизни, сражаясь против неофашизма, а десятки тысяч стали калеками, политическое руководство страны так и не определилось с этими, пожалуй, главными вопросами, и почему-то не проводит понятное, документально оформленное, информационное обеспечение операции и контрпропагандистскую кампанию.
К сожалению, изменений на информационно фронте у нас, судя по всему, пока не предвидится. Обратной связи с Министерством Обороны, хотя бы через какой-нибудь общественный консультационный орган, у нас по-прежнему нет. В такой безнадёжной и безответной ситуации, мы, конечно, и дальше будем молиться и уповать на Господа Бога... Но неужели наше руководство так и будет молчать, неужели оно не заинтересовано в том, чтобы граждане Украины прозрели и, наконец, узнали, что мы очищаем их страну от фашизма, а не освобождаем украинскую землю от украинцев?
И, конечно, нашему воинству на полях сражений в качестве символов праведной борьбы нужны не столько буквы, сколько более осмысленные традиционные образы, близкие каждой душе – например, Спас Нерукотворный, Георгий Победоносец или Георгиевская лента, означающая Великую Победу. Могут быть и другие символы, в которых заложен глубокий смысл единства и исторической преемственности героических побед нашего Отечества. И в текущей войне это сейчас главнейшая задача на информационном фронте. Решать ее надо как можно быстрее! Уверен, что новая, она же старая, традиционная русская символика будет не только направлять наших доблестных воинов в Победе, но и оказывать всемерную поддержку и духовную помощь со стороны всего нашего великого и могучего многовекового пантеона Защитников Отечества.
Молите Бога о нас святые воины наши – равноапостольный княже Владимире, преподобные Илия Муромец, Александр Пересвет и Андрей Ослябя, благоверные князи Александр Невский, Димитрий Донской и Довмонт Псковский, святые воины Феодоре Ушаков и Александр Суворов, и все святые, в Земле Российской просиявшие!
Владимир Алексеевич Азаров, член Союза писателей России, кандидат политических наук, ветеран локальных войск и военных конфликтов
1. Красное Знамя Великой Победы и Красный Стяг с Ликом Спаса Нерукотворного