7 сентября сего года в столице нашей Родины прошёл масштабный Общемосковский Крестный ход, который был приурочен к празднованию дня всех Московских святых. Считается, что основоположником крестных ходов в Христианской Церкви был святитель Иоанн Златоуст. Как повествуют церковные историки Сократ и Созомен, это был ответ святителя на торжественные шествия еретиков-ариан, отрицавших Божественную природу Иисуса Христа и учивших, что Христос не Бог. В те времена арианам было запрещено иметь храмы в черте Константинополя, поэтому чтобы упрочить свои позиции и привлечь новых адептов, они и стали устраивать подобные шествия с пением гимнов, хулящих Христа и содержащих обидные выпады против его последователей. Желая воспрепятствовать участию христиан в этих шествиях, святитель Иоанн начал совершать в Константинополе шествия с псалмопением, во время которых люди несли кресты и горящие восковые свечи. И уже более двух тысячелетий крестные ходы помогают объединять верующих и утверждать их в Христовой вере.
В Российской империи общемосковские крестные ходы имели четырехвековую историю. На протяжении столетий они сплачивали православных русских людей, объединяя их молиться всем миром. Храм в таких случаях выходил за его стены на улицу. И сама улица в эти часы становилась настоящим храмом под открытым небом.
Свершившееся 7 сентября в жизни нашего города и всей страны большое духовное событие, которое возглавил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, было призвано возродить дореволюционную традицию проведения общемосковских крестных ходов, и мы надеемся, что в последующие годы она вновь утвердится на века.
Как человек, участвовавший в Крестном ходе, не могу не выразить самые светлые переживания того, что я оказался тогда в многочисленном людском потоке православных, объединённых порывом к духовному единению русского народа. В бескрайнем море людей, сплоченных общей верой, чувствовалось, что каждый участник Крестного хода черпает в нем благодатные силы, укрепляющие дух и уверенность в себе. И было ясное понимание, что только Господь способен вдохновить такое большое количество людей на совместную молитву. В общей праздничной атмосфере воздух был наполнен пьянящим восторгом, всеобщим воодушевлением от обозрения такого большого собрания земляков и единомышленников в одном месте. Сердце переполнялось гордостью за свой народ! Народ Божий!
На ветру реяли сотни флагов со Спасом Нерукотворным, хоругвей с образом Иисуса Христа, Богородицы и святых, имперские флаги, полотнища церковных общин и православных общественных организаций. В руках крестоходцев можно было видеть иконы и кресты различных размеров. Вокруг больших крестов и икон, которые несли в колоннах по нескольку человек, формировались отдельные группы.
Судя по названиям на стягах и баннерах, в колоннах были не только москвичи, но также представители из ближайших епархий, христианских общественных православных организаций, казачьих дружин. Радовало большое число молодёжи, было много семей с детьми. Повсюду мелькали белые и чёрные футболки с надписями «Русская община» и «Дружина», в которых шли в основном крепкие мужчины с уверенными лицами.
Меня, как и других, кто был рядом со мной, переполняла огромная радость такому народному единению. Люди не скрывали счастливых улыбок, восхищались силой и величием духа родного русского народа. А ведь в последние годы многим стало казаться, что этот русский дух почти окончательно угас. Во всяком случае, либералы во власти сумели сделать многое для того, чтобы в сложившейся в стране обстановке русский человек чувствовал себя чужаком, несвободным распоряжаться на своей собственной земле, не имеющим возможности выразить собственную позицию по отношению к тому, что происходит в государстве. Сегодня народ всё ещё не может выразить элите своё мнение, сказать веское слово о том, что в России хорошо, а что делается плохо и несовместимо с морально-нравственными и патриотическими взглядами православных людей.
Во время Крестного хода души крестоходцев ликовали, казалось, что каждый осознаёт себя малой частицей своего большого и могучего народа. Он был вокруг тебя, и ты чувствовал его силу и мощь, передаваемую энергетикой огромной массы людей, сплоченных православным духом. Многие оборачивались назад, чтобы увидеть позади себя нескончаемое людское море.
В тот же день некоторые средства массовой информации коротко сообщили, что на Крестном ходе было около 40 тысяч человек. Но это неправда! Как военный, который видел воочию большие массы солдат и офицеров, сосредоточенных в одном месте, и имеет представление об их численности, утверждаю, что количество людей, которые прошли Крестным ходом, было значительно больше. В принципе, любой человек также может сравнительно легко это определить, если посмотрит фотографии парада Победы 24 июня 1945 года и прочитает официальные сводки с цифрами. Тогда на сравнительно небольшой Красной площади в парадном строю только военных присутствовало около 40 тысяч, не считая гостей на трибунах и других зрителей.
Мой знакомый журналист, который случайно услышал доклад одного майора полиции своему начальству, рассказал, что тот сообщил, что через его рамку металлоискателя прошло 42 тысячи человек. А ведь таких рамок, установленных для проверки участников Крестного хода, было больше десятка. Поэтому вполне резонно число участвовавших в Крестном ходе можно определить до трехсот-четырехсот тысяч человек! Это подтверждает и то обстоятельство, что когда Патриарх Кирилл со священнослужителями и первой колонной подошёл к Новодевичьему монастырю (построен в честь Смоленской иконы Божией Матери, защитницы западных рубежей нашего Отечества), прибывшие к тому времени на Крестный ход люди ещё не начинали движения от Храма Христа Спасителя, а продолжение колонны крестоходцев уходило далеко за пределы храма, не было видно её конца. И общее расстояние, которое предстояло пройти этой массе людей, составляло почти семь километров.
Сложно понять, почему ни одно СМИ, ни один из центральных телевизионных каналов не показали репортаж с Крестного хода. С другой стороны, московские власти заранее предполагали, что на Крестный ход придет максимум 20-30 тысяч человек, и поэтому оповещать граждан страны о таком небольшом мероприятии будет не обязательно, а лучше просто сделать вид, что ничего необычного не произошло. Возможно также, что Крестный ход планировалось представить некоей пешеходной прогулкой по центру Москвы, где часто проводятся другие подобные мероприятия – какие-нибудь марафоны или велопробеги.
Но, несмотря на такое предвзятое отношение власть имущих к столь выдающемуся событию, в тот день все, присутствовавшие на Крестном Ходе, смогли почувствовать свою сопричастность к истории страны и нашего великого города. Сердца крестоходцев бились сильнее, чем обычно. Дружно двигаясь вперед, люди восклицали «Христос Воскресе!», «Мы – русские! С нами Бог!», многие читали молитвы, пели церковные песнопения. Когда наша колонна двигалась вдоль набережной, с проплывающих мимо кораблей нам кричали «Ура!». На мостах, под которыми мы проходили, стояли многочисленные прохожие и просто любопытные, которые с удивлением смотрели на нас и махали руками, подхватывая и повторяя лозунги, которые раздавались из толпы крестоходцев.
Удивительно и промыслительно, что Крестный ход состоялся именно 7 сентября, в день памяти Бородинского сражения против объединенной коалиции европейских государств. Тогда наши предки защищали не только родную землю, но и веру Православную. Поэтому и сегодня, когда наша Армия воюет в ходе Специальной военной операции против всего так называемого цивилизованного мира, в Соборе Московских святых предстоят в молитвах о нашей Родине преподобный Сергий Радонежский, святой благоверный князь Димитрий Донской, блаженная Матрона Московская, святой Патриарх Тихон и многие другие святые, которые также как и прежде помогают нам выстоять в трудное для страны время, поднять народный дух, чтобы не ослабеть и победить врага.
Участники Крестного хода, как и все, кто видел его, стали зримыми свидетелями силы народной веры. Именно общая вера в Господа нашего Иисуса Христа объединила людей в этот теплый солнечный воскресный день осеннего бабьего лета. Это событие в который раз доказало всем, что вера в сердцах русских людей жива, и именно она является фундаментом и залогом нашего будущего духовного возрождения.
В целом, если подвести итоги минувшего события, можно сказать, что прошедший Крестный ход, организованный Русской Православной Церковью и Мэрией Москвы, прошел положительно. Но всё-таки следует остановиться и на его недостатках, на которые хотелось бы обратить внимание. Говорю об этом для того, чтобы в последующих Крестных ходах, которые будут проходить в Москве и других городах, организаторы учли бы некоторые недостатки и ошибки, которые можно было избежать.
Прежде всего, до начала такого масштабного Крестного хода следовало выпустить в бумажном виде его программу и распространить её по храмам и монастырям Москвы, поскольку основу контингента будущего Крестного хода составляли верующие люди, которые регулярно ходят в свои храмы. Эта информация была бы крайне полезна для крестоходцев. В программе следовало указать цели, задачи Хода, какие мероприятия будут во время его проведения, откуда он начинается, где пункты сбора, где и чем заканчивается Крестный ход!
Далее. Во время прохождения через рамки металлоискателей имели место конфликты с крестоходцами, проносившими имперские флаги. Зачем полиция отбирала их у людей? Кто дал такое распоряжение? Неизвестно. Получилось, что сами организаторы провоцировали людей на конфликт, не зная, что закон не запрещает использовать имперский флаг на различных исторических и публичных мероприятиях. Даже наш Президент Владимир Путин на встрече с журналистами международных информационных агентств в 2024 году говорил, что «флаги Российской Империи и Советского Союза равны, но его сердцу ближе Российский бело-сине-красный флаг». Прежние массовые крестные ходы в Москве были имперской дореволюционной традицией, поэтому флаг Российской империи был вполне уместен на нашем Крестном ходу. И крайне неловко осознавать, что организаторы мероприятия не знали этого.
Следующая проблема – огромные очереди и неоправданно долгое ожидание. Конечно же напрашивается очевидный вывод, что ни в одной из городских или церковных структур просто не было проанализировано и просчитано сколько человек будет присутствовать на Крестном ходе. Из-за плохой подготовки люди ожидали начала хода по нескольку часов. И надо было учесть погоду. Она была в этот день не просто теплая и солнечная, но даже жаркая, особенно днём. После очередей и длительного ожидания некоторые, в основном пожилые, крестоходцы во время движения падали в обморок.
В такой обстановке организаторы не предусмотрели своевременное снабжение водой. При прохождении рамок металлоискателей солдаты Росгвардии отбирали у людей всю воду, которую они хотели пронести с собой, аргументируя это тем, что по дороге вода будет им выдаваться. Но поскольку расчёт властей был на то, что в Крестном ходе примут участие всего несколько тысяч человек, вода, если она и была где-то на маршруте (о чём не было никакой наглядной информации), быстро закончилась, а новые партии никто в ходе прохождения колонн не подвозил. Во время самого марша, который длился несколько часов, можно было бы организовать быстрый и оперативный подвоз хотя бы трехсотграммовых бутылочек воды.
Также невозможно было выйти через ограждения по ходу движения колонн, чтобы самим купить воду. Солдаты Росгвардии объясняли, что им запрещено впускать людей назад в колонну, потому что там не было рамок металлоискателей. Очень интересное объяснение! Видимо, мудрое начальство подумало, что во время движения кто-то захочет пронести бутылку с бензином для самосожжения? Абсурд! В следующий раз, или когда Крестный ход пойдёт по другим городам России, очень желаем организаторам учесть простую вещь – для людей необходимо организовать хорошо видимые по ходу движения пункты раздачи воды.
Следующая рекомендация, это необходимость иметь места для отдыха. Следовало поставить на предусмотренных участках какие-нибудь удобные скамейки. Среди крестоходцев было немало пожилых людей, и для того, чтобы немного отдохнуть, они пользовались встречавшимися по ходу движения редкими автобусными остановками с узенькими сидячими местами. Выйти из зоны движения колонн тоже было нельзя. Солдаты Росгвардии не разрешали пожилым гражданам возвращаться в колонну, о чём честно предупреждали желающих ненадолго покинуть Крестный ход. Зажатые железными барьерами зоны прохождения пожилые и больные люди продолжали брести в колонне, пытаясь найти любые места для мимолетного отдыха, иногда присаживаясь на бордюр тротуара или ступеньку какого-нибудь постамента. Хорошо ещё, что по маршруту движения колонн были организованы участки для биотуалетов.
Остановившись для отдыха на одной из автобусных остановок, удалось немного поговорить с людьми. Слушая крестоходцев, я понимал, что большинство тех, кто шёл в колоннах, соборно молились о насущных проблемах, касающихся всех россиян. Мужчины и особенно женщины, особенно пожилого и среднего возраста, молитвенно обращались ко Господу с просьбой, чтобы война как можно быстрее закончилась и в стране установился прочный мир, чтобы была прекращена бесконтрольная миграция и побеждена коррупция…
Организаторам последующих Крестных ходов хотелось бы также рекомендовать подумать над тем, чем заканчивать такие грандиозные шествия. Ведь если первая колонна во главе с Патриархом дошла до Новодевичьего монастыря, где Первосвятитель выступил перед крестоходцами, а затем даже состоялся концерт духовной музыки, то остальные участники Крестного хода оказались к этому времени как бы не нужны – объявлять за пятьсот метров до монастыря непонятно кому по мегафону металлическим голосом, что «Мероприятие закончено! Просим всех освободить проезжую часть!» было, по крайней мере, не очень уважительно по отношению к людям, которые участвовали в высокодуховном событии и почти два часа шли Крестным ходом.
И последнее. Организаторам Крестного хода можно было бы в честь состоявшегося праздника выпустить обычные ламинированные иконки «Собора Московских святых», с указанием места и дня проведения этого грандиозного по своей сущности мероприятия национального масштаба. Это осталось бы в памяти участников Крестного хода на всю жизнь.
В целом же, говоря о допущенных промахах ответственных за проведение Крестного хода лиц, нельзя не констатировать, что налицо явная беспомощность и безынициативность некоторых их представителей. Будем надеяться, что они примут к сведению высказанные замечания, и в будущем всё будет происходить на более достойном уровне. Но так или иначе – я горжусь своим Народом!
В любом случае хочется ещё раз поблагодарить организаторов Всемосковского Крестного хода за возможность в течение двух-трех часов пройти с тысячами других православных людей по свободным от транспорта московским улицам и в единой соборной молитве прославить Бога, Богородицу и святых, помолиться Им, восхвалить в молитвенных песнопениях и возгласах. К тому же для некоторой части крестоходцев участие в Крестном ходе стало первым шагом к вере, возможностью выйти из суеты и убедиться на собственном опыте, что христианская жизнь возможна везде, если строить её в согласии с Господом, обращаясь к Нему! Ведь только тогда можно получить реальную помощь от Бога в любой жизненной ситуации.
Крестный ход как торжество духа всегда будет востребован и полезен людям, ищущим путь ко спасению души. Потому что все мы всё-таки немощны, и только Господь может все!!! Аминь!!!
Владимир Алексеевич Азаров, председатель МОД «Благодатная Русь», член Союза писателей России, профессор Академии военных наук, ветеран локальных войн и военных конфликтов