В понедельник, 4 сентября, в 14.00 у могил контр-адмирала Б.А. Вилькицкого и генерала Корпуса гидрографов А.И. Вилькицкого на Смоленском Православном кладбище (Санкт-Петербург, Василеостровский район, ст. м. «Приморская») пройдут заупокойная лития, возложение цветов и памятное собрание.
Сбор участников в 13.30 у центрального входа на Смоленское Православное кладбище (возле храма Смоленской иконы Божией Матери).
3 сентября исполнилось 110 лет со дня последнего крупного географического открытия человечества. Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана (ГЭСЛО) открыла новую землю. Имя начальник ГЭСЛО Бориса Андреевича Вилькицкого уже в сентябре облетело весь мир, сменив на передовицах русских газет имя Менделя Бейлиса (в это время в Киеве шёл судебный процесс о ритуальном убийстве хасидами мальчика Андрея Ющинского, главным обвиняемым был М.Бейлис, об этом писали все газета. – Ред.). Россия приросла 37000 квадратными километрами суши и обширными территориальными водами на арктическом шельфе.
Это открытие стало закономерным итогом бурного развития России в правление последнего русского царя. Ни одной стране мира в те годы такая задача была не под силу.
Ледоколы экспедиции «Таймыр» и «Вайгач» были построены всего за 2 года и 5 месяцев от начала проектирования до подъёма флагов – по нынешним временам, небывалая скорость! Притом что Россия до этого не только не строила ледоколов, но даже устоявшегося слова «ледокол» не было в русском языке. В документах того времени «Таймыр» и «Вайгач» называются «транспортами».
Россия собрала выдающуюся плеяду моряков-полярников, накопив за три десятилетия огромный опыт плавания и проведения исследований во льдах.
История трёх названий северного архипелага весьма сложна. В советские годы она обросла домыслами и легендами, позволившими участникам ГЭСЛО, оставшимся в России после революции, продолжить трудиться на благо Родины, продолжить дело освоения русской Арктики.
Земля, открытая 3 сентября (н.ст.) 1913 года, первоначально была названа «Земля Императора Николая II». Изначально предполагалось, что она является архипелагом, но доказано это не было. В 1926 году Декретом ВЦИК архипелаг был наименован «Таймырским». Позднее к нему «прилипло» троцкистское название «Северная Земля», никак не указывающее на принадлежность архипелага России и переведённое на многие языки: «Nordland», «The North Land», «Terre du Nord», «Tierra del Norte» и т.д.
С 1993 года в России не прекращаются усилия многих патриотов вернуть, по воле первооткрывателя земли Бориса Вилькицкого, архипелагу первоначальное, данное им название. Последняя серьёзная попытка была предпринята в 2020-2021 годах и сопроводилась многими публикациями на «Русской народной линии» (см. напр., здесь, здесь и другие).
С тех пор были выявлены две новости.
Первая касается названия.
Оказалось, что текст первой телеграммы о наименовании земли от первооткрывателя Бориса Вилькицкого никогда не публиковался полностью.
Все советские и российские исследователи приводили текст в обрезанном виде, переворачивания смысл телеграммы на прямо противоположный. Получалось, что Вилькицкий пишет, будто бы то, что «все газеты называют землю именем Государя Императора», является «вздорными сведениями», из-за которых «дело принимает оборот затрудняющий его проведение и очень неприятный членам экспедиции».
Однако, вот полный текст телеграммы (РГА ВМФ ф. 404 оп. 2 д. 1789 л.л. 228 и 229). Ранее не публиковавшееся начало: «Хотел по прибытии Петербург просить Ваше Превосходительство исходатайствовать Высочайшее соизволение на наименование большой открытой земли именем Его Величества а ближайшего к Челюскину острова именем цесаревича Алексея чинам экспедиции своевременно объявил что требуется Высочайшее соизволение считали бы таковое высокой наградой точка».
И опубликованный во всех советских и российских источниках конец: «Теперь благодаря телеграммам американских газет создалось двусмысленное положение все газеты даже генерал Шокальский географическом обществѣ называют землю именем Государя Императора точка. Кто давал сведения американским репортерам, выяснить не мог полагаю через третьих четвертых лиц много вздорных сведений точка. Считая необходимым испросить указании Вашего Превосходительства как относиться к вопросу дело принимает оборот затрудняющий его проведении и очень неприятный членам экспедиции точка. По приказанию начальства буду делать сообщения морском собрании по отправлении доклада Вашему Превосходительству».
Вторая новость касается позднейшего обследования земли и документального подтверждения, что она является не островом, а совокупностью островов.
Все известные автору данной статьи советские и российские исследователи пишут, что это сделала экспедиция Георгия Ушакова 1930-1932 годов. Тогда четверо отважных русских путешественников были высажены с ледокола на остров Домашний и оставались на архипелаге два года, проделав на собачьих упряжках тысячи километров пути и составив подробные карты островов. Их подвиг неоспорим, как и научная ценность полученных ими сведений об архипелаге.
Однако иностранные авторы пишут, что честь открытия проливов между островами Северной Земли принадлежит другой экспедиции – на дирижабле «Граф Цеппелин». В июле 1931 года эта международная экспедиция пролетела над Землёй Франца-Иосифа и над Северной Землёй, и произвела маршрутную аэрофотосъёмку двумя фотоаппаратами. По этим аэрофотоснимкам были составлены карты. Участник полёта на дирижабле советский полярник Р.Л. Самойлович в своей книге «Путь к полюсу» пишет о четырёх крупных и множестве мелких островов, что совпадает с современными сведениями.
Тут встаёт вопрос: что считать открытием? Выяснение факта, либо донесение знания о факте до общества? Четвёрка отважных ушаковцев первой достоверно узнала, что Северная Земля является не островом, а совокупностью островов. Но до мира они донесли это знание позже, чем участники полёта.
Оставим пока этот вопрос открытым. Но отметим, что полностью замалчивать экспедицию на дирижабле «Граф Цеппелин» при рассмотрении истории архипелага и его названия, как это сделала, например, Российская академия наук в своём экспертном заключении от 30 ноября 2020 года для Законодательного собрания Красноярского края, ненаучно.
Причины замалчивания о «Цеппелине» понятны. Решение разрешить пролёт иностранного дирижабля над нашей советской Арктикой было троцкистским, непатриотичным. Ошибочность этого решения проявилась в годы Великой отечественной войны, когда у немцев карты оказались лучше наших. Лишь после войны выяснилось, что в 1931 году немцы передали нам не все аэрофотоснимки. Советские участники экспедиции – Р.Л. Самойлович и иже с ним – не справились с задачей и не проследили за полнотой передаваемых материалов. Но это – не единственная ошибка советского руководства в те смутные годы начала борьбы против троцкизма, и это не повод полностью замалчивать исторический факт, имеющий непосредственное отношение к рассматриваемому вопросу.
Честь и слава русским исследователям Арктики!
К сожалению, пока на словах. Отметим, что памятники в России установлены либо вымышленным и абстрактным, либо иностранным полярникам. Но Россия богата своими реальными героями севера, мы должны установить им памятники в наших городах. В первую очередь – Борису и Андрею Вилькицким, открывшим для России огромный северный архипелаг и проложившим для нас Северный морской путь.
Вадим Викторович Рыбин, публицист, капитан 2 ранга запаса
1. 1