Кто и почему противится канонизации Суворова?

Мы имеем дело с причудливым феноменом влияния католического понимания церковности и Церкви

Армия РФ  Проблемы церковной жизни  Основы православной культуры 
4 ISKANDER  наталья чистякова  Игорь Ал  Василий Алибабаевич 
3974
Время на чтение 5 минут
Фото: коллаж РНЛ

Как сообщалось, в Санкт-Петербурге 24 августа состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Из решений Синода большой резонанс вызвало предложение Святейшего Патриарха Кирилла: вернуться к вопросу церковного прославления выдающегося русского военачальника и благочестивого христианина генералиссимуса Александра Васильевича Суворова.

История с попыткой церковного прославления А.В.Суворова заслуживает отдельного внимания. Вопрос поднимается давно. Было множество обращений в Священный Синод со стороны православных христиан, общественных объединений, почитающих память Суворова, офицеров – выпускников Суворовских училищ, общественной организации «Омофор – Суворовский призыв», которой руководит известный военачальник генерал А.В.Черкасов (трудами организации восстанавливается суворовский храм в селе Кистыш Владимирской области).

Проводились конференции, посвящённые Суворову, на которых рассматривался его христианский подвиг – следование в военном деле заповедям Христовым. В частности, 26 марта 2022 года в Синодальном отделе по взаимодействию с Вооружёнными силами и правоохранительными органами по благословению епископа Савватия (Загребельного) состоялась научно-богословская конференция «Аз есмь твой Суворов», посвящённая великому сыну России.

Тем не менее, вопрос с церковным прославлением Суворова в Патриархии не двигался по непонятным причинам. Хотя для канонизации генералиссимуса есть достаточно оснований. Известен благочестивый образ жизни, которому следовал выдающийся русский военачальник, известны его молитвенная жизнь, обращения к Богу накануне выдающихся сражений. Всё это хорошо и давно известно, но, тем не менее, не было никакого движения в процессе его канонизации.

И вот понадобилось личное обращение Святейшего Патриарха Кирилла к Синодальной комиссии по канонизации святых для повторного рассмотрения вопроса о церковном прославлении великого сына Отечества и Русской Церкви.

И тут же, словно по мановению, палочки выявились противники церковной канонизации Суворова. Первые среди них – либеральные деятели, которые по всякому поводу выступают против государства Российского, как впрочем, и против законной церковной власти. Среди них – в прошлом высокопоставленный чиновник Московской Патриархии Сергей Чапнин, ныне сбежавший в Америку, его супруга Ксения Лученко, проживающая в Черногории, и ряд других церковных публицистов, известных своей либеральной политической физиономией. Впрочем, некоторые явно остереглись поставить под сомнение инициативу Патриарха, а начали рассуждать на темы, что не всех нужно канонизировать, что прославление в лике святых – это не награда и т.д. и т.п.

Однако дело не в церковных либералах, вряд ли они имеют влияние на решение церковных чиновников, поставленных решать эти вопросы. Ну, разве что у них одинаковый взгляд – либерально-антигосударственный – на отношения Церкви и Государства.

Проблема, на мой взгляд, гораздо глубже. Канонизация Суворова тормозилась именно на церковном уровне – сотрудниками Синодальной комиссией по канонизации святых. И вот на это следует посмотреть, куда более внимательно.

На мой взгляд, в данном случае мы имеем дело с причудливым феноменом господства в умах некоторой части духовенства и епископата католического понимания церковности и Церкви. Отсюда и скрытый антигосударственный посыл!

Нетрудно заметить, что в последнее десятилетия Русской Церковью прославляются в лике святых в основном священнослужители. Канонизированных мирян можно, наверное, пересчитать по пальцам: Царская Семья и врач-мученик Евгений Боткин, великая княгиня Елизавета Фёдоровна (которую к тому же канонизировали в лике преподобномученицы, хотя она не была монахиней) и некоторые миряне, пострадавшие вместе со священнослужителями в годы репрессий (например, профессор Юрий Новицкий и адвокат Иоанн Ковшаров, убиенные вместе с митрополитом Вениамином и архимандритом Сергием).

Отдельная история – прославление праведного воина Феодора (адмирала Фёдора Фёдоровича Ушакова), канонизация которого состоялась благодаря авторитету и личному вмешательству тогдашнего председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева) – нынешнего Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. (Блаженные Матрона Московская и Ксения Петербуржская – не в счёт, народ их так давно почитал, что игнорировать было невозможно.)

В основном Синодальная комиссия по канонизации святых (как и епархиальные) готовят к канонизации в основном священнослужителей, пострадавших во время репрессий. И среди них – редкий случай канонизация мирян, только если они были расстреляны вместе со священнослужителями или монахами. А остальные миряне, подразумевается, умирали не за Христа, а «за политику». Подозреваю, что и Царственных Мучеников не прославили бы так легко, если бы не стоял на повестке вопрос о воссоединении с Зарубежной Церковью…

Известна вопиюще скандальная история с отказом в церковном прославлении убиенного воина Евгения Родионова, несмотря на то, что он широко почитается среди православных людей не только в России, но и в Сербии. Но «нет доказательств мученичества за Христа», «нет свидетельств благочестивой жизни до мученической кончины». Такое впечатление, что решение принимают просто святые люди! Дать им волю, они бы, наверняка, расканонизировали многих древних святых, которые даже не были крещены перед своей мученической кончиной.

В этом просматривается влияние католического понимания церковности. Как известно, католики разделяют церковь на учащую (священнослужителей) и учащуюся (мирян), они и причащаются разным чином. То есть у католиков искажено само понятие о соборности Церкви. В этом одно из принципиальных отличий православия от католицизма.

И этот дух католичества незримо проникает в нашу церковную среду. Тут и там от священников можно услышать такие фразы: «Мы – церковь и вы – миряне».

Вот этот католический подход к пониманию святости является главным препятствием на пути церковного прославления Александра Васильевича Суворова, поэтому и пытаются найти всевозможные изъяны в его биографии.

Этот окатоличенный подход вопиющим образом противоречит вековой традиции Русской Церкви. Достаточно взглянуть в наши святцы, где мы можем увидеть среди прославленных Церковью огромное количество благочестивых князей-воинов. Причем, не только князей-мучеников, но и князей, которые скончались собственной смертью, но вели благочестивый образ жизни, воевали за Отечество, укрепляли государство.

Остаётся надеяться, что личное поручение Святейшего Патриарха переломит эту пагубную тенденцию. И генералиссимус Александр Васильевич Суворов будет причислен к лику русских святых. И наше доблестное воинство, защитники нашего Отечества, за которых Церковь молится за каждой литургией, получит небесного покровителя и заступника!

Анатолий Дмитриевич Степанов, главный редактор «Русской народной линии», председатель Русского Собрания, член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

65. Кто и почему противится канонизации Суворова? Подробнее: https://ruskline.ru/news_rl/2023/08/30/kto_i_pochemu_protivitsya_kanonizacii_suvorova

Спасибо. Очень нужный материал!
ISKANDER / 02.02.2024, 18:18

64.

Для кого-то дело пахнет... керосином.
С. Югов / 06.09.2023, 11:59

63. Ответ на 62, С. Югов:

Всё вроде не по теме.Но читая лжетеологическое словоблудие, понимаешь, сколько препятствий может возникнуть для канонизации тех, кто её достоин.

А у Югова вообще другая задача -он то масла в огонь подливает, то дровишек в огонь подбрасывает
Vladislav / 06.09.2023, 10:05

62.

Всё вроде не по теме.Но читая лжетеологическое словоблудие, понимаешь, сколько препятствий может возникнуть для канонизации тех, кто её достоин.
С. Югов / 06.09.2023, 09:27

61. Ответ на 56, Сергей, часть1:

Указанное правило Собора не говорит о включении послания свт. Василия в каноны - оно ссылается на слова свт. Василия как на один из своих источников. А само правило говорит об ответственности, с которой следует подходить к обвинению на епископов.

Но главное в другом. Ни у свт. Василия, ни в соборном каноне Вы, конечно, не найдёте вердикта о Русской Церкви 21 века. И Вы этот вердикт выносите своим умом. Т.е. состав преступления, указанный у свт. Василия, Вы прилагаете к современной Вам Церкви (при том безлично - не к конкретному учащему человеку, а "к Церкви вообще") своим умом.


Вторым правилом Шестого Вселенского Собора Послания святителя Василия Великого включены в каноны Церкви. Не случайно эти Послания называются каноническими. Думаю, что нет ни одного издания Книги Церковных канонов без канонических Посланий святителя Василия.
В Первом каноническом Послании святителя Василия говорится о многих вещах. В том числе дается общее определение раскола. В том числе приводится один из примеров этого раскола. Конечно, этим примером не ограничивается само понятие раскола. Есть и другие каноны, которые определяют другие примеры расколов – например, 13-е Правило Двукратного Собора определяет иной вид раскола от Церкви. Но пример, приведенный святителем Василием, наиболее точно характеризует настоящее положение дел в современной земной Церкви, поэтому я и ссылаюсь на него.
Трудно представить то, чтобы святитель Василий в своем каноническом Послании выносил какие-либо «вердикты» в отношении Церкви 21-го века. Редко кому из святых отцов, даже таких Великих, как святитель Василий, Бог давал возможность так ясно прозревать будущее.
Виктор / 05.09.2023, 19:00

60. Ответ на 56, Сергей, часть2:

Но эти Великие святые отцы по Промыслу Божию оставили нам свои письменные труды – каноны Церкви, свои творения, письма и проч., сверяясь с которыми мы можем руководить себя на пути к спасению от вечной погибели.
Поэтому, конечно, никаких упоминаний о состоянии современной нам Церкви мы в трудах святителя Василия Великого найти не сможем. А я рассуждаю об этом состоянии, оценивая его, в частности, с точки зрения соответствия современной церковной практики совершения таинств и пастырского окормления верующих каноническим установлениям Церкви и учению святых отцов о покаянии. И «вердикт», как Вы назвали мой вывод по результатам моих рассуждений, действительно, лично мой, потому что и рассуждения – лично мои.
Именно так и следует рассуждать нам, современным христианам, по преданию святых отцов Церкви – рассуждать, основываясь на тщательном изучении их творений и делая соответствующие выводы «своим умом».
Виктор / 05.09.2023, 18:56

59. Ответ на 56, Сергей, часть 3:

Приведу пример. Святые отцы оставили нам правило, которое говорит о том, как нам относиться к тем, кто безосновательно прекращает поминовение своих епископа и патриарха: «Аще который пресвитер или диакон, по некоторым обвинениям, зазрев своего епископа, прежде соборнаго исследования и рассмотрения, и совершеннаго осуждения его, дерзнет отступити от общения с ним, и не будет возносити имя его в священных молитвах на литургиях, по церковному преданию: таковый да подвергнется извержению, и да лишится всякия священническия чести» (13-е Правило Двукратного Собора).
Зная это правило и его толкование святыми отцами, и видя в современной нам жизни некоторые примеры прекращения поминовения некоторыми священнослужителями своих епископов и патриарха без их соборного осуждения, мы очень удобно можем «своим умом» догадаться, что эти священники находятся в расколе, «вынести им в этом свой вердикт» (выражаясь Вашим языком) и вовремя прекратить с ними общение, чтобы и самим не оказаться там же. Вот так важно знать каноны Церкви и уметь рассуждать «своим умом». При этом, конечно, в 13-м Правиле Двукратного Собора мы не найдем пророческих предупреждений о том, что в начале 21-го века в РПЦ случится такая беда. Но это не должно помешать вынесению нам своего «вердикта» в отношении раскольников.
И таких примеров можно приводить множество. Святые отцы как раз и призывают нас к тому, чтобы мы научались рассуждать своим умом, но эти рассуждения мы должны строить только на основании Священного Писания и творений святых отцов Церкви.
Далее – насчет того, к кому я прилагаю понятие этого раскола. Я уже писал ранее в комментариях, которые Вы, видимо, пропустили, что под словами «современная земная Церковь» нужно понимать не саму церковную организацию, а конкретных людей - священнослужителей и мирян, которые допускают эти искажения Предания Церкви в своей пастырской и мирской жизни, которые уводят их в раскол, согласно определению святителя Василия. Просто слова «современная земная Церковь» очень удобно отражают суть этого ВСЕОБЩЕГО процесса отступления, потому что таких людей среди современных священников и «воцерковленных» мирян – подавляющее большинство.

Виктор / 05.09.2023, 18:55

58. ОБ ИЗМЫШЛЕНИЯХ РАСКОЛЬНИЧЕСКОГО «КИЕВСКОГО ПАТРИАРХАТА». ПО ПОВОДУ «ЗАЯВЛЕНИЯ СИНОДА УПЦ КП» ОТ 27 ИЮЛЯ 2010 Г. (I)



...Необходимо также отметить, что святитель Василий дает лишь примеры раскола и парасинагоги, но не ограничивает эти виды отступления от Церкви приведенными им примерами. Авторитетный древний толкователь канонов Зонара в толковании 33 правила Лаодикийского собора разъясняет определения термина «раскольники»: «Раскольниками (σχισματικοί) называются те, которые относительно веры и догматов здраво мыслят, но по некоторым причинам (διά τίνας δέ αίτίας) отдаляются и устрояют свои отдельные собрания». Совершенно очевидно, что предпринятая филаретовцами попытка исказить представление о природе и характеристиках раскола, попытка противопоставить 1 правило святителя Василия Великого всей церковной традиции, выраженной как древними, так и новыми толкователями святых канонов, является абсолютно лживой и провальной.

1 правило святителя Василия необходимо также понимать в контексте иных канонов Святой Церкви, в которых упоминается раскол, что дополнительно показывает несостоятельность попытки лидеров «упц кп» легитимировать свою раскольническую структуру.

13 и связанные с ним 14 и 15 правила Двукратного собора весьма определенно говорят о расколе:

«Вселукавый, посеяв в Церкви Христовой семена еретических плевел, и видя, яко оне мечем Духа посекаются из корени, вступив на другой путь козней, покушается безумием раскольников разсекати тело Христово; но и сей его навет совершенно воспрящая, святый собор определил ныне: аще который пресвитер или диакон, по некоторым обвинениям, зазрев своего епископа, прежде соборнаго изследования и разсмотрения, и совершеннаго осуждения его, дерзнет отступити от общения с ним, и не будет возносити имя его в священных молитвах на литургиях, по церковному преданию: таковый да подвергнется извержению, и да лишится всякия священническия чести....
Что определено о пресвитерах и епископах и митрополитах, то самое, и наипаче, приличествует патриархам. Посему, аще который пресвитер, или епископ, или митрополит, дерзнет отступити от общения с своим патриархом, и не будет возносити имя его, по определенному и установленному чину, в божественном тайнодействии, но прежде соборного оглашения и совершенного осуждения его, учинит раскол: таковому святый собор определил быти совершенно нужду всякого священства, аще токмо обличен будет в сем беззаконии».

Итак, отделение от своего Патриарха, не важно по какой причине, со стороны любого митрополита, епископа или пресвитера есть раскол.
С. Югов / 05.09.2023, 08:09

57.

Определение раскола и его пример взяты мною из Первого канонического
Как уже отмечалось, использованы произвольно и облыжно. Этим же занимались по этой же теме украинские (подлинные!) раскольники.
С. Югов / 05.09.2023, 07:53

56. Ответ на 55, Виктор :

Послания святителя Василия Великого включены в каноны Вселенской Церкви Вторым Правилом Шестого Вселенского Собора. Определение раскола и его пример взяты мною из Первого канонического Послания святителя Василия.

Указанное правило Собора не говорит о включении послания свт. Василия в каноны - оно ссылается на слова свт. Василия как на один из своих источников. А само правило говорит об ответственности, с которой следует подходить к обвинению на епископов.

Но главное в другом. Ни у свт. Василия, ни в соборном каноне Вы, конечно, не найдёте вердикта о Русской Церкви 21 века. И Вы этот вердикт выносите своим умом. Т.е. состав преступления, указанный у свт. Василия, Вы прилагаете к современной Вам Церкви (при том безлично - не к конкретному учащему человеку, а "к Церкви вообще") своим умом.
Почему я и ответил Вам известной фразой - "не мы, а Вы".
Сергей из НН / 05.09.2023, 07:22
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анатолий Дмитриевич Степанов
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Полемика Анатолия Степанова и Романа Илющенко
18.11.2024
«Русские мыслители о судьбе и предназначении России»
Научно-практическая конференция. Часть 1
18.11.2024
Негостеприимная третья столица России
По отношению к русским общественникам власти Татарстана до сих пор сохраняют тоталитарные нормы
16.11.2024
Негостеприимная третья столица России
В отношении власти Татарстана к русским общественникам до сих пор сохраняются тоталитарные нормы
15.11.2024
Россия – идейный центр незападного мира
Новый манифест Владимира Путина
08.11.2024
Все статьи Анатолий Дмитриевич Степанов
Армия РФ
Андрей Гурулёв: «От Америки ничего не останется…»
Джо Байден разрешил т.н. Украине наносить удары по территории России ракетами ATACMS
18.11.2024
Наше выживание только в Победе...
Другого пути у нас нет
14.11.2024
«Война будет закончена на поле боя, а не в Овальном кабинете»
Происходящее на наших исторических землях – накопившийся геополитический конфликт большой жёсткости, который спровоцирован историческими процессами
09.11.2024
Все статьи темы
Проблемы церковной жизни
«Основная проблема – неоязычество в армии»
В Петербурге прошла встреча митрополита Варсонофия с представителями православной общественности
15.11.2024
Узнаем ли мы Илию?
Надо внимательнее вглядываться в современных православных апологетов и проповедников
07.11.2024
Церковь Казанской иконы Божией Матери в Вырице и ее духовенство в годы Великой Отечественной войны
Доклад на конференции, посвященной 200-летию Казанского собора
03.11.2024
О внешних и внутренних угрозах
Святейший Патриарх Кирилл выступил на заседании Бюро президиума ВРНС
01.11.2024
Все статьи темы
Основы православной культуры
Чревоугодие. Что это такое? Если у человека есть
любимое блюдо — это чревоугодие?
18.11.2024
Душевная вечеря. Христос в искусстве.
Клайв Льюис. «Письма Баламута»
17.10.2024
Нацвопрос и либералы
Выступление на круглом столе «Межконфессиональное и межнациональное согласие»
01.10.2024
«Мы до сих пор стесняемся говорить, что семья – это малая Церковь!»
Предмет «Семьеведенье» – попытка рассказать о правильных вещах, не говоря о главном
10.09.2024
Война с сатанизмом. Цензура в кино. Кому верит
молодежь? «Русский ковчег»
31.07.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Многодетным – дополнительный выходной!
Новый комментарий от В.Р.
19.11.2024 15:34
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
19.11.2024 12:48
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Алекс
19.11.2024 12:32
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
19.11.2024 12:04
Продолжает сжиматься русская провинция
Новый комментарий от Русский человек
19.11.2024 11:55
Генерал, посмевший во время войны публично и нецензурно обругать Сталина
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.11.2024 10:30
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
19.11.2024 10:08