Как сообщалось, в четверг, 24 августа, под руководством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в здании Святейшего Правительствующего Синода в Санкт-Петербурге состоялось заседание Священного Синода.
Глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда сообщил, что на заседании Синода рассматривалось предложение Святейшего Патриарха Кирилла возобновить процесс подготовки к возможной канонизации российского полководца Александра Васильевича Суворова.
«По итогам обсуждения Синод постановил передать вопрос о возможной канонизации Александра Васильевича Суворова в Синодальную комиссию по канонизации святых», – сказал В.Р. Легойда.
О канонизации Суворова рассуждает в телефонном интервью «Русской народной линии» доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, профессор, член Синодальной богослужебной комиссии протодиакон Владимир Василик:
В Церкви достаточно много ревнителей прославления Александра Васильевича Суворова. Многие из лиц, связанных с музеем Суворова, ратовали об этом на различных конференциях.
Какие возникают препятствия на пути прославления?
Во-первых, мы все панически боимся так называемой политизированности, боимся так называемых политических канонизаций. Я вовсе не являюсь сторонником политического православия, ибо Православие у нас одно. Но должен сказать, что грех нам стесняться наших святых великих правителей и святых полководцев. Всякие опасения, де, а что скажет так называемая «апчественность», что будет говорить либеральная княгиня Марья Алексеевна или княгиня Ксения Анатольевна?
Если мы хотим подлинно спасаться и выстраивать нашу жизнь в Боге и для пользы нашего народа и Отечества, такие соображения надо сходу выметать. И смотреть только на то, что подлинно мешает признать Александра Васильевича Суворова святым.
Начнём с того, что каждый спасшийся христианин является святым. Ведь возглас, который в простоте души наши некоторые прихожане считают «Святая святых», обращён к нам «Святая (Святые Дары Христовы) святым (христианам)».
Во-вторых, какова была жизнь Александра Васильевича Суворова? Это были постоянные походы, труды и раны, зависть многих великих мира сего, того же Потёмкина. Временами гнев высоких лиц, в том числе Императора Павла, который отправил его в деревню. Правда, у него нашлось достаточно широты государственной мудрости и глубины сердца, что, когда потребовалось, – он вызвал Александра Васильевича.
Суворов резко отличался от екатерининских любимцев. Чтобы остаться человеком и христианином и вместе с тем продолжить своё служение – он юродствовал. Все его так называемые чудачества – это подвиг юродства во Христе соединённый с воинским подвигом.
На каких основах воздвиг Суворов свою военную жизнь? Он воздвиг воинский подвиг на Христе. «Молитесь Богу – от Него Победа. Бог – наш генерал, Он нас и водит», – говорил полководец.
Александр Васильевич всегда горячо молился перед решающими битвами в своей жизни - перед Кинбурнской битвой, перед сражением при Рымнике. Разве не знаком Божиего промысла является то, что он, будучи продан и предан своими австрийскими союзниками, как Христос Иудой, всё-таки смог вывести русские войска из ледяного мешка швейцарских гор? Он прошёл такими тропами, через которые никто не проходил. Разве не Бог водительствовал им?
Суворов, насколько мог, старался проявлять милосердие побеждённому противнику. После взятия Варшавы, поляки были потрясены, как милостиво он обошёлся с побеждёнными. И как были недовольны приближенные Императрицы Екатерины, тот же статс-секретарь Трощинский. Он говорил, что заслуги Суворова велики, но полководец ведёт себя невыносимо, де, почти всех поляков освободил.
Современные поляки клевещут на Суворова, будто бы он приказал вырезать всех в Варшавском предместье Праги. Это клевета!
Вспомним приказ Суворова накануне сражения: «В дома не забегать; неприятеля, просящего пощады, щадить; безоружных не убивать, с бабами не воевать, малолетков не трогать. Кого из нас убьют – Царство Небесное, живым слава! слава! слава!».
Суворов стремился быть христианином на войне и в миру. Человек он был благочестия искреннего и нелицемерного.
До нас дошёл канон, написанный Суворовым на основе покаянного канона преподобного архиепископа Андрея Критского. Это показывает глубину и искренность его религиозного чувства.
На мой взгляд, даже если мы оставим в стороне его великие победы, как человек и христианин Суворов вполне достоин к причислению к лику святых. Он показывает нам, как в экстремальных условиях, в условиях войны и кровопролития можно всё-таки остаться человеком и христианином.
Я не член комиссии по канонизации, но если бы я им являлся, то отдал бы свой голос за прославление Александра Васильевича Суворова.
А что касается препятствий на пути его прославления, то помимо политического препятствия есть ещё следующее: на его гробнице не происходит чудес.
Во-первых, чудеса происходят тогда, когда люди начинают молиться, когда взыскивают духовную помощь.
Однажды в Первую мировую войну был случай, когда Суворов явился солдатам и повёл их в бой. И они победили.
Во-вторых, вспомним, что Иоанн Предтеча не совершил ни одного чуда при жизни, но, тем не менее, это величайший, рождённый между женами.
Кто ищет чуда? Иудеи. Иудеи ищут знамения, эллины – премудрости. «Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость» (1Кор. 1:22–24).
Если мы не будем спешить за чудесами, а будем вглядываться в жизнь, в житие человека, то Господь, рано или поздно, нам откроет, что Александр Васильевич Суворов достоин причисления к лику святых!