В наших беседах и статьях мы ходим вокруг одних и тех же вопросов, где очарованные монархическим идеалом любители истории находят причудливые способы уйти от предметного разговора, какой монархия сейчас может быть. В их восприятии этот образ исполнен высочайшего содержания настолько, что разложить его на составляющие подразумевает акт кощунства.
См. прежние мои статьи: «Монархическое староверие» и «Диалоги о монархии».
Монархисты говорят о некоем целостном восприятии, одухотворенном религиозным сознанием, которое открывает им вневременную предпочтительность этого вида правления. Они заворожённо твердят о симфонии Церкви и Царя, об единении Царя и народа, повторяя казённые клише ушедших политических режимов, которые издали в сотни лет сверкают позолотой, но по сути выступают лиловым бантиком поверх извечных посюсторонних механизмов. Близкие по звучанию «народ и партия едины» кривят их рот, а оксюмороны в духе «народной монархии» как и «суверенной демократии» смакуются с удовольствием. Публицисты вообще любят жонглировать противоречиями, когда не даётся однозначный ответ, что во главе угла: народ или монарх, права человека или суверенная державная сила, – но это не повод принимать игру слов на веру.
Мне возражают, что подобное постигается исполненным религиозного сознания восприятием. Друзья, вы – носители Истинного верования, а потому осведомлены об осторожном отношении к чувствованию. Вы не протестанты, для которых самоочевидно, что неотчуждаемые права дарованы человеку Богом, что пестрит в декларации независимости США и «Русской правде» лютеранина Пестеля. И не современные либералы, которые выводят верховенство прав человека из очевидности для незамутнённого предрассудком разума. Вы опираетесь на Писание и Предание, а потому будьте добры находить твёрдую опору для умозаключений.
Особенно диковинно звучат утверждения об установлении Царской власти через грядущее пробуждение христианского сознания у русского народа. Будто возвращение всеобщего участия в таинствах уподобит граждан ангелам подлинного Царства, сняв насущные проблемы управления. Такие настроения в духе хилиазма граничат с другими заблуждениями, когда лелеется приход местоблюстителя Бога на земле, что в конечном счете – прямая дорога к принятию власти богоборца. К этому же направляют игры в монархический символизм, когда желание одеть на кого угодно шапку Мономаха открывает дорогу на трон проходимцу или приводит в стан врагов Отечества.
Если повертеть сокрытую во мраке многозначительности хрустальную мечту в руках, можно рассмотреть её суть на свет.
Итак, если правитель избран народом, получил благословение Церкви, почему он не может считаться Царем? Монархисты говорят: это республика. А почему тогда избрание Михаила Федоровича Земским собором не республика? Или восхождение Константина Великого на престол в результате войны, а не по династическому праву сомнений насчёт его титула не вызывает?
Всё просто, суть монархии – единовластное правление, когда ключевые рычаги управления сосредоточены в одних руках. Не важно, что к этому привело, важен факт.
Мы избирали Верховного главнокомандующего раз в четыре года, отныне делаем это раз в шесть лет. Не при посредничестве столбовых, архиереев, а самочинно, каждый бросая бюллетень в урну. Верховный – фактический обладатель власти в нашей стране. Чего не хватает: помазания, династической крови, престолонаследия? Но кто сказал, что это вневременные черты?
Русские монархисты подобны крепостным, не поверившим в манифест 1861 года, потому что он был явлен не в золотом конверте.
И вот отсюда видна проблема. На кого единовластие может опереться? Когда-то в России находило опору в дворянстве, но после 1861 года земельной аристократии такой же безраздельный властелин, каким ранее они были над душами крестьян, перестал быть нужен. Тогда самая просвещённая часть общества вдохновила волну нигилизма, закончившуюся 1881 годом, а затем и тремя революциями в XX веке.
Известный правый мыслитель Карл Шмитт любит цитировать Доносо Кортеса, писавшего, что после 1849 года век роялизма закончился. Вне всяких сомнений: сословия остались в аграрном веке. И если кто-то хочет их восстановить, пусть готовится к захвату России индустриальной державой, где городское общество производит современное вооружение, в то время как мы – поставляем им пшеницу и пеньку.
Получается, что у нас единовластие без сословной монархической опоры. Тогда через кого единовластный правитель может утвердить власть? Через национальный бизнес? Но разве можно воевать с мировой мамоной, полагаясь на ее представителей? У рынка нет Отечества, только интересы, связанные с хозяевами денег по ту сторону океана.
В свое время Николо Макиавелли объяснял успех, с которым Александр Македонский распространил власть на завоёванных персидских землях тем, что там не было аристократии. Персидскую деспотию было тяжело сокрушить, но опрокинув, удержать правление не составило труда. В противовес этому, по словам флорентийца, современную ему Францию завоевать проще в виду обилия своекорыстного дворянства, но, покорив, всегда придётся озираться на их происки. Так вот, современная Россия гораздо богаче Франции XVI века, и флора внутреннего государства, завязанного на мировой рынок, обильно окутывает рычаги управления.
Все мы помним блистательную цитату, что Россией управлять не сложно, но бесполезно. Имея властные рычаги, сплетённые на византийский манер, изменить три десятилетия движущийся в никуда курс непосильно. Длинная командная цепь разделяет правителя и управляемых. Еще сто лет назад количество чиновников было на порядок меньше, а теперь донести державную волю до исполнения можно либо в ручном режиме, либо положившись на единомышленников. Даже для подвоза боеприпасов воюющему подразделению уместнее обращаться не в Министерство обороны, а напрямую к интенданту на передовой.
А как эта власть будет передаваться? Как в Византии? События 24 июня – о многом говорящий знак.
Есть два варианта – или, как у братьев Стругацких, клонировать Правителя, чтобы в каждом чиновничьем кабинете сидел его «дубль», или сформулировать Идею правления, которой будут следовать слуги государевы с одобрения единомышленников. Верные этой идее будут подниматься наверх и занимать место одесную правителя, а после ухода на покой – выдвигать достойнейшего.
Создание внятной государственной идеологии – сверхзадача Удерживания мира.
Исламская религия даёт своим последователям свод законов – шариат, близкие предписания для харедим даёт Талмуд, но православие как религия спасения души не касается мирских правил. В этом отношении увлечение современников туманными идеологемами играет дурную службу, поскольку размывает и без того зыбкие ориентиры (см. здесь и здесь).
В наше время получила широкое распространение ложь, утверждающая, что права и свободы – наивысшая ценность. Принятие подобных взглядов приводит к разложению, когда авторитеты низвергаются, а люди ставят во главу угла удовольствия, забывая, что обязаны взрастившему их обществу. Все мы знаем, что человек отличается от животного наличием бессмертной души, но, если рассуждать с позиции естествознания, он приходит в этот мир подобно выпущенному с завода компьютеру, который может быть хорошей подставкой для цветов, но и только. Принятие языка и культуры, созданных бесчисленными поколениями предков, позволяет взрастить сознание и стать личностью.
Обоснованная идея, ставящая во главу угла Бога, народ и семью – способна быть краеугольным камнем здорового общества. Если она окажется руководством к политическому действию, то может выступить билетом в будущее. В противном случае Русский мир уступит место другим в ближайший век.
Владимир Владимирович Блинов, доцент Финансового университета при Правительстве РФ, кандидат политических наук
73.
"Советский народ-дитя не избалованное партийными привилегиями."
//////////////////
Ну да… И только в такой среде простой жизни могло сохраниться (и углубиться) действительное понимание Слова Божьего, но… как "водится" - пошли "не туда"?
72. То таможенники изымали порнографию
71.
"…Не нужно приводить в пример СССР. Там полная классика. Пока ЦК КПСС что-то считал нужным сдерживать или поддерживать и применял санкции. Это работало. Когда ему было не нужно, то и народ не напрягался. То таможенники изымали порнографию, то ее крутили в государственных кинотеатрах, было и такое."
//////////////
Представляется, это все же недостаточно "проникновенный" взгляд на "вещи", увы - крайне широко распространенный: - порой до болезненности "выхватывая" "роем" акцентироваться на НЕГАТИВНЫХ частностях "выплескивая" принципиально важное - в данном случае - НАЗНАЧЕНИЕ СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ в рамках Божьего Промысла… Да, атеистическая "по форме", но ведь ФАКТ - здесь в части ИДЕОЛОГИИ быть "руководством к политическому действию" сложилось практически "все": - да, "пониже" скажем так - "потолка" соответствующих "требований-условий" Священных текстов, но… Вот он - Устав КПСС, Программа и будь добр ИСПОЛНЯТЬ? А коль нет - "надерем уши" и отправим "куда надо", накажем за НЕСООТВЕТСТВИЕ - и что здесь в рамках ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ было НЕЧЕСТНОГО? Объективно сопутствующие практически любому процессу издержки и даже отдельные -извращения, разумеется, не в счет?
До Бога "дотянуться" Цели не ставили - разве, что добраться до ближнего (и по достигнутой возможности ?) дальнего Космоса?
"Что" в этом смысле "мы" "прикладного" имеем сегодня? Уверяют - в "наличие" СИМФОНИЯ властей… Ну, тогда в качестве руководящего и направляющего (в аналогии с Уставом КПСС) выступает что - "Основы социальной концепции Русской Православной Церкви" - как уверяют сведущие человеки, прошедшие когда-то "согласование" в АП? То есть, учитывая практически беспрограммную "многопартийность" нынешней "системы", политические действия, о коих говорит В. Блинов должны проистекать именно из изложенного в этом вероучительном документе?
Ну и как это "сообразуется" с действительностью?
70. Ответ на 65, Алекс:
Я ничего не утверждал о временах, когда православие было "малым стадом". Ничего не говорил о первых веках христианства. Так именно-то, что не говорили. А разве изменилось Православие, разве оно разное в первые века, во времена св. Владимира и сейчас?
статистика, которая не меня, а вас опровергает - от 75%-до 59% (по разным источникам) Россиян считают себя христианами. Ну Вы даёте... Как для спасения, так и для христианской жизни общества (к которой Вы стремитесь) важна не статистика, кто как на словах себя определит, а готовность и решимость людей жить по христианским заповедям.
То, что многие хотя бы на словах не отвергаются от христианства - это уже хорошо, по сравнению со многими другими пост-христианскими странами. Но недостаточно для "христианского общества", и тем более для Царства Небесного.
69. Ответ на 66, Алекс и 68, иерей Илья
А правила, уже ранее принятые Церковью - они каноничны и без Номоканона.
68. Ответ на 64, Сергей:
Вот что писал проф. А.С. Павлов в XIX веке: "Не все, однако, правила Номоканона сохранили свою обязательную силу до настоящего времени; напротив, те из них, для которых не находилось никакого основания в общеизвестных и общепринятых церковных правилах и которые, тем не менее, затрагивали своим содержанием слишком важные жизненные интересы, еще в прошлом столетии подавали повод Св. Синоду высказывать сомнения в их канонической важности и постановлять определения, прямо им противоположные."
Правила же, регламентирующие гражданскую и общественную жизнь, сейчас большей частью "физически" не могут быть актуальными, поскольку Церкви не вменяются в обязанность юридические и судебные действия в гражданской жизни (и не даётся право на них) . Так, Церковь не может принудительно расторгнуть государственный брак - даже если с духовной точки зрения этот брак по каким-то причинам недопустимый - и запретить людям совместное жительство. Это может только гражданский суд.
При этом Церковь может запретить участникам недопустимого сожительства принить Таинства - ввиду продолжающейся жизни во грехе.Какой государь будет терпеть у себя законодательство другого государства. Поэтому и император Николай Павлович издавал Книгу церковных правил и изымал из оборота нормы введенные императорами Римской империи . Нормы Юстиниана исполнять запрещалось. . А вот правила Соборов и Святых отцов оставались актуальными,. Так коллаборационистов лишали сана по правилам Григория Чудотворца. Хоть в Византии, хоть в Российской империи хоть в СССР.
67.
66. Ответ на 64, Сергей:
65. Ответ на 60, Сергей:
а что Ветхий Завет уже не является частью Православия?
Как Православие регламентировало мирские правила и государственные законы в I – III веках, когда христиан было «малое стадо» в общем языческом населении? Вы передергиваете. Я ничего не утверждал о временах, когда православие было "малым стадом". Ничего не говорил о первых веках христианства. Говорил о Крещеной Руси, т.е. о времени когда народом руководил православный князь, в частности у нас практически сразу появилась Русская Правда, и её древнейшая первая часть: Устав Владимира Мономаха и Правда Ярослава (святого князя Ярослава Мудрого). Судя потому, что вы ограничились 1-3 веками, вам известно, что в это время в Риме христианство было гонимо - как же оно могло влиять на принятие законов? Но уже в 4 веке - Константин Великий и его Миланский Эдикт.
Как Православие будет регламентировать мирские правила и государственные законы в XXI веке, когда христиане – «малое стадо» в общем неверующем населении? - ваше утверждение наглая и безосновательная ложь. Мои наблюдения говорят об обратном - но кто я, чтобы делать выводы такого масштаба? Остается статистика, которая не меня, а вас опровергает - от 75%-до 59% (по разным источникам) Россиян считают себя христианами. Если учесть, что русских от 71%-81%, то, считай, все русские за редким исключением (подтверждающим правило) христиане!
64. Ответ на 62, иерей Илья Мотыка:
Вот что писал проф. А.С. Павлов в XIX веке: "Не все, однако, правила Номоканона сохранили свою обязательную силу до настоящего времени; напротив, те из них, для которых не находилось никакого основания в общеизвестных и общепринятых церковных правилах и которые, тем не менее, затрагивали своим содержанием слишком важные жизненные интересы, еще в прошлом столетии подавали повод Св. Синоду высказывать сомнения в их канонической важности и постановлять определения, прямо им противоположные."
Правила же, регламентирующие гражданскую и общественную жизнь, сейчас большей частью "физически" не могут быть актуальными, поскольку Церкви не вменяются в обязанность юридические и судебные действия в гражданской жизни (и не даётся право на них) . Так, Церковь не может принудительно расторгнуть государственный брак - даже если с духовной точки зрения этот брак по каким-то причинам недопустимый - и запретить людям совместное жительство. Это может только гражданский суд.
При этом Церковь может запретить участникам недопустимого сожительства принимать Таинства - ввиду продолжающейся жизни во грехе.