Ещё раз о важном. Вопрос о выборе дальнейшего пути развития нашего Отечества долгие годы остаётся открытым, и то, что сегодня мы оказались в сложной ситуации напоминает о том, что определённость в этом вопросе крайне необходима.
Без выбора новых государственных приоритетов сделать это не получается, а старые закреплённые в ст.2 Конституции вводят людей в заблуждение. Более того, мы уже тридцать лет продолжаем подражать нашим «партнёрам» и как мантру повторять о правах и свободах человека, несмотря на то, что их фактически не признают приоритетами ни у нас, ни на самом Западе, где они по сути являются не более чем ширмой для прикрытия их лицемерия. Понимая это, возникает вопрос: зачем в России так долго пытаются насаждать понятия, которые никогда у русских людей не были в особом приоритете?!
Аналогичный вопрос, но более деликатно, задаёт Патриарх Кирилл на ХI Рождественских парламентских встречах в Думе, комментируя «Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» (далее Основы). В дальнейшем он обращает внимание на то, что не находит в этом документе тех истинно духовных ценностей, которые в действительности являются для нас традиционными.
Правда, нужно признать то, что впервые в перечне важнейших ценностей в этом Указе, своё место заняло такое понятие как Жизнь! Да, только такая оценка Жизни, как наиважнейшего приоритета в общественном сознании людей может стать той точкой опоры, которая позволит в дальнейшем сформировать идейный фундамент государства. Такой выбор касающейся не только отдельной личности, а всего жизненного пространства позволяет определить вытекающие из этого признания и основополагающие принципы развития общественных отношений.
В то же время, выделяя в Основах рядом с Жизнью другие ценности, такие как патриотизм, гражданственность, служение и прочие возникает вопрос о правильности их выбора. Причиной этого является то, что статус этих выбранных приоритетов разновелик по значимости, несмотря на их позитивную оценку каждой в отдельности, а при выборе приоритетов государственного масштаба необходимо иметь в виду наиболее значимые и общепризнанные, об этом писал ещё Е. Трубецкой в своей работе «Смысл жизни».
Так оценивая статус или значимость каждого из них, нужно иметь в виду два главных параметра – обусловленность (зависимость) и масштаб значимости. В отношении к Жизни можно сказать, что она потому и является первой, что безусловна и является всеобъемлющей. Для сравнения попробуем в этом ракурсе охарактеризовать патриотизм. Можно сказать, что это важное качество человека не является природным, а условно зависит от его воспитания, знаний и убеждений, а, значит, оценивается сугубо индивидуально. С учётом изложенного можно сказать, что, несмотря на наличие позитивной роли, многие ценности являются производными от других более значимых, которые необходимо определить и признать таковыми.
Наиболее приемлемым в решении этого конкретного и принципиального вопроса, а также отвечая на справедливое замечание Патриарха, было бы верным признание такого понятия как Вера, являющегося одним из важнейших достояний и ценностей России, благодаря чему на протяжении всей её истории формировалось духовное и культурное наследие нашего народа.
Уважаемые господа, пора отбросить ханжеские и либеральные домыслы и признать, что такое понятие, как Вера, имеет всеобъемлющее и консолидирующее значение в обществе, укрепляет людей духовно. Очень важно отметить, что в нашей русской традиции она воспитывала в людях уважительное и толерантное отношению к различным другим верованиям и благим светским взглядам, направленным на сохранение мирной Жизни.
Избегая кривотолков, нужно сказать, что под понятие Веры кроме мировых религий могут быть причислены иные религиозные движения и философские концепции, которые не противоречат ценности Жизни и ее процветанию, безопасности и целостности нашего государства.
Признавая главенство Жизни в светском обществе, а значит и условную зависимость Веры от её наличия, появляется возможность положить еще один «камень» в идейный фундамент и в дальнейшем приступить к формированию вертикальной структуры ценностей. Концепция этой идеи заключается в создании структуры, которая строится по принципу приоритетной зависимости и выглядит в виде иерархической лестницы, где на верхней ступени находится Жизнь, а все остальные работают на её процветание.
Придание важнейшим понятиям статуса государственных приоритетов позволило бы нам сблизить те две части нашего общества, которые со времён правления Советов были разделены по их отношению к религии. Назрела пора менять подход и в части касающейся отношения к религиозным организациям, которые, по сути, были скопированы из советской конституции, а в результате сегодня служат идейной преградой в консолидации нашего общества.
Ответ на вопрос: куда и зачем движется Россия, интересует многих, но в первую очередь он важен для русских людей. Ответы на эти вопросы должны быть найдены, первый шаг для этого уже сделан нужно продолжить движение в этом направлении и завершить его принятием новой Конституции, в которой признать концепцию «Верховенства Жизни» – государственной идеологией, вытекающую из ранее сформулированной Системы приоритетных духовных и нравственных ценностей.
Более подробно о выборе таких приоритетов, как Жизнь и Вера и других, образующих систему ценностей, можно прочитать в статье, опубликованной в январе 2018 года на портале «Русской народной линии».
Прошло пять лет, по историческим меркам это всего мгновение, но если посмотреть на эти годы с позиции произошедших событий, то нужно признать, что многие годы и сегодня мы по-прежнему являемся стороной обороняющейся, и делать это становится все трудней. Дальнейшая судьба России пока находится в наших руках, если мы вернём в общественное сознание Веру в значимость духовных идеалов, на которых произрастала и крепла Святая Русь.
Линия Жизни не может плутать бесконечно, смысл устремлений не в богатстве и величии, а в спасении через источник Веры, питающий людей и любовью, и мужеством.
Владимир Николаевич Волков, кадровый офицер, публицист