Глядя на то, как происходит очередной скачек цен на продукты питания в наших магазинах, невольно возникает ряд вопросов. Почему при наличии всего необходимого для того чтобы обладать полной независимостью по вопросу продовольственной безопасности мы в очередной раз киваем в сторону Запада и опять и опять видим непрекращающийся рост цен на прилавках магазинов? Пора, наконец, понять, почему в аграрной стране, где растут урожайность, надои и другие показатели агропромышленного комплекса у нас по-прежнему ничего не меняется к лучшему с ценами в магазинах?
Чтобы ответить на эти вопросы нужно просто честно признать, что всё то, что мы имеем сегодня в сфере закупок и торговли продуктами питания, невозможно назвать рынком, потому что он отдан на откуп торговым сетям и перекупщикам. Этот «рынок» был изначально перевернут с ног на голову, где сначала главенствовал принцип купи-продай, а затем его возглавил «продавец», который, выстроив торговые сети, взял на себя выполнение социальной задачи по обеспечению населения продовольствием. Однако, постепенно став монополистом при помощи финансирования через ЦБ и банки основавших такую сеть, к примеру, Альфа-банк и Х5 групп, они стали диктовать свои условия производителю и всему продуктовому «рынку».
Можно ли то, что мы имеем сегодня, назвать рынком? Когда тот, кто производит продукцию и кормит население страны, оказывается в полной зависимости от ритэйла? На мой взгляд, конечно нет. Скорее это можно назвать базаром, так как он не имеет никакого отношения к учёту спроса и предложения, на котором отсутствуют правила взаимодействия между субъектами торговли и самое главное, полностью отсутствует транспарентность формирования цен.
То, что главную роль на этом «рынке» играют крупные оптовики и торговые сети известно, об этом говорят уже давно. Именно эти структуры под мощным прикрытием, за счёт посредников, наращивая цепочку между производителем и прилавком, увеличивают конечную цену в несколько раз, и при этом каждый получает свой немалый кусок пирога, который вынужден оплачивать потребитель. Ни для кого не секрет, что сами сети ритейлеров очень жёстко диктуют условия и закупочные цены для производителей за место на прилавке. Многие из вас наверно не раз видели, как менеджеры из одной сети копируют цены у своих соседей конкурентов, это и есть типичный прием из жизни базарной торговли.
Последняя история со скачком цен на сахар, после того как аналогичная произошла с гречкой и овощами, говорит о том, что проблема имеет системный характер и она не решена. Конечно, ФАС в очередной раз возбудила дело, после чего цены начнут снижаться, но никто опять не ответит на вопросы. Как быть простым людям, и кто вернёт им потраченные деньги и доверие? Когда государство наведет порядок на этом базаре и прикроет «кормушку», где среди белого дня на виду у всех можно открыто обирать народ в масштабах всей страны? Можно ли утверждать, что вопрос продовольственной безопасности уже решён, когда может происходить такое?
Видимо, на решение этой проблемы нужна политическая воля не только в Москве, но и особенно в тех регионах, где имеется мощный агропромышленный комплекс, именно здесь должны быть организованы первые оптовые торговые площадки, работающие на электронной платформе. Именно на этих площадках на основе спроса и предложения должна формироваться отпускная цена товара, для организаций торговли имеющих реальные торговые площади, именно на них должна реализовываться основная часть продукции крупных производителей и в первую очередь товар имеющий социальную значимость.
Уже не первый год по стране активно развиваются такие торговые интернет-площадки, как маркетплейс Ozon, Lamoda и другие. И при этом, почему-то отсутствуют аналогичные для реализации продуктов питания, которые необходимо организовать не коммерческим структурам, а региональным властям в виде, например, акционерных обществ. Конечно, для этого нужно будет поработать, тщательно продумать, организовать и контролировать работу таких торговых площадок, ведь комиссия за услуги на них должна быть минимальной, по сравнению с коммерческой. В результате мы получим, что в регионах производитель будет иметь рынок сбыта, где цена на его продукцию будет определять реальный спрос и предложение. Сократив до минимума цепочку поставщиков, рынок избавится от перекупщиков и ненужных дистрибьюторов, что неизбежно приведет к существенному снижению розничных цен и в итоге повлияет на стабилизацию всего рынка социально значимой продукции.
Как только производитель обретёт поддержку в виде надёжного рынка сбыта и избавится от посредников, он естественно направит свои усилия на развитие производства и рост качества. Как только из цепочки реализации выпадут средства перекупов, они найдут новую сферу их применения, что может послужить в создании новых предприятий и рабочих мест. Как только ценники в магазинах перестанут меняться в зависимости от роста курса валюты, а цены станут стабильными и даже начнут снижаться, так все мы поймём, что не нужно запасаться впрок и паниковать, что власть на местах заботится о людях и начала строить новую успешную Россию.
Владимир Николаевич Волков, кадровый офицер, публицист
1.
Какие задачи в приоритете у центральной власти? На мой взгляд - это оцифровка населения; о присваивании каждому гражданину РФ номера говорится и делается много (хотя, как считают юристы, это, по Конституции, незаконное действие). О том, что народ у нас не может питаться нормально (не только по количеству, но, что не менее важно, по сбалансированности питания) не слышно, чтобы кто-то этот вопрос затрагивал. Только общественники об этом беспокоятся, но никто им не отвечает. Как, например, по вопросу огромного количества пальмового масла в продуктах. Даже главный, стратегический продукт - хлеб - по качеству настолько упал по сравнению с хлебом, который выпекали в СССР, что вообще не понятно, есть ли какие-то контролирующие это качество органы.