Одним из видов творческого наследия человечества, которым неподвластно время, являются идеи, они позволяют человеку развивать науку, созидать произведения искусства и материальные блага, но и что более важно, способны формировать мировоззрение людей, находить смысл их устремлений и совершенствовать общественные взаимоотношения. На одном из таких идейных положений, доставшегося нам в наследство из прошлого и по-прежнему разделяющего народ по его отношению к религии, и на том, как это влияет на нашу жизнь сегодня, хочется заострить внимание читателя.
В октябре 17 года прошлого столетия в России произошли трагические события, когда Советы, придя к власти, начали вести беспощадную борьбу со своими политическими и идеологическими противниками, в числе которых оказалась и Русская Православная Церковь. Борьба новой власти с инакомыслием была жестокой, кровопролитной и разрушительной не только для духовенства и церквей, но и для душевного состояния всего народа, который в то время в своем большинстве был народом верующим. В короткие сроки власть старалась не только победить в вооруженном противостоянии своих классовых врагов, но и кардинальным образом изменить традиционное мировоззрение людей, прививая ему новые революционные взгляды.
Под эту деятельность была создана научная теория, на реализацию которой был нацелен весь государственный аппарат во главе с партией большевиков, ей строго соответствовали все законодательные акты и Конституция страны. Именно советская Конституция 1918 года (ст. 13) впервые указывала на отделение Церкви от государства и школы от Церкви, такое положение соответствовало установкам партии власти, узаконившей в стране расстрелы священников, разрушение храмов и ликвидацию религиозных общин согласно с богоборческой идеологией марксизма-ленинизма.
Со времени последней Конституции страны Советов 1977 года, в которой эти положения неизменно сохранялись и по настоящее время, в стране многое изменилось. Советский Союз распался, и сегодня мы живем в Российской Федерации, Конституция которой отвергает наличие в ней государственной идеологии, но, тем не менее, она продолжает наследовать прежние атеистические взгляды. Так в статье 14 сохраняется старая ленинская идея об отделении религиозных объединений (далее Церкви) от государства. В связи с этим возникает ряд вопросов, подвергающих сомнению правильность и целесообразность такой формулировки в наши дни.
Первый, являются ли понятия государства и государственной власти равнозначными?
Второй, если они не равнозначны то, почему Церковь отделяется от государства, а не от власти?
Третий, если в государстве и ее Конституции изменились принципиальные положения по вопросам идеологии то, почему положение о ее отношении к Церкви по существу сохранилось в прежней редакции и нужно ли вообще такое отделение?
Ответ на первый вопрос мы можем найти в самой конституции, так в ст.3 указано, что носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Это дает право утверждать, что государственная власть (в дальнейшем - власть) вторична по отношению к своему народу. Далее в ст.4 указано, что суверенитет РФ (государства) распространяется на всю ее территорию. Основываясь на статьях 3 и 4 можно сделать вывод, что основой нашего государства являются три составляющих: главная - многонациональный народ; вторая - власть, проистекающая от народа; третья - территория, которую населяет наш народ. Из этого следует, что власть в данном контексте не может расцениваться и восприниматься, как государство, так как является всего лишь ее частью и производной от своего народа.
Отвечая на второй вопрос, нужно признать, что осуществить отделение Церкви от государства в реальной жизни не представляется возможным т.к. выглядит, как попытка отделить душу человека от его тела. В свое время на это не хватило сил и ума даже у коммунистов за все годы их правления. Однако кому-то это размежевание по-прежнему очень необходимо и сегодня, чтобы продолжать разрушать наши традиционные устои за счет сохранения в конституции идейного источника атеизма.
На самом деле, отделить Церковь возможно только от власти, да и то формально, ведь она воздействует на людей не указами, а словом в силу своей духовной природы и от этого нельзя отгородиться и запретить. Правда, используя предысторию этого вопроса, оказалось возможным существенно снизить внимание к ней и в очередной раз, узаконить такое отделение в 1993 году. Сохранение этого положения говорит о том, что власть пока не видит в Церкви своего соработника, она наоборот нивелирует ее роль и значимость до уровня традиционной общественной организации и причина такого отношения состоит в отсутствии идейных основ и правил общественной морали в конституционных основах самого государства. В результате власть свободная от моральных обязательств и ответственности часто сама пренебрегает законами и старается подстраивать их под себя, а не во благо своему народу. Наглядным подтверждением этого является наша Дума, которая совсем недавно большинством голосов одобрила антинародную пенсионную реформу, хотя с учетом сегодняшнего социального положения рядовых граждан, такой закон могли поддержать только махровые атеисты и современные фарисеи, для которых превыше всего являются их политические амбиции и примитивная выгода. В народе о таких людях обычно говорят: «Креста на них нет».
Касаясь третьего вопроса, необходимо обратить внимание, что вопрос о взаимодействии власти и Церкви один из сложнейших в ходе реализации государственного строительства, так как является по существу идеологическим и должен решаться, основываясь на принципе «симфонии властей», который был известен еще во времена императора Юстиниана (VI век). Его можно представить, как творчество большого сводного оркестра, задача которого добиться гармоничного звучания, где все ветви власти и Церковь настроены на единый лад. Каждый из них ведет свою партию в таком масштабном творческом союзе и создавая целостную гармонию оказывают благотворное влияние на состояние общества и государства в целом. Найти такую гармонию возможно только в том случае, когда в «оркестре» имеются схожие подходы по принципиальным вопросам общественной морали. Начать реализацию такого принципа, возможно, только после того, когда нынешняя власть сможет обрести нравственную идеологию, которая независимо от партийной принадлежности, станет служить ей моральным критерием в работе и одновременно будет созвучна с существующими религиозными канонами. К сожалению, пока такой должной идеи в государстве и у партии власти нет, а те, что прописаны сейчас не работают и выглядят как некая несуразица или популизм. Решать такие проблемы, и есть начало реальной борьбы с коррупцией, которая всегда проистекает из слабости самой власти, в силу чего она постоянно лицемерит с людьми, ведь ее и так все устраивает. А когда у чиновников теряются чувства ответственности и стыда, то в голове у них все чаще созревают совсем иные недолжные мысли.
Недавно прошло сто лет с тех пор, как понятие отделения Церкви от государства стало законом, за это время мы стали воспринимать его как что-то обычное и в порядке вещей, однако верующие люди в сердцах понимают, что для русского человека сохранение такого положения в конституции - явление противоестественное.
Поэтому впору задать еще один вопрос, предназначенный власти.
Как долго будет существовать такой наследственный конформизм в основном законе государства, сохраняющий культ революционного невежества, утверждающий положение отделения от него Церкви, той самой Церкви, которая смогла более тысячи лет назад сплотить наш народ в единое, мощное государство и которая по сей день является для людей источником духовности и русской культуры?
Долгие годы наша власть занимается тем, что пытается оживить нашу экономику, выглядит это крайне неэффективно и более похоже на попытки перекроить на глазах у всех «тришкин кафтан», в то время как за глаза, из страны утекают «реки» народного достояния. Такое положение дел все более и более отдаляют ее не только от Церкви, но и от своего народа, обостряет противоречия в обществе, усиливает его раскол и не способствует решению тех задач, на которые его нацеливает наш Президент. Вполне очевидно, что давно пора менять непристойный облик наших властных структур, где много разговоров о компетенциях и проектах, но так мало порядочных людей, служащих своему народу и России. Начать эту серьезную работу необходимо с исправления принципиальных ошибок, ведь попытка отделения Церкви от народа и его власти - одна из таких, которая не только не целесообразна, но противоестественна и губительна для общества и самого государства.
«Духовность составляет сущность права, и бытие живого духа есть цель права...» (И.А.Ильин).
Владимир Николаевич Волков, кадровый офицер, публицист
3. Ответ на 1., Сант: Просьба смотреть на ситуацию как на причину ее возникновения и разрешения, а не следствия в которых мы оказались.
2. Re: Нельзя отделять Церковь от государства
1. Re: Нельзя отделять Церковь от государства