«Прежде всего и больше всего мы должны искать правоты; в ней ‒ сила; и сила соберется под ее знамя. Надо служить делу Божьему, нe кривя, не торгуясь и не исчисляя Божьих сроков» (Иван Ильин «Победит правое дело», 1928).
Конфликт вокруг Украины носит характер цивилизационно-ценностного противоборства между Россией и США. Что в религиозном измерении соотносимо противостоянию Бога с антихристом. Дроны по Кремлю напомнили русскому сознанию 1941 год. Но ныне новая парадигма войн – ментальная: нацеленная на уничтожение самосознания, изменение цивилизационной основы общества. Россиян намерены дерусифицировать. Они же – «денацифицировать укров», а если для этого понадобится, то «дедьяволизировать» и лимитрофов: постимперских образований: Эстонии, Латвии, Литвы, Финляндии (поздно: они уже в НАТО), отчасти Польши и Румынии.
Дерзкий и последовательный нахрап Запада против слабосильного и нерешительного иммунитета безопасности РФ. Благодаря информационной манипуляции для В.Зеленского заполучена от Кремля гарантия жизни при СВО – по сути индульгенция злодеяниям киевского «нацистского» режима. Подходящая идиома «Дьявол кроется в деталях». Позиция принимателей решений в РФ обтекаемая, уклончивая, постфактумная – спрятанная за формулировку: ведём-де не войну, а военную спецоперацию – «пытаемся сохранять инфраструктуру и человеческие жизни». Русское человеколюбие вмазано в демагогию «миротворчества». А ведь идёт тотальная геостратегическая игра в «Кто первым умрёт»/«Who dies first». И уже маячит преисподняя атомного Армагеддона. Ария ядерного Православия в исполнении Владимира Путина: «Мы попадёем в рай, а они просто сдохнут». Смысловой посыл президента ясен: «А зачем нам такой мир, если там не будет России?».
Но поскольку в РФ чудовищное социальное неравенство в обществе, то о какой из «двух Россий» идёт речь? Об олигархате госкорпорации РФ, или об останках Святой Руси Православной Российской Империи?
ВЕЛИКАЯ КРИМИНАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ состоялась вопреки воле большинства русского народа. Если при крушении царской империи Белое воинство несколько лет достойно сопротивлялось масоно-большевизму, то ГКЧПисты сдали «Совдепию» почти без боя. И победители в своем пиршестве по случаю убиения России – расчленяли её останки, разграбляли ресурсы, варварски ломали этико-смысловой хребет традиции, насаждая чужебесие взамен. Я назвал этот этап перманентной холодной войны Запада против России БОЛЬШЕВИЗМОМ АНТИКОММУНИЗМА.
Обломанная до пропадения субъектности государства «Раша», выражаясь словами моего друга профессора авионики философа Алексея Варехова в его рукописи «Генезис советского тоталитаризма», являла собой «вместо страны громадный, до небес разросшийся термитник из-за подавления внутри нас человека; как будто кто-то выел все наши внутренности. "Единая Россия " и все модификации этого рода – продолжение давно знакомой нам сталинской формулы "народ и партия – едины"». Внутренняя контра даже при СВО умудряется губить Россию: обворовывает даже Министерство Обороны, облагая дальше некуда «данью»-поборами и без того пулунищее народонаселение РФ (тринадцать тысяч рубликов – ставка учителя в Омске). <…>
В трансформирующемся мире Россия пыталась определиться в «общекурятнике» (вспомним поиск самоидентификации «гадким утёнком»). Как отмечает историк М.Астахов, до мюнхенской речи (2007) В.Путина проводился сугубо прозападный курс на подготовку к вхождению России в ЕС и НАТО. В 2005-м подписаны четыре «дорожные карты» по интеграции России в ЕС. Такая политика привела к тому, что в 2000-е бывшие подсоветские восточные европейцы, форсированные разливом антиросийских «цветных революций», вошли в НАТО. Тем самым этот военный блок автоматически приблизился к границам России. Что не мешало Кремлю, признав их новый статус-кво, дружбанить с ними – формировать интеграционные разноскоростные и разноуровневые процессы, строя вместе единое экономическое пространство «от Лиссабона до Владивостока». И хотя с середины 2000-х политику либерализма стали сдабривать риторикой патриотизма, «премудрые пескари» истеблишмента ждут реставрации старых порядков, держа в неприкосновенности Ельцин-центр, эту цитадель и храм «пятой колонны» ‒ символ поражения России.
Пока при СВО государству не до внутренних номенклатурных разборок, госжульё пытается доприХватизировать за бесценок остатки общенациональной собственности. Тезис о «готовности большой приватизации» прозвучал совсем недавно на XI Петербургском международном юридическом форуме из уст зама Минфина. Обескровленная и «многонационализируемая» РФ вряд ли выдержит второе пришествие грабительской чубайсни. Не говоря о том, что в казне просто средств не окажется на крепёж границ и национальной безопасности ‒ целиком зависящих от соотношения военно-политических сил и практической защиты государственных интересов.
Если бы постсоветская формация реагировала на внешние и внутренние угрозы государству не постфактумно, а на опережение, то вряд ли понадобилось бы проведение СВО. Но «получилось как всегда»: Российскую Империю – промитинговали либеральствующие говоруны («Её мы прогалдели, проболтали, пролузгали, пропили, проплевали, замызгали на грязных площадях» ‒ констатировал Максимилиан Волошин в 1917-м), а ныне – Украине позволили беспрепятственно и безнаказанно стать НАТОвским форпостом ‒ анти-Россией. Русскую империю «подобрали» и превратили в ее могильщика большевики-ленинцы, а у них увели «эту страну» беловежские предатели национальных интересов. Не коммунистических, а исторических, ибо они большевики антикоммунизма: одной масти и колоды с пост-Беловежской дьяволиадой. И теперь, когда общество, кажется, наконец-то сбросило с себя либеральную перспективу ‒ экстрим-либеральствующие во власти продолжают доканывать страну до «самоликвидации» (как «слишком большой» для демократии западного толка): в том числе методом скупки за гроши госсобственности. С приватизациями безопасность страны дошла до опасного минимума. Вспоминается казус: в момент террористической активности в Москве Д. Медведев с трудом выяснил кому принадлежит стратегический объект ‒ один из аэропортов столицы. И поскольку чудовищное антагонистическое экономико-социо-политическое неравенство только упрочивается, то, говоря о России, надо уточнять: о какой из двух её неравных частей идёт речь? «Царство, разделившееся в себе, не устоит» ‒ сказано в Библии. Да минует «единую и неделимую» Россию чаша сия!
У патриотов-государственников есть надежда, что в горниле войны выплавится обновлённая самоидентификация россиян – залог единства нации и стратегических побед. А также что с фронтовой элитой грядёт справедливый народоправный строй. Отвагой вытесняется осознанный ужас мерзкого бытийства: «Надо заставить народ ужаснуться самого себя, чтобы вдохнуть в него отвагу» – писал Маркс в статье «К критике гегелевской философии права». Согласно французскому историку Франсуа Фюре, именно война мобилизует революционные страсти, в том числе бесстрашие и братство бойцов, равенство в окопах, ненависть к деньгам, к благам жизни и к буржуазии, и стремление к миру, к новому миру, очищенному войной. Идеология Победы исключает парадигму «давайте не будем поддаваться на провокации» ‒ этот трусливо-предательский дискурс пропуска ударов по России и национальной гордости россиян может взорвать социум «беспощадным бунтом».
Пиететы подобострастия не терпит война. Евгений Пригожин дерзко ставит перед МО РФ вопрос ребром: бойцам ЧВК Вагнера воевать практически нечем – «недополучено 70% вооружения!». Безответные стратегические вопросы по спецоперации множатся, ведь СВО фактически буксует. Почему оказались неперепроверенными ложные разведданные о якобы встрече с цветами как освободителей? Недооценено морально-психологическое состояние упорно сопротивляющегося ВСУ? Пошто не пресечена демагогия вокруг абсурдной болтовни о ратоборствовании «одной левой» (СВО, мол, не война), или «со связанными руками» (не уничтожая стратегическую инфраструктуру)? Ведь идёт не только самая настоящая ВОЙНА, но и изощренная – уничтожающая жизненную перспективу побеждённого. Война, поскольку целью Запада объявлено нанесение тотального стратегического поражения Российской Федерации (=уничтожение и расчленение), и НАТО ВСЕЙ МОЩЬЮ ввязано в эту прокси-войну (чужими руками) до победного конца. Да и сама целевая установка «денацификация», повторяю, весьма сомнительна. Касаемо Германии, так её сперва победили (водрузив флаг над Рейхстагом), а уж потом десятилетиями вправляли сознание немцев в бюргерский верноподданнический облик. Поди разбери, где он, кощеев «конец денацификации». Конечный пункт – утопия установления на Земле мировой справедливости?
Нынешняя «элита» РФ всё ещё надеется, что военную кампанию «не всерьёз» можно сочетать с гламуром беззаботного веселья, которым демонстративно переполнен телеящик. Посему всю гниль надлежит выкорчевать до основания. И преступно рокировать тлю по синекурам. Неужели идущая война не сдерёт эту коросту позора нации? Радикальное снадобье от русофобии ‒ русское великодержавие: примат Родины-почвы, правды и справедливости. Как исконно черно-желто-белый гербовый стяг Российской империи. Нынешнее же госкорпоративное компрадорское образование РФ – недоворотное недоразумение. Поэтому выход может быть только один: назад-вперед к Народной Империи.
У государства Российского, как и при Императоре Александре III, «только два союзника ‒ её армия и флот» и лишь одна форма существования ‒ Империя. Такие же гособразования как Союз республик, или Содружество народов, или Союз Независимых Государств – суррогативны и неполноценны (о неживучести СНГ см. мою публикацию: «Ни рода, ни числа, ни падежа...» ‒ «Завтра», апрель 1994, №15).
Рок спора по формированию союзного государства преследует нацию. По сталинской формуле все союзные республики входили бы в РСФСР как автономии, а её органы власти становились высшими в государстве. Но победила ленинская точка зрения: все союзные республики должны объединиться вместе с РСФСР в единое государство на равноправных началах. Этот проект содержал мину замедленного действия. Она сдетонировала при ель-цинизме раскалывающим государство по живому «парадом суверенитетов». Террор в Беслане выявил неотложность решения вопроса о русской самоидентификации. В условиях повышенной террористической опасности нельзя было продолжать оставлять границы прозрачными.
С учетом того, что в русском генотипе синтезированы такие этносы как восточные славяне, финно-угорские и тюркские, России органично присуща имперскость геополитически «островной» Евразии. При бесспорности постулата: украинские и белорусские ветви общего древа образуют триединый русский народ.
В связи с ментально-гибридным характером противостояния с Западом возросла потребность общества консолидировать единство нации и отыскать военно-людскую опорную подмогу со стороны корнеродственных евразийцев. После конституционного закрепления советского этапа в русской истории актуализировалось сближение понятий СССР и Евразии. В коллективной монографии под редакцией профессора И.Ф.Кефели «Советская цивилизация и евразийская идея: две истории длиною в век» (СПб., «Петрополис», 2022) ожил этот научно-философский «советско-евразийский» дискурс. В концепции декларируемого евразийства нового поколения утверждается, что народы Евразии, при всей многовекторности их политических связей, объединяет общее мироощущение судьбы, противоположное эгоцентризму и антропоцентризму западного менталитета. Углублено познание этносоциальной экзистенции России, в частности структуры и сути русско-евразийского характера. На горизонтально-многоочаговый смертельный вызов России по отчуждению как кровной малороссийской ветви триединого русского народа, так и освоенной им Евразии (Запад концентрирует усилия по заполучению «русского подбрюшья» ‒ Средней Азии) – Россия отвечает вертикально: поиском своих консолидатно-глубинных этносоциальных корнеисточников первородства. Этот почвеннический крен в умах политикума призван дать Антееву подпитку духом и материальной силой прародины, включающей в качестве ресурсной базы и сопредельные со славянами этносы. Вместе легче отстоять однородную своякость: не только выжив, но и победив супостатию, совместно выработав с расширенным Евразийством «одну на всех» духоподъёмную стратегию Победы в войне с антигуманизмом Нового мирового порядка (претеча «Открытый заговор» Герберта Уэллса, германский «Neuordnung»...). Так что цивилизационный конгломерат диффузии этносов и рас на повестке научно-практических изысканий. Формируется государственная ресоветизация, включающая реорганизацию пионерской организации.
В плане «обратно в СССР» Евразийско-Советский проект, ежели запущен всерьёз и надолго, способен отвлечь русский народ в ложную сторону, препятствующую единственному выходу: восстановлению исторического русского имперского самосознания, без его советских мутаций, каковой может стать нынешнее евразийство.
Да и не будем забывать, что судьба послереволюционных евразийцев печальна. Советский режим – своего рода монгольское нашествие с учётом коммунистического вранья, а никак не «новая стадия» в развитии России.
Однако мысль Льва Гумилева диаметрально противоположна скептицизму предубеждения: «Если Россия будет спасена, то только как евразийская держава и только через евразийство». Под этим девизом в 2012-м я опубликовал свою большую статью: «Российская геополитика в Евразийско-Путинском контексте». Так что к теме монографии Кефели я опосредованно сопричастен, хотя и разделяю Аввакумов пафос истинного нереформированного (из этого поситулата «Легенда о Великрм Инквизиторе» Достоевского исходит), как в Католицизме, Православия.
Полагаю, что при всей допустимости некоторой сопоставимой общности этих течений мыслей и социо-практик, Евразийство – не советская данность, и сближение (не говоря об уподоблении) этих понятий относительное. В приблизительном смысле подобием его можно считать исторический факт, когда с распадом империи Карла Великого славянский князь бодричей Рюрик объединил в восточно-прибалтийский Союз германо-полабских славян и новгородцев Гостомысловых (первая столица Руси город-крепость Старая Ладога). Их роднила глубинная этнопсихологическая и солидаристская «особость». Евразийцы 1920-х годов в большевистской революции видели в основном радикальную реакцию народа на евроотчуждение элит в Санкт-Петербургский период русской истории и назвали этот феномен «романо-германским игом». Для национал-строительства большевики казались тем евразийцам меньшим злом по сравнению с демократическими февралистами ‒ либерал-разрушителями (за это их называли «православными большевиками»). В надеждах евразийцев, большевистская идеология должна была либо постепенно эволюционировать в более национальную, консервативную, либо уступить место новой евразийской идеологии, которая, в свою очередь, унаследует пространственно-имперскую политику Советов в сочетании с более органичными для России православно-традиционалистскими ценностями. Симбиоз же их ‒ это промежуточное звено между взаимодействием и слиянием. Однако слияние русского православия и интернационалистического богоборческого большевизма ‒ сомнительно по определению. Русской экзистенции богопротивна как циничная каверзность англосаксаксонского духа «торгашества» (поэтому и «конвергенционный» проект «Большого Евразийского пространства» акад. С.Ю. Глазьева не подойдёт в русской долгосрочной перспективе), так и как альтернатива Православию ‒ духовно родственный с масонством большевизм. Даже если дьявол меняет облик – внешне преображается до неузнаваемости.
«По плодам их узнаете их» ‒ Нагорная проповедь. Сошлюсь на выдержки из работы А.Г. Варехова. После Октябрьского переворота Ленин («авантюра, но в масштабе всемирно-историческом») стал старательно разрушать старую Россию, потому что точно следовал своему политическому чутью: «Пусть 90% русского народа погибнут, лишь бы 10% дожили до мировой революции». Оружием Ленина был марксизм – «идеология самонадеянного абсолютистского разума» (Вацлав Гавел). Как и всякая политическая доктрина, учение Маркса, чтобы стать постижимым и овеществлённым, соединилось, в конце концов, с древним инстинктом власти – «не хлебом единым жив человек – построим дворцы и будем в них царями» (Эрнест Ренан). Носители этой доктрины, но не теоретики Плеханов или Бернштейн, а практики Ленин и Сталин, стали настоящим моральным злом. Недаром Иван Ильин, высланный Лениным за границу в 1922 году, был «непримирим до ригоризма со всеми видами большевизанства». «Духовную гигиену, ассенизацию, санитарию» Ильин рассматривал как охранительные меры против ленинского марксизма.
Но в 1917 году Россия – еще огромная воюющая страна с имперскими традициями, но уже с шатающейся властью, и маленький человек (163 см) с пронзительным взглядом вам говорит: «ткни ее ‒ и она развалится». «Во имя светлого будущего». Неустанные истерические призывы Ленина «расстрелять, повесить, взять заложников, перевешать кулаков, попов и помещиков» наполняли с первых дней советской власти коммунистическую политику завоевания России. Марксизм стал чудовищной провокацией насилия и в мировом масштабе. От Робеспьера взяли террор как «быструю, строгую и непреклонную справедливость». Тем самым террор становился «проявлением добродетели» ‒ «революционного правосознания». Сперва Робеспьер провозгласил масонский лозунг «свобода, равенство, братство». Затем Карл Маркс призвал объединяться «нищих, голодных и рабов», поскольку им было «нечего терять, кроме своих цепей». Ленин создает государство и политическую партию, объявляющую своей целью справедливость и равенство. «Думающая гильотина» (термин Романа Гуля) массовидного террора взяла от Жоржа Кутона идею гильотинировать почти без суда всех подозрительных. «Веселые чудовища большевизма»!
Россия ищет своё родовое корневище. Она целебно нуждается в поистине мобилизационной идеологии имперского прорыва ‒ победной духоподъёмной патриотизации почвенно-национального «Я» («рашизмом» обзывает её Киев). Большевизм/советизм/пост-Беловежский этап ‒ онтологически чужеродны самой православной сущности русского человека. Чужебесны шигалевствующие большевики, начавшие с провозглашения полной свободы, а закончившие безграничным деспотизмом. А поскольку и сорняки могут влиять на геном растений, то «мичуринцам» полит-Олимпа РФ надобно осторожно алхимичить с дозировкой большевистско-советского снадобья, во избежание «селекционного» сбоя, рецидива ‒ нежданных «цветов зла» (как случайно выведенных чудовищ в «Роковых яйцах» Михаила Булгакова). Россия интуитивно движется от западнического соблазна позитивизмом-марксизмом к народной монархии (образца Ивана Солоневича), однако отвлекаясь на множество ее совпатриотических суррогатов.
Постбеловежская Россия напоминала декану истфака ЛГУ И. Фроянову (ныне почившему) «эпоху пресечения династии Рюриковичей после смерти сына Ивана Грозного царя Федора». Как и тогда ‒ «резкое усиление влияния на внутреннюю жизнь России внешних сил, заинтересованных в устранении Русского государства как активного геополитического игрока и опирающихся на достаточно широкий круг предателей национальных интересов в верхнем эшелоне государственной власти». [К этому наших геополитических врагов побуждало то, что] после взятия турками Константинополя в 1453 году, Россия подняла знамя Православия. Москва объявила себя "Третьим Римом ", последним Римом, после которого "Четвертому Риму " не бывать. Запад, приложивший огромные усилия к разрушению Византийской империи руками турок, с конца XV века систематически и целенаправленно изживал со света Россию-соперницу. С этой целью были выработаны средства, приемы и способы борьбы с ней: идеологически-религиозное противоборство. Был применён и такой способ как "обволакивание " органов высшей власти "агентами влияния", а при благоприятном стечении обстоятельств ‒ проникновение на самую вершину власти ставленников Запада...».
Так что только с окончательной и бесповоротной русской победой на приукраинском ТВД и установлением прорусской ориентации на полит-Олимпе РФ состоится финал борьбы окрепших сил за подлинную Россию, за новую власть кровью проверенных фронтовиков и подлинно народных патриотов-государственников. Тогда восторжествовашая истина явит общественную гармонию. Крещение Духом святым, огнём и мечом ‒ путь спасения Родины и выживания русской цивилизации.
Пока у настоящей элиты русского народа не изъят полностью православно-цивилизационный код национальной самоидентифицации ‒ нам надо спешить возрождаться самим и политически объединять иные невраждебные нам цивилизации посредством русской духовной доминанты ‒ любовью и согласием ‒ этической практикой, альтернативной англосаксонскому прельщению элит. Шведский геополитик Челлен считал Россию «центральной фигурой планетарной выставки», поскольку она на пересечении двух больших культурных миров ‒ Западной Европы и Восточной Азии. Именно она больше подходит для посреднической роли в межгосударственных отношениях. США ‒ не подходят: они изолированы двумя океанами и стоят целиком на стороне Западной Европы. Человечеству необходима принципиально новая модель социально справедливого общества, построенного на совершенно другом критерии ‒ менталитете созидания, гармонии человека и планеты. Выстраивается такая архитектура нового справедливого миропорядка: Восток ‒ это Китай, Юг ‒ исламский мир, у России велик шанс занять место Центра ‒ притяжения для всех цивилизаций.
И прежде всего необходимо преобразовать самих себя. Как можно совершенствовать страну, которая связана по рукам и ногам чиновничьим произволом; которая мечется между так называемыми рыночными отношениями и коррупцией; между гражданским чувством или хотя бы просто элементарным чувством справедливости и стремлением обогатиться во что бы то ни стало и любыми средствами; между честностью и воровством; между тщеславием и наглостью начальников всех рангов и бесправием работников. И мы начинаем понимать, что самое главное – это не отсталая промышленность и не загубленное сельское хозяйство, что, в сущности, вполне исправимо; это, прежде всего, обескровленная личность; нравственное преображение себя – гвоздь в гроб тоталитаризма. «Устойчивый, плавный спуск со скалы тоталитаризма» (формулировка Александра Солженицына) не удался России. Вместо этого было свободное падение с всё возрастающей скоростью. Будем надеяться, что когда закончится война вокруг Украины, какой строй выберет народно-фронтовая элита? Наверняка справедливый, крепко имперский, почвенно родной – без жуликоватых чичиковых, делающих бизнес даже на мёртвых душах.
Кстати, имперскость признаётся необходимой даже Западом (пусть сквозь зубы): мол, для эффективной борьбы с Россией Европейский Союз сам должен стать империей. Кроме того, западники нетерпимо, «по-советски» отстаивают свои ценности, охраняя их от дискредитации, размыва или подмены. Еврокомиссия в январе 2022 года приняла документ о недопущении любого иностранного влияния в сфере высшего образования и науки, опровергающего или искажающего пропагандируемые "ценности" Евросоюза. С целью «недопустимости иностранного вмешательства» ни в каком виде на Западе вводят новый термин «неэтичные публикации» (жесточайшая цензура). Так что некий, если его можно так назвать, «большевизм западного антикоммунизма» ожил в стане врага как их организационно-идеологическое оружие.
Западники переиначивают и приспосабливают к своим нуждам даже святое для русского менталитета понятие Справедливость. Так помощник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан заявил о новых планах Америки выстроить «более справедливый и более прочный мировой экономический порядок». Чего не сделаешь и в экономике ради «выдвижения на передовые позиции» в тотальной войне против России! Обидно, что свалочные идеологические постулаты СССР работают на антирусское усиление Запада. Быть может, и надежды авторов упомянутой монографии на воскрешение «Евразийско-Советского проекта» хотя бы в каком-то структурном виде послужат взаимовыгодному оборонительному «Большому евразийскому партнерству»? При том что при всей определённой преемственности идеологии евразийства и проекта социалистического строительства, подлинный православный «цивилизационный код» России не приемлет сомнительного «партнерства любой ценой».
Российская соборно-имперская самоидентификация как «симфонии народов» базируется на таких «скрепах»: Бог, доблестный Андреевский флаг, Уваровская Триада (Православие – Самодержавие – Народность) единения церкви и государства. Контрастно звучит солженицынская ремарка в сторону современников: «Русские ‒ и какой рукой креститься, забыли». Бес попутал Россию и продолжает «крутить» в политике, культуре и обыденной жизни ‒ провоцируя железную метлу (бытовой сталинизм) для расчистки страны от навороченных безобразий. Но для предотвращения всех ложных уклонов единственный выход состоит в восстановлении исторического русского имперского самосознания, без его советских мутаций.
Истинная идея России может быть только одна: познание Замысла Божия о России и следование ему. А национальная идеология у России – это богоосвященная монархическая симфония государственной и церковной властей. Историческая Россия сокрушилась именно вследствие утраты этой идеологии ведущим слоем общества в Петербургский период (при ее сохранении в части церковного народа), так что, с православной точки зрения, национальную идеологию надо не разрабатывать заново, а восстановить с учетом опыта нашей катастрофы ХХ века. В этой преемственной вечности смысл бессмертия «Русской идеи» и не мутирующего с веками русского соборно-православное сознания – его мировоззрения и мироощущения. Таково русское имперское кредо – критерий истины Русского мира.
Евгений Александрович Вертлиб, член Союза писателей и Союза журналистов России, академик РАЕН, президент МИСОУК, Франция
1. 1