itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Сороколет

Концепт новой требы

Новости РПЦ  Проблемы церковной жизни  Семья 
0
407
Время на чтение 6 минут
Фото: сайт Спасского собора, г. Киров

Предлагается и обсуждается идея технической организации нового порядка церковного поминовения. В связи с текущими демографическими тенденциями предлагается литургическое поминовение в течение сорокалетнего периода.

В прошлом году увидел видеозапись теперь уже двухлетней давности, где матушка Ефросинья из Горицкого монастыря Переславской епархии рассказывала о том, как из-за тяжёлого материального положения в монастыре была заведена треба, именуемая молитвой за родственников о здравии и об упокоении до третьего поколения [«Евфросиния. Мы по три года ежедневно молимся по каждому человеку, пожертвовавшему на Храм кирпичик!» // Ютьюб-канал «Разные дороги», 14 мая 2021 г.]. Суть её состоит в трёхлетнем молитвенном поминании (по-простонародному, «отмаливании») родственников по фамильному древу до третьего колена и приношения, таким образом, молитвенной жертвы за их прегрешения ради ниспослания благодати на ныне живущих родственников. Так, кому-то легче удаётся найти работу, другие получают долгожданного ребёнка и т.д. Матушка Ефросинья говорила, что перед этим они много молились и долго думали, какую же требу предложить верующим. Такая организация треб интересна своим смелым подходом, и она придаёт мне некоторую уверенность, чтобы озвучить собственную мысль, давно вращавшуюся на уме.

Безусловно, надо быть осторожным и не уклоняться в какие-либо модернистские мотивы. В своё время бывший протоиерей Владимир Головин из города Болгар Татарстанской митрополии так переусердствовал со всемирным акафистным движением, что в ситуацию пришлось вмешаться опытным сектоведам и церковному суду. Памятуя об этой крайности с одной стороны и заручившись сочувствием к запросу матушки Ефросиньи с другой стороны, осторожно выдвину собственную мысль, какая треба была бы нужна в приходской жизни и при этом соответствовала бы духу церковного предания.

Идею такой требы я условно назову «сороколет». Это как сорокоуст, но чтомый на протяжении сорока лет, по одному разу в год. Пусть, например, попросили читать по кому-то такой «сороколет». Для этого его имя записали бы в толстый журнал, куда собирались бы имена и других в течение года. Начиная со следующего года, каждый год в урочный день его бы поминали на литургии, о здравии или об упокоении, смотря, как заказано. Таким урочным днём можно было бы назначить, например, 3-ю неделю по Пятидесятнице — за имена, собранные в 2023-м году; 4-ю неделю по Пятидесятнице — за имена, собранные в 2024-м году и так далее, до 40-й недели по Пятидесятнице (кажется, это будет уже Великим постом) за имена, собранные в 2060-ом году. Далее сорокалетний круг начнёт отчёт снова с 1-ой недели по Пятидесятнице для имён, поданных уже в 2061-ом году. Такая организация позволит более удобно распределить потенциально очень большое количество имён по сравнению с тем, если бы они читались только в один день. Конечно, придерживаясь сорокалетнего периода, можно не ограничиваться поминовением раз в год, а, скажем, поминать пять раз в год — на каждом многодневном посту, например. И тому подобное, в зависимости от того, как установили бы в данном конкретном месте.

Зачем это нужно? Сейчас много одиноких людей, и не у каждого из них есть возможность, чтобы после его кончины кто-то подал однажды за него записку. Напомню, что современный рынок брачных и бракоподобных отношений не позволяет большинству создать стабильную семью и продолжить фамилию даже при наличии большого желания. Хотя и есть надежда на будущее чудесное возрождение семьи в нашем народе, но, очевидно, не все желающие имеют дожить до него, а дорогостоящие репродуктивные технологии, на которые ныне уповает мiр, зачастую подразумевают греховную составляющую. К тому же, даже если кто-то возымел счастье обрести наследника, множество паразитных деструктивных моделей поведения, навязываемых мiром, могут отвратить его от Церкви и лишить физической жизни как таковой. Депопуляция заставляет нас серьёзно задуматься над вопросом, кто помянет нашу душу после смерти? Ведь даже если кто и имеет сейчас достаточное количество родственников, они могут оказаться далеко не всегда воцерковленными. Таким образом, в сложившейся патовой ситуации, перелом в которой мыслится уже только чудесным, нужно какое-то своего рода духовное завещание.

Требу на вечное поминовение сейчас не принимают по понятной причине — физически трудно её исполнить и, к тому же, долг её исполнения передаётся следующему поколению клириков, а за ним следующему и так далее, что постепенно становится обременительным (хотя, впрочем, и не фатально обременительным, если распределить между активными и благочестивыми прихожанами или уменьшить частоту поминовения).

Тут помогла бы возможность подать на сорокоуст, но не привычный, а растянутый во времени, на десятилетия: «сороколет» дал бы тёплую надежду на то, что активное поминовение человека продолжится хотя бы раз в год даже после кончины. Безусловно, сейчас существует возможность подать на именной кирпичик при строительстве того или иного нового храма, и это отлично, но в этом случае поминает Ангел храма. А хотелось бы, чтобы какое-то долгое время поимённо поминали и люди.

Усердный паломник мог бы заказывать такую требу не раз в жизни, а, например, каждый год в течение десяти лет, так что его имя будет поминаться уже не раз в год, а чаще. В данном примере с паломником — в среднем, по десять раз в год.

Базой для осуществления этой требы и возможностью гарантировать её осуществимость, очевидно, обладают в первую очередь монастыри. Кроме того, что введение «сороколета» создаёт явный спрос для монастыря со стороны паломников (должно быть, и через 20, и через 40 лет паломники будут относиться к требе с интересом), это привлекает средства к монастырю. Какой-нибудь достаточно состоятельный паломник мог бы подать сразу за многих своих родственников, о здравии и об упокоении.

Какую жертву брать за требу? Решение вопроса было бы делом конкретного монастыря. Деньги имеют обыкновение обесцениваться с годами, и надо учитывать, что, скажем, через 30 лет монашествующие еще будут продолжать отрабатывать те требы, которые были поданы 30 лет назад. К тому времени, тогдаший труд будущих монахов в какой-то степени не останется без материального вознаграждения, если паломники продолжат заказывать службы. Думается, поначалу можно установить плату за один «сороколет» на уровне двух-трёх обычных сорокоустов, а дальше посмотреть, как отнесутся к этому паломники. Вряд ли «сороколет» должен быть дороже пяти или десяти сорокоустов.

За материальной стороной вопроса важно отметить, что введение такой традиции со временем связало бы вместе разные поколения монашествующих, поскольку молодые перенимали бы исполнение этой требы от старших. А поскольку большинство монастырей являются заново восстановленными, то и такая традиция сделала бы маленький вклад в укрепление монашеской жизни на местах.

С технической точки зрения надо учитывать, что среди поданных на поминовение людей, не все будут живы через сорок лет. Для тех, кто был подан «О здравии», это, конечно, не страшно — у Бога все живы. А вот другое дело, что, к сожалению, не все, в итоге, имеют христианскую кончину — это непростой вопрос, который вызывается идеей новой требы. Как поминать человека, о ком служба подана 30-40 лет назад? Вдруг он умер от опьянения, или суицида, или ушёл в раскол, и т.д. Тут мне видится, такое решение. Либо по вере молящихся продолжать поминовение как есть и надеяться, что Ангел храма заградит такие имена, либо архиерей мог бы благословить какую-то молитву перед чтением сороколета, чтобы имена людей, поминались о здравии с добавлением формулы «аще можно» (подобно тому, как при крещении взрослого произносят «Аще не крещен...»). В целом, представляется, что это не неразрешимый вопрос, и его можно как-то преодолеть при наличии интереса к идее.

Что же после 40 лет? По усердию настоятеля и насельников может быть установлен более долгий, но также реалистичный срок поминовения. Кроме того, можно, установить ещё юбилейный год, когда за последние 50 или 100 лет все жертвователи снова поминаются по одному или несколько раз. Но это зависит, как уже сказано, от усердия молитвенников. Основной срок по предлагаемой здесь идее, всё же, сорок лет.

У читателя может возникнуть мысль, что движущим мотивом такого трепетного отношения к поминовению имён является обыкновенное неверие автора и желание «хеджировать риски» своими немощными человеческими силами. Однако дело не в этом. Во-первых, не человеческими, а церковными. А во-вторых, если страдание больного можно облегчить, протянув стакан воды, то почему бы этого не сделать? К тому же, если это стакан, приготовленный самому себе.

Габышев Дмитрий Николаевич, кандидат физико-математических наук, научный сотрудник, эссеист, г. Тюмень

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Габышев
«Человеки и скоты спасеши, Господи...»
Что будет с животными по всеобщем воскресении?
12.10.2023
Может ли ещё Индия стать православною?
Продолжение разговора. Часть 4.2.
29.06.2023
Признать мощи Царственных мучеников подлинными!
Тогда проблемы и нестыковки следствия рассеются
19.05.2023
Может ли еще Индия стать православною?
Продолжение разговора. Часть 4.1
26.04.2023
Все статьи Дмитрий Габышев
Новости РПЦ
Все статьи темы
Проблемы церковной жизни
Почему ушёл Малофеев?
О подоплёке отставки зампреда ВРНС
26.03.2024
Торжествует ли у нас Православие?
Нужно успевать спасаться всем, кто всерьез беспокоится о своей вечной участи, нужно использовать каждый оставшийся день как последний для своего личного покаяния
23.03.2024
Синод выразил решительное несогласие с учреждением «Румынской Православной Церкви в Украине»
Владимир Легойда рассказал о некоторых решениях, принятых на заседании Священного Синода
13.03.2024
Развязка на Украине и великое очищение Церкви
Фиаско Запада на Украине завершается
11.03.2024
Все статьи темы
Семья
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Под председательством Святейшего Патриарха Кирилла состоялся внеочередной соборный съезд Всемирного русского народного собора
27.03.2024
Ватикан отвергает богооткровенные нормы христианской нравственности
Ответ Русской Церкви на декларацию Ватикана Fiducia supplicans о «благословении» однополых пар
26.03.2024
О проблемах многодетности в России
Многодетность — образ жизни?
23.03.2024
Что сказали Путину по госнацполитике и кадровым вопросам
Центральные СМИ не в полной мере информируют о проблемных вопросах
22.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:56
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:43
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Павел Тихомиров
28.03.2024 13:29
Хатынь двадцать первого века
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:17
Пора покинуть планету розовых пони
Новый комментарий от протодиакон Владимир
28.03.2024 13:06
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Андрей Карпов
28.03.2024 11:54