itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Почему у нас так с образованием и культурой?

Ещё раз о наболевшем

Концепция воспитания человека  Закон О культуре в России  Закон об Образовании в РФ 
1 Человек 
741
Время на чтение 19 минут
Фото: из открытых источников

Эта моя статья является в некотором роде реакцией на статью С.Н. Макаровой-Гриценко «Не стоит думать, что писатели двадцать первого века в России покорны и безмолвны», в которой Светлана Николаевна уже не первый раз поднимает тему значения писательского труда.

Статью-то я прочитал сразу же по получении на почту приглашения к чтению, а вот чтобы отреагировать должным образом, понадобилось некоторое время и накопление определённого количества фактов из нашей сегодняшней жизни, чтобы попытаться ответить на вопрос: как мы, то есть не писатели, а страна наша, докатились до жизни такой?

Итак, начнём, как говорится, помолясь. Но прежде замечу, что все исходные материалы (мысли, если хотите) взяты мной в основном из сообщений в Дзене, которые почитываю регулярно. Авторов отмечать не буду, поскольку публикуются они, как правило, не под своими настоящими именами, а порой под самыми экзотическими никами. Поэтому цитаты по ходу «пьесы» просто выделю курсивом.

Мысль первая. Наткнулся на статью под названием «"Доведёте людей – вам мало не покажется!". Маргарита Симоньян жёстко о ЕГЭ и халатности чиновников в сфере образования»: «На днях посмотрел "Вечер с Владимиром Соловьем". Дискуссия получилась очень интересной. Особенно в контексте ЕГЭ. Вот, что сказала Маргарита Симоньян:

"Я прекрасно понимаю, что ЕГЭ позволяет деткам из разных уголков страны поступать в ведущие вузы. Иногда я читаю лекции и вижу разных студентов. Спрашиваю: "Ты откуда?" – "Из якутской деревни, до которой добираться очень долго". Слышишь этот ответ, и понимаешь, что круто. Но, извините меня, почему за 10 лет нельзя было сделать нормальный экзамен? Невозможно объяснить, почему у нас дикое количество разных учебников, программ. И это всё превращается в то, что дети изучают совершенно разные вещи, а потом пишут единый экзамен. <...> В моё время не было "Петерсенов", у нас был единый учебник математики. Точка. <...> А теперь родители беспокоятся, как учат их детей. <...> Мы же вроде строим единую страну, так почему мы продолжаем учить наших детей по-разному?"

Я уже писал про выступление Сталина в 1946 году перед творческой интеллигенцией (об этом речь пойдёт ниже – В.Р.). Там он предельно ясно сказал, что против СССР проводят скрытую идеологическую диверсию, забрасывая своих агентов в советские органы власти, отвечающие за культуру и образование. Через них очень легко заниматься саботажем просветительской деятельности на общенациональном уровне и в нужном русле воспитывать людей. А Запад очень любит играть вдолгую. Их партии затягиваются на 10-15 лет с прицелом на воспитание соответствующего поколения – беспомощного и малообразованного (за примерами далеко ходить не нужно). Поставь своего человека в министерство – и дело в шляпе. Взять того же Ливанова – министра образования. Порылся в сети и нашёл свидетельство о сдаче ЕГЭ. Там написано:

"По результатам ЕГЭ в 2013 году Иванов Иван Иванович (в скриншоте документа Ф.И.О. предусмотрительно замазаны – В.Р.) обнаружил знания по следующим предметам.

"Обнаружил знания", и это в официальном документе. Вам что-то ещё нужно? Симоньян продолжила рассуждать:

"И самое интересное, что бумажная нагрузка на наших учителей только растёт. Они полчаса учат детей и 2 часа заполняют бумажки. Я говорила с чиновниками лично. Много раз. Не понимают. Говорили о том, что история должна быть с первых классов. Есть уроки рисования, музыки. Это хорошо, но музыкантом или художником станет не каждый, а гражданином – каждый. А истории нет. Почему я сама должна объяснять своим детям, кто такой Гитлер или Петр I? Зато к этому времени они уже знают про инфузорию туфельку. А чиновники говорили, что сделают, но не сделали. Уроки по истории – просто ужас. Школьники расскажут про египетские пирамиды, но не про историю нашей страны. Не знают, когда война началась и когда закончилась. И я вот что хочу сказать. Хватит доводить людей. Доведете – мало вам не покажется".

Что нас ждёт? Поколение советских учителей уже уходит. На их место приходят те, кто выбрал пединститут не потому что учитель – это престижная профессия, а потому что баллы не набрал. Думаете, школа от этого выиграет? Вопрос риторический (справедливости ради следует отметить, что и в наше, "брежневское", время в ходу была идиотская присказка типа: "Стыда нет – иди в мед, ума нет – иди в пед…" – В.Р.).

И даже если сейчас чиновники опомнятся и начнут предпринимать меры по санации всей системы образования, поднимать престиж учителей и преподавателей, плоды их работы можно будет оценить только через несколько десятилетий...

Всё-таки не умеют и не хотят у нас думать стратегически. А народу снова приходится уповать на собственные силы. Впрочем, как и всегда».

Вот именно, «как и всегда», поскольку на посту, предназначенном для организации образовательного процесса в стране, в 2020-м году при тотальном обновлении кабмина сменился очередной глава министерства просвещения. Министерство, от которого, слава Богу, отделили академическую науку, возглавил господин Кравцов (к тому моменту уже целый доктор от педагогики – неплохо для возраста 46 лет), пришедший на этот пост с места главы Рособрнадзора. Даже чисто внешне он выглядел, в отличие от своей предшественницы Васильевой, отнюдь не презентабельно, а что касается его предыдущей работы, так об этом можно прочитать в материале сайта «Наша версия» под названием «Почему деятельность главы Рособрнадзора Сергея Кравцова вызывает все больше вопросов» (статья от 11.04.2018 г.).

Это что же получается, братцы? Кравцов подобно той самой унтер-офицерской вдове, сам себя и высек, что ли? Ведь ты ж целый Рособрнадзор олицетворяешь, так кто ж тебе, родной, мешает ликвидировать или хотя бы снивелировать чёртовы «ужастики»? Глядишь с тоской на ежегодные «пляски» с доставляемыми фельдегерской связью пакетами с заданиями по ЕГЭ, на натуральный «шмон» несчастных школяров и на прочие садистские приёмы, и вспоминаешь благословенные советские времена, когда не было всей это чуши собачьей, а образование было, да ещё какое. Именно о том образовании покойный Джон Фитцджеральд Кеннеди сказал, что США проиграли СССР космическую гонку за школьной партой.

И вот вам для размышления ещё она цитата, на этот раз из повести ушедшего в 2005 году в мир иной педагога Божьей милостью Александра Александровича Богза, основателя к тому же совместно с женой своей Валентиной Николаевной альманаха, а впоследствии журнала народной поэзии и прозы «Мозаика Юга»:

«…Внешне они выглядели беспечными, живыми, никогда и ни в чём не унывающими. Но присмотревшись к ним внимательней, Михаил Андреевич уловил вдруг в их лицах и движениях что-то натянутое, искусственное, не совсем естественное. С чего бы это? Михаил Андреевич напряг своё внимание. Вскоре из случайных реплик он узнал, что ребята, оказывается, за сегодняшний день выполнили уже две самостоятельные работы: на втором уроке делали перевод сложного русского текста на немецкий язык, а на третьем и четвёртом писали классное сочинение по литературе.

Две самостоятельные работы в один день, да ещё в субботу! Это же безрассудство, настоящее педагогическое хулиганство и непонимание элементарнейших основ детской психики! Ничто так не утомляет и не истощает нервной системы подростка, и особенно её высших отделов, как контрольная или какая-нибудь другая, пусть даже самая лёгкая и, казалось бы, безобидная самостоятельная работа…».

Так вот, на мой «непросвещённый» взгляд то, что сейчас творят со школьниками, и близко не учитывает детскую психологию, не говоря уже о вымывании из школы истинных профессиналов-подвижников.

А вообще кто-нибудь посчитал, во что бюджету обходится вся эта свистопляска, которая в конечном итоге заканчивается тем, что, как отмечено выше, выпускник «обнаруживает» знания? А кроме того, каждый год до нашего сознания постфактум доводятся репортажи о том, что даже в МГУ всплывают «стобалльники», которые, став студентами, что называется, А и Б связать не могут. Ещё бы: уж чему-чему, а сотворить нечто этакое наш народ ещё как умеет, поскольку, обладая весьма оригинальным и никем вовне не познаваемым менталитетом (вспомните строчки из Тютчева), давно научился обходить относительно безнаказанно любую законотворческую закорючку.

А что до упомянутого выше господина Ливанова, наломавшего изрядно дров в системе образования в бытность свою в период с 2012-го по 2016-й годы министром образования и науки (!), так он, побыв в период постминистерских своих «флуктуаций» сперва даже спецпредставителем Президента по торгово-экономическим связям с Украиной вместо Михаила Зурабова – бывшего посла России на Украине, экс-министра здравоохранения и социального развития РФ, экс-руководителя Пенсионного фонда РФ, экс-советника Бориса Ельцина по социальным вопросам, крайне одиозного персонажа, успешного бизнесмена и владельца крупнейшей сети аптек в Киеве (ещё один «жирнющий» восклицательный знак!), ныне является ректором (физик-теоретик как-никак), вы не поверите, МФТИ! Да-да, того самого Физтеха, который, насколько помню, основал ещё легендарный Пётр Леонидович Капица. Мало того, этот самый Ливанов, по-прежнему являясь представителем пресловутой «пятой колонны» не так давно отличился тем, что пригласил провести со студентами лекцию Нобелевского «нашего» лауреата Муратова, и только после поднятого общественностью скандала лекция была отменена…

Напомним, что (цитата из интернета) «…инноватора и оптимизатора Ливанова <…> педагоги и учёные долго ещё поминали как "Чубайса от образования", "киллера вузов" крепким словцом. "Считаю, ставить оценку за грамотность не нужно!", – провозгласил Ливанов на первом заседании Совета по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах 8 июля 2014 года. Он резко критиковал закон Димы Яковлева (предусматривающий запрет на усыновление российских детей американцами), выступал против единого учебника истории и уроков патриотизма в школах, активнейшим образом продвигал ЕГЭ, лоббировал идею сокращения числа мест в государственных образовательных учреждениях и т. д. Интенсивно шла бездумная реорганизация школ и вузов ("Уменьшение числа школ в российских городах не влияет на качество образования", – сказал министр 26 августа 2015 года), Ливанова обвиняли в целенаправленном уничтожении педагогических вузов. Отдельная тема – масштабная реформа РАН с выводом имущества в загребущие ручонки ливановских мальчиков из ФАНО (Федеральное агентство научных организаций – упразднено 15.05.2018 г. – В.Р.)»…

Сказано в Писании: «Да воздастся каждому по делам его…» (Мф. 16: 27). Только вот что-то никак не воздаётся… Я бы понял, если бы Ливанов возглавил по делам своим заштатный университетишко в какой-нибудь «Тьмутаракани», но Физтех?! Много ли у нас в стране высших учебных заведений с такими, не побоюсь этого определения, мировыми именами? В скобках замечу, что на эту должность его назначил новый министр науки и высшего образования господин Фальков под пение осанны коллегами-ректорами отдельных вузов (ох, подозреваю, что много ещё чего нам следует ждать как от академической науки, так и от образования с такими-то министрами!).

Мысль вторая. А теперь та самая статья в Дзене от 26.03.2023 года под названием «"Не нравится – вон из страны". Как Сталин в 1946 году поставил на место творческую интеллигенцию»: «На канале уже много раз высказывал простую мысль: "Проблемы, с которыми сталкивается сегодня человечество уже когда-то были. Ничего нового нет. Стоит просто порыться в архивах, и мы найдём не только саму проблему, но и её решение". Утверждение это верно и для отдельной страны, например, России.

Уже 30 с лишним лет мы наблюдаем, как планомерно уничтожается русская культура: живопись, кинематограф, образование, наука. И происходит это под навязанным лозунгом: "Я художник – я так вижу, и мне можно всё". Позволяют "творить" Богомолову с его пошлыми сериалами, или Козловскому, который в фильме "Чернобыль" додумался опорочить светлую память великого Юрия Гагарина, сказав, что космонавт во время полета в космос "от страха промочил штаны, а нам, мол, об этом просто никто не сказал". (Тот же самый Данила Козловский, имея недвижимость в виде виллы в Испании, но зарабатывая денежки в России, однако весьма нелестно отзывается о СВО. – В.Р.).

Какие идеи они вкладывают в голову подрастающему поколению? Кого они воспитывают своими фильмами и сериалами? Ответ простой: животных и потребителей, которые продадут за деньги семью и Родину. Это вам не советские фильмы про того же Чкалова, посмотрев который десятки тысяч детей бежали в аэроклубы, становились лётчиками, делали всё, чтобы стать похожими на великого советского Героя.

А сейчас мы лишь изредка слышим робкие голоса патриотических сил, которые (подчеркну) боязливо и стеснительно говорят: "Нам нужна культура, которая отвечает интересам нашего государства, а не свободное творчество псевдоинтеллигентов". Но их не слышат. Почему? Потому что не хотят, да и не понимают. Ведь они сами пропитаны той же идеологией.

Хотя ещё в 46-м году Иосиф Сталин предельно ясно и аргументированно пояснил, как попустительство в сфере культуры может угрожать всему государству. Вот что сказал он на встрече с творческой интеллигенцией:

"Наша культура развивается в условиях тайной войны, которая развязана империалистами против нас. И война эта идёт, в том числе и в области культуры. Иностранным агентам и шпионам поставлена задача – пробраться в органы советской власти, которые занимаются вопросами культуры, прибирать к рукам редакции газет и журналов, чтобы влиять на репертуар театров и кино, и издание художественной литературы. Их задача мешать выходу произведений, которые воспитывают патриотизм, и поддерживать те произведения, в которых пропагандируется буржуазный образ жизни и которые способствуют разложению человека.

Ваши вопросы (на том мероприятии их задавали деятели культуры, а Сталин на них отвечал – прим. автора) демонстрируют полное непонимание сути идеологических диверсий. Абстракционизм в искусстве – одна из них. Как груда железа может сподвигнуть к чему-то человека? А сколько людей во время войны приходили к памятнику Минину и Пожарскому и вдохновлялись на подвиги?

Никогда не было искусства ради искусства. И не может быть независимых, “свободных” от общества или стоящих над ним деятелей культуры. Те, кто в силу разных причин не хочет служить нашему обществу, получит разрешение на выезд из страны".

Я не буду задавать вопрос, читал ли кто-нибудь в нашем Минкультуры и где-нибудь повыше архивы Сталина. Очевидно – нет. В противном случае, мы бы не вели переговоры с "творческой интеллигенцией", не позволяли бы им зарабатывать в нашей стране и одновременно её критиковать, не терпели бы визиты Муратова и Венедиктова в американское посольство, не унижались бы, объясняя всему миру смысл закона об иноагентах, и, наконец, не говорили бы, как это делает Песков: "За уехавших надо бороться". А просто один раз бы сказали, как сделал это Сталин: "Не хотите работать на благо Отечества? Не держим: Чемодан, вокзал, Израиль и конфискация имущества". Точка.

И я вот ещё о чём подумал. Если при Сталине вопрос агентов влияния Запада был актуальным, то боюсь просто представить, каких масштабов достигла эта проблема сейчас при всём том бардаке, который творится у нас в сфере культуры. Последствия этого бардака мы ощутим лет через 15-20».

Отсюда вопрос: а из каких соображений (опять же с подачи Госдумы) в кресло министра культуры попала мадам Любимова 1980 года рождения (по образованию журналист-театровед), а до неё там обретался господин Мединский (выпускник МГИМО, по образованию журналист-международник)?

Я понимаю, когда результатов добиваются такие персоны как Лавров, Шойгу, Новак, Абрамченко, Мурашко, Хуснуллин, Белоусов, Мантуров (кстати, те направления отечественного «народного» хозяйства, которыми занимается сейчас Денис Валентинович, в советские времена находились в ведении минимум десятка министерств!). Практически нет вопросов к Мишустину, который, в отличие от своего предшественника, уж точно находится на своём месте.

Но почему образованием и культурой занимаются люди, назначение на свои посты которых кроме недоумения и отторжения других эмоций не вызывают?

Мысль третья (проистекающая из первых двух). В статье в Дзене от 15.03.2023 года под названием «Астролог Михаил Левин о кадровых изменениях в правительстве: весной, а потом осенью будет крутой поворот в верхах» помимо обычного предсказательского «бла-бла-бла», распространившегося на этот раз аж до 2043 года, когда, по его мнению, Россия выйдет наконец в мировые лидеры, обнаружил одну фразу, с которой, пожалуй, не могу не согласиться: «Путин стал заложником той системы, которую выстроил. Система обманула его же в первую очередь. Миллиарды расползлись по карманам, и мы действительно оказались в ситуации, когда не способны кормить своих пенсионеров ввиду определённой структуры организации экономики и социальных отношений внутри страны»…

При всей сложности международной обстановки и понимании неизбежности принятых уже и принимаемых в настоящий момент решений поражает непонимание того, что именно образование и культура, как это ни покажется странным, являются наиболее стратегическими и одновременно наиболее уязвимыми «отраслями» бытия нашей (по крайней мере) страны.

Почему? Да потому что все иные отрасли, включая даже медицину, имеют дело с физическими объектами, будь то вооружения, машиностроение, строительство или человеческий организм. А вот образование и культура имеют дело с душой человеческой. Душа же, как известно, – потёмки, особенно если она чужая. Но именно благодаря душе в широком её понимании веками (!) складывается менталитет нации, как тот самый фундамент, на котором и зиждется успех страны во всех его аспектах. И непонимание очевидности этого не просто недальновидно, оно ПРЕСТУПНО!

Возвращаясь к фразе астролога, могу пояснить, что при всём моём уважении к Президенту и понимании той великой работы, которую он осуществил в стране за двадцать с лишком лет своего правления, должен отметить, что в этой самой до боли сердечной любимой мной стране сгенерирован чиновничий класс, который не только не чихнёт без благословения главы государства, а, что ещё хуже, будет втихаря саботировать все его указания. И даже не потому, что чиновник этот принадлежит к «пятой колонне», а скорее исходя из того, что кресло-то, греемое его «пятой точкой» (уж простите за тавтологию) приносит, несмотря на всяческие издержки, весьма ощутимые дивиденды – как чисто моральные, так и вполне и очень даже материальные, особенно если к делу подойти творчески (а россиянин без творчества – это уже и не совсем россиянин). И примеров тому несть числа.

А вот, кстати, и один из последних, просто смехотворных примеров.

На днях опять же Госдума с подачи представителя фракции ЛДПР всполошилась, как это так получается, что в аэропортах товары (в первую очередь продукты питания и первой необходимости) продаются с сумасшедшими наценками. Интересно, с какой это стати у ЛДПРовцев глазки вдруг прорезались: для регулярно летающего думца – полагаю в основном за государственный счёт – при зарплате в полмиллиона целковых в месяц бутылка воды в аэропортовской торговой точке за 200-300 рублей – что слону дробина. И тут же СМИ начали «обсасывать» эту проблему со всех сторон, как голодный, дорвавшийся до аппетитного свиного рёбрышка. Из обсуждений следовало, что торгаши, мол, тут же разорятся, если не станут обдирать ежедневно многими тысячами падающих на них, аки манна небесная, не имеющих иных альтернатив замкнутых в посадочных зонах пассажиров. Объяснение потрясающее: торгашам надо де отбить непомерную арендную плату! Ха – удивили! Так у нас всё в стране так устроено, что порой задаёшься вопросом: что делает та самая Федеральная Антимонопольная Служба, которая по идее в режиме 7х24 должна привлекать к суду зарвавшихся разнокалиберных господ коммерсантов?..

Вот и бьётся Президент порой как рыба об лёд, упорно лепя скульптуру правового государства и никак не желая понять, что в годину испытаний стране нужен лидер с жёсткими повадками Сталина, который способен будет, если что, провинившихся поставить между стенкой и стрелковым взводом! Или хотя бы, на худой конец, не гнушающийся стрельнуть для острастки из пулёмёта поверх их голов, как это сделал киношный Давид Гоцман в сериале Урсуляка «Ликвидация»…

Уже не раз обсуждался тот факт, с какой стати нас, пишущую братию, приписали к Минцифры. Не к культуре, не к печати, а туда – в Цифру, которая сейчас, находясь в общемировом тренде, бредит искусственным интеллектом. И никому не придёт в голову, что в нашей стране крайне не хватает нынче одного министерства – а именно министерства Про-па-ган-ды!

Почему-то соседнее недогосударство, порождённое титаническими усилиями Ленина и лелеемое впоследствии и Сталиным, и Хрущёвым, и Брежневым, а уж в качестве фашистского гнойника окончательно сформировавшееся при полном попустительстве как Ельцина, так и Путина (вспомните возню с Черноморским флотом, вспомните Зурабова, Черномырдина, того же Ливанова и, в качестве вишенки на этом гнилом торте, вспомните позорные Минские соглашения) имеет таки министерство пропаганды. И усилиями министерства этого за весьма короткий срок полностью переформатировано сознание по-прежнему считаемого у нас братским народа…

Сталин, в отличие от нынешнего руководства, прекрасно понимал значение писательского труда. Именно поэтому Союз писателей СССР по факту и был тем самым крайне необходимым в те времена, а сейчас и подавно, министерством пропаганды!

А теперь давайте ещё чуть-чуть порассуждаем на тему, которой коснулась в своём выступлении Маргарита Симоньян – я о наполняемости, как это принято сейчас называть, того контента, который вливается в головы школяров с первого класса.

Так вот, что касается предмета «История», то его изучение в виде истории древнего мира действительно, как и в мои школьные годы, начинается с пятого класса и продолжается по 11-й класс включительно (по содержанию ничего сказать не могу, потому как в попавшихся мне на глаза таблицах написано просто «История»). Однако с 1-го по 4-й классы есть такой предмет как «Литературное чтение». А литература, если её ещё и правильно подобрать, – это ведь тоже отражение нашей истории, только написанное художественным, понятным для любого возраста языком.

Попробовал отыскать в интернете, что же рекомендуют школьникам для чтения нынче и что рекомендовали в советские времена. Так вот что интересно: современные куцые рекомендации для внеклассного чтения уложились на трёх страницах (чуть более восьмидесяти наименований), а вот объём книги (!) «Что читать детям» (Детгиз, 1953) составил целых 143 страницы. Причём в ней даны аннотации произведений (а их там около шестисот), литература разбита по жанрам, по авторам, по национальным признакам и ещё Бог весть по каким критериям (не без политизации, безусловно – время было такое). Тут тебе и Агния Барто, и Маяковский, и Гайдар. А вот в современном списке этими авторами, на которых воспитывался наш советский детский патриотизм, и не пахнет. Зато нынче в первом классе рекомендуют читать, к примеру, «Алису в Стране чудес», в которой и не всякий пятиклассник-то разберётся, а в список для 4-го класса попали «Вий» Гоголя, «Алые паруса» Грина, а также «Каникулярные работы институтки Наденьки» Чехова. Авторы списка туда бы ещё гоголевскую «Страшную месть» воткнули! Перечисленные произведения, безусловно, хороши, но не для четвероклассников же, которые до них ещё просто не доросли! Что до патриотических произведений, так их в списке и близко нет, если не считать за патриотические былинные сказания об Илье Муромце, Добрыне Никитиче да Алёше Поповиче, конечно.

Вот тебе, бабушка, и Рабиндранат Тагор!

В прошлом году я, по собственной инициативе, взялся подготовить для школ Тихорецкого района, где сам формировался как литератор, в рамках предмета «Кубановедение» книги о двадцати местных писателях, среди которых помимо авторов рангом пониже наличествуют такие имена, как Аркадий Первенцев, Юрий Кузнецов, Валерий Горский, Александр Скоков, Николай Зиновьев, Генрих Ужегов, потому что школьники, рассуждал я, должны знать местных авторов и учиться в рамках своей малой родины на их произведениях разумному, доброму и вечному.

А что до предложенного мной министерства пропаганды, так поверьте, наличие такой структуры в государственном механизме сторицей окупит вложенные в него не такие уж и великие средства. И главное даже не в этом. Главное заключается в том, что страна станет монолитной и единой. Если, конечно, к идее этой подойти не формально, а творчески и, безусловно, с патриотических позиций.

P.S. А в качестве факультатива, так сказать, настоятельно рекомендую почитать весьма объёмную и полезную статью Николая Дорошенко «О русской литературе и вокруг неё», опубликованную на сайте «Российский писатель». Очень способствует развитию мышления в нужном направлении, знаете ли…

P.P.S. Буквально вчера мне на WhatsApp прислали вот это: «У ВХОДА В СТЕЛЛЕНБОССКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (ЮАР) ВИСИТ СЛЕДУЮЩЕЕ СООБЩЕНИЕ: "Уничтожение любой нации не требует атомных бомб или использования ракет дальнего радиуса действия. Требуется только снижение качества образования и разрешения обмана на экзаменах учащимися. Пациенты умирают от рук таких врачей. Здания разрушаются от рук таких инженеров. Деньги теряются от рук таких экономистов и бухгалтеров. Справедливость утрачивается в руках таких юристов и судей. Крах образования – это крах нации"».

Отсюда вопрос: как вы считаете на чьих лбах представителей нашего т.н. истеблишмента следует калёным железом выжечь эти слова?

Владимир Васильевич Романов, поэт, писатель, член Союза писателей России, Краснодар

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

3. Ответ на 1, Константин В.:

"Обнаружил знания", и это в официальном документе.


Простите, комментарий резанул глаз. Не дай Бог Симоньян прочтет и вдохновится. При чем тут Ливанов? Это старая формулировка, можно сказать, высокого книжного происхождения. Ее применяли и в СССР, и до революции.

Вот пример сразу трёх "устаревших" речевых оборотов:
Но как вино подавалось у нас только за обедом, и то по рюмочке, причем учителя обыкновенно и обносили, то мой Бопре очень скоро привык к русской настойке и даже стал предпочитать ее винам своего отечества, как не в пример более полезную для желудка.
Увидеть их легко, поскольку "сейчас так уже не говорят". Но ведь это классический русский язык.

2. Ответ на 1, Константин В.:

"Обнаружил знания", и это в официальном документе.


Простите, комментарий резанул глаз. Не дай Бог Симоньян прочтет и вдохновится. При чем тут Ливанов? Это старая формулировка, можно сказать, высокого книжного происхождения. Ее применяли и в СССР, и до революции.

Да, это просто "новый" архаизм.

1.

"Обнаружил знания", и это в официальном документе.


Простите, комментарий резанул глаз. Не дай Бог Симоньян прочтет и вдохновится. При чем тут Ливанов? Это старая формулировка, можно сказать, высокого книжного происхождения. Ее применяли и в СССР, и до революции.
Константин В. / 21.04.2023, 22:07
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Романов
Горький пух тополей
Редакторский обзор сборника стихов молодых поэтов Донбасса
24.05.2023
Пагубное безверие Джастина Уэлби
Владимир Романов об избранном три года назад главе Англиканской церкви
28.11.2015
Побывали, чтобы вернуться...
Поездка российских писателей в Сирию
21.03.2010
Все статьи Владимир Романов
Концепция воспитания человека
Всё для Фронта! Всё для Победы!
О форуме ветеранов и молодёжи, посвящённом Спецоперации
13.03.2024
Русский человек должен чувствовать себя хозяином на родной земле
Пермская встреча членов «Русского собрания»
08.03.2024
Дополняя святых отцов Церкви
Клайв Стейплз Льюис: не все, что из-за границы, плохо
06.03.2024
Мужество для «галочки», или Куда зовёт Родина-Мать?
​​​​​​​Когда и кто начал прятать от детей подвиги народа и скрывать героев?
19.02.2024
Все статьи темы
Закон О культуре в России
Все статьи темы
Закон об Образовании в РФ
Всестороннее (гармоничное) инновационно-классическое непрерывное образование
Недостижимый идеал или реальное средство достижения российским образованием лидирующего положения в мире?
25.03.2024
Непонимание, саботаж или откровенное издевательство?
Рособрнадзор разрешил использовать в сочинениях в рамках ЕГЭ содержание фильмов, аниме и комиксов
22.03.2024
О суверенной образовательной политике России
И о возможности страны занять лидирующие позиции в мировом образовании
18.03.2024
Школьная форма – быть или не быть
О необходимом атрибуте в системе образования
13.02.2024
«Всё важно в совокупности: воспитание, знания, культура»
По словам Владимира Путина, молодое поколение необходимо воспитывать на основе традиционных ценностей
25.01.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
28.03.2024 22:35
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:31
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:30