На президентских выборах в Черногории уверенно побеждает Яков Милатович. И СМИ уже поспешили с ликованием на тему того, что, «наконец-то завершилась "эпоха Мило Джукановича", продолжавшаяся более трёх десятилетий». Мы попросили наших сербских друзей высказаться по этому поводу.
Вчера мы опубликовали комментарии, которые высказал наш постоянный автор, руководитель нескольких общественных организаций, в том числе и «Русского Собрания в Сербии» Ранко Гойкович, вице-президент Международной славянской академии наук, образования, искусства и культуры, посол Министерства иностранных дел Сербии Владимир Кршлянин, а также юрист проф. Крагуевацкого государственного университета Зоран Чворович.
Сейчас мы предлагаем вниманию читателей беседу с нашим постоянным автором – культурологом Огненом Войводичем.
Огнен Войводич: 2 апреля сего года во втором туре президентских выборов в Черногории кандидат в президенты движения "Европа сейчас" Яков Милатович победил с 60% голосов кандидата в президенты от Демократической партии социалистов Мило Джукановича, получившего 40% голосов.
Павел Тихомиров: Огнен, скажи, пожалуйста, какова основная причина того, что черногорцы предпочли Милатовича?
О.В.: Православное население Черногории проголосовало на президентских выборах за Якова Милатовича по трем основным причинам:
1. Ради реализации основных религиозных прав человека. Как мы помним, бывший президент М. Джуканович пытался осуществить гонения, в результате чего его партия проиграла выборы в 2020 году;
2. Ради реализации права граждан на безопасную жизнь, потому что бывший президент со своей партией создал в Черногории режим организованной преступности путём объединения политических коммунистических кадров и криминальных кланов;
3. По экономическим причинам. Режим бывшего президента развил системную коррупцию, а жизненный уровень населения упал до ситуации необходимости борьбы за выживание. Что облегчало контроль за населением со стороны диктаторского режима.
(Во время пребывания Якова Милатовича на посту министра экономики скупщина Черногории приняла Закон о труде, согласно которому размер минимальной зарплата увеличен с 250 евро до 450).
Фото: CeMI
П.Т.: Напомним нашим читателям, что бывший президент Черногории Мило Джуканович является председателем Демократической Партии Социалистов, которая является реорганизованным в 1991 году Союзом Коммунистов Черногории.
Джуканович хорошо «держит нос по ветру». В политику вошёл как молодой коммунист, который борется с бюрократами, потом поддерживал Сербское Дело, и даже был в некоторой фронде по отношению к Милошевичу, заявляя, что «дейтонские соглашения» – антисербские. Однако, когда обозначился дрейф Черногории прочь от Сербии, то Мило умело использовал политические возможности партий национальных меньшинств.
О.В.: В ходе избирательной кампании Мило Джуканович отправился в мусульманскую диаспору Черногории, чтобы приобрести голоса против православного большинства, проголосовавшего против него. Это можно характеризовать и как открытое разжигание межрелигиозной вражды.
П.Т.: Своего рода народным лозунгом выборов стала «дружба против Мило».
О.В. Против Джукановича выступили как против диктатора, как против коммуниста, как против лидера организованной преступности, как против гонителя Церкви. Кандидаты в президенты, которые в первом туре выборов набрали примерно столько же голосов, сколько Яков Милатович, публично призвали своих избирателей проголосовать за Якова Милатовича против Мило Джукановича.
П.Т.: Каковы были твои мотивы голосовать против Джукановича?
О.В.: Помимо перечисленных причин, мой выбор был определён заявлением Якова Милатовича перед вторым туром: «Мы с женой крещены и крестили наших детей в митрополии Черногорской и Приморской Сербской Православной церкви, и это моё отношение к вере!»
Позиция ясная, поскольку приравнивание канонической Сербской Православной Церкви к партийной церкви ДПС, так называемой «Черногорской церкви», основанной Социалистической Партией власти, означает не что иное, как преследование православной церкви. Правительство ДПС во главе с Мило Джукановичем пыталось навязать народу свою партийную черногорскую церковь в качестве государственной церкви, что послужило причиной начала литий два года назад, которые привели к победе оппозиции на парламентских выборах в августе 2020 года.
П.Т.: Другим «маркером» черногорского рассербивания является, как мы знаем, отторжение кириллицы и именование языка. Какова позиция Якова в этом вопросе?
О.В.: Предвыборные материалы «Европы сейчас» публиковались только на латинице.
Я не слышал, как именно Яков Милатович называет язык, на котором он говорит, будь то историческое название, например сербский, или “черногорский язык“, что является одним из политических названий сербского языка. И закреплено в новой Конституции Черногории, принятой 19 октября 2007 года.
П.Т.: Как относятся к Милатовичу в Церкви? Я говорю не о официальной позиции, и даже не прошу статистику. Интересно общественное мнение. И твоё, кстати, субъективное, тоже.
О.В.: Первый день после президентских выборов (3 апреля по григорианскому календарю / 21. марта юлианского православного календаря) Православная Церковь празднует преподобного Иакова Исповедника, что многие православные в Черногории восприняли как символ Божьего благословения на избрание нового президента Черногории Якова Милатовича.
В этимологии славянских языков имя Яков может толковаться как человек, который „jак“ („силён“ – сербск.), который „jака“ – „борющийся“.
П.Т.: Ну, это любопытно. Однако имя древнееврейское. И толкуется несколько иначе. Как человек, который „будет последовать“. А Яков, конечно, человек весьма симпатичный, но чему он следует? Какую программу реализовывает?
О.В.: Пять месяцев назад Яков Милатович с движением «Европа сейчас» получил наибольшее количество голосов, 21,7% поддержки на местных городских выборах в столице Черногории Подгорице, в результате чего Демократическая партия социалиста Мило Джукановича спустя 24 года ушла в оппозицию. Однако, избирательная комиссия столицы Подгорицы во главе с кадрами ДПС Мило Джукановича отказалась объявить результаты выборов и опубликовать их в «Служебном листе» Черногории, что она обязана в соответствии с Законом о выборах.
П.Т.: Мы в курсе, что Движение «Европа сейчас» - это альтернатива не только Мило Джукановичу, но и просербским партиям.
Сам Милатович начал трудовую деятельность в банке NLB в отделе по управлению рисками, а затем в Deutsche Bank во Франкфуртев отделе по оценке кредитного риска, специализирующемся на центральноевропейскихи восточноевропейских государствах. С 2014 года работал в Европейском Банке Реконструкции и Развития, в Отделе Экономического и Политического Анализа, сначала как экономический аналитик по региону Юго-Восточной Европы, а затем как экономист, специализирующийся на проблемах государств западной части Балканского полуострова. В 2018 году был повышен до должности главного экономиста по странам-членам ЕС.
О.В.: Добавлю, что он закончил бакалавриат в области экономики на экономическом факультете Университета Черногории. Провёл один учебный год в Университете штата Иллинойс в качестве американского стипендиата, один семестр в Венском университете экономики и бизнеса (WU Wien) в качестве стипендиата правительства Австрии, один учебный год в Римском университете Ла Сапиенца (La Sapienza) в качестве стипендиата ЕС.
Милатович получил степень магистра экономики в Оксфордском университете. Был стипендиатом британского правительства. Также был членом немецкого Фонда Конрада Аденауэра. Говорит на английском, итальянском и испанском языках.
П.Т.: Перспективный кадр. Не удивлюсь, если в «Европу сейчас» перебежит много бывших однопартийцев надоевшего всем Мило. Это всё понятно. Что ещё можно добавить об отношении православных Черногории к молодому таланту?
О.В.: Что может беспокоить семейного и православного человека в политическом профиле президента Милатовича, так это атлантистская повестка дня, изложенная в названии его партии «Европа сейчас», как обязательная для реализации всех программ европейской повестки дня без учета их негативного или позитивного влияния. Не только в экономической программе, но и в школьном образовании, к которому относится навязывание детям трансгендерного воспитания, теория которого присутствует в школьной программе Черногории.
В этом контексте важно напомнить, что Милатович, как министр предыдущего правительства, сформированного при поддержке церкви и поэтому получившего название «апостольское правительство», был со своей женой и младшими коллегами на гей-параде в Подгорице. Яков Милатович – семейный и порядочный человек, он из приличной семьи, и мы видели его в конце избирательной кампании с порядочной женой как образцовую молодую пару. Поэтому смутившие многих действия молодого министра Милатовича – имею в виду посещение гей-парада – могут быть результатом юношеского безрассудства, плохого совета или незнания природы и последствий таких программ и движений, что заставляет нас надеяться на созревание взглядов молодого Якова Милатовича в этом отношении.
В контексте «европейских ценностей» важный вопрос заключается в том, будет ли президент Яков Милатович поддерживать кадровую политику, основанную на демократических принципах, в соответствии с избирательным политическим правом демократического большинства, или же он будет поддерживать Югославскую кадровую политику преследования православного религиозного большинства, осуществляемую партийной коалицией Мило Джукановича, которая предлагается Европейским Союзом в отношении Черногории в качестве колониального принципа использования кадров хорватского и мусульманского меньшинства (15%) в равной степени представлен или выше в государственной политике, а не в соответствии с демократическим избирательным законом.
П.Т.: Блажен, кто верует… Однако, у нас в таких случаях говорят так: «Если партия скажет "Надо! " - Комсомол ответит "Есть!"»
1.