Национальная доктрина образования в РФ: стратегическое видение

Доклад протоиерея Сергия Рыбакова на форуме «Национально-ориентированное образование как стратегический вектор развития России»

Семейно-ориентированное образование  Национальная доктрина образования  Концепция воспитания человека 
0
1131
Время на чтение 10 минут

В самом начале XIX в. в России был подведен итог произошедших к этому времени изменений в той сфере жизни народа, которая именуется образованием, объединяющем процессы и результаты обучения и воспитания. Этот итог закреплен в подписанном 8 сентября 1802 г. Александром I Манифесте об учреждении министерств, в числе которых было образовано и Министерство народного просвещения.

Понятие «система образования» устойчиво вошло в современный тезаурус и отражает общее представление о том, каким должно быть образование: оно должно быть системным. Система есть нечто целое, составленное из частей. Эти части должно что-то объединять, т.е. должен быть некий источник, от которого исходит и к которому направлено объединяющее (все части воедино) начало.

Следует отметить, что в России до возникновения государственной системы образования существовала многоуровневая система православного церковного просвещения, включающая в себя приходские школы, семинарии и духовные академии. «Заводить новые школы обязаны были архиереи, и на местном иждивении, монастырском или церковном. Учреждались эти школы с профессиональным расчетом, ″в надежду священства″, для созидания и восполнения новой породы духовенства… Однако по программе это были общеобразовательные школы», – писал в работе «Пути русского богословия» протоиерей Георгий Флоровский. Духовно эти школы объединялись единой православной верой, организационно ‒ до Петра I, ‒ Церковью. Целостность всей образовательной системы обеспечивалась вероучительной Доктриной ‒ Православным символом веры, задающим границы принадлежности к православной традиции, православному Преданию. Идеальный образ Христа был источником от Которого исходит и к Которому восходит объединяющее начало для всех вовлеченных в процесс обучения и воспитания православных людей.

Начавшееся от Петра I формирование государственных школ, внесло в систему образования новый компонент, в значительной мере противостоящий той, что генерировался Церковью. Государство ставило перед школой задачу подготовки кадров, способных содействию цивилизационного развития государства. Особенность здесь состояла в том, что Россия, пытаясь в процессе изменения жизненного уклада сохранять свои духовные устремления, в области развития науки и промышленности должна была догонять Запад, о котором необходимо дать несколько пояснений.

В. Соловьев писал: «Западная философия начинается раздвоением между личным мышлением как разумом и общенародною верою как авторитетом (ratio et auctoritas)». «Фома Аквинат, ‒ поясняет протоиерей Василий Зеньковский, ‒ установил то "равновесие" между верой и знанием, которого требовала и ждала его эпоха, ‒ он просто уступил знанию (философии) всю территорию того, что может быть познаваемо "естественным разумом"». К началу XVII в. Запад в формате протестантско-католической агломерации, преодолев целый ряд религиозно-философских препятствий, которые он видел в христианстве, поставил перед собой цель построения земного рая, что, планировалось достичь через решение гносеологических проблем, расширяющих возможности открытия и использования законов природы. Явились великие естествоиспытатели, математики и ученые ‒ Галилей, Ньютон, Лейбниц, Кеплер, Паскаль и множество иных, совершивших открытия, положившие начала многим наукам, техническим и технологическим разработкам.

Стоит особо обратить внимание на то, что научная революция и сопровождавший её технический прогресс имели своим базисом Доктрину о возможности и необходимости построения рая на земле. Вытекающие из этой Доктрины выводы, сделанные Европой, можно свести к следующим пунктам:

1. Запад предъявляет себя единственным носителем «откровения» о путях и способах достижения данной цели. Это «откровение» является результатом очищения от якобы «ложных» положений Доктрины Христианства о поврежденности всей материальной и человеческой природы, о невозможности земного рая, об аскетическом пути к счастью.

2. Запад обозначает себя в качестве демиурга (в неопифагорейской космогонии Демиург является вторым Богом как ноус или мысль умопостигаемого и чувственного) по отношению ко всем иным народам и государствам, определяя их степень достоинства/недостоинства войти в состав участников и наследников благ цивилизации. Таким образом, выделяются высшие ‒ европейские народы ‒ и низшие ‒ все остальные расы, народы и племена.

3. Запад требует религиозного, философского, политического, экономического, культурного и всякого иного подчинения себе с целью достижения необходимого единства, обеспечивающего достижение поставленной цели. При этом «Цель оправдывает средства»!

К сожалению, осознанное в России отставание от Запада в научно-технической области стало проводником в сферу образования параллельно развиваемой Доктрины земного рая и идеологии западничества или «вхожденчества» (по С. Кургиняну). Конкуренция двух религиозных устремлений привела к победе одной из них: к 1917 г. в массовом сознании народов России произошло вытеснение и замещение идеала Царства Небесного на идеал земного рая; Идеальный Образ Христа, как аттрактора для системы образования ‒ на идеальный образ Маркса ‒ Энгельса ‒ Ленина, фиксирующий эталон строителя коммунизма.

Здесь необходимо сделать весьма существенное дополнение. Дело в том, что со времен Александра Невского в России православное сообщество Руси глубоко понимало не только несовместимость с языческой Доктриной, но и ту агрессивность с которой Запад всегда был готов её навязывать. Об этом свидетельствовали нашествие крестоносцев на Константинополь (1204г.), Тевтонцев на Русь (1240г.), польско-литовская интервенция (в 1609‒1613 гг.), нашествие Наполеона с «двунадесять языков» 1812 г. Сталинское руководство тоже осознавало неизбежность войны с объединенной Европой, что требовало развития военного дела, которое не возможно без развитой промышленности, науки и технологий. А значит, волей или неволей, но приходилось встраиваться в общеевропейский, а затем и в общемировой процесс развития цивилизации.

Итак, здесь следует обратить внимание на сочетание двух доктринальных положений: во-первых, цивилизационное развитие происходит в связи со стремлением построить рай на земле. Во-вторых, Бог попускает нам развитие цивилизации по Своей милости в качестве компенсации утраченных духовных, душевных и телесных сил, и в этом отношении мы не можем игнорировать достигнутый научно-технический прогресс. Кроме того агрессивные устремления некоторых народов, государств и тайных (богоборческих и сатанинских организаций) заставляют нас выходить на равный, а то и превосходящий уровень науки и производства в области вооружений. Эти выводы необходимо должны иметь своё отражение в Национальной Доктрине образования.

Может казаться парадоксом то, что Россия, воспринявшая сгенерированное на Западе атеистическое богоборческое учение Маркса, тотально господствовавшее в СССР, тем не менее, воспринималась как враг Запада. Ответ достаточно прост ‒ на земле может быть только один строитель рая, только Запад имеет истинное знание, как строить рай и каков он должен быть ‒ все остальные являются еретиками. Т.е. Россия во второй раз попала в ранг схизматиков: первый раз, когда не стала подчиняться папе Римскому, второй раз, когда выдвинула и стала реализовывать свою парадигму земного рая.

Развал СССР и готовность правящей российской элиты стать учениками англосаксонских учителей был использован для активного внедрения в систему образования антинародных и антигосударственных идеологий и проведения на их основе соответствующих реформ.

Новое столкновение с коллективным Западом во главе с США ставит перед нами, перед нашим народом и государством экзистенциальную проблему быть или не быть России, Русскому миру, Третьему Риму – хранителю Православия!

Следует подчеркнуть, что для своего бытия в качестве субъекта истории народ должен выполнять две необходимые функции: себя ограждать (иначе ассимиляция) и себя воспроизводить (иначе исчезновение). Но ограждение не тождественно самозамыканию, а потому система образования, сохраняя свою самобытность, не может не отражать и не воспроизводить тот цивилизационный фактор, который характерен для, данной нам Богом, эпохи.

Поэтому, констатировав в тексте Доктрины, что «Россия как ²священная держава², как ²хранимая Богом² земля (Гимн России) исполняет свою миссию в мире, занимает, отведенное ей свыше, место среди других стран и народов, когда хранит верность своему духовно-нравственному Идеалу. ²Могучая воля, великая слава² нашего народа есть проявление и итог тысячелетней верности исторически выбранному пути, который заповедан нашими предками нам и нашим потомкам», далее определяет место тех двух (духовно-нравственного и цивилизационного) доктринальных положений в целостной системе образования. Поэтому в Национальной Доктрине закрепляется, во-первых, духовный смысл образования: «Основной целью образования является предъявление и усвоение духовно-нравственного идеала – обладателя и источника Абсолютной Истины, Любви, Знаний и Красоты». А во-вторых, фиксируется важность и необходимость цивилизационный компоненты: «Главной практической задачей образования является познание фундаментальных Законов Бытия и овладение методологией творческого их применения в трудовой деятельности». И наконец, «важнейшая социальная функция образования состоит в обеспечении самоидентификации каждого гражданина России».

Очевидно, что невозможно вдохновить на ратные и трудовые подвиги людей, которые не имеют видение общего будущего. Поэтому Национальная Доктрина провозглашает: «образ будущего России как стратегическую сверхзадачу: общество, основанное на принципах верности духовным и культурно-историческим традициям, патриотизме, солидарности и справедливости, обладающее передовой научно-технологической и материально-технической базой, имеющее и осознающее миссию служения своим духовным и культурным потенциалом народу России и всему миру».

В свою очередь образ будущего России определяет условие его реализации в системе образования, «как структурированный комплекс связей и отношений между субъектами образовательной деятельности, ограждающий молодое поколение от деструктивных воздействий и создающих условия для полноценного становления человека в качестве сына/дочери своего народа, гражданина своего Отечества, хранителя верности своему духовно-нравственному Идеалу».

Говорить об образовании невозможно без концентрации внимания на проблемах педагогики. В своей работе «Основы педагогики. Введение в прикладную философию» С. Гессен писал: «каждой философской дисциплине соответствует особый отдел педагогики» Поэтому, здесь необходимо сделать акцент на глубоком кризисе западной философии в области антропологии и гносеологии, которые являются фундаментом для ответов на вопросы: кого, как и чему учить.

Идеология язычества, как строительства рая на земле, сводила весь процесс познания к гносеологической схеме «познающий субъект ‒ познаваемый объект», где внимание концентрировалось на познаваемом объекте. Желая окончательно решить проблему познания мира, Кант вопрос об объективности познания ставит во главу угла: как можно совместить то, что есть в мышлении человека с тем, что есть в реальности. Понимание абсолютной, природной несовместимости идеального (в мышлении) и реального (в бытии) приводит Канта к открытию «вещи в себе». «Предметы сами по себе отнюдь не известны нам, и те предметы, которые мы называем внешними, суть только представления нашей чувственности, формой которых служит пространство, а истинный коррелят их, т. е. вещь в себе, этим путем вовсе не познается и не может быть познана» ‒ утверждает Кант. Но непознанное само по себе таит опасность! Таким образом, расколотое в католицизме единство человека с Богом, раскалывает далее единство человека с природой, и вместо того, чтобы рассматривать природу как источник райского наслаждения и комфорта доходит до противоположных выводов, оценивая реальность мира, как угрозу. Бегство из этой ситуации четко отражено в формуле Маркса: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его». Т.е. человек познающий заменяется на человека преобразующего, причем преобразующего не только мир, но и самого себя, как часть этого мира.

Иначе говоря, изменение мира необходимым образом сопряжено с формированием нового человека, в котором не должно быть образа Божьего, и новая десокрализованная модель человека предъявляется двумя «столпами» западной антропологии Зигмундом Фрейдом (человек, живущий в мире со своими страстями и пороками) и Фридрихом Ницше (сверхчеловек, как цель и идеал развития фрейдистского человека).

Важно то, что отказ от познания мира на уровне гносеологии, в области педагогики с неизбежностью привел к инструментализму Дж. Дьюи с его педоцентризмом, методом проектов и логически вытекающим из всего этого компетентностным подходом, в котором исчезают такие понятия как фундаментальность, системность и предметность образования. Национальная Доктрина отвечает на этот вызов следующим образом: «Предметный состав содержания образования определяется, таким образом, предметностью осваиваемой культуры, задающей тип образования, и предметностью целей и задач развития человека, задающих уклад, вид и уровень образования. Следовательно, чем большее число фундаментальных иерархически структурированных содержательных фрагментов культурного и социального опыта (религия и философия, идеология и политика, наука и искусство, экономика и экология, сельскохозяйственное и промышленное производство) будет вовлечено в образовательное пространство и преобразовано в образовательный ресурс, тем более богатым по составу будет содержание образования».

Очевидно, что педагогика, основанная на Православии и других традиционных религия, исповедующих Бога‒Творца, должна идти своим путем, отвергая фрейдизм и ницшеанство. Поэтому в нашей Доктрине формулируется: «Образование как форма общественной практики включает в себя многовековую педагогическую систему, которая существует как совокупность духовных и культурных ценностей, этических и эстетических норм, воплощённых в антропологическом идеале народа (образе человека, соответствующего духовно-нравственному Идеалу)… Структура и компоненты педагогической системы определяются этноконфессиональной культурой, напрямую связанной с мировоззрением народа, с традициями социально-экономических, общественных и внутрисемейных отношений, бытовой (трудовой) практикой».

Такой подход требует и задает необходимо высокий статус педагога, как уполномоченного представителя государства, реализующего «целенаправленный процесс становления и развития сущностных сил и способностей человека, раскрытия в нём подлинно человеческого потенциала на пути его восхождения к национальному образовательному идеалу». Национальная Доктрина образования «ставит педагога в центр системы образования, что подразумевает отказ от деструктивного педоцентризма, доходящего до признания прав учащихся приоритетными по сравнению с их обязанностями. Педагог был и остается живым и непосредственным носителем и предъявителем содержания образования, просвещая учащихся светом духовно-нравственного Идеала, содействуя им в познании фундаментальных Законов Бытия и овладении современной методологией их творческого применения в трудовой деятельности».

Но при этом Доктрина указывает на необходимость применения принципа цивилизационной достаточности: «Сегодня наблюдаются попытки активного внедрения в педагогическую практику деструктивных методик, рискованных практик цифровизации и виртуализации, сомнительных установок модернистских и постмодернистских теорий, попыток необоснованного перевода обучения на дистанционные платформы». Т.е. нашей задачей является не строительство земного рая и воплощение идей трансгуманизма, а обеспечение суверенного, непрепятственного, самобытного развития России и всех народов её населяющих, к чему и следует готовить новые поколения нашего Отечества.

Протоиерей Сергий Рыбаков, один из авторов Национальной доктрины образования, председатель Отдела религиозного образования и катехизации Рязанской митрополии, кандидат физико-математических наук

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Сергий Рыбаков
Это путь к гибели человечества
Маск разрабатывает систему для будущей власти антихриста
20.06.2024
Отвергать чипизацию без разговоров и сомнений!
В России ещё один человек имплантировал в себя чип: принудительное принятие печати не за горами?
18.12.2023
Волгоградские «учёные» на службе у антихриста
О безумной идее задуматься о «правах» роботов
12.12.2023
Иначе, как народ, мы станем неугодны Богу
В Госдуме обсуждают легализацию «услуг» астрологов, магов и гадалок
20.11.2023
Шаг на пути в электронное рабство?
О рисках введения «Цифрового паспорта»
22.09.2023
Все статьи Протоиерей Сергий Рыбаков
Семейно-ориентированное образование
Изгоним «Бабу Ягу» из нашего образования!
Дайте выпускникам право выбора между ЕГЭ и традиционным экзаменом!
14.06.2024
Борода расти не хочет
Если бы мужчины не гнались за непонятными шаблонами, не распадались бы их семьи
03.05.2024
Главное – семья, дети!
Повседневные вехи Калязина
01.03.2024
Аннотация к Демографическому кризису в России
Доклад 11-классника по проблеме демографии
31.01.2024
Все статьи темы
Национальная доктрина образования
Современное Образование: Потерянное Поколение?
Матрицы общественного сознания
04.07.2024
Израиль учится по старым российским учебникам… А мы чем хуже?
Жизненно необходимо возвращаться к доколмогоровской эпохе российского образования
17.06.2024
«Ситуацию нужно менять кардинально, и делать это в короткие сроки»
В Дубне под председательством Владимира Путина прошло заседание Совета по науке и образованию
14.06.2024
«Пятая колонна»? Нет, просто «продвинутые»
Новозыбковцев пригласили на чемпионат по зашвыриванию школьных рюкзаков
23.05.2024
Все статьи темы
Концепция воспитания человека
10 советов педагога Макаренко
Того, по книгам которого создавались ВСЕ центры реабилитации зависимых мира, но уникальные педагогические труды которого в России забыли …
08.07.2024
Два патриотизма: коррупция вчера и сегодня
Вспоминая исторические очерки времен Отечественной войны 1812 года
02.07.2024
«Духовная роль Суворова в прошлом, настоящем и будущем»
О конференции, посвящённой изучению праведного стратега
10.06.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Фарион, Let My people go
Новый комментарий от учитель
21.07.2024 21:48
Порядок восстановления монархии по закону
Новый комментарий от учитель
21.07.2024 21:29
Наказание за героизм
Новый комментарий от Человек
21.07.2024 18:25
Орбан разоблачает миграцию
Новый комментарий от Агафон
21.07.2024 18:01
Большие раздоры. У каждого свой Ильин
Новый комментарий от С. Югов
21.07.2024 15:39
Когда вернётся царская власть?
Новый комментарий от Советский недобиток
21.07.2024 06:43