В пятницу, 17 февраля, Синод Константинопольского патриархата по рекомендации патриарха Варфоломея принял решение о восстановлении в прежних священных степенях клириков Православной Церкви в Литве, которых лишил сана Московский Патриархат, говорится в коммюнике, опубликованном на сайте Фанара.
Как уточняет «Союз православных журналистов», в документе идет речь о том, что несколько месяцев назад к патриарху Варфоломею обратились с письмами клирики из Литвы – протоиреи Владимирас Селявко и Виталиюс Моцкус и священники Виталис Даупарас, Гинтарас Сунгайла и Георгий Ананьев, «которые были подвергнуты наказанию лишением сана Московским патриархатом и на основании своих прав подали ему апелляцию».
На Фанаре акцентируют внимание на то, что «патриарх, имеющий также исключительную ответственность изучения апелляций согласно Божественным и Священным канонам и в соответствии с освященной практикой Церкви, принял поданные прошения». То есть на самочинном праве Константинопольского патриарха вмешиваться во внутренние дела других Поместных Церквей.
«После тщательного изучения рассматриваемых дел было установлено, <...> что причины, по которым были вынесены эти приговоры, были основаны абсолютно не на церковных критериях, а на справедливом несогласии вышеупомянутых клириков с войной в Украине. По этой причине Его Всесвятейшество, рассмотрев эти апелляции в последней инстанции, рекомендовал Святейшему и Священному Синоду отменить наложенное на них прещение лишением сана и восстановить их в их бывших церковных степенях, что и было единогласно решено», – сообщает Константинопольский патриархат. Турецкие греки, по обыкновению, лукавят: прещение было наложено за непослушание правящему архиерею и раскольническуюдеятельность, а вовсе не за несогласие с войной на Украине.
Ну и, разумеется, патриарх Варфоломей «принял клириков, подававших апелляцию, под свой омофор согласно их прошению».
Авторы коммюнике подчеркивают, что «только Константинопольскому патриарху разрешается принимать чужих клириков, даже без отпустительных грамот от того, кто их рукоположил». Это правило действовало во времена Византийской империи, но фанариоты, видимо, решили, что Турецкая империя является ее преемником, а потому и у Варфоломея особые права.
В тот же день Литовская Православная Архиепископия отреагировала на решение Фанара, «восстановившего» извергнутых из священного сана священников в «бывших церковных степенях», признав это решение недействительным, сообщает сайт Виленско-Литовской епархии.
«Литовская Православная Архиепископия не признает это решение, – говорится в обращении. – Извержение из священного сана является не дисциплинарным, а мистическим актом, он окончателен и бесповоротен. Согласно церковным канонам, извергнутые из священного сана клирики не подлежат восстановлению и рукоположению. Таким образом, бывшие священники Владимир Селявко, Виталий Моцкус, Виталий Даупарас, Гинтарас Сунгайла и Георгий Ананьев являются мирянами и останутся таковыми даже в том случае, если они дерзнут облачиться в церковные одеяния и "священнодействовать". У лишенного сана священника Таинства совершаться не могут».
«Складывается впечатление, – говорится далее, – что информация, которая поступила на имя Святейшего Патриарха Варфоломея, не отличается ни полнотой, ни достоверностью, ни объективностью. Иначе чем объяснить содержащееся в Коммюнике утверждение, будто "причины, по которым были вынесены эти приговоры, были основаны абсолютно не на церковных критериях, а на справедливом несогласии вышеупомянутых клириков с войной в Украине". Это утверждение не соответствует истине». В Литовской Православной Архиепископии напомнили, что «церковный суд рассматривал деяния вышеупомянутых клириков исключительно в плоскости церковно-канонического права. Их антивоенная позиция никак не отразилась на принятом решении.
«Бывшие клирики были извергнуты из священного сана за совершения ряда тяжких церковных преступлений, – подчеркнули в Виленско-Литовской епархии. – Их деятельность была подробно рассмотрена церковным судом, который подтвердил факты попрания священнической присяги и клятвопреступления (25 правило Святых Апостолов), непослушания правящему архиерею и ведения публичной деятельности без благословения своего епископа (39 правило Святых Апостолов), сговора против своего епископа и собратьев-священнослужителей, а также разрушения церковного мира (18 правило IV Вселенского Собора и 34 правило V-VI Трулльского Собора), раскольнической деятельности, намерении и организации перехода в другую церковную юрисдикцию без благословения своего епископа (16 правило I Вселенского Собора), а также их участия в кампании по дискредитации Церкви и ее архиереев (55 правило Святых Апостолов), а также собратьев-священнослужителей. Каждый из пунктов этого списка подтвержден конкретными действиями и публичными высказываниями бывших клириков, а также свидетельскими показаниями».
Напомним, священнослужители Православной Церкви Литвы осудили действия вставших на путь раскола собратьев и заявили о своей полной поддержке правящего архиерея – митрополита Виленского и Литовского Иннокентия, «осудившего войну и агрессию».
Попытка учинить раскол в Литовской епархии со стороны некоторых священнослужителей, намеревающихся перейти в Константинопольский Патриархат – только часть проблемы, с которой сталкивается сегодня Православие в Литве.
Другой проблемой является попытка правящего архиерея митрополита Иннокентия (Васильева) и поддерживающих его клириков использовать возникшую непростую для Русской Православной Церкви ситуацию для повышения статуса Виленско-Литовской епархии до самоуправляемой Церкви. Об этом мы уже писали в марте сего года в материале «Шантаж Священноначалия Русской Церкви. Митрополит Виленский и Литовский Иннокентий осудил действия России, Патриарха Кирилла и выступил в поддержку Украины».
Что же касается скандала с лишенными сана священниками, легко восстановленными патриархом Варфоломеем, то, судя по всему, Фанар готовит для Литвы тот же сценарий, что был реализован на Украине – новый раскол. Похоже, Варфоломей не успокоится в своей раскольнической деятельности, пока не разрушит сложившуюся систему Мирового Православия… Видимо для того, чтобы проще было объединиться с католиками и создать таки мерзость запустения на месте святем…
Редакция Русской народной линии
1. Было бы хорошо, если бы. . .
Когда архиепископ Иннокентий уже не смог порывать делишки моцкусов и их извергли из сана, то он "забыл" освободить их от настоятельства церквями. Теперь по литовским законам варфоломеевцы имеют право претендовать на Пречистенский собор (1346 г.), Пятницкую церковь(1343г.), в которой Пётр I крестил Арапа - деда Пушкина и на половину Святодухова монастыря. Будьте уверены - Литовское правительство пойдёт на встречу раскольникам.
Кстати у нас сейчас два действующих архиерея: Иннокентий и Амвросий. И как говорится хрен редьки не слаще.