«Какие изменения произошли после воссоединения с Россией?»

О поездке в Донбасс. Продолжение…

Освободительный поход Русской армии на Украину  Автокефалия на Украине  Украинская православная церковь (УПЦ МП)  Новости Донбасса  Новости Луганска  Проблемы церковной жизни 
0
64
Время на чтение 16 минут

Часть первая.

Церковь св. Александра Невского в Селезнёвке поразила своей необычной архитектурой – она напоминала средневековый замок. Храм был построен в 1911 году Казимиром Мсциховским. Протоиерей Алексей служит в этом храме вот уже 33 года (собственно, как и я). Он возглавляет миссионерский отдел благочиния. Сложнее всего, по его словам, работать с иеговистами. С этим священником у меня особенно тёплый и душевный контакт. Интересно, что ни в годы Великой Отечественной войны, ни после начала противостояния на Донбассе сюда, в Селезнёвку, не заходили войска врага. Отец Алексей монархист, человек совершенно русского духа. Оба отца поведали о том, что несколько лет назад митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион рассылал письмо духовенству Донецкой области о том, что якобы я вместе с Татьяной Боровиковой, руководительницей организации «Много деток хорошо», в Мариуполе побуждали старушек продавать квартиры, а деньги за них присваивали себе. Конечно, никаких денег я никогда не присваивал, а в Мариуполе вообще ни разу в жизни не был. Еще отец Алексей говорил, что идёт процесс заселения Донбасса мусульманами, особенно много узбеков. Во дворе Селезнёвского храма обратили внимания на себя две вазы с цветами царского времени.

Посетили с. Ящиково, где имели общение с настоятелем прот. Геннадием и архим. Иннокентием. В Ящиково о. Геннадий вырыл пруд, где иногда катается на лодке и ловит рыбу. Купаться не решается, так как могут видеть из близлежащих домов. Здесь, в Ящиково, в 90-е годы адепты разжалованного митрополита Киевского Филарета начали строить храм (он, в конце концов, перешёл к УПЦ МП). Храм посвящён св. пророку Захарии и праведной Елизавете. Отец Геннадий поделился информацией: в Ящиково приходили солдаты ВСУ, побыли 3 недели, в них российские солдаты несколько раз постреляли и они ушли обратно в Адрианополь.

Отец Геннадий рассказал, как однажды во время военной службы под Киевом его вызвало  начальство и направило делегатом на съезд ВЛКСМ (это был последний комсомольский съезд). Курьёз заключался в том, что он не был комсомольцем. Формализм советского времени и особенно те дикие оргии, которые устроили участники съезда по его окончании, сильно дискредитировали в его глазах советскую систему. Коснулись ряда острых тем. Особенно, тайны гибели ряда командиров Новороссии: Захарченко, Дремова, Бэтмана, Мозгового и др. Мозгового он считает неоднозначной личностью. Он придерживался левых убеждений и по большому счету в Церковь так и не пришёл. Не хотел давать согласие на перезахоронение десяти убитых при въезде в Адрианополь ополченцев и россиян. Не давал согласие на вхождение своего батальона в общую структуру вооруженных сил ЛНР и т.д. (конечно, надо учитывать, что во главе ЛНР тогда стояла такая неоднозначная личность как Плотницкий). Похоже, что этих командиров убрали с тем, чтобы они не послужили бы дурным примером для сторонников народовластия.

Это была, пожалуй, самая содержательная, познавательная, плодотворная из всех моих поездок в Донбасс. За её время мне довелось дважды совершать Литургию по старому обряду и всенощные бдения накануне их. Вторая Литургия прошла в церкви Всех святых рядом с Никольским кафедральным собором города Алчевска. В этом храме, который отмечал свой престольный праздник, нам предоставили возможность совершить раннюю Литургию, которая была объявлена на шесть утра. Воскресную полунощницу мы начали в половине шестого. Из-за такого раннего времени правило читали с 4-х утра. Я переживал за то, что будет много готовившихся к Причастию и придётся многих исповедовать. Настоятель храма, однако, в большом соборном храме благословил рано утром совершить ещё одну Божественную литургию – она оттянула на себя всех исповедников и причастников. Так что причащались только два моих спутника. По окончании Божественной литургии настоятель собора отец Александр пригласил меня принять участие в Крестном ходе, в связи с престольным праздником. Перед началом Крестного хода он предоставил мне слово.

В своём слове я предался воспоминаниям о том, как в детстве и юности посещал этот храм (всё это отражено в 1-м томе моих воспоминаний). Я, конечно, рад, что за три десятилетия настоятельства отца Александра храм так преобразился – восстановлен его купол и колокольня. Храм заново расписан, рядом появился второй храм и комплекс подсобных строений. Я, однако, ностальгировал по тому времени, когда приезжал тайком от всех, причём только на Всенощное бдение до прикладывания к Евангелию и помазания священным елеем.

Неожиданно меня понесло: «Куда подевали медведя, которого кормит преп. Серафим?» –  риторически вопрошал я об исчезнувшем изображении в верхней части храма. –  «Где строгий лик преп. Нестора Летописца, который виделся из алтаря?» –  «Где воин Георгий, поражающий огненного дракона?» – И снова: «Где медведь? Куда вы его подевали? Верните медведя!»

Эта сцена напоминала эпизод из культового советского фильма «Кавказская пленница», где один из главных актёров, спутав кубок с вином с рогом быка, требовал и вопил: «Отдай рог!».

Люди стали переглядываться, настоятель напряжённо выглядывал из боковых дверей, рассматривая верхнюю часть стены храма, где было изображение медведя. Я продолжал: «Где потрясшее меня в детстве четверостишье на могиле одного из священников, похороненных за алтарем: "Не плачьте обо мне, мои окончились страданья и я не с вами ныне – я в той блаженной стороне, где нет ни слез, ни воздыханья"?»

На праздничной трапезе было приятно общаться с попечителями храма, во дворе меня приветствовали узнавшие меня прихожане и родственники, приглашённые на службу.

Большим подарком для меня было то, что настоятель благословил совершить вечерню по старому обряду в самом соборе. По окончании вечерни я сказал присутствующим молящимся: «Мы с вами стали участниками исторического события – впервые за 217 лет существования этого храма в нём было совершено богослужение по старому дораскольному чину».

Перед началом вечерни мои спутники трезвонили в колокола. Когда я спросил настоятеля: «А нам откроют колокольню?» Он ответил: «Думаю, что да». Потом добавил: «Пусть только попробуют не открыть».

Моему родственнику, который работает в сельском хозяйстве республики, отец Александр высказал такое пожелание: «Если при транспортировке буряка несколько штук упадёт, то вы уж привезите их в храм». Подобными прибаутками было насыщено общение как с духовенством, так и с простыми людьми.

Всем, с кем я встречался, я задавал вопрос: «Какие изменения произошли после воссоединения с Россией?» Пришлось услышать следующее: «Пока особых перемен, кроме улучшения дорог, мы не почувствовали», «российские законы - более жёсткие», «увеличился вал отчётности, которая зачастую носит формальный характер», «вызывает смущение так называемая оптимизация, то есть укрупнение инфраструктуры, что влечёт за собой закрытие некоторых шахт, школ, больниц» и т.д. Знакомая ситуация по Тверской области.

Эта поездка помимо всего прочего ознаменовалась большим шагом вперёд в плане воцерковления для нескольких моих родственников. В частности, для двоюродных братьев – Бориса и Сергея. У Сергея я освящал его дом. Конечно, в их головах ещё не всё утряслось должным образом. Так, у Сергея в шкафу я увидел книгу «Советы великой Ванги».

Запомнился разговор с одним священником. Он рассказал, как к нему в храм пришёл один вагнеровец и потребовал освятить кулёк с экспроприированным добром (кольца, серьги и т.п.).

Священник, несмотря на угрозы, отказался это сделать. Вскоре этот вагнеровец погиб. Второй случай: по наводке главы администрации в храм и в дом священника ворвалась группа солдат в сопровождении БТР с пулеметом: выламывали двери, толкали священника дулом автомата, искали оружие, какие-то гранаты и пр. Ничего не нашли и, к сожалению, даже не извинились.

В доме этого священника, как и в прошлые разы, была особо сытная трапеза. С батюшкой и матушкой, выходцами из Львовской области, я общался на украинском языке (мне была важна разговорная практика), пели украинские песни (вообще-то, слову «украинский» я предпочитаю термин «малороссийский»). На мою тираду о триедином русском народе и об искусственности украинства батюшка спокойно заметил: «Мы Киевская Русь; в то время, когда у вас медведи бродили, у нас была высокая культура». У батюшки шестеро детей и все девчонки.

Посетил село Еленовка. В советское время это был самый бедный приход, на котором служили «штрафники». Село вымирает – сегодня в нём проживают всего лишь около 40 человек. Здесь очень активный староста. Свободно говорит по-русски, по-украински и на суржике. Предшественник нынешнего настоятеля отец Александр после того, как Патриарх встретился с Папой римским, перестал его поминать и вышел из подчинения местному епископу. Голыми руками этого батюшку взять было невозможно – в его защиту встали вооруженные казаки. Кроме своих в храм никого не пускали. Когда этот священник умер, то оказалось, что он был пострижен в монашество. В тот же день поздно вечером его захоронили у стены за алтарем. Последователи этого священника обосновались в большом доме, который примыкает к церковной ограде. Периодически к ним приезжает непоминающий священник и проводит там службы (алтаря в доме нет). После смерти отца Александра почти все книги и облачения из храма исчезли. Большой проблемой является аварийность купола. Когда я вошё в церковный дом, то в крестильне увидел большую купель и обрадовался. К сожалению, священник крестит обливанием, хотя купель позволяет погружать младенцев до трёх лет.

На память св. прав. Иоанна Кронштадтского – престольный праздник г. Перевальска-Алчевского благочинного отца Александра встречали с пением Пасхального тропаря. Звучал красивый трезвон. На блаженных пели тропари. Апостол читал один из священников, причём не на амвоне, как предписывает устав, а на середине храма. Небольшая проповедь была произнесена после Евангелия. Длинное поминовение на великом входе прозвучало только из уст отца Александра. Во время пения 33 псалма он трижды покадил аналой с иконой Троицы и затем занёс её в алтарь. Крестного хода по окончании Литургии не было. Молебен с водосвятием совершался до Литургии.

В посёлке Чернухино ВСУ находились 9 месяцев. За это время в посёлке погибло 33 мирных жителя. Здесь я со спутниками поднялся на колокольню. Преодолеть три узких пролёта без особых креплений в подряснике с кубатурой тела в центнер было очень не просто – того глядишь полетишь кубарем вниз. В храме мы пропели несколько песнопений знаменного распева. Особое впечатление на собравшихся прихожан произвело пение нами великого славословия. Я подключился к пению киевским распевом «Хвалите имя Господне» и «Сподоби Господи». Спрашиваю регента – не мешал ли я им? На что услышал: «Ну что Вы - нам бы такой бас».

Целый день посвятил общению с С.Н.Карташовым – бывшим мэром моего родного города Артёмовска. Сергей Николаевич является разработчиком его герба. На гербе изображены фрагменты балки, трёх шахт, два кайла. Кстати, Артёмовск –  единственный город нашего района, а может быть и всей области, который имеет герб. Сергей Николаевич подарил мне свой многостраничный труд по истории Артёмовска. Его предшественник, Екатерининский рудник, был основан в 1911 году. Но вообще протопоселение здесь ведёт своё начало с середины 18 века. За 100 лет существования шахты в нашем городке погибло 524 человека (из-за этой «неудобной» цифры книгу долгое время не удавалось опубликовать). Очень много подробностей, причём иногда неудобных, узнал я из рассказа моего собеседника. Немцы вошли в Артёмовск, тогда ещё посёлок, 12 июля 1942 года. Их встречали хлебом и солью. Взорванную нашими солдатами в конце 1941 года шахту, потом восстановили, а окончательно взорвали перед приходом немцев. Рабочие получали хорошие пайки. Половина посевных площадей было восстановлена. Всего за годы войны погибло 382 артемовца. Советские войска, отступая, на 98% уничтожили в посёлке всё, что только было можно. Многое вывезли с собой. Организованной эвакуации как таковой не было – выехали только советские органы. Из 9 тысяч жителей по состоянию на 1939 год в годы войны осталось только 3 тысячи. Поселок особенно не бомбили – на его территорию упали только 3 бомбы. Одиннадцать человек немцы расстреляли. 137 были отправлены на работу в Германию, в основном добровольно, прельщённых немецкой пропагандой. Только 10 человек были отправлены в Германию принудительно.

В городе было несколько немецких захоронений. Очень быстро они пришли в запустение: могильные холмики утрамбовывали, мальчишки играли в футбол черепами фашистов. Кстати, педантичные немцы практически выявили захоронения почти всех, кто погиб на территории СССР. Платили деньги за помощь в выявлении захоронений. Осталось только 500 человек, останки которых не были обнаружены. В посёлке при немцах было 7 полицаев. Старосте после прихода советских войск дали 15 лет, 10 из которых он отсидел. Долгое время я считал, что клуб в нашем городе строили немецкие военнопленные. На самом деле это были заключенные. Сначала клуб был деревянным, потом к 1961 году построили нынешнее здание. Для меня было открытием, что в его подвальных помещениях был спортзал и глубокий источник с очень чистой водой.

Поразила такая деталь в рассказе Карташова – для того, чтобы поработать в архивах Франции, он стал изучать французский язык. Полтора года переводил материалы, касающиеся нашего города, причём за это у него не взяли ни копейки. В наших же архивах – Луганске, Донецке, Херсоне, Днепропетровске – везде нужно было давать деньги, отношение сотрудников было «паршивым», как он выразился. Зачастую материалы в них были пустыми, многое оставалось засекреченным. До революции наш городок входил в Славяно-сербский уезд, а такие посёлки неподалеку, как Фащевка и Чернухино – в область Войска Донского.

Было несколько волн украинизации – в правление Скоропадского (с 1926 года) и во время немецкой оккупации – тогда над органом управления посёлка наряду с немецким флагом висел флаг с трезубом. На украинском языке учили детей в школе и вели делопроизводство. Отец Сергея Николаевича русский, а его мать с Винницкой области. Значительную часть времени мы «спилкувалысь» (по-русски – общались) на украинском языке (опять-таки для практики). Всю жизнь Сергей Николаевич учился на русском языке и только в Академии управления на украинском. Когда писал там сочинение на украинском языке, то из всех абитуриентов только он получил тройку, а остальные двойки, хотя они были родом с Центральной Украины.

Янукович научился свободно говорить на украинском, а его премьеру Азарову он давался трудно. В ЛНР, после ее возникновения в 2014 году, было декларировано двуязычие, однако уже через 4 года стал использоваться только русский язык. Самым сложным для Карташова за 9 лет его руководства городом была проблема с водой, особенно с её подачей на верхние этажи пятиэтажек. Люди просили дать воду хотя бы раз в месяц. Проблема с водой, в конце концов, была решена – она стала подаваться 24 часа в сутки. При Януковиче, по словам нашего собеседника, украинца по национальности, как он себя позиционировал, стал навязываться русский язык. Во время его пребывания в качестве мэра города в нём газификация шла самыми высокими темпами. Когда из Киева пришел циркуляр о переводе всего делопроизводства на русский язык, то в Артёмовске большая часть из 30 депутатов это поддержало. Карташов тогда наложил вето на это решение – это был чуть ли не единственный случай. Но поскольку в городе проживало до 80% выходцев из России, русский язык в делопроизводстве стал реальностью. Сергей Николаевич сетовал, что за последние 11 лет он не слышал в городе ни одного слова на украинском языке. Если в первые годы существования ЛНР еще звучали «козацьки писни», то теперь звучат песни только на русском языке. В последние годы чаще всего звучат песни советского времени и военные. Изучение украинского языка и литературы полностью отменено.

С 1 сентября школа Малоивановки, кстати, с украинским языком обучения, переводится в соседний Зоринск. То же самое со школой в посёлке Байрачки. Под вопросом существование 9-й школы в Артёмовске. Учителей не хватает. В 2014 году в Артёмовске было 7500 жителей. Сейчас осталось порядка 2700, в том числе около 300 детей. Поскольку бюджет выделяется в объёме на количество проживающих в данном населённом пункте жителей, стараются их количество увеличить. Раньше Россия финансировала район в размере одного миллиарда рублей, то теперь только около 200 миллионов. Данные по смертности засекречены. Она очень высока. Настоятель Никольской церкви в Чернухино говорит, что за 2 недели похоронил 18 человек.

В Республике существует цензура. Диспуты на острые темы невозможны. По сути, Луганск не входит в Донбасс, так же как и Старобельский, Марковский, Станично-луганский районы. Собственно к Донбассу, по словам Карташова, можно отнести лишь до 1/3 Луганской области.

Примерно такая же ситуация и в Донецкой области. Прежнего Донбасса с его углём, металлургией и химией уже не будет. Сёла выживут, а у таких городов, как Артёмовск, Зоринск и Перевальск будут проблемы. Если шахта три года не работает, то наступают необратимые процессы. Несколько гигантских шахт были закрыты совсем недавно. Причина – избыток угля. Закрытые шахты режут на металлолом. На весь Донбасс могут оставить с десяток шахт, чтобы они давали не более 30 тысяч тонн угля. Шахты, дающие по 10 тысяч тонн, не нужны. Уголь дорогой – государство вынуждено дотировать шахтное производство. На развитие города Артёмовска шахта давала 1 млн. 200 тыс. гривен, а на всё остальное только 60 тыс. гривен.

По мнению Карташова, на Украине всё было бы стабильно. Януковича он характеризовал, как безпринципного человека, при котором расцвели воровство и коррупция, обычным явлением было отжимание бизнеса. Когда начались военные действия, из Артёмовска в ополчение ушло около 400 человек (на Украину в 10 раз меньше). 88 жителей города погибли. В настоящее время Карташов возглавляет Совет ветеранов города. На участке земли Карташова растет 130 кустов винограда, что позволяет заготавливать до 300 литров вина ежегодно.

Учителя и врачи на Луганщине получают до 100 тыс. рублей в месяц (половину из них предоставляет Президент России). На металлургическом заводе г. Алчевска большая текучка. Тем, кто приведёт человека работать на завод, выплачивается премия в размере 10 тыс. руб. В 89-м и 90-м годах в Артёмовске прошли забастовки шахтеров. Тогда удалось добиться повышения зарплаты, отпусков в объеме 66 дней. Были такие месяцы, когда шахта добывала до 1 миллиона тонн угля. До 2018 года здесь царила анархия и безпредел. Потом усилились меры борьбы – безчинствующим стали давать по 12-15 лет.

Хотел бы ещё добавить некоторые сведения о нашем городе, почерпнутые из книг С.Н.Карташова. Перевалы и холмы, степи и тенистые балки с редкими студёными ключами – всё это характерно для моей малой родины. Первоначально эта местность заселялась сербами, у которых, к сожалению, были постоянные трения с местными жителями. Первые пробы угля были взяты в Балке, что возле посёлка Городище, находящегося в долине реки Белой. До появления нашего посёлка, а затем городка, до возникновения их предшественника, Екатерининского рудника, в этой местности была уже ж/д станция под названием «Кипучая» (1878 год).

По примеру европейских шахт, на шахтах Екатерининского рудника появился табакотрус, который перед посадкой рабочих в бадью, служившей для спуска в шахту, выворачивал все карманы и холщовые сумки в поисках курительных принадлежностей – спичек, папирос, табака, курительной и газетной бумаги. При нахождении запрещённых предметов, на первый раз, рабочего предупреждали; второго предупреждения не получал никто – сразу следовало увольнение с предприятия.

Работу саночника часто выполняли 16-17-ти летние подростки. По 10-12 часов они тягали деревянные санки по узким ходам – «печкам» с грузом 7-8 пудов, всё время ползая на коленях. Как добровольные каторжники, они были привязаны лямками к своим саням.

Попав впервые в шахту, у человека начиналось головокружение от жары, духоты, чада, невыносимой вони, так как шахта служила и отхожим местом. Пар от работающих насосов выпускали непосредственно в горную выработку, в результате чего температура достигала +30…+40 °C.

Поэтому убийственный воздух на рабочем месте доводил свежего человека до обморочного состояния.

Под грохот машин, под свист коногонов и ржание лошадей, сотни людей на глубине 40-80 метров работали в тяжёлой атмосфере из воздуха, отравленного метаном, аммиаком, угольной пылью, чадом керосиновых светильников.

При слабом освещении, в плохо закреплённых каменных норах, забойщики, одетые в рваную одежду, редко сидя, в основном лёжа на спине, животе или на боку, по двенадцать часов в сутки, отбивали уголь вручную размеренными ударами кирки. На пологих пластах забойщик рубал уголь в лаве, а отгребщик грузил его на санки, после чего тягальщики или саночники волочили их из лавы на штрек ползком «на четвереньках», впряжённые в них как вьючные животные. Вес саней с углём составлял для взрослого саночника примерно 10 пудов. И всё это при постоянной угрозе обвала, взрыва или полного затопления шахты. Пятнадцати лет непрерывной работы было совершенно достаточно для того, чтобы из молодого здорового мужика сделать преждевременного старца. В 1893-1916 гг. на шахтах Донбасса погибли 5152 горняка – это 245 смертей в год или 20 в месяц – по одной на каждый рабочий день. Общий травматизм на производстве достигал 40%.

Один ветеран, вспоминая о Екатерининском руднике, рассказывал: «Редко какой день проходил без того, чтобы кто-то не травмировал какую-либо часть тела, не ошпарился у котла, трагически не погиб в шахте. Раньше в шахту-то ходили, как в последний раз. Даже частушка того времени была невесёлой: "Шахтёр в шахту спускается, с белым светом прощается"».

За сто лет работы Артёмовская шахта добыла более 45 млн. тонн угля.

Побывали с Карташовым на огромном кладбище г. Алчевска. Перед входом на него на воротах надпись: «Вечная память всем здесь погребенным». На многих памятниках отсутствуют кресты, в том числе на могилах А. Мозгового и его ближайших сподвижников. Бывший помощник военкома Алексей Мозговой характеризовался как самый лучший, адекватный деятель освободительного движения Новороссии. Его язык был простым и понятным. Он стремился к построению общества удобного для проживания простого человека. Поразила книга С.Н.Карташова о местном кладбище, в котором описаны все нюансы, связанные с проводами в последний путь, а также содержится информация о всех почти 10 тысячах захоронениях с указанием годов рождения и смерти и схемой расположения могил.

Карташов мечтает описать все кладбища района с использованием техники (например, дронов). Читая эту книгу, просматривая её многочисленные схемы, таблицы и указатели, мне невольно вспоминалось известное: «Все дороги, по которым мы идём, приведут нас к одной. Ещё не время, уже не время, а в промежутке – жизнь».

На обратном пути посетили Покровскую церковь города Павловска Воронежской области. В храме поклонились чудотворной Павловской иконе Богородицы «Знамение». Здесь также состоялась тёплая встреча с родственниками.

Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма свт. Николы на Берсеневке, член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Кирилл (Сахаров)
Люблю тебя, Донбасская Русь!
О поездке в Донбасс
19.06.2025
Листая журналы обновленцев
Обращает на себя внимание животная ненависть обновленцев к монашеству и к аскетическому началу в христианстве
05.06.2025
Как шутили наши императоры
В последнее время я стараюсь выглядеть менее сурово, чем обычно - больше улыбаться!
27.05.2025
О старом обряде
Беседа с прихожанами
22.05.2025
Практика обливания при крещении – весьма сомнительный путь
Воспоминания о первом крещении в реке в 1988 году
19.05.2025
Все статьи Игумен Кирилл (Сахаров)
Освободительный поход Русской армии на Украину
Перемирие Ирана и Израиля, Зеленский
в Гааге и столкновение РФ и НАТО
24.06.2025
«Они развернули собственные аргументы в противоположную сторону»
Теперь западной публике убежденно рассказывают, что якобы экономика России рухнет после окончания войны
24.06.2025
Личное мнение на недавний конфликт
между отцом Гавриилом и генералом Апти Алаудиновым
24.06.2025
Имперская кадровая революция
Для изменения российского «постмодерна без миссии»
24.06.2025
Александр Григорьевич может перехитрить самого себя
Союзное государство по-настоящему спасёт только полная победа России в СВО, военный и идеологический разгром «укрорейха», который приведёт к воссоединению Великой, Малой и Белой России
24.06.2025
Все статьи темы
Автокефалия на Украине
Пустят ли Думенко на Афон?
Фанар идёт на всевозможные ухищрения для легализации ПЦУ
18.06.2025
Где же искреннее выражение покаяния?
О церковном расколе на Украине и его последствиях
17.06.2025
Шоу «Маски» – последний сезон
Будем надеяться, что русский народ всё же покается за предательство монаршей семьи Романовых, невинно убиенной врагами Церкви Христовой, встанет на защиту многострадальной Руси, и Бог пошлёт государству русскому Царя православного
14.06.2025
УПЦ остаётся в «серой» канонической зоне
Как украинская власть перехитрила саму себя
11.06.2025
Насколько долго готов воевать киевский режим?
Киев ощущает, что давление США уменьшается, поэтому не хочет исполнять договоренности
10.06.2025
Все статьи темы
Украинская православная церковь (УПЦ МП)
Насилие в церковной ограде – час исповедничества настал!
Очередной террористический акт против мирных православных граждан Украины замолчать не удалось
23.06.2025
О политической теологии российско-иранского союза
Выступление на международной конференции «Российско-иранское сотрудничество в меняющемся мире»
21.06.2025
Роль троцкизма и неотроцкистов в конфликте Украины с Россией
Эта война не случайна – она попущена Свыше для «пробуждения» сознания христиан, для испытания всех нас
21.06.2025
Священная война по юридическому факту
С 23 июня характер спецоперации на Украине принципиально меняется. Выступление на Соловьёвских чтениях
20.06.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
О вреде чтения
Новый комментарий от Сергей Арутюнов
24.06.2025 11:30
Два ложных допущения Толстого
Новый комментарий от С. Югов
24.06.2025 11:10
10 уроков, которые необходимо усвоить, чтобы Москва не оказалась в положении Тегерана
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
24.06.2025 10:52
Трамп открыл ящик Пандоры
Новый комментарий от Русский танкист
24.06.2025 10:47
Имперская кадровая революция
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
24.06.2025 10:41
Тяжело жить в Зазеркалье
Новый комментарий от катин
24.06.2025 10:39
«Вопрос рождаемости – это вопрос доброй воли, счастья»
Новый комментарий от РОНОЛ
24.06.2025 10:36