«И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием» (Лк. 13:29)
Анатолий Дмитриевич Степанов, главный редактор сайта «Русская народная линия», недавно написал очень интересную статью «Нерусские русские». Ровно 30 лет назад мы написали похожую статью (она была опубликована в ряде англоязычных православных изданий того времени), русский перевод которой предлагаем ниже. Анатолий Степанов призывает к имперскому, многонациональному мировоззрению в Церкви, ибо националисты – враги Церкви, как видно из нынешней ситуации на Украине.
В самом сердце российской столицы стоит величественный собор Покрова Пресвятой Богородицы, известный многим как храм Василия Блаженного, которому в нём посвящён придел. Возвышающийся на Красной площади собор стал для современного мира своеобразным символом России, вечной России. По Божиему промыслу, так и должно быть, ибо эта церковь не является, как многие ошибочно думают, памятником с фантастическим или экзотическим убранством. Правда в том, что ее архитектура символически и сакраментально знаменует призвание России – собрать народы земли в спасительное лоно Православного христианства.
Митрополит Антоний (Храповицкий) в своем слове 1909 года назвал его «храм Славы и храм скорби». «Множество куполов возглавляют ту церковь: есть там купол мавританский, есть индийский, есть очертания византийские, есть и китайские, а посредине высится над всеми ними купол русский, объединяющий всё здание». Символика ясна: все великие мировые цивилизации объединены вокруг Православия. Миссия и призвание России, самая цель ее существования, ее Богом данное предназначение – собрать воедино народы мира (каждый со своей индивидуальностью, своеобразием и культурой) в Церкви Христовой. Многообразие и единство Церкви есть отражение Пресвятой Троицы – трёх лиц, составляющих одно Божественное существо; множество народов и культур, объединённых единой верою в единой Церкви.
Ведь исторически Россия была призвана осуществить мечту и видение св. равноапостольного Константина Великого. Когда он перенёс свою столицу в Новый Рим, будущий Константинополь, его целью было не только бегство из старой столицы, полностью погрязшей в язычестве. (Оглядываясь назад, понимаешь, что это могло быть достаточным основанием; предусмотрительность императора Константина кажется промыслительной, учитывая, что, в конце концов, Поместная Римская Церковь сама поддалась соблазну империализма языческого Рима и в XI веке отпала от Православия). Перенос святым Константином столицы из Старого Рима в Новый был вызван и желанием объединить «ойкумену» – то есть все заселённые человеком земли – которая, по представлениям того времени, состояла из Европы и Азии.
Таким образом, расположение города Византий на берегу пролива Босфор, на границе между Европой и Азией, было идеальным. Отсюда и герб в виде двуглавого орла, одна голова которого смотрит на запад, другая – на восток. По замыслу Константина, народы Земли должны быть объединены в Единую Церковь. Когда спустя примерно 1000 лет Новый Рим пал, и Греческие Церкви большей частью утратили понимание вселенскости Православия, эта миссия распространилась на Россию. На самом деле, эту идею уже принесли сюда первые православные миссионеры из Константинополя, Болгарии, Моравии и Карпатской Руси в X веке. Однако после падения Константинополя в 1453 году она значительно укрепилась.
Первой русской миссией как таковой была миссия святителя Стефана Великопермского, который в XIV веке проповедовал народам Сибири и переводил для них Слово Божие. Затем в XVI веке преподобный Трифон Печенгский проповедовал на Крайнем Севере, в Лапландии. В последующие века миссионеры отправлялись в Сибирь, на Аляску, в Китай и Японию, и каждая миссия порождала своего святого или святых. Но на самом деле намного раньше, начиная со святой равноапостольной Ольги, сама русская земля, породила многих святых, приехавших из других земель. Около 10% от примерно 400 святых, канонизированных Русской Церковью до 1917 года, были не русскими. Россия принесла Богу «нерусскую десятину». Породив святых с севера и юга, востока и запада, Россия осенила себя крестным знамением, претворяя в жизнь Евангельскую и апостольскую идею вселенскости Церкви.
С севера пришли: святые Феодор Варяг и сын его Иоанн, первомученики Российские (+ 978 или 983), память 12 июля ст. ст.; Равноапостольная княгиня Ольга (+ 969), чье имя, возможно, является русифицированной формой скандинавского имени Хельга, память 11 июля; Равноапостольный князь Владимир Киевский (+ 1015), носивший русифицированную форму имени Вальдемар, которое сегодня встречается в скандинавских странах, память: 15 июля; благоверная преподобная княгиня Анна Новгородская (+ 1051), шведская принцесса, крещённая английским епископом-миссионером святым Зигфридом, до Крещения ее звали Ингигерда, а Православие приняла с именем Ирина, память 10 февраля и 4 октября; благоверный преподобный Игорь Ольгович, великий князь Киевский (+ 1147), его имя шведского происхождения и первоначально имело форму «Ингвар», память 5 июня; благоверный преподобный князь Олег Брянский (+ 1289), носивший, предположительно, скандинавское имя Хельги, память 20 сентября.
То, что так много правителей и представителей знати в древней Руси были скандинавского происхождения и стали православными святыми, особенно заставляет нас сожалеть о том, что после великого раскола XI века скандинавы отпали от Церкви и стали врагами Православия.
С юга пришли: Святитель Михаил, первый митрополит Киевский (+ 992), по разным сказаниям, он был по происхождению сириец, грек или болгарин, память 30 сентября; князья-страстотерпцы Борис и Глеб (+ 1015) были наполовину болгарами, память 24 июля; Святитель Феодор, епископ Ростовский (+ ок. 1023), грек, память 8 июня; преподобный Иоаким Осоговский (+ ок. 1110-15), болгарский пустынник, память 16 августа; Святитель Константин, митрополит Киевский (+ 1159), по национальности грек, память 5 июня; Святитель Максим, митрополит Киевский (+ 1305), грек, память 6 декабря; Святитель Лазарь Мурманский (+ 1391), грек, подвизавшийся на Крайнем Севере для обращения саамов и финских племен Светом Христовым, память 21 января; Святитель Фотий, митрополит Киевский (+ 1431), грек, память 2 июля; преподобные Елеазар и Назарий, Олонецкие чудотворцы (XV в.), предположительно, были греками, память 4 июня; преподобный Савва Крыпецкий (+ 1495), серб по происхождению, память 28 августа; преподобный Кассиан Грек, Угличский чудотворец (+ 1504), память 21 мая; преподобный Максим Грек (+ 1556), учился в Италии, где видел нравственный упадок римской церкви и попытки Саванаролы ее реформировать (за что его сожгли на костре), позже приехал в Россию вести подвижническую жизнь, где много сделал для просвещения и распространения богословской учёности в стране, за что подвергся жестоким гонениям; память 21 января; Святитель Афанасий Лубенский, Патриарх Константинопольский (+ 1654), он приехал в Россию в поисках поддержки для своего Патриархата, скончался в России и почитался как святой, память 2 мая.
Как мы увидели выше, Россия быстро стала привлекать церковных деятелей из Южной Европы, поскольку Восточная Римская (Византийская) империя со столицей в Константинополе пришла в упадок под давлением Запада (чьи войска разграбили ее в 1204 году), а затем и турок. Россия для них служила не только пристанищем, но и полем для миссионерской деятельности. Многие православные христиане с юга принесли богословские знания на эту землю, правители которой, особенно в последующие столетия, часто пытались вмешиваться в жизнь Церкви.
С запада пришли: преподобный Моисей Угрин (+ 1043), венгр по происхождению, память 26 июля; преподобный Ефрем, Новоторжский чудотворец (+ 1053), брат преподобного Моисея, тоже родом из Венгрии, память 28 января и 11 июня; благоверный князь Мстислав Великий (в крещении Феодор, в Европе известен как Гаральд; + 1132), он был наполовину англичанином по матери Гите, дочери Гарольда II, последнего англосаксонского короля Англии, потерпевшего поражение в битве при Гастингсе от рук Вильгельма Нормандского, для дочери побеждённого короля было естественным искать убежище в православной стране после норманнского завоевания Англии, спонсированного Римским папой, память 15 апреля; преподобный Антоний Римлянин (+ 1147), еще один «духовный беженец» – на этот раз из Италии, вёл подвижническую жизнь в Новгороде, память 3 августа; преподобная Харитина, княжна Литовская (+ 1281), подвизавшаяся в Новгороде, память 5 октября; благоверный Довмонт (в Крещении Тимофей), князь Псковский (+ 1299), литовец по происхождению, память 20 мая; праведный Прокопий Устюжский, Христа ради юродивый (+ 1303), немецкий купец, он стал православным монахом, а затем юродивым, память 8 июля; мученики Виленские Антоний, Иоанн и Евстафий (+ 1347), православные из Великого княжества Литовского, они были замучены своими соплеменниками-язычниками, память 14 апреля; блаженный Исидор Ростовский (+ 1474), родился в окрестностях Бранденбурга (Пруссия), принял Православие, взял на себя подвиг юродства и стал чудотворцем, память 14 мая; блаженный Иоанн Власатый, Христа ради Юродивый, Ростовский чудотворец (+ 1580), он был похоронен со своей латинской Псалтирью – единственным его «имуществом», возможно, он был поляком или немцем по происхождению, память 3 сентября.
Россия тогда была прибежищем для православных с Запада, которые стремились сохранять православную веру, ибо становилось всё более очевидным, что события XI века в Западной Церкви уводят её от веры первого тысячелетия. В XVII веке при Патриархе Никоне Россия приглашала монахов многих национальностей, в том числе новообращенных с Запада, в построенный им под Москвой монастырский комплекс, получивший название «Новый Иерусалим». Здесь он хотел воссоздать святые места Палестины, связанные с нашим Господом, и заселить обитель монахами всех национальностей.
Патриарх стремился не к чистоте расы, а к чистоте веры. Для него в православной вере все равны, независимо от их происхождения. Этот великий проект так и не получил развития и завершения, ибо Патриарх был низложен клеветниками (не без поддержки Ватикана) и теми, кто хотел подчинить в России Церковь государству. Они стремились после упразднения Патриаршества превратить Церковь в часть государственного аппарата по протестантскому образцу, а духовенство – в простых государственных служащих.
Но прежде чем поговорим о настоящем времени, вспомним о тех, кто пришёл с востока «возлечь в Царствии Божием»: мученик Авраамий Болгарский (+ 1229), уроженец Камской Болгарии и, следовательно, мусульманин, он был замучен своими соотечественниками за переход в Православие, память 1 апреля; преподобный Петр, царевич Ордынский (+ 1290), племянник хана Берке, принял Православие и прославился чудотворениями, память 29 июня; преподобный Пафнутий Боровский (+ 1478), великий подвижник татарского происхождения, память 1 мая; преподобная Соломония (в монашестве София), Суздальская чудотворица (+ 1542), татарка по происхождению и, возможно, потомок Чингисхана, она стала великой княгиней Московской и претерпела много страданий в своей жизни, память 16 декабря; мученики Стефан и Петр Казанские (+ 1552), бывшие татары-мусульмане, они приняли Православие и были преданы смерти своими соплеменниками, память 24 марта; преподобный Серапион Кожеезерский (+ 1611), казанский татарин, он стал монахом и подвижником, память 27 июня.
Русские миссионеры несли Евангелие татарам, мусульманам, через Сибирь с ее шаманством на Дальний Восток и через Берингов пролив. Если бы Россия осталась верной Христу и своему призванию, то, может быть, сегодня были бы большие Поместные Церкви в Китае и Индии (странах, в которых живёт треть населения всего земного шара и которых инославие так и не смогло просветить). Недаром в Китае существует небольшая православная община, оставшаяся от старой российской миссии. Также важно, что в Индии существуют «Христиане апостола Фомы», называющие себя православными, хотя, к сожалению, они на самом деле дохалкидониты. Мы можем только догадываться, насколько выиграли бы все эти общины, не случись революции 1917 года.
Коммунисты экспортировали свою веру на четыре стороны света. Третий Рим стал Третьим Интернационалом. Можно предположить, что, останься Россия верной Христу, она распространяла бы другую веру. Вместо того, чтобы экспортировать марксизм в Африку и Индию, Китай и Центральную Америку, Афганистан и Вьетнам, на Кубу и в Корею, она отправляла бы православных миссионеров. Страна перевела бы на сто языков не труды Ленина, а богослужебные книги Церкви Христовой.
Россия сегодня не должна упустить шанс помочь собрать народы мира в спасительное лоно Православия. Однако страна разделена на тех, кто желает вернуться к извечным ценностям русского Православия, о которых мы говорили выше, и на тех, кто мечтает создать националистическое гетто или, наоборот, ветвь западного либерализма.
Русская земля осенила себя крестным знамением с севера на юг, с запада на восток, от головы к сердцу, от правого плеча к левому, когда мужчины и женщины приходили сюда со всех концов и становились святыми. В современной России эти святые известны не всем, а их мощи, как например мощи равноапостольной Ольги, зачастую утеряны. Мы считаем, что Россия не спасётся, пока не вернётся к своим святым, тем самым еще раз осенив себя Крестом Христовым.
Но для этого она должна сначала отказаться от националистической идеологии и от компромиссов экуменизма и модернизма, вернувшись к истинному Православию, то есть к христианскому образу жизни. Россия должна заново принять Отечество Божие и тем самым обрести Братство Человеческое. Русь уходила и налево, и направо, дойдя до дна пропасти; теперь её единственный верный путь – наверх, туда, куда зовут её святые. Ибо именно во гробе произошло Воскресение, как должно произойти и теперь, если мертвец воскреснет. Да будет так, Господи!
Протоиерей Андрей Филлипс, Колчестер, Англия, ноябрь 1993 г. / февраль 2023 г.
1.