Отравления метанолом (метиловым спиртом) происходят в нашей стране с завидной регулярностью.
Вспомним о гибели 76 человек в Иркутске в 2016 году от фальсифицированного Боярышника, когда подпольные изготовители перепутали два очень похожих спирта.
Ещё одна масштабная трагедия, связанная с алкогольным напитком «Мистер Сидр» и унесшая жизни 47 человек произошла в 2023 году уже в нескольких регионах.
Производители действовали вполне легально, но однажды решили сэкономить и приобрели через посредников под видом этилового спирта ядовитый метиловый – цена оказалась привлекательной.
Красноярскому краю «повезло» дважды: в 2015 году в краевой столице было 11 жертв отравления суррогатным виски Jack Daniel`s.
А в 2022 году в селе Тасеево погибли ещё 9 человек.
И вот совсем недавно в районе Сочи 12 человек умирают из-за самодельной чачи, в которой содержался метанол. Отраву изготовили бабушка в возрасте 71 года и её внучка.
Всех этих трагедий можно было бы избежать не будь этот яд таким доступным.
В бывшем СССР оборот метилового спирта (метанола) находился под строгим контролем, в том числе и со стороны КГБ. Я закончил химический факультет университета в 1981 году, но ни разу не видел этого вещества – в наших лабораториях его не было ни капли. Преподаватели объясняли, что с ним могут работать только те, кому положено…
Метанол не особенно ядовит: его средняя смертельная доза для взрослого человека составляет около 60 граммов. Но это очень и очень опасное вещество, так как по запаху и вкусу его невозможно отличить от обычного этилового или питьевого спирта.
Статистика отравлений метиловым спиртом на первый взгляд не так уж велика: 5,9% среди всех спиртосодержащих жидкостей, (85,6% смертей происходит из-за чрезмерного употребления обычного алкоголя). Но случаи с метанолом отличаются массовостью.
Метиловый спирт является важным продуктом химической промышленности, но используется в основном на крупных предприятиях. Там он совершенно необходим, так как из него получают многие другие вещества и там умеют с ним работать.
А на кустарных производствах, в торговой сети и в быту этому яду совсем не место. Есть много других хороших растворителей, которые незначительно дороже, зато безопаснее.
Особенно увлеклись его применением в незамерзающих стеклоочистителях для автомобилей. В 2007 году было принято Постановление Главного государственного санитарного врача РФ «О прекращении использования метилового спирта в средствах по уходу за автотранспортом».
Но это помогает только в случае легальных производителей, а кустарей-подпольщиков не остановишь ничем. Нужно ограничить доступ к самому этому сырью, ввести лицензирование, как например для взрывчатых и наркотических веществ. Если партии этого яда будут и дальше свободно гулять по стране, то снова кто-то чего-то перепутает – спирт он и есть спирт, к неофициально изготовленным продуктам у нас, к сожалению, привыкли. В Интернете полно объявлений о его продаже оптом и в розницу – цены соблазняют.
Опьяняющее действие у метанола, как это ни странно, выражено слабее, чем у привычного алкоголя, поэтому сразу после его употребления вы ничего особенного не почувствуете. Отравление начнётся немного позже, но будет очень тяжёлым: тошнота, рвота, головные боли, психомоторное возбуждение и так далее.
Специфические симптомы – нарушение зрения: двоение в глазах, снижение остроты зрения (туман), сетка перед глазами или мелькание мушек.
В качестве противоядия при отравлениях метиловым спиртом иногда рекомендуют употребить дополнительно обычный алкоголь, но лучше не экспериментировать, а скорее обращаться к врачу.
Хотелось бы пожелать депутатам нашей Государственной думы срочно обратить внимание на эту проблему. Запрет слишком свободного доступа к метанолу просто необходим – никто от этого особо не пострадает, а общество в целом только выиграет.
Сергей Егорович Сохранный, химик, г. Барнаул