Очень часто смысл исторических событий объясняют внешне случайные для этого события или процесса знаки и символы, которые, если над ними задуматься, объясняют смысл происходящих событий лучше, чем многотомные исторические труды. Ну например, Февральская революция в 1917 году произошла во время Великого поста. Это ведь приговор всем организаторам и участникам переворота! Или – все высшие генералы и адмиралы поддержали требование отречения Царя от Престола, и те, кто стал «белыми», и те, кто стал «красными», кроме двух – и те были инородцами и иноверцами. Это ведь приговор русской армии и тогдашнему русскому офицерству!
И вот сегодня во время войны против Коллективного Запада мы увидели два важных идеологических символа, которые дают нам понимание одного из измерений ведущейся Россией поистине исторической борьбы. Россия возвращается к правильному – имперскому – пониманию русскости. Иными словами, Россия пока в своём самосознании вновь становится Империей.
Символ первый – бабушка с красным флагом. Услышав русскую речь, старушка подумала, что пришли русские, и вышла к ним с красным флагом – символом нашей великой Победы. Но это оказались нерусские, они растоптали символ Победы, у них оказались иные ценности. Символ второй – чеченцы в Мариуполе. Старик рассказал, что, когда они в подвале слышали наверху крики «Аллах акбар», крестились и говорили: «Слава Богу, русские пришли».
Это – глубокие символы, которые нас учат, что говорить по-русски и иметь русскую кровь – недостаточно для того, чтобы быть русским. Русскими оказались чеченцы, а не вероятно русские по крови солдаты ВСУ. Мы возвращаемся к имперскому пониманию того, кто такие русские. И это уже свершившаяся победа в ходе Специальной военной операции.
Мы увидели воочию украинский национализм, который начинался с вышиванок и национальных костюмов, трогательного пения гимна с приложенной к сердцу рукой, с формально правильных лозунгов «Слава Украине» и «Украина превыше всего». Но закончился национализм откровенной русофобией, погромом канонического Православия, войной с памятниками и с русской культурой.
И мы должны понять, глядя в это зеркало украинского национализма, что русский национализм ничем не лучше украинского. А ведь одно время открыто звучали идеи о превращении русского национализма чуть ли не в идеологию России, уже и с высоких трибун звучал лозунг «Слава России», а идея национал-демократии с необелогвардейским антисоветским душком становилась чуть ли не мейнстримом. Слава Богу, с иллюзиями насчёт русского национализма в ходе военной операции покончено.
Приходит осознание, что национализм – могильщик империи, а Россия может быть только империей. Кстати, русский национализм дважды поучаствовал в уничтожении империи. В 1917 году принимать отречение у императора вместе с лидером либералов Гучковым приехал в Ставку и лидер прогрессивных русских националистов Василий Шульгин. А указ Ельцина о суверенитете РСФСР, фактически поставивший могильный крест над советской империей, был с восторгом встречен русскими национал-демократами.
И вот после идеологических блужданий мы возвращается к имперскому пониманию русского народа. Так понимали русскость наши великие правители-государственники: император Николай Павлович и Иосиф Сталин. Первый, отвечая на вопрос французского националиста де Кюстина: «Где же русские?», когда царь ему представлял великоросса, остзейского немца, малоросса, молдаванина, грузина, крещеного еврея, поляка, сказал: «Они и есть русские». Второй сказал маршалу Рыбалко, что он не немец, а русский грузинского происхождения.
Так же, судя по всему, понимает русскость и наш нынешний национальный лидер Владимир Путин. Об этом свидетельствуют его известные слова, сказанные на заседании Совета безопасности в начале марта минувшего года: «Я русский человек. Как говорится, у меня в роду кругом Иваны да Марьи. Но когда я вижу примеры такого героизма … мне хочется сказать: "Я лакец, я дагестанец, я чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин". Всех невозможно перечислить».
Кстати, замечательная фраза Сталина «я русский грузинского происхождения» является поистине формулой русскости. Так может сказать представитель любой национальности России не только этнически русский человек. И хорошо бы это словосочетание пропагандировать как правильное понимание русскости: русский татарского, якутского, чеченского, еврейского, тувинского, башкирского и т.д. происхождения.
Обратившись к нашему прошлому, мы можем увидеть, что нерусские русские – удивительное явление нашей истории. И сейчас самое время вспомнить эти великие имена – всех русских героев, творцов, созидателей немецкого, грузинского, татарского, бурятского, адыгейского, еврейского, чеченского и т.д. происхождения. Помня, конечно, и о русских великорусского, малорусского и белорусского происхождения, которые во все века были становым хребтом русской цивилизации.
Но сегодня, понимая, что угроза великорусского, как и любого другого, национализма до конца не изжита, что наши противники будут бить в это самое слабое звено имперского устройства – этнический национализм – надо вспомнить именно о нерусских русских.
И ведь этими примерами полна наша история.
Скажем, русские святые, в которых не было ни капли русской крови. Сразу вспоминаем святых сестёр – этнических немок – императрицу Александру Фёдоровну и великую княгиню Елизавету Фёдоровну; этнических греков преподобного Максима Грека, святителя Афанасия Цареградского (Афанасий сидящий, Лубенский чудотворец, Патриарх Константинопольский, чьи мощи в Харькове) и святителя Арсения Элассонского, архиепископа Суздальского и Тарусского; этнического серба преподобного Савву Крыпецкого и многих-многих других.
А сколько нерусских русских среди военачальников?! Сподвижники Петра Франц Лефорт и Патрик Гордон, фельдмаршалы Миних и Барклай де Толли, генералы Багратион, Тотлебен, Гейден, Милорадович, адмиралы Грейг, Крузенштерн, Беллинсгаузен. Тут просто всех не перечислить.
А сколько дипломатов?!
А выдающихся творцов русской культуры, имевших нерусские корни, но которых мы считаем русскими: Пушкин, Лермонтов, Даль, Левитан, Бальмонт, Растрелли, Штакеншнейдер…
Огромное количество примеров самопожертвования нерусских русских ради Родины дала Великая Отечественная война. Один из самых ярких – Хусен Андрухаев, адыгейский поэт, политрук роты 733-го стрелкового полка 136-й стрелковой дивизии, погибший 8 ноября 1941 года под Луганском, посмертно награждённый званием Героя Советского Союза. Окруженный фашистами на крики «рус, сдавайся» этот молодой адыгеец гордо ответил: «Русские не сдаются».
И сегодня мы слышим о подвигах русских героев чеченского, дагестанского, тувинского, бурятского происхождения, которые бок о бок с великороссами и малороссами воюют за нашу Родину на Украине, формируя русское боевое братство.
В своё время митрополит Псковский Тихон (Шевкунов) подготовил прекрасную книгу «Несвятые святые», которая стала бестселлером. Думаю, стоило бы сегодня подготовить такую книгу «Нерусские русские», чтобы она стала пособием на уроках истории во всех школах нашей необъятной многонациональной Родины. В ней должны быть очерки о русских людях всех национальностей России, которые своею кровью защищали Отечество, своими талантами прославляли Россию, своими трудами обустраивали нашу общую Родину.
Анатолий Дмитриевич Степанов, главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания», член Союза писателей России
172. Анатолий Степанов
171.
Но в любом случае.давно пора кончать эту канитель. Всем здоровья, всех с праздником!
170. Ответ на 169, С. Югов:
169. Ответ на 160, р.Б.Алексий:
Когда разбили их ставленников,что оставалось делать?
Как писал Маякрвский:
Взяли мы Ливны
Ллойд-Джордж говорит
«Не дам Деникину ни гривны!»...
Били белых под Царицыном — Ллойд-Джордж говорит:
«Пора с Коммуной мириться нам».
Что ж, пожалуйте, сэр: Да здравствует Р.С.Ф.С.Р
168. Ответ на 166, Сергей:
Ну, поскольку аллегорию С. Югова про мух тут начал развивать я - то, вероятно, Ваши впечатления касаются и меня тоже... Так в чём же я не оправдал Ваших надежд?
Промухнулись Вы.
167. Ответ на 145, р.Б.Алексий:
"Сохранение Советского государство превыше, важнее всего", считал Ленин, в т.ч. и важнее интересов временных, кажущихся, ложных интересов российского крестьянства. И Вы находите здесь русофобию.
166. Ответ на 127, Русский Сталинист:
И она действительно давно уже умерла последней.
Ну, поскольку аллегорию С. Югова про мух тут начал развивать я - то, вероятно, Ваши впечатления касаются и меня тоже... Так в чём же я не оправдал Ваших надежд?
165. Ответ на 149, Туляк:
164. Ответ на 148, С. Югов:
Иное ( и преступное!) дело. что леваки объявляли кулаками нормальных крестьян.
Да, всё так.
163. Ответ на 153, р.Б.Алексий:
Ещё: В.В. Кожинов. Россия, век ХХ. Книга 1. Главы о революции и том же Ленине.