Заявленная тема статьи предполагает раскрытие авторского взгляда на понятие Третьего Рима в его теоретическом осмыслении и практической эволюции в тесной связи с преемством Всероссийского Престола как важнейшего политико-правового института отечественной государственности, входящего в круг непреходящих традиционных ценностей Русского народа и России. Обсуждение идеи Третьего Рима как идеологической парадигмы государственной задачи, настоящего и будущего Отечества особенно усилилось после публикации Указа Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
Интерес к данной тематике вполне объясним, поскольку либеральная модель государственного бытия России не отвечает ее историческим и политическим интересам, не может удовлетворить желание государствообразующего Русского народа и других народов нашей страны, проживающих вместе в течение многих веков, найти приемлемую целеполагающую идею его государственного развития.
Обращение к формуле «Москва-Третий Рим, а четвертому не бывать» как к выражению Промысла Божьего о России, которой отведена функция Катехона, даёт такую возможность. На недавно прошедшей 04.12.2022 г. конференции с одноименным названием, которая была организована Василием Вадимовичем Бойко-Великим, этот вопрос освещался мною в докладе «Самодержавие Третьего Рима в противодействии апостасии». Не буду повторяться.
Схематично, без глубокого раскрытия, обращу внимание лишь на некоторые тезисы доклада, поскольку они впрямую касаются темы данной статьи.
Рассматривать идею Третьего Рима следует, прежде всего, с эсхатологической точки зрения как выбор Богом нашего Отечества, которое не имеет равных по своей способности сохранить чистоту православной веры и уникальность культурно-исторического типа локальной славянской цивилизации с абсолютным доминированием русского этноса.
На этой православно-мистической, национально-культурной и этноконфессиональной основе Богом была создана самобытная отечественная христианская государственность. Изначально, главной ее целью является создание благоприятных условий для спасения людей во Христе Иисусе, распространяя такую возможность на весь мир, удержание которого от сатанистского разложения возложено на Третий Рим.
Практическая реализация идеи Третьего Рима началось с середины 16 века, когда усилиями Ивана Грозного создается Святорусское государство, устанавливается уникальная, не имеющая аналогов в истории человечества форма верховной монархической власти – наследственное царское самодержавие, политико-правовую основу которой составило христианское учение о Царской власти как Богоданной.
Эта форма верховной власти была лучшей для целей Катехона. Природа этой власти оставалась неизменной до 1917 года. Были этапы кратковременного полного отсутствия царского самодержавия – Смутное время. Было время его ослабления при Василии Шуйском, при правительнице Софье и одновременном наличие двух малолетних царей, при существовании Верховного Тайного совета, в том числе во время очень краткого времени действия «кондиций», подписанных Анной Иоанновной и разорванных ею, а также при регентстве Бирона. Период развития Российской империи после 1906 года до 1917 года, когда появились законосовещательные органы царской власти российского монарха, остался периодом царского самодержавия.
Мистический смысл наследования Московским самодержавным царством миссии Римской империи после ее падения в 1453 году предопределил и преемство функции Катехона. Ее осуществление было продолжено Российским императорами. Это были усилия по сохранению европейских монархий, разрушение замысла завоевания мира Наполеоном, противодействие либерализации государственного и общественного развития России, англосаксонским планам ослабления Третьего Рима в Крымской война 1853 года, возбуждение недовольства самодержавием как следствие Русско-японской войны.
Были и другие важные шаги на пути Катехона, в том числе, по укреплению экономической и военно-политической мощи Третьего Рима. Все их в рамках данного формата статьи не перечислить.
Ограждение России от ее территориального развала и полного уничтожения как суверенного государства в ХХ веке в виду Богоотступничества Русского народа произошло благодаря христоподражательному царскому подвигу Императора Николая Александровича, до смерти стоявшего на пути Катехона.
Создание советского государства имперского типа во главе с большевиками в противовес белогвардейской идее либерального пути развития России, чреватого потерей ее национальной целостности и государственного суверенитета, невольно, скорее всего, без осознания советскими руководителями действительной Богоустановленной цели учреждения государственности нового типа, Промыслом Божьим сохранило функцию удерживающего в контексте идеи Третьего Рима, получившего на время наименование СССР, пусть и в латентном состоянии.
Сохранению функции Катехона невольно способствовала сталинская идея 1925 года, которая предусматривала возможность построения социализма в одной стране, гарантировавшая государственный суверенитет России с ее традиционно высокоцентрализованной верховной властью единоличного государственного правления, которая оставалась имперской по своей цивилизационно-культурной и политико-правовой характеристике.
С началом Великой Отечественной войны 1941 года функция удерживающего вновь проявила себя в открытом виде. Победа над очередным вариантом глобалистских устремлений была следующим важнейшим этапом осуществления миссии Третьего Рима и удерживающего.
Далее, осуществление функции Катехона Советским государством шло через противостояние планам глобального превосходства англосаксонской цивилизации путем содействия ликвидации колониальной системы и оказание всесторонней помощи государствам, заявившим о своей национальной независимости, предполагающей наличие суверенной государственности, политической и культурную автономии.
После спланированного уничтожения СССР, функция удерживающего, Промыслом Божьим порученная Третьему Риму, вновь активизирована через 30 лет.
Политическая подготовка к этому вольно или невольно началась с принятием поправок в Конституцию 1993 года. Происходит возврат к жесткой централизации и единовластию.
С 2020 года в Конституцию РФ вводятся элементы государственного устройства аналогичные тем, что существовали в Российской империи ‒ образуется Государственный совет, вводится понятие публичной власти, активизируется административно-указная деятельность Президента, которая приобретает вполне определённый практический характер правовых велений верховной власти, имеющих незыблемую императивность.
Формально, а по своей сути и практически, реорганизованная система властной иерархии объединяет и подчиняет себе все ветви государственной власти (власть законодательную, исполнительную, частично и опосредованно судебную) а также власть местного самоуправления. То есть, является аналогом верховной самодержавной власти российского монарха, но с совершенно иной идейно-правовой основой. В Российской империи источником власти признавался Бог. По Конституции РФ 1993 года – народ.
Третий Рим получил необходимую ему традиционную единодержавность, которая всегда была основой российской мировоззренческой ментальности и правосознания, политической доктрины и экономических успехов Отечественной государственности. Начало Специальной военной операции 24 февраля 2022 года стало началом возрождения функции Катехона. Третий Рим в очередной раз открыто выступил против аномического глобализма, который разрушает государственный суверенитет и внутренние социально-культурные нормы, традиционные ценности и народный быт России.
Таким образом, вопреки порой высказываемому ошибочному мнению о том, что с падением Российской империи Россию уже нельзя считать Третьим Римом, наше Отечество, как и раньше, способны мы это осознать сейчас или пока к этому не готовы, продолжает играть роль Катехона в путях Божественного домостроительства.
Мессианская роль Третьего Рима в Промысле Божьем полностью очевидна, хотя ее осуществление носит порой скрытый характер, но осуществляется императивно.
Также как лучшей формой верховной власти в целях Третьего Рима является царское самодержавие, так и его непрерывное сбережение в качестве важнейшего элемента в наследственном преемстве Всероссийского Престола, является лучшим способом сохранения и осуществления функции Катехона. В этом смысле понятие о наследственном Престоле христианского монарха следует рассматривать не только и не столько как понятие юридическое, сколько как мистическое, раз мы признаём источником Царской власти Русского самодержца Божественное установление, которым инициируются его царские права и прерогативы.
С точки зрения юридической, Престол обнимает своим содержанием четыре вида наследственной юридически неограниченной самодержавной власти российского монарха – верховную самодержавную власть, власть верховного и подчинённого управления, власть главы государства и Главы Церкви.
Под державным покровом самодержавного Престола действовали и органы местного самоуправления, входя в единую систему царской власти российского монарха. Видимыми символами Престола являются атрибуты Царской власти.
В понятие Престола включается также право Русского самодержца и Помазанника Божьего на наследственное обладание государственной территорией России, выводимое из удельно-вотчинного права русских князей на их наследственные территориальные владения, а также право распоряжения юридической судьбой подданных.
Всё это вместе представляет собой самобытный объект российского династического престолонаследия, не имеющей полных аналогов в истории человечества.
В этой связи, хотелось бы обратить внимание на распространённую неточность в употреблении терминологии. Она касается ряда неверно употребляемых понятий, описываемых как «отрешение от Престола», «лишение Престола» и т.д., когда имеется в виду процесс упразднения монархии 2 марта 1917 года. Верно утверждать: насильственное лишение Императора Всероссийского Николая II верховной власти.
Причём, в результате масонского заговора с массовой фальсификацией доказательств.
Лишить Помазанника Божьего Престола, который дарован Ему Богом, в принципе невозможно. Можно добиться устранения Его от осуществления верховной власти, физически Его уничтожить. Однако, с точки зрения духовной Престол как был царским в России так им и остался, существуя прикровенно.
С точки зрения юридической, законно, Всероссийский Престол также не упразднялся. Отсутствуют только его видимые атрибуты. Это означает, что наследственные царские права, вытекающие из Акта о престолонаследии 1797 года и Основных государственных законов Российской империи в обеих редакциях, у законных наследников в роде Романовых, остались в прежнем виде.
Очевидно понимая это обстоятельство, и была предпринята безсмысленная попытка уничтожить Престол и право на престолонаследие путем убийства Царя и Помазанника Божьего. Его убили, чтобы уничтожить Удерживающего, уничтожить непрерывность Богоданной наследственной родовой власти, имеющей сакральную генетику Царской крови. [Об этом свидетельствует Пс. 131: «Клятся Господь Давиду истиною, и не отвержется ея: от плода чрева твоего посажду на престоле твоем». Толкуя его содержание Святитель Филарет (Дроздов) отмечает: Бог «посаждает на престоле» царевом «от плода чрева царя», то есть: наследственность царской власти есть также Божественное установление (см.: Толкования Священного Писания. Режим доступа). Старец Николай Гурьянов – относительно пояснения подвига Царских Мучеников: «Кровь Царская ‒ Святая»]. Тем самым, планировалось уничтожить и правовую идею наследственного родового самодержавия как форму традиционной верховной власти в России, которая наилучшим образом связывала Третий Рим с Богом. Инфернальная сила злонамеренного ритуала Цареубийства не преодолела христоподражательный подвиг Святого Государя, принятый Господом и Церковью, которая прославила Николая II и Его Августейшую Семью в лике святых.
Что касается порядка преемства Всероссийского Престола в Третьем Риме, который законодательно обеспечивал непрерывность осуществления верховной самодержавной власти российского монарха и функции Катехона, то его осуществление строилось по принципу агнатско-когнатической примогенитуры.
Это означает, что наследование осуществлялось сначала в мужских линиях, происходящих от царствующего монарха. В случае их пресечения, престолонаследие переходило на время в женские линии с последующим вступлением на Престол агнатских когнатов. То есть, мужчин в женской линии, представительница которой первой занимала Престол по праву заступления и передавала его своим детям.
В силу Акта 1797 года и ОГЗ РИ, установленный законом порядок престолонаследия, после насильственного лишения Императора Всероссийского Николая II верховной власти, убийства Его, Супруги, Наследника-Цесаревича и Его Дочерей, а также Его Брата Великого Князя Михаила Александровича, предопределил переход права престолонаследия в женские линии Детей Александра III. Сначала ‒ в линию Великой княгини Ксении, состоявшей в разнородном браке с Великим князем Александром Михайловичем. Затем, в случае прерывания мужских и женских линий ее наследников, в род Великой Княгини Ольги. Таков существующий сегодня порядок престолонаследия Третьего Рима (об этом подробнее см.: Кузнецов М.Н., Шайрян Г.П., Отречение, которого не было… Останки, которых нет… Где искать наследника Престола. Правовая оценка фактов и документов. М., 2018).
В заключение несколько слов о законодательно установленных условиях российского престолонаследия, без обращения к содержанию которого трудно понять его современное состояние и трудности его легитимации. Их несколько.
Одно них ‒ это условие о Императорской крови, без наличия которой членство в Императорском доме невозможно: Все лица, происшедшие от Императорской Крови в законном, дозволенном царствующим Императором, браке, с лицом соответственного по происхождению достоинства, признаются Членами Императорского Дома (ст. 126 ОГЗ РИ 1906г.)
Другое условие ‒ это условие о принадлежности вступившего на Престол монарха православному вероисповеданию: Император, Престолом Всероссийским обладающий, не может исповедовать никакой иной веры, кроме Православной (ст. 62 ОГЗ 1906 г.).
Третье условие связано с равнородностью браков Членов Императорского Дома, исключающих морганатические браки для великих князей, как наиболее близких к наследованию Престола.
Четвертое условие, которое установлено Учреждением об Императорской Фамилии – это соизволение царствующего Императора на брак, без соизволения сего совершенный, законным не признается (ст. 183 ОГЗ РИ 1906 г.).
Вывод, который следует из сказанного, состоит в следующем.
На нынешнем этапе отечественной государственности, не имеющей конституционно закреплённого идеологического стержня своего развития, теория «Москва ‒ Третий Рим» актуальна как никогда. Промыслом Божьим Россия возвращается к инициативному удержанию мира от влияния глобализма как идеи безраздельного сатанинского господства над человечеством.
Формула Третьего Рима должна стать квинтэссенцией идеологии православного русского возрождения. Начало ему положено верховной властью в виде означенного выше Указа Президента о сохранении и укреплении традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Шайрян Георгий Павлович, доктор юридических наук, кандидат исторических наук, писатель