Казну расхитили, жителей мучили и грабили

Иван Грозный о детстве и о боярском правлении

Царская Россия  Иван Грозный 
0
3916
Время на чтение 8 минут

Преимущество единодержавия для Руси и народа ее, Царь Иван в своем послании наглядно противопоставляет прелести «многоначалия» боярского правления, испытанного им непосредственно.

Вспоминая со скорбью годы детства своего после смерти отца Государя Василия Ивановича в 1533 году, Иван Васильевич уже в начале Первого послания Курбскому подчеркивает: «Вы ведь еще со времени моей юности, подобно бесам, благочестие нарушали и державу, данную мне от Бога и от моих прародителей, под свою власть захватили… Сколько зла я тогда от вас претерпел! Обо всем этом подробнее дальнейшие слова известят».

И далее посвящает этому периоду, трагическому для себя и для «всея Руси», немало страниц послания, составляющих по смыслу отдельную главу.

Остались мы сиротами, и оказались словно среди пламени. «Выше я обещал подробно рассказать, как жестоко я страдал из-за вас от юности до последнего времени. Это известно всем ‒ ты был еще молод в те годы, но, однако, можешь знать это.

Когда по Божьей воле, сменив порфиру на ангельскую [монашескую] одежду, наш отец, Великий Государь Василий, оставил бренное земное царство и вступил на вечные времена в Царство Небесное предстоять перед Царем Царей и Господином Государей, мне было три года, а покойному брату Георгию, один год.

Остались мы сиротами, а мать наша, благочестивая царица Елена, ‒ столь же несчастной вдовой, и оказались, словно среди пламени: со всех сторон на нас двинулись войной иноплеменные народы ‒ литовцы, поляки, крымские татары, Астрахань, ногаи, казанцы.

А вы, изменники, тем временем начали причинять нам многие беды ‒ князь Семен Бельский и Иван Ляцкий, подобно тебе, бешеной собаке, сбежали в Литву, и куда только они не бегали, взбесившись?

И в Царьград и в Крым и к ногаям, и отовсюду шли войной на православных. … Потом изменники подняли на нас нашего дядю, князя Андрея Ивановича, и с этими изменниками он пошел было к Новгороду ‒ вот кого ты хвалишь и называешь доброжелателями, полагающими за нас душу!

А от нас в это время отложились и присоединились к князю Андрею многие бояре во главе с твоим родичем, князем Иваном Семеновичем…

Не это ли то доброжелательство, за которое их хвалишь? … Затем же они, как подобает изменникам, стали уступать нашему врагу, государю литовскому, наши вотчины, города Радогощь, Стародуб, Гомель, ‒ так ли доброжелательствуют? Если в своей земле некого подучить, чтобы погубили славу родной земли, то вступают в союз с иноплеменниками ‒ лишь бы навсегда погубить землю Русскую!»

Право, читая подобное, невольно подумаешь, что никакой истории и вовсе нет, а разыгрывается всегда одна и та же пьеса, в разных декорациях и с иными актерами! Дальше – больше.

Так подданные наши получили желаемое – Царство без правителя. Царевичу Ивану было восемь лет, когда «Божьей судьбой родительница наша, благочестивая царица Елена, переселилась из земного царства в Небесное… и так подданные наши достигли осуществления своих желаний, ‒ получили Царство без правителя».

Верные подданные, все князья да бояре, вместо заботы о Царственных сиротах тут же занялись куда более увлекательным делом: «ринулись к богатству и славе!».

Интересно вот, что там на первом месте у благородных Рюриковичей и прочих Гедиминовичей было? Слава или все же богатство, как у вульгарных олигархов?

Фактом остаётся, что в погоне за указанными ценностями «сильны люди земли Русской» немедленно «перессорились друг с другом, и напали при этом друг на друга». Подумать только!

«И чего только они не натворили! Сколько бояр наших, и доброжелателей нашего отца и воевод перебили! Дворы, и села, и имущество наших дядей взяли себе и водворились в них. И сокровища матери перенесли в Большую казну, при этом неистово пиная ногами и тыча в них палками, а остальное разделяли.Тем временем князь Василий и Иван Шуйские самовольно навязались мне в опекуны и таким образом воцарились».

Вряд ли читателя удивят дальнейшие слова послания, что «тех, кто более всех изменял отцу нашему и матери нашей, выпустили из заточения и приблизили к себе.

А князь Василий Шуйский поселился на дворе нашего дяди, князя Андрея. И на этом дворе его люди, собравшись, подобно иудейскому сонмищу, схватили Федора Мишурина, ближнего дьяка при отце нашем и при нас, и, опозорив его, убили … и многих других заточили в разные места. И на Церковь руку подняли, ‒ свергнув с престола митрополита Даниила, послали его в заточение». (Митрополит Московский и всея Руси Даниил с 1522 года по 1539 год, годы жизни (ок. 1492 ‒ 22 мая 1547). Ученик Иосифа Волоцкого, после его смерти стал игуменом Волоцкого монастыря. Продолжил дело своего учителя в миссионерстве и в борьбе с ересью «жидовствующих». Осенью 1525 года митрополит благословил Василия III развестись с безплодной вел. кн. Соломонией, которая приняла постриг в московском в честь Рождества Пресв. Богородицы монастыре (была затем переведена в суздальский в честь Покрова Пресв. Богородицы монастырь). В январе 1526 года митрополит Даниил обвенчал Василия III с Еленой Васильевной Глинской, в 1530 году родившей долгожданного сына и наследника – Иоанна. В малолетство Иоанна Грозного поддерживал его мать ‒ правительницу Елену. 2 февраля 1539 года Даниил низложен князьями Шуйскими и сослан в Волоцкий монастырь.)

Низложение митрополита Даниила Шуйскими

Любопытно, что все мы многократно читали и слышали, как при «самовластии тирана Грозного» был сведён с престола и сослан митрополит Филипп. А вот что подобное случалось при власти «лучших людей», Карамзиным и последователями как-то не акцентируется.

Так князья Шуйские «со-товарищи» «осуществили все свои замыслы и сами стали царствовать». На благо отечества – по мнению Курбского и всех иных либералов прошлого и настоящего.

«Нас же с покойным братом Георгием ‒ с грустью продолжает вспоминать Иван Васильевич, ‒ начали воспитывать, как иностранцев или как нищих. Какой только нужды ни натерпелись мы в одежде и в пище! Ни в чем нам воли не было; ни в чем не поступали с нами, как следует поступать с детьми.

Припомню одно: бывало, мы играем в детские игры, а князь Иван Васильевич Шуйский сидит на лавке, опершись локтем о постель нашего отца и положив ногу на стул, а на нас и не смотрит ‒ ни как родитель, ни как властелин, ни как слуга на своих господ.

Кто же может перенести такую гордыню? Как исчислить подобные тяжелые страдания, перенесенные мною в юности? Сколько раз мне и поесть не давали вовремя».

Все расхитили коварным образом… Что же сказать о доставшейся мне родительской казне? Все расхитили коварным образом, ‒ говорили, будто детям боярским [войску] на жалованье, а взяли себе. А их [детей боярских] жаловали не за дело, назначили не по достоинству. [Дети (или сыны) боярские ‒ военное сословие в Русском царстве в конце XIV ‒ начале XVIII веков. В XVI-XVII веках дети боярские вместе с дворянами входили в число «служилых людей по отечеству» и несли обязательную службу, за которую получали поместья, и составляли поместную конницу. Дети боярские несли также и постоянную сторожевую службу по охране границ Русского государства. Командиры засечной стражи и сторожевых разъездов ‒ «станиц» ‒ как правило, были из детей боярских. Английский поэт и дипломат Джайлс Флетчер в своей книге «Of the Russe Common Wealth» («О Русской Державе») писал: «Русские воины носят имя сынов боярских или сынов благородных. Это их звание по военным обязанностям. В России считается благородным каждый воин, и таким образом сын джентльмена (который рождается воином) всегда сам джентльмен и солдат. Он не делает ничего иного, кроме дел военных. Когда он возмужает и способен владеть оружием, он является в управление ‒ "Разряд" или к главному местному административному начальнику. Тот его записывает и назначает в какую-либо часть страны, преимущественно туда же, где был его отец».]

Дети боярские XVI век. Раскрашенная гравюра из книги Сигизмунда Герберштейна «Записки о Московии», издания 1556 года

А безчисленную казну деда нашего и отца нашего забрали себе и наковали себе из нее золотых и серебряных сосудов и надписали на них имена своих родителей, будто это их наследственное достояние».

Дальше в послании идут и вовсе изумительные строки, характеризующие нравы и обычаи «сильных людей» даже тех славных времен: «Но известно всем, что при матери нашей у князя Ивана Шуйского шуба была мухояровая [полушерстяная] зеленая на куницах, да еще на ветхих. Так если бы это было их наследственное имущество, то чем сосуды ковать, лучше бы шубу переменить, а сосуды ковать, когда есть лишние деньги».

И, будто воздохнув тяжело, Царь заключает: «А о казне наших дядей что говорить? Всю себе захватили».

Это мы очень даже хорошо понимаем!

Людей мучили и грабили. Дальнейшие действия вольнолюбивых бояр, дорвавшихся до власти без царского пригляда, вполне логичны и понятны: «Потом напали на города и села, мучили различными жестокими способами жителей, без милости грабили их имущество. А как перечесть обиды, которые они причиняли своим соседям? Всех подданных считали своими рабами, своих же рабов сделали вельможами. Делали вид, что правят и распоряжаются, а сами устраивали неправды и чинили безпорядки. От всех брали безмерную мзду, и за мзду все только и делали».

Поистине, нет ничего нового под солнцем! Прав Экклезиаст!

[О военных подвигах беглого воеводы Курбского, о роли его и сподвижников в Ливонской войне – следующий рассказ].

Борис Глебович Галенин, военный историк

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Борис Галенин
Все статьи Борис Галенин
Царская Россия
День памяти Великой княгини Софии Палеолог
Сегодня мы также вспоминаем историка Н.И.Костомарова, философа П.Е.Астафьева, графа П.П.Шувалова, генерала Н.И.Глобычева, князя С.К.Белосельского-Белозерского, Великую княгиню Ксению Александровну и художника С.В.Герасимова
20.04.2024
«Она была наследницею его державных прав»
Президентская библиотека к 340-летию императрицы Екатерины I
18.04.2024
Пора восстановить историческую справедливость
Почему в Белоруссии до сих пор не поставили памятник Петру Христиановичу Витгенштейну?
16.04.2024
Все статьи темы
Иван Грозный
Все статьи темы
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35