Центр по защите христианской идентичности (Белград, Сербия) выразил протест в связи с действиями президента Латвии Эгилса Левитса, представившего национальному парламенту проект закона об изменении статуса Латвийской Православной Церкви, которая имеет статус самоуправляемой в юрисдикции Московского Патриархата, сообщает Интерфакс-Религия.
«С юридической точки зрения принятие представленного законопроекта, несомненно, является грубым нарушением Конституции Латвии и действующего принципа отделения Церкви от государства», - говорится в обращении за подписью президента этой правозащитной организации Диогениса Д.Валаванидиса.
При этом как абсурд и цинизм расценен тот факт, что решать вопрос статуса Латвийской Православной Церкви было предложено национальному парламенту, в котором большинство составляют католики и лютеране, а православные находятся в меньшинстве.
Разбирая предложенные президентом Латвии поправки в законодательство, правозащитники указывают, что в обоснование приводятся абсурдные «аргументы» - якобы действующий статус Православной Церкви в Латвии является «угрозой для национальной безопасности».
«Хотелось бы знать, чем можно подкрепить это утверждение, учитывая, что Латвийская Православная Церковь никоим образом не показывала и не показывает каких-либо признаков нелояльности государству, – отмечается в заявлении центра. – Какой была бы реакция международного сообщества, если бы, например, в Российской Федерации был внезапно принят закон, запрещающий католикам подчиняться епископу Римскому, т.е. папе? Всем, кто готов решиться на подобные шаги, должны напомнить: настало время примириться с фактом, что имперская эпоха царя Константина, когда царская власть могла принимать подобные решения, осталась в далеком прошлом».
В обращении Центра по защите христианской идентичности также затрагиваются причины происходящего ныне раскалывания единства православного мира. Подчеркнуто, что оно началось с «катастрофического решения» патриарха Варфоломея признать автокефалию т.н. ПЦУ. Говоря о последующем признании т.н. ПЦУ лидерами других греческих Церквей, правозащитники напоминают, что этнофилетизм был осужден не только на Константинопольском соборе в 1872 году, но и участниками Критского собора 2016 года, расценившими это явление как «ересь» и «змеиный яд», разрушающий единство Православной церкви.
Таким образом, «признавая т.н. Православную церковь Украины, Патриарх Константинопольский Варфоломей I поставил себя выше Господа Иисуса Христа, выше Апостолов, выше Вселенского Собора и святых отцов, оставивших нам святые каноны», сказано в заявлении.
«Что касается Русской Православной Церкви, то она на протяжении ХХ века дарила автономию и самостоятельность Церквам в отделившихся от России государствах, – напоминают правозащитники. – Наоборот, Латвия с 1918 г., когда получила независимость, начала преследовать православных и требовать отделения от Русской Православной Церкви как Церкви-Матери. На протяжении 20-х гг. ХХ века латвийские власти присвоили 28 храмов, закрыли образовательные учреждения Церкви, а одна четверть недвижимого имущества Православной Церкви была конфискована».
Напомним, что ранее президент Латвии Эгил Левитс решил собственным указом даровать автокефалию Латвийской Церкви. Примечательно, что латвийские власти действовали в данном случае большевистскими темпами.
Доктор экономических наук, русский политик из Риги, преследуемый латвийским политическим режимом, Александр Владимирович Гапоненко отмечал, что Латвийская Православная Церковь никаким законным способом не может изменить свой правой статус в рамках Русской Православной Церкви.