Всечестные отцы, братья и сестры, уважаемые участники Филофеевских образовательных чтений!
Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека должны стать предметом наших сегодняшних размышлений. Тема конференции предполагает глубокое и вдумчивое осмысление значения человеческого выбора. Духовный, нравственный выбор представляет собой свободу, реализованную во имя блага человека и всего нашего общества. Делать правильный духовный выбор способствуют глобальные вызовы современного мира. При этом в Священном Писании как предостережение говорится, что «мир во зле лежит». Как свидетельство этих слов Священного Писания мы наблюдаем: разрушение нравственных норм, пропаганду нравственного безразличия, бездуховный выбор, который лишает правильного мировосприятия человека. Утрата духовности обесценивает всю жизнь человека и общества. В последние годы мы видим, как весь англосаксонский Запад буквально ополчился против суверенности нашей самобытной цивилизации, нашей православной духовной культуры и его носителя – русского народа.
1034 года тому назад Русь и наши народы сделали свой духовный выбор в пользу христианского образа жизни. Этот выбор оказал влияние на ход всей истории нашей страны, сформировав особый пласт нашей российской цивилизации. Святой князь Владимир, креститель Руси – это особо значимая фигура нашей российской истории, определивший вектор ее развития на все последующие века. Если мы обратимся к истории, то увидим, что это был сильный правитель, умелый воин и политик, стремившийся к объединению славянских племен. Сделанный князем Владимиром выбор веры означал появление в его стране объединяющей народы духовной вертикали. Барьеры между разными племенами, начали сглаживаться и исчезать. Именно православная культура, эта живописная и живоносная культура православной веры и жизни в рамках единой княжеской властной вертикали интегрировала множество родов и племен в единую общность – русский народ.
Особым образом, это отразилось и на процессе освоения Сибири. В 1581 году отряд казаков под предводительством атамана Ермака покорил Сибирское ханство, и уже спустя 60 лет русские первопроходцы вышли на берег Охотского моря, пройдя всю Сибирь от Урала до Тихого океана. Этому успеху способствовало распространение Православия на Сибирской земле. Был избран путь духовного просвещения местных народов и приобщения их к христианским нравственным ценностям. Ни один народ, проживавший на территории Сибири и Дальнего Востока, не исчез и не был изгнан или загнан в резервации, не было и насильственной колонизации в западном понимании освоения земель. Для сравнения − европейцам понадобилось 350 лет, чтобы пройти Северную Америку от Атлантического до Тихого океана и сформировать свою государственность (с открытия Америки в 1492 году).
В начале XVIII века важнейшим событием, способствовавшим широкому распространению Православия среди местных народов, стала подвижническая деятельность архипастырей Тобольских – митрополита Филофея (Лещинского) и митрополита Иоанна (Максимовича). Уже тогда было начато строительство церквей и часовен, вокруг которых вырастали сёла, открывались церковноприходские школы, где велось просвещение и на местных языках. В 1701 году царь Петр I издал указ об открытии в Тобольске первого учебного заведения в Сибири. Указом предписывалось: «В Тобольске… открыть училище… народ учить и многочисленных в Сибири иноземцев, … приводить в познание истинныя веры… и потому… искать расширения до самого государства Китайского…». Из этого указа видно, что перед Церковью ставилась даже и государственная задача. Во исполнение Царского указа в 1703 году в Тобольске было открыто Духовное училище, на базе которого в 1743 году была открыта Тобольская Духовная Семинария. Семинария стала родоначальницей большинства духовных и светских учебных заведений в Сибири. Именно ее выпускники впоследствии составили основу преподавательских кадров открываемых вузов, училищ и гимназий. В конце XVIII и в XIX вв. духовное образование было одним из самых основательных и носило комплексный характер, помогало молодым людям того времени правильно направить вектор своего развития на нравственное преображение своих душ.
И сегодня нравственные ценности, проповедуемые Церковью, являются вектором духовного развития человека. Человеку, тем более молодому, трудно реализовать правильный духовный выбор и здесь православная традиция наших благочестивых предков помогает не оступиться и не поддаваться сиюминутным соблазнам.
Важно задуматься о том, с какими ценностями и ориентирами молодёжь вступает в жизнь? Этот вопрос является одним из главных, потому что молодёжь в российском обществе уже давно столкнулась с глобальными вызовами современного мира. Это проявляется в подмене ценностей подлинной духовной культуры усреднёнными образцами потребительской культуры, в переориентации молодёжи от творческого созидания к потреблению. Часто у современной молодёжи нет чётких целей, ориентиров, как устроить свою жизнь. Молодёжь получает картину мира из СМИ и через продукты массовой культуры. В связи с этим, важно с юных лет человеку прививать правильное мировосприятие, основанное на христианских ценностях.
Отрадно видеть, что сейчас государство и общество всё более сознают, что Русская Православная Церковь является их духовной скрепой. Что только соработничество церковных и государственных органов, общественных организаций в деле духовно-нравственного воспитания нашего народа, особенно подрастающего поколения, способно взрастить гармоничную личность человека патриота, гражданина, верного сына Матери-Церкви и своего земного Отечества. Как раз в этом заключается долгосрочная стратегия цивилизационного развития России в духовном плане, начало, которой было положено еще святым равноапостольным князем Владимиром.
На предстоящих секционных заседаниях, важно рассмотреть пути решения проблем глобальных вызовов современного западного мира, духовно-нравственной незащищённости молодого поколения, правильного духовного выбора, основанного на векторе самоотверженной любви к ближним.
Желаю всем участникам Филофеевских образовательных чтений плодотворной научной работы, творческих и научных успехов, постижения наших российских культурных истоков и духовных традиций на благо нашего Отечества!
Димитрий (Капалин), митрополит Тобольский и Тюменский, Глава Тобольской митрополии, ректор Тобольской духовной семинарии