«Борьба за трезвость в России: вчера, сегодня, завтра»

В Александро-Невской Лавре состоялась конференция, посвященная памяти выдающегося врача, ученого и общественного деятеля Ф.Г. Углова

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн  Новости РПЦ  Проблемы церковной жизни  Наркомания, алкоголизм и табакокурение 
0
912
Время на чтение 8 минут
Фото: Предоставлены организаторами

5-7 октября Фонд сохранения и развития научного, литературного и общественного наследия академика Ф.Г. Углова провел ряд мероприятий, посвященных 118-й годовщине со дня рождения выдающегося хирурга и общественного деятеля Федора Григорьевича Углова.

6 октября в зале Духовно-просветительского центра Свято-Троицкой Александро-Невской лавры «Святодуховский» состоялась Научно-практическая конференция «Борьба за трезвость в России: вчера, сегодня, завтра», сообщает наш корреспондент.

«Приглашаются все единомышленники и поборники здорового образа жизни! Ситуация такова, что не все достойные активисты и сочувствующие знакомы между собой. Одна из целей конференции – исправить это упущение. Организаторы и участники охотно выслушают видение ситуации, практический опыт и перспективные алгоритмы действия. Приветствуются выступления и дискуссии! В теплой дружеской обстановке под чаепитие попытаемся выработать единые методы и наметить общий вектор консолидированных действий», - говорилось в анонсе мероприятия.

Участники форума посетили могилу Ф.Г. Углова на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры, а также могилы выдающихся подвижников православной трезвости – создателя дореволюционного Александро-Невского общества трезвости священника Александра Рождественского, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева), основателя современного православного трезвеннического движения Владимира Алексеевича Михайлова.

Предваряя конференцию, директора Фонда Ф.Г. Углова Алена Викторовна Новгородова отметила, что значение трудов и общественной деятельности Федора Григорьевича трудно переоценить. На протяжении многих лет Фонд Углова сохраняет память о выдающемся ученом и общественном деятеле, переиздает его книги, проводит вечера памяти. В планах – расширение взаимодействия между различными трезвенническими организациями, прежде всего, православными.

Затем участникам был представлен документальный фильм, посвященный жизни и деятельности Ф.Г. Углова и созданный сотрудниками Фонда его имени. Зрители узнали много малоизвестных фактов из жизни выдающегося хирурга. В частности, до сих пор не особо афишируются факты, связанные с религиозным, православным мировоззрением Федора Григорьевича. Но это был человек, стремившийся к вере. Имеются свидетельства о контактах Углова с митрополитом Иоанном (Снычевым) (в частности, владыка лечился в клинике, которой руководил академик), посещал Углов при жизни и клуб «Бодрствование» во имя святого мученика Вонифатия, который действует при храме во имя иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» на заводе АТИ (в то время клуб возглавлял его основатель В.А. Михайлов). Велик вклад Углова в дело трезвенного просвещения. Еще декабре 1981 г. на Всероссийской конференции по борьбе с алкоголизмом в городе Дзержинске Горьковской (ныне Нижегородской) области Углов выступил с резонансным докладом на тему трезвости, который во многом всколыхнул общественность, и, несмотря на сопротивление тогдашних властей (труды Углова перестали печатать и т.д.), способствовал принятию в 1985 г. на высшем уровне антиалкогольных мер, имевших определенное положительное значение.

Далее слово было предоставлено кандидату исторических наук, выпускающему редактору «Русской народной линии», корреспонденту газеты «Трезвение» Дмитрию Игоревичу Стогову, который кратко изложил историю трезвеннического движения в Царской России, СССР и современной России. Докладчик отметил, что принято выделять пять волн трезвеннического движения в нашей стране. Первая волна (конец 1850-х – начало 1860-х гг.) связана с повышением акциза на водку, которое обернулось «трезвыми бунтами», подавленными властями. В 1859 г. Святейший Синод официально разрешил открывать на приходах общества трезвости, хотя сама инициатива их создания возникла чуть ранее, в Литве и Белоруссии. Вторая волна трезвеннического движения пришлась на период после 1880-х гг., когда в 1889 г. Святейший Синод призвал духовенство содействовать правительству в борьбе с пьянством, создавать общества трезвости. Огромную роль в деле трезвенного просвещения сыграл выдающийся педагог и общественный деятель Сергей Александрович Рачинский. Вслед за ним эстафету православной трезвости подхватили святой праведный Иоанн Кронштадтский, который создал в Петербурге Дом трудолюбия, и священник Александр Рождественский, основавший на рубеже веков Александро-Невское общество трезвости (АНОТ).

Третья волна трезвеннического движения связана с прошедшим в 1909 г. Первым съездом антиалкогольных деятелей. Именно после этого съезда, а затем в еще большей степени после второго аналогичного съезда (1912) деятельность православных обществ трезвости по всей России резко активизируется. В течение 10 лет в АНОТ было осуществлено около 600 000 обетов трезвости. Всего в период перед Первой мировой войной в России насчитывалось почти 2 000 обществ трезвости.

Начавшаяся Первая мировая война и введение Царским правительством ограничительных мер по обороту алкоголя были восприняты положительно значительной массой народа. Сохранялись эти меры вплоть до 1925 г., когда вновь, как и в конце XIX в., была введена винная монополия. На фоне роста потребления алкоголя в новых советских реалиях вновь возникают общества трезвости: в 1927 г. появляется Московское общество борьбы с алкоголизмом, в 1928 г. создан Всесоюзный совет противоалкогольных обществ. Они занимались просветительской деятельностью, издавали книги, журналы, брошюры, плакаты трезвеннической тематики, до сих пор хорошо известные пропагандистам идей трезвости. Однако репрессии 1930-х гг. фактически способствовали угасанию четвертого трезвеннического движения в нашей стране.

Наконец, в 1970-е и особенно в 1980-е гг., после конференции в Дзержинске, вновь возникают многочисленные трезвеннические организации. Начинает отсчет пятое трезвенническое движение в СССР. Помимо Ф.Г. Углова, значительный вклад в его развитие внесли В.Г. Жданов, Г.А. Шичко и его ученик и соратник В.А. Михайлов, положивший метод Шичко (по избавлению от алкогольной зависимости) на православную основу и получивший в феврале 1993 г. благословение от митрополита Иоанна (Снычева) на создании клуба «Бодрствование». В 2000 г. стараниями Михайлова учреждено Всероссийское Иоанно-Предтеченское братство «Трезвение». Ряды трезвенников по всей стране ширятся, и опять-таки, как и в случае предыдущих волн трезвеннического движения в нашей стране, изначально это была инициатива снизу, получившая затем уже официальный статус.

Докладчик отметил, что в настоящее время крайне важно изучать опыт дореволюционной трезвеннической работы. В этой связи исследуются архивные источники, газетные материалы, в том числе публикации органа Красноярского отдела черносотенной организации – Союза русского народа – газеты «Сусанин» за 1913–1914 гг., в которой буквально на каждой странице размещались материалы, посвященные трезвости и работе местного общества трезвости. Эта работа, несомненно, будет продолжена.

Затем слово было предоставлено настоятелю храма-часовни во имя иконы Божией Матери «Живоносный источник» при 26-й больнице г. Санкт-Петербурга протоиерею Евгению Горянчику. Он поделился опытом работы с «анонимными алкоголиками» и «анонимными наркоманами». Священник особо подчеркнул, что все формы зависимости (алкогольная, наркотическая, игровая, табакокурение, порнозависимость и т.д.) имеют одну первооснову, одну духовную природу, а именно оскудевание в человеке веры в Бога, его отход от традиционной формы существования. Среди тех, кто занимается по программе «анонимных алкоголиков» (АА) «12 шагов» много верующих людей (и в качестве примера о. Евгений прочитал молитву «анонимных алкоголиков», которая по своей структуре и содержанию напоминает молитвы святого праведного Иоанна Кронштадтского), но пока что еще невоцерковленных людей. Так что в этом плане, отметил батюшка, предстоит еще громадная работа.

Заведующая одним из медико-социальных центров Санкт-Петербурга Ольга Ивановна Спирова поделилась своим опытом трезвеннической работы.

Редактор «Православного радио «Санкт-Петербурга», автор РНЛ Василий Иванович Стамов поделился воспоминаниями об «апостоле трезвости наших дней» Владимире Алексеевиче Михайлове, которого лично хорошо знал. В.А. Михайлов записал цикл передач на «Православном радио», и они до сих пор, после того, как уже прошло более 16 лет со дня кончины подвижника православной трезвости, пользуются большой любовью и популярностью среди радиослушателей. Каждую неделю по вторникам и пятницам осуществляется повтор этих радиопередач в эфире радио.

Наконец, с небольшим сообщением выступил доктор биологических наук Валентин Борисович Сапунов. Докладчик, подчеркнув важность введения в стране «полусухого закона» при Императоре Николае II и при М.С. Горбачеве, особо отметил, что в настоящее время мы находимся в стадии поиска национальной идеи. Еще в XVIII в. М.В. Ломоносов и П.И. Шувалов говорили о необходимости народосбережения. В ХХ веке эту идею подхватил писатель А.И. Солженицын. И сегодня, по мнению ученого, следует взять на вооружение эту идею.

Алена Викторовна Новгородова подвела итоги форума. По ее словам, символично, что он состоялся в тот день, когда Святая Церковь празднует Зачатие честного, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, проповедовавшего трезвость и воздержание. Руководитель Фонда Ф.Г. Углова также отметила, что в целом всю трезвенническую работу можно разделить на две составляющие: 1. Трезвенное просвещение, дабы «не допустить беды» и 2. Реабилитация, то есть когда уже беда пришла в дом. Все эти фазы трезвенной работы немыслимы без воцерковления участников – как зависимых и созависимых, так и тех, кто непосредственно занимается трезвеннической работой.

По мнению А.В. Новгородовой, можно было бы, скорее всего, выделить из пятого этапа трезвеннического движения в нашей стране отдельно еще и шестой этап, связанный как раз с началом процесса воцерковления в конце 1980-х – начале 1990-х гг. части активистов трезвенного движения. Появление и развитие это «шестой трезвой волны» связано с именем В.А. Михайлова и его последователей. Большую роль в становлении этого этапа оказали также статьи Ф.Г. Углова, получившие одобрение митрополита Иоанна (Снычева). «Делай то, что должен, а будет то, что будет», - заключила ведущая мероприятия.

Все участники форума смогли в неформальной обстановке принять участие в чаепитии. В конце мероприятия им были розданы книги, изданные Фондом Ф.Г. Углова (Углов Ф.Г. Ломехузы. М., 2014; Углов Ф.Г. Из плена иллюзий. М., 2014; Углов Ф.Г., Новгородова А.В. Правда и ложь о разрешенных наркотиках. М., 2022; Углова-Стрельцова Э.В. Начало пути. М., 2022; брошюра «12 жизненных принципов Федора Григорьевича Углова»).

Автор мемуаров «Начало пути» вдова Ф.Г. Углова Эмилия Викторовна лично присутствовала в зале, и все желающие могли получить у нее автограф.

На следующий день, 7 октября, некоторые участники форума посетили поселок Угловка Новгородской области (Окуловский муниципальный район). Федор Григорьевич с супругой здесь жил недолгое время (в 1991 г.), но успел написать несколько важных текстов, включая знаменитое «Обращение к нации» о трезвости, одобренное митрополитом Иоанном.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Выводы из речи М.С.Горбачёва: 1.ПрофСоюзов нет, 2.В СССР установлен уголовный режим

Выводы из речи М.С.Горбачёва: 1.ПрофСоюзов нет, 2.В СССР установлен уголовный режим.
.«Комментарий к речи «М.С.Горбачёв Речь на XIX съезде ПрофСоюзов СССР 24 октября 1990 г.» от 24 марта 2022 г.»
Цитаты:
4.«Безхозяйственность» «пытались компенсировать и водкой» - сто миллиардов добавили за счёт наращивания производства алкоголя. Вот за счёт чего входили. Так разве это нормально, разве это рынок?

Вопрос:
1.Возможны ли «Безхозяйственность»(1, 2, 3, 4), (7) «дефициты», «разрегулированность» при наличии Общественного контроля, который обязаны осуществлять профсоюзы?

Выводы:
I.ПрофСоюзы не выполняют свои обязанности:
(6)«профсоюзы», «которые танцуют польку-бабочку вокруг хозяйственных руководителей».
II.В СССР установлен уголовный режим:
(3,4)«пытались компенсировать и водкой» - это наркоторговля.
(7)«коррумпированные спекулятивные элементы» «пришли в движение и резко обострили социально-экономическую ситуацию в обществе».

Закон РСФСР от 27 октября 1960 г. «Об утверждении Уголовного кодекса РСФСР»
Уголовный Кодекс РСФСР
Статья 107. Доведение до самоубийства
Статья 210. Вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность.
Статья 210.1. Доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения
Статья 224. Незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка или сбыт наркотических веществ
Статья 224.2. Склонение к потреблению наркотических веществ ...
Статья 226. Содержание притонов и сводничество.
Статья 226.1. Организация или содержание притонов для потребления наркотических веществ
Статья 69. Вредительство. Действие или бездействие, направленное к подрыву промышленности, транспорта, сельского хозяйства, денежной системы, торговли или иных отраслей народного хозяйства, а равно деятельности государственных органов или общественных организаций с целью ослабления Советского государства, если это деяние совершено путём использования государственных или общественных предприятий, учреждений, организаций либо путём противодействия их нормальной работе
Статья 140. Нарушение правил охраны труда
Статья 137. Нарушение законных прав профсоюзов
Статья 138. Нарушение законодательства о труде
Статья 1. Задачи Уголовного Кодекса РСФСР
Статья 7. Понятие преступления

Источник:
Газета
«Хочу в СССР» №6 (248) 24 марта 2022 г. с.17.
larin / 03.11.2022, 20:35
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн
«Владыка стал для нас духовным мобилизующим центром»
Сегодня нам не хватает такого духовного лидера, как митрополит Иоанн (Снычёв)
02.11.2024
День памяти митрополита Иоанна (Снычёва)
Сегодня мы чтим память Императрицы Александры Федоровны, Царя-Миротворца Александра III и путешественника Н.М.Пржевальского
02.11.2024
Верую: воскреснет и Русь!
Пасхальное послание 1993 года
11.05.2024
«Основы российской государственности»: что это?
Тревожные размышления о перспективах воспитательного курса в вузах
07.05.2024
История России на духовно-политической карте
О творческом наследии Ивана Ильина
25.04.2024
Все статьи темы
Новости РПЦ
Все статьи темы
Проблемы церковной жизни
Узнаем ли мы Илию?
Надо внимательнее вглядываться в современных православных апологетов и проповедников
07.11.2024
Церковь Казанской иконы Божией Матери в Вырице и ее духовенство в годы Великой Отечественной войны
Доклад на конференции, посвященной 200-летию Казанского собора
03.11.2024
О внешних и внутренних угрозах
Святейший Патриарх Кирилл выступил на заседании Бюро президиума ВРНС
01.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Кирилл Д.
14.11.2024 00:31
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
13.11.2024 21:42
Диверсия государственного уровня?
Новый комментарий от наталья чистякова
13.11.2024 21:27
Греция – Македония: спор из-за Александра Македонского не утихает
Новый комментарий от Павел Тихомиров
13.11.2024 21:20
Царь Иоанн Грозный не виновен в смерти святителя Филиппа
Новый комментарий от р.Б.Алексий
13.11.2024 21:15
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от Апографъ
13.11.2024 20:34
«Стратегическая победа всех защитников традиционных ценностей»
Новый комментарий от Владимир Петрович
13.11.2024 19:22