itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Возрождая православные трезвеннические традиции

Состоялась очередная онлайн-конференция «История праздника трезвости в моем городе»

Российская Империя  Наркомания, алкоголизм и табакокурение 
0
305
Время на чтение 6 минут
Фото: Из интернет-источников

11 сентября, в праздник Усекновения честныя главы святаго и славного Пророка и Предтечи Крестителя Господня и во Всероссийский день трезвости, в режиме онлайн на платформе «Zoom» состоялась очередная конференция «История праздника трезвости в моем городе», сообщает наш корреспондент.

Напомним, что аналогичная конференция состоялась 2 января с.г., в день памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского.

Организовал мероприятие руководитель Православного братства трезвения «Неупиваемая Чаша» в Красноярске Виктор Михайлович Белошапкин. Конференция была посвящена организации праздников трезвости в прошлом и настоящем.

Предваряя конференцию, В.М. Белошапкин отметил важность возрождения православных трезвеннических традиций, в том числе и касающихся проведения праздников трезвости. Необходимо привлекать к работе ученых-историков, краеведов, которые могли бы на основе архивных и других исторических источников раскрыть особенности проведения праздников трезвости до революции в различных городах России. Опыт проведения праздников трезвости может быть востребован и сегодня. Привлечение в ряды новых сторонников трезвости немыслимо без демонстрации позитивных сторон трезвеннического движения. Нужно говорить и писать не только о вреде алкоголя и курения, но и предложить обществу достойную альтернативу – жизнь в православном трезвении.

Затем на конференции выступил к.и.н., доцент, специальный корреспондент газеты «Трезвение», выпускающий редактор РНЛ Дмитрий Игоревич Стогов. Он рассказал о прошедшем 29 августа (ст.ст.) 1913 г., в день Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, празднике трезвости в Санкт-Петербурге. Ранним утром крестные ходы из различных районов Санкт-Петербурга и из его пригородов двинулись к Казанскому собору, а оттуда – к Исаакиевскому собору. Как отмечалось в отчете Александро-Невского общества трезвости (АНОТ) за 1913 год, «отсюда соединенная процессия с множеством хоругвей, запрестольных крестов и образов, усиленная по пути еще несколькими крестными ходами из-за Невской заставы, с Выборгской стороны, из церквей Литейного района и центральных столичных храмов, проследовала к Казанскому собору».

Из Казанского собора был вынесен чудотворный образ – Казанская икона Божией Матери. Далее крестный ход двинулся по Невскому проспекту и Морской улице (ныне Большая Морская улица) к Исаакиевскому собору, исполняя церковные песнопения.

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Богоявленский) (ныне канонизированный Церковью в сонме священномучеников) и духовенство храма приветствовали участников молитвенного шествия. Владыка Владимир осенил Казанской иконой всех предстоящих. Затем перед совершением литургии митрополит отслужил вселенскую панихиду «по всем усопшим борцам за отрезвление народа, деятелям по насаждению в народе трезвости, членам Братств и Обществ трезвости». После литургии владыка Владимир произнес проникновенную проповедь о необходимости утверждения трезвости.

В начале первого часа дня на площади Исаакиевского собора началась подготовка к молебну по особому чину об исцелении страждущих пьянством. АНОТ обустроило грандиозную сень и помост, на который вышел митрополит Владимир. Богомольцам раздавались воззвания АНОТ «Жажду!» По словам очевидцев, «за всеми службами пел прекрасный и многочисленный хор трезвенников», а «пение было необычно мощное и вместе с тем стройное». В ходе богослужения был организован сбор пожертвований на борьбу с пьянством.

В Отчете АНОТ за 1913 г. говорилось о том, что «по случаю праздника трезвости продажа пива и водки во всех казенных винных лавках, трактирах, погребах и в пивных 29-го августа 1913 г. распоряжением градоначальника была запрещена. Градоначальник Свиты Его Величества генерал-майор Д.В. Драчевский лично объезжал город во время следования крестных ходов и наблюдал за порядком как на Казанской, так и на Исаакиевской площадях.

Как отмечалось в Отчете АНОТ за 1913 г., «по собранным полицией сведениям, в течение ночи на 30 августа в столичные больницы не было доставлено ни одного пьяного». «Между тем, – подчеркивал автор документа, – в обычное время в одну только Обуховскую больницу поступает для вытрезвления не менее 500 человек. Точно так же отразился праздник трезвости и на количестве драк и ножевых расправ. В течение одного праздничного дня и ночи полицией не зарегистрировано ни одного случая кровавых столкновений, ставших обычными в последнее время. Все это объясняется, с одной стороны, тем, что почти до 5 часов вечера народ принимал участие в церковных торжествах, с другой же – тем, что были закрыты все трактиры, пивные и казенные винные лавки. В результате Петербург поражал всех тишиной и благопристойностью на улицах, и даже пресловутые хулиганы на день праздника трезвости куда-то исчезли».

Докладчик подчеркнул, что многотысячное молитвенное шествие по центру Петербурга было бы невозможным, если бы трезвенникам не оказывалась поддержка как со стороны священноначалия, так и со стороны светских властей (в том числе со стороны градоначальника столицы). Народный почин нашел поддержку власти.

В.М. Белошапкин, в свою очередь, отметил важность изучения отчетов Всероссийского трудового союза христиан-трезвенников, покровительство которому оказывал великий князь Константин Константинович Романов (известный также как поэт К.Р.). Изучение деятельности Союза даст возможность воссоздать полную картину деятельности православного трезвеннического движения до революции. Председателем Союза был присяжный поверенный Борис Ильич Гладков. Важно наше обращение к трудам Гладкова, необходимо их переиздание.

Также важно отыскать в библиотеках или архивах карту обществ трезвости в Российской Империи, подготовленную до революции Александро-Невским обществом трезвости.

К сожалению, даже многие руководители православных трезвеннических общин и братств (не говоря уж о рядовых членах обществ трезвости) совершенно не знают о деяниях их предшественников. Но ведь практически в каждом крупном городе до революции существовали общества трезвости с богатой историей.

Далее докладчик показал презентацию, посвященную праздникам трезвости в Красноярске. Он обратил внимание на лица крестоходцев одухотворенные лица простых русских людей, мужиков и баб молитвенников, постников. Никакой злобы, никакого беспричинного смеха мы здесь не увидим, но, тем не менее, лица молящихся преисполнены духовной радостью. Это то, чего нам сейчас так не хватает.

Большую помощь при подготовке материала о праздниках трезвости оказали публикации в дореволюционной газете «Сусанин» – органе Красноярского отдела Союза русского народа, на страницах которой сохранилась масса материалов, как посвященных проблеме пьянства и борьбы с ним, утверждению трезвости в обществе, так и рассказывающих о повседневной деятельности трезвенников Красноярска. Этот богатый материал еще требует своего переосмысления и дальнейшего изучения.

В.М. Белошапкин подчеркнул важность исследования статистических материалов, касающихся дореволюционного трезвеннического движения, в том числе и праздников трезвости. Цифры, таблицы, графики могут стать убедительным доказательством важности трезвенного просвещения. К примеру, было бы желательно выявить по архивным источникам цифры, свидетельствующие, насколько снижалась преступность в период запрета торговли спиртным (по сравнению с обычными днями). Представляют также интерес цифры, связанные с организацией кружечного сбора трезвенниками в ходе массовых мероприятий, в том числе крестных ходов.

Нужно, отметил докладчик, заинтересовать как власть предержащих, так и простых людей, понимающих важность трезвенного просвещения. Необходимо привлекать к работе ученых-архивистов, историков, краеведов, которые есть практически в каждом городе и, несомненно, владеют какой-либо информацией, связанной с деятельностью обществ трезвости до революции.
Интерес представляют любые детали – например, дизайн значков «Голубь потопа», которые раздавались трезвенниками на крестных ходах и молебнах.

На основе изучаемых материалов будет подготовлен фильм, посвященный истории дореволюционного трезвеннического движения.

Сусанин. 1913. 22 сентября. № 1400. С. 1

В конференции также принял участие ветеран труда и трезвеннического движения, член правления Саратовской региональной общественной организации трезвости и здоровья (РООТиЗ) с 1987 г., кавалер «Ордена М.Д. Челышева», кандидат медицинских наук Лев Сергеевич Козленко.

На конференции принято решение снять фильм «Праздник Трезвости в Красноярске в 1913-1914 г.» и издать сборник «Праздники Трезвости в Российской Империи».

Напомним, что ранее состоялись онлайн-конференции, посвященные жизни и деятельности подвижника православной трезвости, Якутского и Енисейского губернатора И.И. Крафта.

В ноябре планируется проведение очередной онлайн-конференции, посвященной И.И. Крафту. Также будут проводиться и интернет-конференции, посвященные праздникам трезвости до революции.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Российская Империя
Социальная справедливость
О главной нравственной силе возрождения России в XXI веке
29.11.2022
«Хозяева мировой игры» и проблема «анти-власти»
Признаки «благословенной» власти и «попущенной» анти-власти различны
26.11.2022
«Русско-японская война. Историческая память»
Сахалинское отделение ИППО при поддержке Правительства Сахалинской области и Южно-Сахалинской и Курильской епархии провело региональный форум
26.11.2022
Полководец и народный герой
Президентская библиотека – об Александре Суворове
26.11.2022
Все статьи темы
Наркомания, алкоголизм и табакокурение
Все статьи темы
Последние комментарии
Корни астрологии – в Вавилоне
Новый комментарий от Сергей
29.11.2022 15:58
На философском фронте без перемен?
Новый комментарий от Игорь Бондарев
29.11.2022 15:52
Российские политики стесняются Божьей помощи?
Новый комментарий от Тюменец
29.11.2022 14:11
Одна большая ошибка длиною в 9 лет
Новый комментарий от Русский Сталинист
29.11.2022 14:10
Ревизия государственной тайны
Новый комментарий от Ur2000
29.11.2022 10:15