Империя правды

О русской идеологии

Владимир Ильич Ленин  Александр Сергеевич Пушкин  Новости Москвы 
0
2086
Время на чтение 6 минут
Фото: Из личного архива автора

В богословских кругах существует мнение, что многие ереси в своё время рождались от попыток рационализировать ту или иную сторону божественной реальности, то есть свести сверхразумное к рассудочному. Так произошло с арианством, несторианством, гностицизмом и другими лжеучениями – конечный человеческий ум при попытке «измерить неизмеримое» неизбежно впадал в самопротиворечия, которые впоследствии Кант назовёт «антиномиями чистого разума».

Думаю, об этих ошибках следует помнить тем, кто берется однозначно формулировать современную русскую идеологию. Федор Тютчев недаром предупреждал – аршином общим не измерить загадочную часть света с названьем кратким Русь. Каждый раз, когда тот или иной мыслитель провозглашает найденную им «формулу России», жизнь опровергает его с такой убедительностью и быстротой, что, действительно, порой задаёшься вопросом: быть может, отсутствие одномерного идеологического «аршина» на Руси и есть причина неудач любых частных идеологических построений на её почве? Всякая конкретная общественно-политико-экономическая конструкция, так или иначе, претендует на уникальность, логически (и практически) отрицая другие, конкурирующие проекты. В таком плане пресловутая 13 статья Конституции РФ, отвергающая идейную монополию в стране, возможно, не так бессмысленна, как кажется (кто бы и с какими целями её в 1993 году ни придумал)?

В самом деле, Россия, как цивилизация и культура, испытала на себе, вероятно, больше идеологий, чем многие другие страны, вместе взятые. Сформировавшись на огромном евроазиатском пространстве (геополитическое «месторазвитие»), она впитала в себя, наряду с «великой степью», также мощную духовную энергетику восточного (православного) христианства вместе с византийским культурным наследием, а затем и монголо-татарским государственным началом. Дойдя под этим знаменами от Москвы до Тихого океана, Россия в начале ХVIII века совершила мгновенный по историческим меркам рывок на Запад, освоив западные культурно-интеллектуальные формы, но оставшись в глубине своей («глубинный народ») той же православно-самодержавной Евразией, что и прежде. Н.Я.Данилевский в 1869 году убедительно показал это в своей фундаментальной (если убрать некоторые «слишком биологические» аналогии) книге «Россия и Европа. Последующее затем буржуазное обустройство русской стихии (которое так приветствовал марксист Ленин в своей работе «Развитие капитализма в России») также не смогло радикально изменить её природы. Достаточно напомнить, что после всех революционных эксцессов второй половины ХIХ – начала ХХ века власти пришедшей к государственному господству буржуазии хватило едва на 9 месяцев, после чего Русь опять вернулась к державной вертикали, на этот раз к «самодержавию комиссаров», но уже под воинственно-социалистическими лозунгами.

То, о чем на Западе писали в умных книгах, Россия пробовала на себе, опираясь при этом на совершенно иной, чем в Европе и тем более в Америке, религиозный, культурный и природный ландшафт. К чему это привело, хорошо известно. Возникла сверхдержава, подчинившая себе ценой победы над оккультным нордическим рейхом почти полмира, но к концу ХХ века не выдержавшая такого – и прежде всего идейно-идеологического – напряжения, склонившись вновь к чему-то вроде либерал-капитализма, на этот раз с компрадорским уклоном. В итоге, после путинских преобразований, мы имеем в ХХI веке мощную в военно-политическом отношении госкапиталистическую страну, один из центров мировой силы, которая, тем не менее, постоянно спрашивает себя «Кто я? Откуда я? Куда я иду?». Иными словами, в России имеется ныне настоятельный запрос на национально-государственную идеологию, при явном (и уже многолетнем) затруднении хотя бы приблизительно её сформулировать. И дело тут не в злых силах – как внутренних, так и внешних. Дело в другом.

В своё время ещё ранние славянофилы (Киреевский, Хомяков) писали о том, что тайна России состоит в её целостности. «Центр духовного бытия ими не ищется», утверждал Иван Киреевский, имея в виду носителей европейского ratio, в отличие от русского «недифференцированного» сознания, которое мерит жизнь масштабом мироздания, вселенной. Федор Достоевский в своей знаменитой речи о Пушкине публично провозгласил «всемирность» отечественного пребывания в бытии, в чём и состоит, по мысли писателя, его русскость. Наиболее подробно идею всеединства на христианской почве разработал в своих трудах В.С.Соловьев, с точки зрения которого философия, наука, искусство, нравственность, политика, социальные отношения и пр. – суть ни что иное, как отвлечённые начала (аспекты, стороны) божественного дара бытия, открываемого людям в акте религиозной веры. Если Запад, по мысли Соловьева, представляет собой сторону безбожного человека, а Восток – область бесчеловечного бога, то Россия как раз и предназначена для того, чтобы преодолеть, «снять» (в гегелевском смысле) эти разорванные части богочеловеческого Целого, и построить на этом свою всеобъемлющую цивилизацию.

Исходя из данной методологии – а правильность её подтверждается всем ходом нашей истории, в какой бы конкретной государственно-культурной форме Россия в тот или иной период ни выступала – русской идеологией может являться только та или иная структура духовной, экзистенциальной и социально-политической целостности или, проще говоря, русская правда, которая и есть собрание, собор всего народа, независимо от тех или иных более мелких партийных или сословных различий. На страницах РНЛ мне не так давно приходилось писать, что народная монархия на Руси – такой же естественный способ осуществления социального (соборного) единства общества, как и государственно-частное партнёрство в экономике, при обязательном условии, разумеется, что капитал служит стране и народу, а не наоборот. Монархисты, коммунисты и капиталисты сегодня по жизни одинаковые «работники трудового фронта» (те, которые не хотят, уже убежали, или собираются в бега, или просто затаились в ожидании «нормальной» власти). В лице Президента (81% поддержки) мы имеем сегодня такого свободно избранного «народного монарха», которому доверяет народ, и который, со своей стороны, опирается на доверие народа. В этом акте сближаются ныне на уровне реальной общественной практики главные символы России – православная хоругвь, монархическое знамя, красный флаг и демократический триколор.

Практический вывод из сказанного один: в условиях всесторонней войны, развязанной против нашей страны Западом, должны объединиться все патриотические силы Россииобъединиться именно на основе принадлежности к внутреннему духовно-историческому ядру, экзистенциальная значимость которого безмерно превышает любые партийные споры (партия = часть) по поводу форм собственности, пенсионной реформы, ставок рефинансирования и т.п. Всё это важные вещи, но русский народ, как и другие дружественные ему народы, должен сознавать свою принадлежность к универсальному, «всечеловеческому» смысловому полю, в котором ценность вещей и существ измеряется их отношением к Богу любви, а не к какому-либо другому «богу» – в отличие, например, от того же Запада, где господствующая ультралиберальная идеология есть сатанизм в собственном смысле этого слова.

«Удрученный ношей крестной,// Всю тебя, земля родная,// В рабском виде Царь Небесный// Исходил, благословляя». В этих словах поэта-философа и заключается русская идея, она же русская правда, она же русская идеология, которую мы предлагаем (но отнюдь не навязываем) всему свету, в частности, той же Малороссии, которая всегда была частью русского мира.

Будем надеяться, что националистический морок «украинства» пройдёт, и мы лучше будем понимать самих себя, не дробя на партикулярные осколки всеединство, от лица которого мы и выступаем в истории.

Если нужна живая иллюстрация национальной идеи России, то это «Бессмертный полк» во всем его многоцветии и многоликости. Русская идеология – не очередной устаревший рационалистический «изм», а совокупность светлых смысловых энергий, излучаемых нашим народом и тем привлекающего к себе других. Делающего Россию империей правды.

Александр Леонидович Казин, православный философ, доктор философских наук, профессор, научный руководитель Российского института истории искусств

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

15. «Через тернии – к звездам»?

Александр Леонидович Казин:
«В богословских кругах существует мнение, что многие ереси в своё время рождались от попыток рационализировать ту или иную сторону божественной реальности, то есть свести сверхразумное к рассудочному. Так произошло с арианством, несторианством, гностицизмом и другими лжеучениями – конечный человеческий ум при попытке «измерить неизмеримое» неизбежно впадал в самопротиворечия…»
////////////////////////////
Конкретно Алексей Ильич Осипов, профессор МДА - тоже ведь из «круга» богословского, однако ж как-то высказал такое, по сути, мнение: – путем всего лишь РАЗМЫШЛЕНИЙ (!) человек может прийти к пониманию того, что существует Творец… т.е. дело получается не в РАЦИОНАЛИЗАЦИИ (с этим «круги» - если действительно так полагают - ФУНДАМЕНТАЛЬНО ошибаются!), а в ИНТЕРПРЕТАЦИЯХ, что несколько иное?
И тому и другому совсем несложно найти подтверждения в Евангелие…


Александр Леонидович Казин:
«Думаю, об этих ошибках следует помнить тем, кто берется однозначно формулировать современную русскую идеологию. Федор Тютчев недаром предупреждал – аршином общим не измерить загадочную часть света с названьем кратким Русь...»
//////////////////////////////
А это может быть вовсе не ОШИБКОЙ, а вынужденной НЕОБХОДИМОСТЬЮ (!) – нагляднейший из примеров – ИДЕОЛОГИЯ, скажем так – ПОЗДНЕСОВЕТСКОГО периода, а в выраженно НЕОСОЗНАВАЕМОЙ ЧАСТИ – тот же 17-й и последующий период? С т.н. «современной» же идеологией вопрос обстоит несколько иначе – купола-то златом воссияли и о Боге в Конституции «упомянули», а это МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИ ОБЯЗЫВАЕТ - но к чему?


Александр Леонидович Казин:
«…быть может, отсутствие одномерного идеологического «аршина» на Руси и есть причина неудач любых частных идеологических построений на её почве? Всякая конкретная общественно-политико-экономическая конструкция, так или иначе, претендует на уникальность, логически (и практически) отрицая другие, конкурирующие проекты. В таком плане пресловутая 13 статья Конституции РФ, отвергающая идейную монополию в стране, возможно, не так бессмысленна, как кажется (кто бы и с какими целями её в 1993 году ни придумал)?»
////////////////////////
Не так! Советская идеология – наивысшее творение в этом классе за всю ИСТОРИЮ человечества, в целом-общем «сбалансированно» (!) с Волей Божией исполнившей свое ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ… Это ПИК! Поэтому, сколько бы и каких сегодня «идеологий» не «сочинили» - с позиции духовно-эволюционной (!) это будет «скатыванием» ВНИЗ, в «понижение»!
Потому конституционный запрет на идеологию – это фактор ПРОМЫСЛИТЕЛЬНЫЙ, о чем не единожды говорилось…
Выход ТРИВИАЛЕН и лежит на «поверхности»… ГЛУБИНЫ.

14. Ответ на 13, C. Гальперин:

C. Гальперин:
«Я же, руководствуясь историзмом всё того же Лосева, утверждаю, что для России именно ею является логоцентризм, который в 90-х активно вытесняли чуждым ей рациоцентризмом…»
//////////////////////////////

Я же… руководствуясь… Ну так руководствуйтесь Евангелием, а «не плодите, «не изобретайте» новых сущностей…»… Логоцентризм? Так еще более 2000 лет тому назад прозвучало: «… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.» Все! Абсолют!
За «авторское право» со Христом решили, что ли «побороться»?
А вот все это разве не задает теперь совсем иное направление размышлений и практических ПРИЛОЖЕНИЙ-ВЫВОДОВ из них – куда глубже предлагаемого «историзма»?

Что касаемо последующих сглаживаний-умягчений исходного мнения Патриарха Кирилла в отношении советской эпохи, кою Предстоятель упорно «почитал» ОШИБКОЙ, то… что здесь непонятного-то? Коли бы в приоритете «наличествовал» целостно-духовный подход к оценкам происходящего, а не превалировал политический, то и не пришлось бы учитывать «дуновения ветров», а так… Едва замаячила «угроза» чуть «левого поворота» и… - кстати, указываемый 2014 год с известными событиями разве в этом смысле не показательный?
Впрочем, каждый делает свой выбор сообразно пониманию-обстоятельствам… И степени развитости КРИТЕРИЯ такового…


PS
C. Гальперин:
«…у меня не было особого желания отвечать на вопрос, которым Вы меня, по-видимому, хотели, судя по Вашему тону, всего лишь поддеть.

Александр Волков:
«Представляется», необходимо все же исходить не из поиска «подтекстов», а наглядного факта того, что «теорий» - много, но сколько среди них действительно рабочих – та же идея ЛОГОЦЕНТРИЗМА в отношении России – вопрос?

C. Гальперин:
«У Вас странная манера дискутировать. Я прямо ответил на Ваш вопрос, а Вы меня тут же уличили в поиске подтекстов…»
////////////////////////////////////////

«Мамочка, ты мне всегда снишься в каком-то экзотическом виде...» (Из фильма «Полосатый рейс»)

13. Александру Волкову

У Вас странная манера дискутировать. Я прямо ответил на Ваш вопрос, а Вы меня тут же уличили в поиске подтекстов, стало быть, даже не попытались осознать, в чём именно заключена конкретность моего ответа. «Разжёвывать» же Вам что-либо бесполезно: Вы всё равно отвечаете не мне, а лишь собственным мыслям. Вот и продолжайте в таком же духе, только уж без моего участия.
И напоследок всё же придётся коснуться ещй и взглядов Святейшего Патриарха, о которых Вам что-то «помнится». Представьте себе, мне они известны из его тезисов о «великом синтезе», изложенных на XVIII Всемирном русском народном соборе в ноябре 2014 года, а затем ещё и предельно развитых в последующем Рождественском интервью «Вестям». Увы, это совершенно противоположно тому, что Вам «помнится»; им, в частности, усматривается промыслительность даже в нынешнем единстве государственных символов России: византийского двуглавого орла, петровского триколора и мелодии сталинского гимна. Так что обратитесь к упоминаемым документам и не зная броду, не суйтесь в воду. Впрочем, приведу всё же вывод Святейшего Патриарха Кирилла из его интервью: «Я глубоко убеждён, что совокупность наших символов замечательно отражает идею того, что мы должны взять из истории, чтобы не разрушить единую ткань исторического процесса, вне которого не может формироваться ни личность, ни общество, ни госу-дарство».
C. Гальперин / 06.06.2022, 10:38

12. «Дорогу осилит идущий!»

Александр Леонидович Казин:
«Русская идеология – не очередной устаревший рационалистический «изм», а совокупность светлых смысловых энергий, излучаемых нашим народом и тем привлекающего к себе других...»
/////////////////////////////
Данное определение – чем не повод-заявка на начало работы с метафизикой «дела» - пора познавать «изнанку» ПРОЦЕССА жизни?

11. Ответ на 8, C. Гальперин:

«Представляется», необходимо все же исходить не из поиска «подтекстов», а наглядного факта того, что «теорий» - много, но сколько среди них действительно рабочих – та же идея ЛОГОЦЕНТРИЗМА в отношении России – вопрос? Поэтому – если таковая УНИВЕРСАЛЬНА, то хотя бы «отражение» ее должно было «явить себя» и в СОВЕТСКУЮ ЭПОХУ, а коли нет – придется вносить в теорию-идею корректировку ? Вот по сути-то о чем и велась речь – и почему бы не прояснить ситуацию тем более, что, например, Святейший Патриарх Кирилл, насколько помнится, не единожды подходил в глобальной оценке Советского периода истории как ОШИБКЕ? Т.е., получается, «никакого» ЛОГОЦЕНТРИЗМА Предстоятель РПЦ в советском периоде НЕ НАБЛЮДАЛ - и как это все увязывается-объясняется?

10. Русская идея, русская правда, русский мир...

А Бог?! (Г.Е. Распутин)...Если Россия будет поклонятся сама себе, забыв про Бога...то что может сделать соль опять соленой!? Русская идея - это не русская идея, а Божья идея, русская правда - это Божья правда в России, русский мир - это Божий мир в России. Стихотворение Тютчева в нынешней России имеет свое преломление :

Есть легенда у нас, что наш Царь и сейчас
В нищем виде Россию проходит...
Он котомку несет, к покаянью зовет,
К сердцу каждого двери находит.









Кто на царственный зов с сердца сдвинет засов,
Проливает слезу покаянья -
Царь слезу ту берет и в котомку кладет,
Лучше нет для него подаянья.



Знай, народ дорогой, что с последней слезой,
Как наполнится эта котомка,
На Руси будет Царь, и мы будем как встарь,
Бога славить свободно и громко.



Плачь, народ на Руси! И прощенье проси
За иудино страшное дело:
Там, где дремлет Урал, Царской кровью подвал
Обагрило кровавое тело!



И за это народ вместо лживых "свобод"
В тяжком рабстве безмерно страдает,
А в выси голубой венценосец святой
О прощенье Творца умоляет.

С Лопухин.

https://m.youtube.com/watch?v=aEKp1K5SjY8
р.Б.Алексий / 05.06.2022, 20:51

9.

... Если нужна живая иллюстрация национальной идеи России, то это «Бессмертный полк» во всем его многоцветии и многоликости. Русская идеология – не очередной устаревший рационалистический «изм», а совокупность светлых смысловых энергий, излучаемых нашим народом и тем привлекающего к себе других. Делающего Россию империей правды.

"Светлые смысловые энергии" излучает Крест Христов! СВЕТ ХРИСТОВ ПРОСВЕЩАЕТ ВСЕХ! Именно поэтому русский народ, народ Креста, привлекает к себе всех и делает Россию Империей Правды, даже если об этом и не говорится вслух, как сейчас. Но так как сейчас, будет не всегда.

... ...

Россия - подножие Престола Господня на земле, Россия -Христа, Россия -Царя, Россия - Креста - Святая Русь- не в прошлом, а в будущем!
р.Б.Алексий / 05.06.2022, 17:17

8. Ответ на 7, Александру Волкову

Об этом я уже писал в одной из публикаций на Портале РНЛ более десяти лет тому назад, и у меня не было особого желания отвечать на вопрос, которым Вы меня, по-видимому, хотели, судя по Вашему тону, всего лишь поддеть. Тем не менее отвечу в надежде, что кто-то, не считая Вас, всерьёз отнесётся к использованию лосевского историзма. Ведь, исходя из него, нетрудно прийти к выводу, что социальная утопия марксизма указала всего лишь один из дальнейших путей саморазвития рациоцентризма, и не что иное (Вам, вообще-то знакомы рассужде-ния Энгельса о совмещении труда тачечника и архитектора в одном лице?). Но вот во что превратился марксизм+ленинизм в России: культ класса в реальности оказался культом личности, притом обожествлённой. Духовная обращённость к Богу, – основа православной соборности, – была сориентирована на вождя, превратившись во всенародную любовь к нему. Я до сих пор помню, как мы с чувством пели во время войны в детском саду:
Если Сталин к нам приедет
Ясным утром золотым,
Как встречать его мы станем,
Как навстречу побежим!
Веками существовавшая в православном народе боязнь погубить бессмертную душу за грехи, направлявшая верующего к покаянию, сменилась всеобщим священным страхом, породившим внутреннюю цензуру в дополнение к государственной.
Имитацией соборности стал и «дух коллективизма» – прямая эксплуатация русской родовой стихии, издавна проявлявшейся в душевности, способности к сопереживанию. Соцреализм в литературе и искусстве, выполняя прямой партийный заказ, усердно пытался сориентировать сложнейшую гамму человеческих чувств и помыслов на единую цель - достижение торжества коммунистического идеала (модификация цели европейской абсолютизированной личности).
В то же время нетронутым новым режимом, более того, в значительной степени его опорой, оказалось чувство Родины, чьи исторические корни в сознании русского народа уходят в духовную общность, воплощенную в Богочеловечестве и выражаемую в особом родстве («братья и сестры во Христе»).
И ведь всё это при сброшенных крестах, поверженных храмах, угнетаемом, мягко говоря, духовенстве. Вот и делайте вывод сами, если станете смотреть на события всерьёз, а не всего лишь посматривать.
C. Гальперин / 05.06.2022, 10:14

7. Ответ на 6, C. Гальперин:

Но вот что тогда получается… Коли события связаны « с различными проявлениями саморазвития многовековой исторической идеи, обусловленной самим христианским благовестием», не возникает ли ЗАКОНОМЕРНОГО вопроса: а в чем и как «явил» себя логоцентризм в Советскую эпоху?

6. Александру Волкову

Божественный промысл не ограничивается одним лишь спасением человеческих душ. Всякий этап исторического развития определён результатом встречи Божественного промысла с очередным проявлением «выбирающей воли» личности, облечённой властью, следовательно, выражающей согласно своему статусу волю общественную. Насколько совпадает их целеполагание, настолько и благоприятен результат встречи. Между тем самý историческую реальность Вы рассматриваете, как я понял, в сугубо светском ракурсе, нисколько не связывая события с различными проявлениями саморазвития многовековой исторической идеи, обусловленной самим христианским благовестием. Я же, руководствуясь историзмом всё того же Лосева, утверждаю, что для России именно ею является логоцентризм, который в 90-х активно вытесняли чуждым ей рациоцентризмом. Впрочем, кое-что в этом направлении предпринимал ещё Пётр Первый. Кстати, даже воинствующий материализм ХХ века так и не смог её вытеснить идеями коммунизма, хотя и несколько исказил.
Что же касается упоминаемых Вами символов, то они вообще не имеют ни малейшего отношения к учению Лосева о выразительно-смысловой символической реальности. И не ознакомившись с ним хотя бы бегло, не стоило бы с ходу трактовать по-своему вывод о том, что символического образа мышления требует, подчёркиваю и сама действительность, и её усвоение, и лишь на, основе этого её переделывание. Причём всё это нисколько не умозрительно; историческим фундаментом учения служат творения Восточных Отцов, и альтернативой исходной позиции классической западной философии – вещь есть вещь, служит утверждение: вещь есть именно она сама. Только и всего
C. Гальперин / 04.06.2022, 13:07
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Казин
Царская триада как мировоззренческий принцип
«Православие, самодержавие, народность» снова входит в актуальное культурно-политическое пространство
13.04.2024
Государственная и культурная политика в
период правления императора Николая I
28.12.2023
Вера, держава, народ
В 2023 году наметилось формирование новой российской государственности с опорой на православную традицию
27.12.2023
Все статьи Александр Казин
Владимир Ильич Ленин
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Контора артели «Новый путь», чайхана, «наливайка» – всё это на месте святынь
18.04.2024
Укрорейх перешел к жёсткой политике уничтожения Православия в преддверие срока окончания полномочий Зеленского
Выступление на Круглом Столе движения «Русская весна» 13 марта 2024 го года
16.03.2024
Осмысление истории требует времени
Изменение взгляда на период СССР продиктовано уроками новейшей истории
14.03.2024
«Пермия – земля дальняя»: «В поезде за Лениным»
Программа посвящена революционеру-большевику М. П. Туркину
11.03.2024
Все статьи темы
Александр Сергеевич Пушкин
Легализация мата и чистота языка
Размышления по итогам одной дискуссии
18.04.2024
Пора пресечь деятельность калининградского «ЛГБТ*-лобби»
Русская община Калининградской области требует уволить директора – художественного руководителя Калининградского областного драматического театра А.Н. Федоренко и некоторых его подчинённых
11.04.2024
День «апофеоза русской славы среди иноплеменников»
Сегодня также мы вспоминаем Н.О.Пушкину, С.М.Волнухина, Н.Ф.Романова, А.В.Алешина и Н.И.Кострова
11.04.2024
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35