Для выправления каркаса сферы технологий таких отраслей, как гражданская авиация, автомобилестроение, микроэлектроника, смятых и искореженных либеральной властью за последние тридцать-сорок лет, понадобятся не только время и громадные инвестиционные вливания, но и – инженерная «пассионарность».
Википедия: «Пассионарность (от фр. passionner – «увлекать, возбуждать, разжигать страсть») – избыток некой «биохимической энергии» живого вещества, порождающий жертвенность, часто ради высоких целей». Простим светскому государству такое определение, и постараемся в рамках этой светской парадигмы рассмотреть наш вопрос.
Литературным примером проявления такой инженерной пассионарности может послужить роман такого неоднозначного советского писателя, как Владимир Дудинцев: «Не хлебом единым». Роман опубликован в СССР в 1956 году, и экранизирован в РФ в 2005 году. Интернет: «Роман, опубликованный в 1956 году частями в журнале "Новый мир", стал сенсацией в СССР. Рассказ об инженере, которому противостоят бюрократы в стремлении реализовать свое изобретение, стал литературным символом хрущевской оттепели».
В начале сороковых годов прошлого столетия – перед войной 1941-1945 гг., во время войны и после нее – страна жила в состоянии поддержания мобилизационной экономики. В статье «Отчуждение идеи» есть кое-какие зарисовки на эту тему. Наряду с бурным развитием в это время военной техники и технологий особое значение, например, приобрела такая военная отрасль, как технические средства воздушной радиолокационной разведки, составляющие необходимую элементную базу комплекса средств ПВО – противовоздушной обороны страны. В этой отрасли наша страна шла не то, чтобы наравне с, например, – Англией или США, но и иногда опережала их.
После изобретения в 1953 году полупроводниковых транзисторов, революционизирующих технологию производства «радиоэлектронной аппаратуры на вакуумных лампах» с заменой этих ламп на транзисторы – появились перспективы многократного снижения знергопотребления и, по существу, безграничные возможности ее (аппаратуры) микроминиатюризации.
Странное дело: для нелюбопытного российского общества – вместе с хрущевской «оттепелью» - в некоторых отраслях промышленности и современных технологий, так же, как и в области полупроводниковой техники, о которой мы говорим, в стране появились признаки отставания от развитых капиталистических стран.
В шестидесятых годах прошлого столетия для компенсации этого отставания некоторым предприятиям приходилось организовывать командировки за рубеж – часто, на международные выставки – для приобретения за доллары радиоэлектронных комплектующих, необходимых для развития отрасли.
Как другой пример, – в автопромышленности – первого зампреда Совета министров СССР Алексея Косыгина (глава отдела особых отношений «Фиата» Риккардо Кивино передает хрущевские слова: «Собираюсь послать к вам Косыгина. Не обманывайте его, он хороший человек!») послали в Италию для приобретения завода «Фиат». Очевидно, даже Косыгин А.Н., предложивший Хрущеву «приобрести» автомобильный завод «Фиат» в Италии – что было не просто – убедился, что наладить массовый выпуск в России «приличного» малолитражного отечественного автомобиля – вещь непростая, если не сказать – невозможная.
Вопрос: почему?
Теи более, что в семидесятых годах это технологическое отставание начало нарастать.
Объяснить это отставание особенностями социалистического способа хозяйствования можно, но одновременно нужно признать, что политическая линия соглашательства отдельных «отделов партийного руководства» промышленностью – граничащая с предательством (вот вам консерватизм однопартийной коммунистической системы, чурающейся всяких новаций из-за боязни потерять свое «теплое» кресло) – с коллективным Западом, позволяла его трактовать (постфактум) и как проявление влияния «пятой колонны» на данные отрасли промышленности. Но этот вопрос еще потребует своих исследователей.
И в этом плане ярче, чем пример с «Фиатом», выглядит политика властей России в отношении такой отрасли промышленности, как радиоэлектроника.
В 1978 году в США появился первый мобильный – перевозимый в легковом автомобиле – персональный компьютер (ПК) фирмы «Хьюлет-Паккард». В России первый ПК появился в 1986 году.
Далее, уже в начале девяностых годов, пользователи и любители ПК России перешли на импортные компоненты – «материнские» (системные) платы, дисководы, жесткие диски и т.д. Отечественная промышленность в отношении этих комплектующих – исчезла в тумане.
И вот теперь, по прошествии более, чем тридцати-сорока лет нам необходимо «догнать» заграницу по данной тематике?
Объективным показателем продвинутой технологичности решения данной проблемы является типоразмер элементарного электронного элемента, размещаемого на кремниевой подложке (чипе). У нас в России этот типоразмер равен 300 (тремстам) нанометрам. На Тайване – самом продвинутом (передовом) производителе такой техники – такой типоразмер составляет 8 (восемь) нанометров. Вот почему США так отчаянно цепляются сейчас за Тайвань, не желая его присоединения к Китаю.
Кроме технологического аспекта данная тема также характеризуется наработанным в течение тридцати последних лет программным обеспечением: для компьютеров, хабов, коммуникационных устройств, серверов, принтеров, сканеров, дисплеев и т.д. и т.п.
Причем, специалисты данного направления должны обладать хорошим знанием физики, математики, языков программирования, знанием технического английского языка, поскольку уже более полувека программные продукты на нашей планете нарабатываются на языках программирования, имеющих своим прототипом английский язык.
Именно поэтому, в силу непростого решения задачи «преодоления отставания» в области IT- технологий, инженеру нужна вот эта самая «пассионарность».
Теперь представьте себе. 1940-й год, конструктор танков Кошкин М.И. перегоняет (зимой) танки Т-34 в Москву своим ходом (танковым ходом), заболевает от переохлаждения в танке, и после «военной приемки» танка в производство – умирает. Здесь он похож на героя романа «Не хлебом единым», но сам является – реальным героем, а не литературным, вымышленным. Сравните далеко не «сытые времена» предвоенной России – 1939-1941 гг. – с ее «военным коммунизмом» и наше время, когда на многомиллионных «мерседесах» и «лексусах» разъезжают молодые люди, не знающие закона Ома, но имеющие (купленные) дипломы «о высшем техническом образовании»…
То же касается и конструктора пушек Грабина, конструктора автомата Калашникова, авиастроителей Яковлева, Туполева, Сухого и многих и многих других российских инженеров и конструкторов. Они обладали инженерной пассионарностью – говоря светским языком и, говоря по-православному, были «инженерами милостью Божьей».
Уткин Юрий Герасимович, к.т.н., православный публицист