15 марта 2022 года произошла примечательная встреча в Киеве, которая уже тогда имела политический и даже геополитический резонанс, а сейчас, спустя полтора месяца, становится ещё более интересной.
Тогда Зеленский встретился с главами правительств Польши, Чехии и Словении, с участием заместителя главы правительства Польши по вопросам безопасности и председателя правящей партии «Право и справедливость» Ярослава Качиньского. Именно последний сделал громкое заявление, что на Украину необходимо ввести миротворческий контингент НАТО.
Исходя из того, что никаких других знаковых решений эта встреча не принесла, можно прийти к выводу, что она и проводилась ради этого заявления Качиньского, и для того он и был включён в группу из трёх глав правительств.
Сам формат группы говорит за то, что, скорее всего, инициатива такой встречи исходила от Польши, а Чехия и Словения (не имеющие границ с Украиной) это те, кого удалось уговорить. Словакия, Венгрия (казалось бы, с её видами на Закарпатье), Румыния (тоже небезразличная к нынешним украинским территориям) не поехали. Поляки, конечно, гораздо более откровенны в притязаниях на западнорусские земли (кстати, и сейчас, вследствие попустительства СССР в 1945 году, владеют частью этих земель – Перемышльско-Холмским и Белостокским районами) и это, конечно же, может быть причиной прозвучавшего заявления Качиньского.
Однако, имеются большие сомнения в том, что Польша смогла бы подключить к реализации своих хотелок Чехию и Словению самостоятельно. Сделать это можно было бы с помощью некоего «авторитетного» мнения. А единственным «авторитетным» мнением в Европе являются теперь установки США. Да и Польша для США самый надёжный европейский «табаки». Потому она и была избрана на роль дразнилки, а не Румыния и тем более не Венгрия, которая вызывает у США раздражение вследствие попыток проведения самостоятельной внешней политики. А огласить позицию дразнилки назначили одного из самых русофобских польских политиков – Качиньского. Так что вся эта делегация из трёх глав правительств и вся их встреча с Зеленским (для которого был определён статус марионетки) формировалась и устраивалась, чтобы Качиньский огласил евроатлантические притязания к России.
Вот и обнаруживается первая карта пасьянса.
Что следует из озвученного предложения Качиньского? Точнее, что оно означает?
С одной стороны, на поверхности, желание Польши, при возникшем украинском кипише, отхватить свой кусочек пирога. И за аналогиями далеко ходить не надо, достаточно вспомнить захват Польшей Тешинской области в 1938 году при разделе Чехословакии (а вот сходства с нынешней украинской ситуацией искать не надо, ибо Украина-2022 совсем не Чехословакия-1938). С другой стороны, стремление евроатлантистов (читай НАТО, а разумей США) обозначить некие «красные линии» для России на территории нынешней Украины, которые Россия не может перейти и намёк на готовность прямого вооружённого столкновения НАТО с Российской Федерацией. Понятно, что обе эти стороны удобно совмещаются.
Можно было бы рассматривать заявление Качиньского как сугубо польское желание поживиться на украинских осколках и не принимать к рассмотрению вторую сторону, но последовавшие за последние полтора месяца события показывают, что попытки спровоцировать Российскую Федерацию на военный конфликт с Евроатлантикой становятся регулярными. Что, как раз, свидетельствует о второй стороне заявления Качиньского.
К числу этих событий следует отнести и сообщения о концентрации войск Румынии на границе с Одесской областью, а также информацию о вводе румынских воинских частей на территорию Молдавии. Здесь уже можно отметить, что другой верный «табаки» США в Европе – Румыния – также желает принять участие в дележе украинского пирога. Она тоже имеет свой опыт «приватизации» территории, пользуясь социальными потрясениями в соседних государствах. В апреле 1918 года Румыния присовокупила к себе Бессарабию, бывшую частью России, охваченной в то время государственными переворотами, политическими революциями и Гражданской войной. Чем, теперь, не вторая карта евроатлантического пасьянса. Да, с молдавскими вкраплениями, но, однозначно, украинского окраса.
28 апреля 2022 года, по информации ТАСС, директор Службы внешней разведки (СВР) Сергей Нарышкин объявил, что США и Польша разрабатывают план по установлению контроля Польши над её т.н. «историческими владениями» на Украине. Естественно, что С. Нарышкин, обнародовав эти сведения, полученные СВР, сделал это не столько для того, чтобы проинформировать общественность, а, прежде всего, предупреждая Запад о неприемлемости для России такого сценария.
И здесь мы видим, что предположения о режиссуре США в проведении встречи в Киеве с участием Качиньского и об американских редакторах прозвучавшего там заявления находят весомые подтверждения. Думается, что с румынской инсценировкой произойдёт нечто похожее. Разве что с добавлением карты в виде молдавской марионетки.
Однако, важно отметить, что сообщение С. Нарышкина прозвучало на следующий день после заявления Президента В. Путина, сделанного во время выступления на встрече с членами Совета законодателей при Федеральном Собрании Российской Федерации, состоявшейся в Таврическом дворце Санкт-Петербурга. В частности, было особо подчёркнуто, http://kremlin.ru/events/president/news/68297 что «если кто-то вознамерится вмешаться в происходящие события со стороны и будет создавать для России неприемлемые для нас угрозы стратегического характера, они должны знать, что наши ответно-встречные удары будут молниеносными, быстрыми. У нас есть для этого все инструменты, такие, которыми не может сейчас похвастаться никто. А мы хвастаться не будем, мы будем их использовать, если потребуется. И хочу, чтобы все об этом знали, все решения у нас на этот счёт приняты».
Теперь, чтобы прогнозировать развитие ситуации, обозначенной Качиньским, следует исходить из двух несовместимых подходов: 1) Запада, с претензиями на открытое вмешательство в украинские дела, с последующим закреплением на части украинских территорий уже в формате НАТО и 2) России, рассматривающей всю территорию Украины как своё жизненно важное пространство, на котором не может быть никаких натовских институтов (собственно, ради этой основной цели и была начата 24 февраля 2022 года специальная военная операция).
Если уж выстраивать аллегорию сложившейся ситуации, то можно нарисовать такую сцену, когда Запад, глядя на Украину, говорит: это наша корова и мы будем её доить, ну, пусть не за всё вымя, а хотя бы за пару сосков. На что Россия отвечает: нет, это корова из нашего стада, и мы вернём её обратно, очистив от всей грязи, что к ней прилипла за последнее время.
Тогда, чтобы спрогнозировать (не предвидеть, а предусмотреть) сценарии дальнейшего развития событий следует наложить на сложившуюся и складывающуюся ситуацию отмеченные подходы.
1. Запад ограничивается заявлениями, провокациями, поставкой вооружений Украине, но не заводит свои воинские части на Украину. При этом Российская Федерация должна предпринять существенные шаги по прекращению поставок оружия украинскому режиму, вплоть до объявления поставщиков враждебной стороной. Тогда у России закрепляются возможности осваивания всей оставшейся Украины, демилитаризируя и денацифицируя её. В этом случае не может быть и поглощение Молдавии Румынией, ибо тогда уже обнаруживается сюжет второго, следующего, сценария.
2. Запад (то ли в формате польско-литовского контингента, то ли как миротворческая операция НАТО) заходит на украинскую территорию. Это приводит к прямому вооружённому столкновению России и Запада, неважно, где оно будет происходить – на границе Львовской и Ивано-Франковской областей, либо по Днепру. Причём, разновидностью этого сценария является вторжение румынских войск в Молдавию (которое, вроде бы, скрытно уже происходит).
Второй сценарий, в ползучем (как сейчас – румынском) или спешном (предлагаемым Польшей) вариантах, становится возможным, если Запад проигнорирует упомянутое заявление В. Путина. Вряд ли Запад на это решится. И единственная возможность открывается в случае смягчения государственным руководством Российской Федерации позиции по недопущению «угроз стратегического характера». Опыт СВО на Украине показывает, что такая опасность реально существует – когда 24 февраля было объявлено об операции по демилитаризации и денацификации Украины, а спустя всего лишь четыре дня, 28 февраля, бодренько начались переговоры с теми, кого хотели денацифицировать – укронацистским режимом Зеленского.
В конечном итоге оба эти сценария выводят к основной проблеме: кто будет контролировать украинские территории – Россия или Запад? При этом, контроль Запада будет означать реальную угрозу существования России как государства и русских как народа. А контроль России станет актом возвращения на своё историческое культурно-цивилизационное пространство.
Видится, что оба этих сценария (по сути, одинаково неблагоприятные для России) возникли вследствие расплывчатой позиции государственного руководства РФ, вначале делающего строгие заявления и даже принимающего жёсткие, но необходимые, решения, а затем растворяющего всё это в бессмысленных и непродуктивных переговорах. Конечно же, с такими шаткими моделями политического поведения осваивать украинские территории будет весьма сложно, равно как и отвоёвывать их.
А вот причина таких блужданий во многом кроется в отсутствии политической артикуляции и государственной институциализации проекта будущего мироустройства для России, в котором будет определено и место для постукраинской территории. О чём мной уже было сказано неоднократно, потому просто дам ссылки: «Вернуть украинцам их русское имя»; «Освоение Украины: кто и для чего»; «Государство с выхолощенной идеологией обречено»; и «Украинские грабли».
Анатолий Сергеевич Филатов, кандидат философских наук, доцент, действительный член Международной Славянской Академии наук, образования, искусств и культуры