Рабочим названием этой заметки стала поговорка из устного народного творчества – «жадность фраера сгубила». И она, вроде бы, полностью ложилась на то поведение, которое наиболее откровенно демонстрировала Украина, в лице её государственного руководства, начиная с конца февраля 2014 года. Хотя, ранее, подобное тоже наблюдалось. – Сначала Украина не захотела отпускать Крым, который, в ответ на государственный переворот в Киеве 22 февраля 2014 г. и явственно обнаружившийся нацистский уклон украинской хунты, заявил о нежелании оставаться в составе такой Украины. Потеряв Крым и не смирившись с этим, обуреваемая административно-политической жадностью, Украина даже не захотела вести разговор с Донбассом, который в марте-апреле 2014 г. требовал не более чем широкой автономии. В результате, потеряла часть Донбасса. Минские соглашения Украина попирала, по сути, по той же причине – административно-политической жадности. Теперь выходит, что и Донбасс будет полностью освобождён от украинского владычества и, можно надеяться, что вся Украина денацифицируется и вернётся к своему природному состоянию – Новороссии, Малоруссии или Югоруссии и Карпатской Руси.
В общем, получается такой цугцванг для Украины: – не успокоилась уходом Крыма, получила конфликт на Донбассе; – не успокоилась Минскими соглашениями, получила военную специальную операцию (ВСО); – не успокоится ВСО (проведение демилитаризации и денацификации новым государственным руководством) получит Новороссию, Малоруссию, Карпатскую Русь и Волынь.
Однако, в процессе анализа проблемы пришлось убедиться, что на «грабли» пагубных решений наступает не одна Украина. Потому, название было скорректировано.
Например, чем не дежа вю пресловутых и никчемных минских соглашений (что доказано самой ВСО на Украине) теперешние переговоры группы Мединского с представителями укронацистского режима? Дежа вю, только ещё более неприглядное и ущербное. – Если Минские соглашения ещё как-то терпело российское общество, а Донбасс вынужден был терпеть, то имеющаяся сейчас тяга части госруководства РФ к переговорам вызывает всё более глубокое раздражение и неприятие.
В этом же контексте формате стоит рассматривать недавнее (11 апреля 2022 г.) интервью министра иностранных дел РФ С. Лаврова каналу «Россия 24». Привлекла внимание одна деталь, которая относится, как раз, к категории, где спрятаны черти. – Если внимательно послушать Сергея Викторовича, когда он рассуждает о Минских соглашениях, то им чётко обозначается, что госруководство РФ усердно пыталось запихнуть Донбасс обратно в состав Украины (время с 15.37 мин. по 16.02 мин. – см.: https://www.youtube.com/watch?v=3CEctjuoQYo). Причём, запихнуть под любым «соусом». Но, недоговороспособность Украины не позволила им это сделать. Следовательно, следуя логике С. Лаврова, инициатором освобождения Донбасса являются украинские политические группы Порошенко и Зеленского. А Кремль лишь вынужден заниматься этим. Может отсюда такая тяга к переговорам с укронацистским режимом.
Вообще, сдаётся, что подобной разнузданной политической власти в истории нашего Отечества и вовсе не было. Как это можно объяснить, когда Президент 24 февраля объявляет о специальной операции на Украине по денацификации (со всеми смыслами и значениями этого понятия), называет режим Зеленского недоговороспособным и нацистским, а спустя всего четыре дня – 28 февраля – формируется группа переговорщиков для переговоров с этими самыми нацистами во главе с помощником Президента? Как можно понять, что, когда десятки тысяч российских воинов сражаются на Украине с нацистами, пресс-секретарь Президента и по совместительству заместитель руководителя президентской Администрации, публично отмазывает хулителей спецоперации, с абсолютно нерусскими мировоззренческими установками, называя их «большими патриотами»?
Кстати, г-н Песков, оберегая людей, которые, в т.ч. совершают «публичные действия, направленные на дискредитацию использования вооруженных сил», демонстративно перечит подписанному 4 марта 2022 г. Президентом РФ Закону о наказаниях за распространение недостоверной информации о действиях российских военных.
А вот, совсем уж похабный случай, когда судья Дмитровского городского суда Московской области назначил некоему Кочеву А.В., который организовал канал контрабанды продукции военного назначения на Украину, «наказание в виде лишения свободы сроком на 2 года и 3 месяца с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима». Да, этот судья, скорее всего, за палку колбасы, припрятанной бездомным, даёт в два-три раза больший срок. А тут в условиях военных действий с украинским режимом – два года, с учётом предварительного заключения полтора года, которые украинский шпион уже отсидел.
Как здесь не вспомнить знаменитые слова генерал-фельдмаршал Христофора Антоновича Миниха: «Россия управляется непосредственно Господом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует». Вот и получается, как не усердничает чиновничество РФ по поруганию российской жизни, а Россия всё равно поднимается и несёт свою миссию в мире. И всё, что делает Россия и её народ в этой миссии это не благодаря, а, скорее, вопреки чиновничеству РФ.
Но, если заключение Х. Миниха выглядит даже оптимистичным, то библейское изречение более сурово и звучит как грозное предостережение: «Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит» (Мф. 12:25).
Не я один считаю, что госруководство РФ, начиная спецоперацию на Украине, рассчитывало на поддержку украинской политической, как бы, оппозиции и, в частности, т.н. «элиты» новороссийских областей, которые возьмут власть в государстве (как минимум, в Киеве) и в этих областях. По образцу того, как произошло в Крыму в 2014 году. Некоторым подтверждением такого предположения является и прямое обращение Президента РФ 24 февраля 2022 г. к руководству Вооружённых сил Украины сместить действующую нацистскую власть. Что здесь более всего настораживает? – Настораживает то, что такой подход предполагает работу с теми, кто есть, работу по принципу «слепим из того, что было». Но, лепить пришлось бы из украинствующих элементов, для которых Россия не более чем источник личного благополучия. Собственно, в Крыму так и произошло. Может потому и слава Богу, что на Украине так не получается.
И всё же, давайте просчитаем, что бы получилось, если бы сценарий формальной смены политического режима Зеленского на некий «дружественный» РФ режим реализовался. Скорее всего, осталась бы прежняя Украина с тем проектом, который по природе своей русофобский и антироссийский. Пусть даже Украина без ЛДНР. Но, такая же злобная и агрессивная, по природе своего проекта, в отношении русских, России и Русского Мира. Потому хорошо, что этого не произошло.
А раз не произошло, то появляется возможность выстраивать дружественные, русские по своим характеристикам (типа Белоруссии), государства на постукраинской территории – Новороссию, Югоруссию и Карпатскую Русь. С учётом того, что ДНР и ЛНР уже существуют. Вполне целесообразно, в контексте, обустройства постукраинской территории, рассмотреть Волынь (Луцк-Ровно-Житомир) в составе Белоруссии. Во-первых, люди Волыни и белорусского Полесья обладают, по сути, одинаковыми этно-культурными характеристиками, включая языковую близость. Во-вторых, в составе Белоруссии этому краю будет легче адаптироваться к изменяющимся условиям и преодолеть обнаруживающийся сейчас социально-экономический коллапс на Украине.
Видимо, исходя из такой потребности, есть смысл внести коррективы в цели военной спецоперации на Украине. Естественно, ни в коем случае, не отказываясь от них. Напомню, 24 февраля 2022 г. В. Путиным были озвучены следующие цели: 1. Признание Крыма частью России. 2. Признание ДНР и ЛНР независимыми государствами. 3. Демилитаризация Украины. 4. Денацификация Украины. 5. Нейтральный статус Украины. 6. Прописанный в Конституции отказ от вступления в НАТО. 7. Отмена дискриминационных законов в отношении русского языка. 8. Прекращение дискриминации русского населения на Украине. Замечу, что, когда эти цели озвучены, очень важно не вихлять и не делать «два шага налево, два шага направо, шаг вперёд и три назад», не ретушировать их и не нивелировать до состояния расплывчатости. А если уж необходимо пересмотреть формы и способы реализации изначальных установок, то об этом следует говорить и давать этому объяснения, пересматривая формы и способы реализации, а не сами установки, которые вытекают из требований, исходящих от самого существования России.
А раз это связано с самим существованием России, то российский народ не может в этом процессе быть посторонним наблюдателем. Хотя и отличается завидной терпеливостью. Но, как известно, всему есть предел. Ибо народ, аккумулируя терпение до определённого предела, может выплеснуть его в виде разрушительного социального протеста. Помним Александра Сергеевича: «русский бунт, бессмысленный и беспощадный». И «не приведи Бог видеть»!
Что касается корректировки, то она связана с тем, что необходимо открыто признать, что украинский проект является в своей основе русофобским и антироссийским. Потому, любая форма его реализации неизбежно приведёт к дискриминациям, напряжённости и конфликтам. Это вовсе не означает какое-либо насильственное искоренение украинской самоидентификации (в большой России могут спокойно сосуществовать не только природно-исторические этнические общности, но и любые придуманные), но требует глубокой и разносторонней разъяснительно-просветительной работы по вскрытию причин, источников и исполнителей украинского проекта. Собственно говоря, денацификация это не одномоментный, а длительный по времени процесс, в основе которого воспитательно-образовательная методика.
К содержанию такой корректировки относится и необходимость артикуляции российским государством того образа мироустройства, который государственное руководство Российской Федерации могло бы предложить нынешнему украинскому обществу. Остаётся открытым вопрос, который возник давно, но актуализировался ещё раз в связи с ВСО: что сейчас Российская Федерация может предложить украинцам в качестве проекта будущего жизненного устройства? Предложить вместо призрачной и явно недостижимой «европейской мечты», которой уже одурманено большинство населения, и совсем уж губительного свидомизма, замешанного на укронацизме, как раз вытекающих из идей украинства. Но, все эти призрачные и губительные проекты, как это не печально, дают людям и обществу некие ориентиры. А вот туманно представленная схема денацификации при сохранении условий нацификации (Украины) ничего, кроме сумятицы не приносит: то ли вернётся Украина в новом обличьи в Херсонскую, Запорожскую, Харьковскую и другие потом освобождённые области (и тогда вновь запустится маховик украинизации), то ли здесь будут образованы иные административные структуры (не украинского типа)?
А тут и другого русского классика уместно вспомнить, Николая Васильевича: «Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не даёт ответа». И если другим государствам необязательно отвечать, то своему народу отвечать следует непременно.
Послесловие. Думается было бы правильно сейчас переименовать Херсон в Потёмкин. Во-первых, в честь основателя. Во-вторых, Григорий Александрович в этом городе похоронен. В-третьих, избегаем часто возникающей путаницы: Херсон – Херсонес (при том, что Херсон явно неблагозвучен по сравнению с Херсонесом). В-четвёртых, поднимаем, обозначаем, обосновываем и утверждаем тему Новороссии. Последний довод, пожалуй, самый важный.
Пусть так, но этим шагом Российская Федерация заявит о своих дальнейших серьёзных намерениях.
Анатолий Сергеевич Филатов, кандидат философских наук, доцент, действительный член Международной Славянской Академии наук, образования, искусств и культуры