На фоне успешно развивающейся военной операции по демилитаризации и денацификации Украины ещё более явственно обнаруживаются проблемы, связанные с общей деукраинизацией южных русских земель, занятых ныне украинским государством. При этом следует помнить, что основная цель денацификации без деукраинизации вряд ли будет достигнута. И здесь, как не покажется кому-то странным, основную проблему порождает, ну, может быть, не столько современное государство, сколько политический режим Российской Федерации.
Тридцать с лишним лет, в т.ч. и последние восемь, государственное руководство Российской Федерации говорило о независимой Украине как состоявшемся самостоятельном государстве, говорило так усердно и упорно, что убедили в этом, пожалуй, многих из населения самой Украины. И это были не просто разговоры, но и действия по экономической и политической поддержке украинского государства, лидеры которого публично и агрессивно говорили о строительстве не России, т.е. анти-России. (К слову, книга небезызвестного Кучмы с примечательным названием «Украина – не Россия» впервые была издана в Москве, а не где-нибудь там в Варшаве или Нью-Йорке).
При этом, государственные органы РФ все последние годы, и не только последние восемь лет, не хотели поддерживать проекты и организации, которые готовы были заниматься разоблачением украинства, сотрудничали с самыми рьяными представителями этого самого украинства (кстати, Медведчук из их числа), с украинской властью в любом её обличье. А теперь ожидают, что на Украине их должны понять с полуслова?
Да, что там сотрудничество с антирусским украинством на Украине! По всей Российской Федерации действующая власть кормит русофобов и открытых врагов России, во всех сферах – культуре, масс-медиа, образовании, административном управлении, экономике. Ну, как минимум, кормила до недавнего времени. И «Эхо Москвы», питаемое все последние годы «Газпромом», достаточно вызывающий тому пример.
А знаете, почему нет выступлений общественности в поддержку России на деоккупированных и денацифицированных территориях Украины? Да потому, что люди не верят государственному руководству Российской Федерации, которое в 2014 году оставило и Одессу, и Харьков, и Мариуполь, и Славянск и всю Новороссию, плотно общалось с режимом укросвидомитов. Публично и официально признав сначала режим Порошенко, а потом и режим Зеленского.
А теперь, 28 февраля, или с 28 февраля, очередной кульбит – переговоры с украинской властью, которая ещё недавно показушно громко была объявлена враждебной и антинародной. Переговоры, которые по своей безрезультативности даже до уровня Минских соглашений никогда не дотянут.
И вот ещё пример, прямо-таки в развитие и доказательство сделанного заключения. 28 февраля СБУ арестовала главу города Южный в Харьковской области Александра Брюханова, его заместителя и руководителя местной полиции за то, что они договорились с представителями воинского контингента РФ о сотрудничестве в интересах жителей города и для сохранения в нём спокойствия. Отсюда вопросы: 1) почему эти представители вверенными им силами их не защитили? 2) не должны ли понести наказание те из представителей, кто вёл переговоры с руководством города Южное и, по сути, бросил их? и 3) захотят ли другие главы украинских городов сотрудничать при таком отношении к ним со стороны таких представителей? (Последний вопрос риторический).
Другая текущая тема в том же направлении злободневности.
О чём говорят украинские флаги на административных зданиях и площадях в деоккупированных городах и сёлах Новороссии и Югоруссии (напомню, это части бывшей Украины)? Прежде всего, они говорят о том, что напрочь не исполняется установка Президента В. Путина, озвученная им ещё 24 февраля, о денацификации Украины. Ибо нынешний политический режим, который и является выражением укронацизма и против которого вынуждена Россия проводить специальную военную операцию, как раз использует в качестве своего символа жовто-блакитный флаг.
Кроме фактического саботажа распоряжений Президента Российской Федерации, обнаруживается ещё одна порочная черта этого укрофлаговского непотребства. Таким образом местному населению в Мелитополе, Херсоне, Геническе, Бердянске и др. населённых пунктах отправляется посыл: Россия здесь временно, скоро уйдёт, никакой денацификации не будет, к вам вернутcя самые упоротые свидомиты и их нацистские организации, типа СБУ, террористического «Правого сектора» (организация запрещена в РФ. - РНЛ), потому сидите тихо, российских военных не поддерживайте и от России дистанцируйтесь. А это уже даже не саботаж. Это гораздо хуже. Это антигосударственная и антироссийская диверсия.
Следующий ущербный признак. У государственного руководства Российской Федерации вообще нет никаких, даже контуров, идеологических устоев, которые оно могло бы предложить жителям освобождаемых территорий. И вот отсутствие этих устоев, как раз, позволяет висеть символам укронацизма.
Именно отсутствие мобилизирующей государственной идеологии приводит к таким потерям и издержкам, которые ввергают страну в состояние чрезвычайного напряжения. Уверен, что именно подобный идеологический провал не позволил решить проблему с Новороссией, как минимум, а то и со всей остальной Украиной в 2014 году. Что позволило бы, безусловно, избежать нынешних, и предшествующих восьми лет, жертв и потерь.
России нужна собственная всеобъемлющая идеология с предметным образом будущего. Попытка сделать из патриотизма идеологию превращается в набор заклинаний. Не более.
Но, даже в таких условиях с выхолощенной идеологией, остаётся возможность не допускать отмеченного непотребства с флагами укронацизма. А кто бы мог в нынешней Российской Федерации заниматься если не идеологией (что на самом деле чрезвычайно необходимо), то хотя бы пропагандой и устройством социального взаимодействия с населением деоккупированных районов? Явно это не министерство науки и высшего образования, равно как и не министерство культуры, они заняты коммерциализацией образования и культуры, разными проектами по разрушению, например, системы образования. В других структурах Правительства РФ тем более не найти интересующих нас органов с требуемыми признаками. Остаётся Администрация Президента.
Ознакомившись с функциями руководства Администрации, видим, что проблемы политической организации, социального взаимодействия, администрирования лежат в сфере компетенции первого заместителя руководителя Сергея Кириенко, а темы пропаганды и масс-медийной коммуникации контролируются другим первым заместителем Алексеем Громовым. Естественно, сферы деятельности своих первых заместителей контролируются руководителем Администрации Антоном Вайно. Думаю, от них мы и могли бы получить реакцию и ответы по теме работы с населением деоккупированных районов Украины, и не только по проблеме избыточной терпимости к укронацистским символам. Однако, рассчитывать на это не то, что сложно, а практически невозможно, ибо Администрация практически не реагирует даже на социальные запросы граждан, механически отсылая все жалобы на рассмотрение тем, на кого жалуются.
Появившаяся в последние дни информация о создании военно-гражданской администрации в Запорожской области говорит, скорее, о том, что проблему пытаются решать на ходу и, судя по участникам, благодаря личной инициативе некоторых политэмигрантов. В пользу оценки неподготовленности действий говорит и то, что в Херсонской области ничего подобного не производится.
И вот здесь мы выходим на самую большую угрозу для российской государственности, которая может перечеркнуть очевидные успехи нынешней операции по денацификации Украины. Эта угроза исходит от ставших уже органичными пагубных признаков сложившегося политического режима. Режима, который становится непривлекательным как для внутреннего, так и тем более внешнего потребления. А нынешнее украинское общество, в данном контексте событий, относится как раз к внешним потребителям.
Политический режим Российской Федерации, создавший систему номенклатурного олигархата и создаваемый номенклатурным олигархатом, плодит коррупцию, чиновничий произвол, беззаконие, попрание социальной справедливости, устраивает механизм вотчинничества, когда региональные правители получают на откуп подконтрольные им республики, края, области, города и районы в обмен на право олигархата владеть и наживаться на природных общественных богатствах страны. Такой режим совершенно непритягательный для общества внутри государства и совершенно непригодный для предъявления вовне.
Особенно такое состояние пагубно с учётом того, что абсолютное большинство людей (особенно дерусифицированных) не в состоянии увидеть существенные различия между политическим режимом и государством, тем более существенные – между политическим режимом и страной (обществом). Сейчас это как никогда важно осознавать. Сейчас, чтобы Российская Федерация наконец-то начала превращаться в Россию при всей значимости и важности внешних побед, нельзя оставлять без внимания внутреннее очищение. Более того, внешние победы и, главное, результаты от этих побед, могут быть обеспечены только внутренним очищением.
В общем, для освоения Украины, для возвращения украинцам их русского имени, необходим образ будущего, который нынешняя Россия могла бы предложить постукраинскому обществу. К величайшему сожалению, с нынешним политическим режимом РФ Украину освоить будет весьма и весьма сложно, а то и невозможно. А без освоения Украины все нынешние жертвы будут напрасными.
К чему я это?
К тому, что об этом нужно и важно говорить, пока операция по денацификации Украины не завершена. Потом, вне зависимости от результата, будет не то, что поздно, но не эффективно, в должной степени.
Можно и нужно начать реформирование сейчас, в процессе. Начать жёстко и предметно. Более жёстко, чем перевод в режим боевого дежурства сил сдерживания.
Процесс реформирования должен быть обеспечен народной социальной активностью, обязательно институционализированной в формате народных дружин или народной опричнины, выведенных из-под влияния политического режима, стоящих опричь него, но, непременно, под контролем и в прямом подчинении Президенту Российской Федерации В. Путину.
Анатолий Сергеевич Филатов, кандидат философских наук, Крым