Все яснее вырисовываются на фоне идущей всего неделю военной операции на Украине просчёты и недоработки российского руководства и командования, допущенные в её начале. Прежде всего, я об информационно-психологическом аспекте операции.
Немного истории. Ещё Наполеон, у которого никак не отнять лавров военного гения, понимал огромное значения пропаганды и в первую очередь печатного слова. Ему приписывают фразу, что одна газета может сделать больше, чем батальон солдат. При этом он сам глубоко презирал газетчиков, считая их трусливыми и продажными душонками. Между тем, уделяя огромное внимание, как цензуре, так и пропаганде, Бонапарт владел умами европейцев, жёстко преследуя инакомыслие и проводя свою политику в газетах, не гнушаясь, как сейчас сказали бы фейков. Например, ещё не взяв очередной город, он через газеты уже трубил о его падении и… сбитые с толку, ещё вчера готовые сражаться защитники, сдавались на милость победителя!
С распространением печатного слова роль СМИ и пропаганды только возрастала. К началу Первой мировой войны, лучше всех пропагандистская машина по промыванию мозгов, работала у англичан, которые следуя примеру Наполеона не гнушались распространять самую гнусную ложь, по словам члена британского парламента лорда Понсонби, «чрезвычайно полезного оружия». Именно они запустили лживую информацию о том, что немцы перерабатывают трупы солдат своих и чужих на стеарин и на корм для свиней, что вызвало бурю негодования и рост антигерманских настроений во всём мире. И только в 1925 году, когда война закончилась поражением Германии, англичане свой фейк тихонько опровергли.
Говоря о России надо признать, что наша пропаганда того периода сильно отставала не только от англичан, но и от немцев. Мы массовыми тиражами выпускали патриотические плакаты, вели денежный сбор в помощь фронту и раненым, ряд деятелей культуры, артисты давали концерты на фронте и госпиталях. А вот пресса, принадлежавшая напрямую или через подставных лиц инородцам, в своей массе оставалась безучастной, публикуя либо сухие сводки с фронтов, либо сея панику у населения, например, в период отступления Русской армии весной 1915 года. Итог нам известен – февраль 1917 года, позорный выход из войны, постыдный Брестский мир, разрушение государства и погружение во тьму братоубийственной Гражданской войны с огромными жертвами.
Первый блин комом. Во Второй Мировой войне, на опыте которой стоит остановиться подробнее, роль пропаганды только возросла. Не секрет, что все СМИ в СССР в отличие от Империи, были полностью подконтрольны властям, а в ВС страны действовал мощный институт комиссаров и пропагандистов, подчинённых и подотчётных Политуправлению Красной Армии (ПУРККА) и ЦК партии. Эта централизация власти и контроль над информационным пространством при наличии чётко-определённой идеологии, играли, безусловно, положительную роль в условиях грядущей войны, несмотря на имеющиеся серьёзные ошибки.
Они заключались, прежде всего, в идеологической зацикленности и зашоренности агитационно-пропагандистского аппарата, ставящего выше национальных интересов Русского и других народов СССР догмы марксизма. Эти партийные клише довлели в издаваемых большими тиражами контропагандистских материалах, поэтому количество не переходило в качество – часто в прямом смысле слова из-за низкого качества бумаги.
В них к противнику обращались, видя в одурманенных нацисткой пропагандой солдатах всего лишь «камрадов»: братьев – рабочих и крестьян в солдатских шинелях. У наступавших по всем фронтам немцев, такие призывы вызывали лишь насмешки и советскую печатную продукцию они зачастую отсылали домой в качестве сувениров, чему командиры вовсе не препятствовали. Очевидно, что первый этап ведения нашей контрпропаганды являлся провальным. Зато с пропагандой среди своего населения и армии особых проблем не было, народ в своей массе (кроме, кстати, западных областей Украины) воспринимал немцев, как агрессоров и оккупантов. Гениальная песня «Вставай страна огромная» стала настоящим гимном, объединившим десятки миллионов советских граждан, о чем неоспоримо свидетельствуют литература, мемуары и фильмы.
Дорога ложка к обеду. Что касается гитлеровской Германии, то там готовились к войне по-немецки основательно. Ещё в 1938 году между вермахтом и Министерством народного просвещения и пропаганды (!) в лице бессменного на этом посту Йозефа Геббельса было заключено специальное соглашение. В том же году в вермахте началось формирование специальных рот пропаганды, число которых к июню 1941 года было доведено до 13. Перед нападением на СССР было отпечатано 50 млн. листовок, в которых утверждалось, что германские войска пришли в нашу страну как «освободители всех народов страны от жидо-большевизма» и несут всем свободу, а кому-то и независимость. К октябрю 1941 года на позиции советских войск было сброшено 350 млн. подобных листовок с призывом сдаваться в плен.
Так же в листовках и газетах, распространяемых на оккупированных землях, населению внушалась мысль о вынужденности нападения и превентивности удара. Для каждого народа СССР, оказавшегося в зоне оккупации, у геббельсовского ведомства было заготовлены свои «печеньки» и денег на это скупые немцы не жалели. Так, только на территории Украины ими издавалось около 40 печатных, включая цветные, изданий, в т.ч. на украинском языке, в которых у местного населения формировались прогерманские и соответственно антисоветские и русофобские взгляды.
В сочетании с успешными действиями на фронте и активностью пропагандистской машины, немцы имели серьёзные успехи и в информационной войне, что дало в результате переход на сторону противника и сдачу в плен значительной части советских военнослужащих, особенно на начальном этапе войны.
Второй этап войны характеризовался усилением агитационно-пропагандистской и контрпропагандистской работы обеих сторон с явным уже преимуществом советской, сумевшей перестроиться в условиях контрнаступления и перелома в войне. Что характерно, советская пропагандистская машина, готовясь работать с населением противника в 1940 году, отказалось от этого в 1944 с выходом на границу, отдавая предпочтения представителям лояльных Кремлю освобождаемых народов – членам различного рода комитетов спасения Родины.
Триумф нашей Победы был полным и отражён не только в листовках и газетах того времени, но и в воспоминаниях участников войны, многочисленных кинофильмах, мемуарной и художественной литературе.
Безусловный вывод из этого состоит в том, что пропаганда не должна быть оторванной от жизни и реального положения на фронте. При этом пропагандистское сопровождение боевых действий должно носить превентивный характер, работать на опережение – на победное завершение кампании, при этом оставаясь гибким и оперативным.
Лиха беда начало. Нынешние российско-украинские отношения последних 8 лет складывались у нас на глазах. Все эти годы шла эскалация напряженности в районе непризнанных республик Донбасса при явном нарушении со стороны Украины Минских соглашений, её стремлении в НАТО, желания обладать ядерным оружием при многочисленных предупреждениях России о соблюдении её интересов и требования от Запада гарантий; равнодушии в этих вопросах западных партнёров.
Однако, при этом наше общество не готовилось к проведению специальной операции на Украине, ставшей для подавляющего большинства полной неожиданностью. Это может быть следствием либо скоропалительно принятого решения о её проведении, либо игнорирования столь важного фактора. Сегодня всё больше очевидно, что многие россияне оказалось не готовы к проведению операции на Украине, в условиях, когда Россия действовала на упреждение. Вряд ли готовы к ней и сами военнослужащие – участники операции, учитывая отсутствие мощного сплачивающего фактора – понимания высокой и благородной цели. Ведь одно дело просто «выполнять приказ», другое – иметь твёрдые и искренние убеждения в правоте своего дела, как было, например, в годы Великой Отечественной войны.
Очевидно, что блицкрига, если он и планировался, не получится и это значит, что предстоит долгое вооруженное противостояние, возможно выходящее за пределы собственно Украины. В связи с этим в ВС России и Росгвардии необходимо осуществить «доворот» в сознании и мотивации личного состава, как материальной, так и особенно морально-психологической и идеологической составляющей. Но в последнем случае непонятно: кто и как этим будет заниматься за отсутствием собственно идеологии и соответствующим образом подготовленных кадров.
Считаю, что она должна быть выработана на основе идеологии Русского мира, объединившего вокруг себя соседние народы, исторически проживающие в пределах сложившихся его естественных границ, а это необходимо через возрождение долго заглушаемого русского национального самосознания – традиционного для нашего солдата времен Российской Империи. Здоровый русский национализм, не несущий угрозы другим народам, исповедуемый Александром Суворовым, Дмитрием Менделеевым, Александром Третьим и другими патриотами России должен стать его основой. Хороший пример мы наблюдаем среди чеченских вооруженных формирований, участвующих в операции, сформированных по схожему этно-религиозному принципу, продолжающих традиции «Дикой дивизии» времён Первой мировой войны.
Для укрепления духа Российского воинства в своей основе пока русского, необходима перестройка и перенастройка имеющегося в ВС России аппарата ГлавПУра МО России и соответствующих структур Росгвардии. Необходимо оживление работы по взаимодействия силовиков с Русской Православной Церковью, ведь именно Церковь, формирующая религиозное мировоззрение всегда обеспечивала высокую мотивацию защитника Отечества, и Великая Отечественная война в т.ч. не являлась исключением. Особое внимание в этой работе надо обратить на преодоление естественного страха смерти через знакомство с учением Церкви о воинском служении примерами святых воинов – это и есть путь воспитания легендарных непобедимых суворовских чудо-богатырей.
Говорит Москва! Руководство страны и ВС, хотя и с опозданием, но пришли к пониманию отсутствия важнейшего элемента военной операции – информационно-психологического обеспечения и пропаганды (контрпропаганды). Генпрокуратура России, спустя два дня после её начала, предупредила об ответственности: за распространение фейков о событиях, связанных с проведением специальной операции России по защите ДНР и ЛНР; и «финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству» в период проведения «войсковой спецоперации» РФ на территории Украины в рамках статья 275 Уголовного кодекса РФ «Государственная измена», которой предусмотрено наказание до 20 лет лишения свободы.
На днях пришло долгожданное сообщения, что ВКС России, контролирующие небо над Украиной, наконец-то, вывели из строя Киевскую телевышку и конкретно здание аппаратной, после чего местные телеканалы приостановили трансляции из-за потери сигнала. Настало, наконец, время перехода в наступление и на информационном фронте. Для этого у нас есть все возможности, включая специальную технику и самолёты.
Тут вполне приемлем пример времён Великой Отечественной войны, когда наша дальняя авиация ещё в 1942 году однократно обеспечила трансляцию в фашистском Берлине сводки Совинформбюро. Сразу после дежурного выступления Геббельса на головы ошеломлённых берлинцев обрушился голос Левитана, монотонно и буднично зачитавшего заранее записанный на магнитные носители текст на немецком: «Каждые 7 секунд в России погибает один немецкий солдат. Пока говорил Геббельс, в России погибло не меньше 170 солдат немецкой армии. Среди них мог оказаться твой муж, брат, сын. Долой гитлеровскую войну!»
Хочется надеяться, что наше руководство пришло к пониманию важности информационного противоборства за умы и сердца, как соотечественников, так и граждан Украины и не получится, что выполняющая боевые задачи Армия будет узнавать, что достигнутые ею успехи перевраны, искажены или замалчиваются, как это имело место сравнительно недавно во время боевых действий в Чечне. А солдат, выполняющий боевые задачи, не получит с Родины сообщения, что он оккупант и палач. Командование группировки войск на Украине должно с учётом прежних ошибок обеспечить регулярную подачу выгодной ему информации при подавлении противоположной, что достигается централизацией управления медипространством. Это нам по силам!
А вот федеральным и региональным властям, пусть под эгидой той же «Единой России» необходимо решить вопрос массовой поддержки операции гражданами и общественными организациями. Тем более, что пока акции и митинги в её поддержку проходят стихийно. Всем вместе это нам по силам!
Андрей Дмитриевич Редкозубов, полковник в отставке, религиовед, член Совета ветеранов военной разведки
1.