На телеканале «Россия-1» вышло в эфир традиционное общественно-политическое ток-шоу «Вечер с Владимиром Соловьёвым».
В рамках программы выступил известный политолог и радиоведущий Сергей Александрович Михеев:
В заявлении китайцев по поводу НАТО была такая фраза, что Китай считает НАТО пережитком холодной войны. Когда разные украинские и прочие иностранные аналитики нам говорят, что в совместном заявлении российского и китайского лидеров не было слова «Украины», то возникает вопрос: какая там Украина! Само НАТО – это пережиток, а значит и расширение НАТО не годится для того мира, в котором мы живем. Поэтому все эти контент-анализы с выискиванием, подсчетом слов и букв, выискиванием конкретных названий – все это пустое! Это годится, может быть, для того, чтобы заполнить какие-то паузы в эфире, но по большому счету все это ерунда. Китайцы сказали, что это пережиток. Все НАТО – это пережиток.
Мне кажется, что это для них достаточно сильное заявление, и здесь диагноз поставлен однозначно. Опять же, и мы об этом много говорили: я не переоцениваю искренность китайцев, но, тем не менее, в этом они абсолютно искренни.
Кстати, по поводу санкций в отношении китайских компаний. Мне кажется, что у американцев, и они этого не скрывают, есть одна цель в отношении китайцев, как и в отношении всех остальных: не дать китайцам развивать свои технологии. Поэтому из-за России ли, из-за Тайваня ли, из-за Тибета ли, да все равно, из-за чего, - лишь бы ставить постоянно палки в колеса развитию Китая, как и развитию России, как и развитию всех остальных.
Если еще раз отжать эту ситуацию – проблема состоит в том, что модель лидерства американцев неадекватна развивающемуся миру. Мир идет вперед, а их модель лидерства американцев – это модель лидерства после 1991 года. Они все пьют, пьют, пьют за победу в холодной войне, а время идет. Сами же они говорят, что сейчас уже не 2008 год. Вот и мы можем сказать, что сейчас уже не 1991 год, а 2022 год. А впереди будет 2023 год и еще много-много годов. Вот в чем проблема: американцы не хотят меняться. Им так понравилось быть в 1990-х, что они меняться не хотят. Если отжать ситуацию, то она простая. Американцы говорят, что в мире существует только одно правило – это то, что отвечает их национальным интересам. Мы говорим, что, может быть, это и было когда-нибудь возможно, но сейчас это правило никого не устраивает. И услышите нас хотя бы по ряду вопросов. Это не то, что мы собираемся делить с ними власть глобально, ибо у нас нет такого проекта, как у Советского Союза. Но услышите нас по ряду вопросов. Что здесь непонятного? Если вы не хотите нас слышать, то мы будем искать других союзников, мы будем вооружаться, мы будем решить эти задачи так, как считаем нужным.
Попытка упереть все это в Путина – значит, закрывать глаза. Потому что на самом деле этим будет заниматься любой более-менее ответственный лидер России, ибо американцы не предоставляют другой возможности для реализации себя. Они везде всем ставят палки в колеса. Развитие других – это не про американцев. В их понимании развитие других может быть только в контексте американского интереса. Им по-другому никак. Нам говорят, что мы сейчас что-то не то делаем, и я совершенно не понимаю этих разговоров. Чем американцев с геополитической точки зрения не устраивала ситуация 1990-х годов? Они были тогда абсолютно доминирующими в мире. Вот это десятилетие 1990-х годов – на самом деле у них было все, абсолютно все. Они имели абсолютную власть над миром. В геополитическом смысле не было никаких резонов, чтобы проводить сегодня ту политику, которая теперь привела к обострению. Об этом и приходится сегодня говорить. Надо смотреть на эти вещи совершенно трезво. Все, что они хотели получить от этой жизни, они получили. Они наверху, советской системы больше нет, Советский Союз развалился, Организации Варшавского договора больше не существует. К чему все эти поиски – по расширению НАТО, по войне в Югославии, которая для американцев была не нужна. То, что они стали делать с Ближним Востоком, на самом деле для американской власти было ненужно. Она и так была в какой-то момент абсолютной. Американцы – главные создатели сегодняшней конфликтной ситуации. Теперь они говорят: это совершенно невыполнимые требования! Да они и стали невыполнимыми, потому что они создали этот мир таковым.
Что касается европейских лидеров – такое впечатление, что они уже начали конкурировать друг с другом за право быть посредниками в решении этих вопросов. Все говорят – Россия находится в изоляции и так далее. Какая там изоляция? Они не знают, как составить график, чтобы приехать в Москву и встретиться там с Путиным и предложить ему какой-то собственный план. Почему? Потому что на самом деле и их пропаганда сделала Путина наиболее влиятельным лицом в этом мире. Путин вместе с Синь Цзинпином стали делить имидж сверхчеловека, который управляет если не всем миром, то, по крайней мере, его частью, правда, в фантазиях самих этих западных деятелей. Тем не менее, этот миф работает и на них, и в том числе и против них. Они едут, чтобы прислониться к Путину. Это совершенно очевидно. Тот же Макрон приехал в Москву, во-первых, потому что у них выборы, а, во-вторых, ему повезло, что последние полгода Франция председательствует в Евросоюзе. Он хочет показать очень простую вещь. Во-первых, Франция хочет стать новым лицом Европы после ухода Меркель, во-вторых, показать, что только он может решать вопросы. Мол, он приехал и решает их.
Он даже и не скрывает этого, говоря: «Я приехал, моя цель – провести переговоры, мы шесть часов разговаривали, и я притормозил деэскалацию конфликта». Кто молодец? Он молодец! Кто умеет решать вопросы? Он умеет решать вопросы!
Я думаю: то, что они приезжают, и то, что мы с ними говорим, это правильно, потому что Владимир Путин говорил о том, что не только возможна война, но существует и еще важная проблема. Она, может быть, стоит позади, но она есть. Он говорит: «Вопрос Украины для Европы явно переоценен. Он серьезно переоценен и не стоит того, что вокруг него развели дискуссии». Вот говорят про Путина, что он хочет отделить Америку от Европы. Говорят, что Путин затеял выборы в 2024 году, и что сейчас ему это надо. Извините, а в 2014 году это все тоже Путин устроил на Украине? До 2014 года была ситуация, при которой все это было невозможно. Разве нет? Разве это было по-другому? Мы здесь вспомнили Януковича. Но Янукович был президентом, избрание которого не оспаривал никто, включая США. С какого перепуга его отстранили от власти? Потому что вышел некий народ и сказал: «Ты коррупционер» и так далее? Но его выборы признавали абсолютно все. Ну, назначили бы какие-нибудь перевыборы, в которых Янукович имел бы право участвовать. Пусть бы он на них провалился, но этого же не захотели! Так кто и зачем все это устраивал? Вот основной вопрос.
Нам сейчас говорят: «Вот вы все это придумали, потому что скоро наступит 2024 год». Был 2014 год, до которого Россия терпела все – в том числе и учения Украины и НАТО «Си Бриз», которые проводятся аж с 1992 года. Какой тогда был Крым, какой тогда был Донбасс, какой тогда был Путин? Зачем в 1992 году начались учения НАТО с Украиной? Для чего? Какая тогда была опасность? Кто на самом деле является творцом всей этой напряженности? Россия закрывала на это глаза, Россия закрывала глаза на евроинтеграцию Украины, на то, что она хочет в Евросоюз. Россия даже закрывала глаза на разговоры о том, что Украине надо вступить в НАТО и т.д. Россия была готова жить с этим дальше. Закрывали глаза даже на воровство газа, хотя начали строить эти обходные транзиты не от хорошей жизни, а потому, что Украина каждый год выносила нам мозги.
Все это уже существовало и существовало весьма долго. Для чего все это было организовано в Киеве? И кто все это поддержал? А потом будут говорить, что дело в 2024 годе, что Путин очень хочет остаться у власти. Так вы и оставляете его у власти! Друзья украинской демократии, американцы, европейцы – это вы его оставляете у власти! Я уж не знаю, по глупости ли или не по глупости, но в реальности все происходит именно так. Самое главное, и я еще раз об этом скажу, что любой самый более-менее ответственный лидер, который будет во главе России, все равно при вашей модели лидерства в этом мире будет вступать с вами в конфликт. И в этом проблема для всего мира, учитывая огромный ядерный потенциал, который накоплен.
1. А кто хочет меняться?