Глубокий кризис, в который зашла система политической власти в Черногории, достиг той черты, когда может начаться полномасштабное восстановление режима, потерпевшего поражение в августе 2020 года. И это после почти года борьбы народа за свои святыни и Церковь против режима Мило Джукановича и его ДПС. Ситуация, похоже, настолько критична, что уже и сербские архиереи довольно однозначно высказались на этот счёт. В заявлении, подписанном 2 февраля четырьмя епископами, чьи епархии действуют на территории страны, говорится:
«Мы должны напомнить нашему благочестивому народу, что борьба за свободу веры еще не окончена и Сербская Православная Церковь в Черногории десятилетиями терпит гнусную клевету и несправедливость со стороны бывшего режима, чьи политические представители и после поражения на выборах 30 августа 2020 года, распространяют ненависть и нетерпимость в отношении нашей Церкви. На фоне той несправедливости, которую мы и сейчас терпим от остатков бывшего режима, мы не видим решения существующих общественных проблем в возвращении бывшей власти, так же как и в поддержке некоего "правительства меньшинства". Как, дорогие братья и сестры, будут решать накопившиеся общественные проблемы и применять цивилизованные стандарты те, кто постоянно угрожает Церкви новыми гонениями, депортацией духовенства и изъятием святынь?! Замечаете ли вы, как в эти дни они кротко и умилительно предлагают «данайские дары» народу Черногории, который именно от этих людей защищал свои святыни?
Победа над предыдущим богоборческим режимом 30 августа 2020 г. не принесла решения всех проблем в обществе, но всё-таки она стала великим демократическим переломным моментом. Поэтому мы уверены, что необходимо сохранить и уважать народную волю. Правильную цель можно достичь только добрыми средствами. У нас нет намерения тормозить общественные процессы, и в этом отношении мы ожидаем, что политические победители прошлых парламентских выборов найдут совместное решение для этого или какого-то нового правительства, которое с Сербской Православной Церковью быстро подпишет Основной договор. Это бы способствовало снятию напряжения в Черногории и достижению равноправия всех религий в нашей стране».
Заявление подписали: митрополит Черногорско-Приморский Иоанникий, епископы Милешевский Афанасий, Будимлянско-Никшичский Мефодий и Захолмско-Герцеговинский Димитрий.
Для разъяснения ситуации, сложившейся в Черногории, мы обратились к нашему постоянному автору, профессору права Зорану Чворовичу.
Павел Тихомиров: Зоран, полтора года назад мы все ликовали, когда режим Джукановича зашатался, и к управлению в Черногории пришли люди, которые не скрывали своего православного мировоззрения. Более того, все мы помним, что пришли к власти они именно на волне национального и религиозного подъёма. Что происходит сейчас? Куда подевался весь тот немалый кредит доверия, который имел глава нового правительства Здравко Кривокапич и его люди?
Зоран Чворович: Недоверие к правительству Здравко Кривокапича было только что озвучено. Это, несомненно, является успехом Джукановича, поскольку является доказательством того, что новая власть не смогла консолидироваться через год, не говоря уже о более серьезном демонтаже ключевых рычагов системы Джукановича в секторе безопасности и правосудия.
П.Т.: Кто виноват?
З.Ч.: Виновников в такой ситуации много. Само понятие так называемого «Правительства экспертов», которые навязывали посольства США и Великобритании после победы над Джукановичем, сделали правительство Кривокапича с самого начала уязвимым. В парламентской системе, которая существует в Черногории, вряд ли сможет выжить правительство, находящееся в постоянном конфликте с самой многочисленной частью парламентского большинства (ДФ, Демократический фронт), и в ситуации, когда парламентское большинство сводится к перевесу в одного депутата. Без серьёзной поддержки парламентского большинства и постоянно подвергаясь нападкам со стороны партии Джукановича, правительство Кривокапича держалось до тех пор, пока было внутренне единым. Когда Дритан Абазович (политолог-международник лидер партии URA – Объединённое реформистское действие) вместе со своими министрами в правительстве решил свергнуть правительство, его конец был неизбежен. Причём, со времени формирования правительства Кривокапича и до его конца власть только укрепляла политическую позицию Абазовича и его министров в правительстве. Хотя в «Правительство экспертов» они едва протиснулись – как политики с поддержкой только 5% на августовских выборах 2020 года. Но они действовали как хозяева положения.
П.Т.: Странно было наблюдать за безобразиями, происходившими во время интронизации митрополита Иоанникия. Происходившими по «милости» того правительства, которое, вновь повторюсь, получило доступ к высшему управлению республикой именно на волне национально-религиозного подъёма граждан Черногории.
З.Ч.: Хотя министр полиции Секулович (от партии Абазовича) был ответственным за обструкцию, имевшую место во время интронизации митрополита Иоанникия, ни он, ни директор полиции Зоран Брджянин не были привлечены к ответственности. В день интронизации чиновники от URA фактически предприняли попытку государственного переворота, потому что они отказались выполнять приказы правительства и премьер-министра.
П.Т.: И безнаказанность развязывает руки… Когда кто-то не несёт ответственности за очевидные политические демарши, то это неизбежно укрепляет политический вес такого политика.
З.Ч.: Так и произошло. Кривокапич не захотел в сентябре прошлого года привлечь к ответственности Абазовича и его министров за попытку государственного переворота. Теперь сами они пришли за головой в Кривокапича. Только на прошлой неделе Совет безопасности Черногории по инициативе Кривокапича попытался, пусть и с огромной задержкой, определить ответственность Абазовича и его министров за события, связанные с интронизацией. Но дважды срывались попытки созвать Совет безопасности, потому что заседание бойкотировали большинство членов, среди которых не только кадры URA, но и, к примеру, Милан Кнежевич из ДФ, что очень симптоматично.
Таким образом, мы подходим к третьему фактору (помимо Джукановича и URA), который дестабилизировал правительство Кривокапича всё это время. Речь идёт о президенте Сербии Александре Вучиче.
П.Т.: О чём идёт речь?
З.Ч.: С первого дня средства массовой информации, контролируемые Вучичем, нападали на Кривокапича. Причём гораздо больше, чем когда-либо нападали на правительство Джукановича. Никакого сотрудничества Белграда с правительством Кривокапича вообще не было. Дело дошло до того, что благодаря Вучичу противник Кривокапича Абазович попал на приём к сербскому Патриарху Порфирию и обсуждал с ним вопросы, связанные с подписанием договора с Церковью. Хотя именно министры Абазовича были виновниками того, что сербский Патриарх должен был добираться в свой монастырь в Цетинье не на машине, а на вертолете.
Связи Джукановича и близких к нему черногорских олигархов с Вучичем и его ближайшими сотрудниками известны сербскому общественному мнению, поэтому обструкция правительства Кривокапича из Белграда не вызвала удивления. Кроме того общественности известно влияние Вучича на черногорский ДФ, который и стал главным дестабилизатором правительства Кривокапича.
Однако вместо того чтобы выйти из тупика, найдя опору в народе, вместо формирования собственной общественно-политической силы, Кривокапич обратился за помощью … к западным посольствам и Брюсселю. Хотя всем понятно, что тех куда больше устраивает либеральный Абазович, нежели Кривокапич, близкий Черногорско-приморской митрополии.
П.Т.: С изменами и глупостями прояснилось. Что делать?
З.Ч.: Правительство, опирающееся на меньшинство, находится в противоречии с парламентской системой. Единственным выходом из такой ситуации, которая соответствует конституции Черногории, могут быть досрочные парламентские выборы. Впрочем, политическая жизнь одной из колоний НАТО мало зависит от воли избирателей…
Вместо послесловия
Парламент Черногории проголосовал за отставку правительства.
Из 81 депутата за проголосовали 43, против - 11. Теперь должна быть назначена дата досрочных выборов, ориентировочно - в мае.
Депутаты в четверг должны были проголосовать о смене вице-премьера и лидера движения URA Абазовича, который ранее и предложил провести вотум доверия правительству и сформировать новый кабмин, но не собрали необходимый кворум. Парламент всю пятницу обсуждал доверие правительству. Премьер Кривокапич и большинство членов кабмина, включая Абазовича, на заседании не появились.