Два года назад, 26 января 2020 года на 52-м году жизни скоропостижно скончался протоиерей Всеволод Чаплин. «Все произошло около 16:30. Отец Всеволод сидел на лавочке у своего храма, когда ему вдруг стало плохо, он упал, и через 15 минут приехавшая скорая констатировала смерть», – рассказал прихожанин Александр Петрунько российскому информагентству «Интерфакс». Агентству «ТАСС» эту информацию подтвердили в пресс-службе храма Феодора Студита, где он был настоятелем. «К сожалению, это правда, он скончался перед храмом», – сообщили журналистам.
Один из прихожан рассказал изданию «Подъем», что у отца Всеволода перед смертью случился астматический приступ: «Он сел на лавочку, ему стало плохо. Он болел астмой. Он стал задыхаться, посинел, упал. Ему вызвали скорую, скорая констатировала смерть. У храма сейчас находится полиция, сейчас его тело повезут… Я не видел, было у него с собой лекарство, но он всегда его с собой носил. Когда у него была одышка, он всегда пользовался баллончиком от астмы».
Его смерть для многих православных христиан, знакомых с его гражданской и священнической позицией, особенно в последние годы жизни, когда Московская Патриархия сняла с должности очень неудобного своим правдолюбием и личным мнением, отличным порой от позиции священноначалия, председателя одного из ключевых Синодальных отделов – по взаимодействию Церкви и общества, так и останется под вопросом, без расставленных точек над «i». В наши совсем не безмятежные дни уже ни для кого не секрет, что кого-то «убирают с трассы» в тюрьмы и колонии в рамках сфабрикованных уголовных дел, а кого просто устраняют под видом сердечного приступа или инсульта. Перечень соответствующих препаратов без труда можно обнаружить на просторах интернета. Их следы быстро исчезают из крови.
Меня убрали по первому сценарию. И я безмерно признателен отцу Всеволоду, что он одним из первых встал на мою защиту, попросив внимательного, тщательного проведения расследования. «По довольно туманным основаниям обвиняют в распространении наркотиков Николая Каклюгина, психиатра и нарколога, председателя регионального отделения Общероссийской общественной организации "Матери против наркотиков" в Краснодарском крае"», – написал весной 2019 года он на своей страничке в «ВКонтакте». И дал мне честную характеристику, задав одновременно неудобные вопросы следствию, на которые то не дало ответов до сих пор: «Николай известен как борец с сектами, разоблачитель их "реабилитационной" деятельности, которая много раз становилась предметом расследования правоохранительных органов. Людей незаконно удерживают в закрытых помещениях, заставляют работать, а "реабилитаторы" получают доход – и от рабского труда, и от платы за "излечение", поступающей от родственников. Попутно идет религиозная "обработка". Рабство, вовлечение в секту и... заработок – неплохой букет, согласитесь? Бизнес это общероссийский. Не его ли хозяева заинтересованы в преследовании общественника? Не поверю, что Николай распространял наркотики – пока это убедительнейшим образом не будет доказано». Полностью см. тот пост отца Всеволода здесь.
Доказать убедительным образом «оборотни в погонах» так ничего и не смогли, однако я так и не оправдан, отсидев 33,5 месяца под жестким прессингом в «местах не столь отдаленных». Выйти досрочно удалось лишь чудом, вопреки пожеланиям заказчиков, сектантов-неопротестантов так называемого «Национального антинаркотического союза», вхожих в наши министерства внутренних и иностранных дел.
Но не все такие, слава Богу! Мы виделись с отцом Всеволодом всего один раз в то время, когда он еще возглавлял тот самый Синодальный отдел. И если до встречи он казался каким-то чересчур «официальным» и «высокопоставленным», если не сказать заносчивым, то личная беседа в корне изменила это на самом деле ошибочное мнение и в нем я разглядел, почувствовал Человека и Гражданина с большой буквы, даже немного уставшего от той ноши, которую на него взвалила Мать-Церковь в виде этого крайне проблемного сектора взаимодействия Церкви и общества.
Еще находясь там, откуда выйти крайне сложно, если уже «заказали», в своей статье из застенок «Молчащая Россия: остаться патриотом в стране сектозащитных парадоксов», я вспоминал о поддержке меня в той неприглядной для всего сектора «правоохраны» продажных шкур, обслуживающих сектантов, вербующих алкоголиков и наркоманов через их псевдореабилитационные программы, истории, известным православным публицистом и общественным деятелем, протоиереем Всеволодом Чаплиным. Напоминал и о том, что не буду закавычивать, и повторю вновь прямым текстом, поскольку и по выходу неизменно придерживаюсь той же гражданской и профессиональной позиции. Да и сил дополнять что-то заново сейчас, в разгар болезни, известной как штамм коронавирусной инфекции «омикрон», нет. Все и так внятно и понятно с упоминанием очень верной и взвещенной позиции в отношении русских гражданственности и патриотизма от замечательного пастыря, мощного интеллектуала-аналитика и неравнодушного гражданина своего Отечества, представившегося два года назад.
Мы не можем не осознавать, против кого ведется бой за право оставаться истинным патриотом, пропуская через себя снова и снова фрагмент Послания святого апостола Павла к Ефесянам из Нового Завета: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6: 12), а не играя в лубочный патриотизм с военно-патриотической или спортивно-массовой тематикой и не занимаясь шапкозакидательством с выдуманными невесть кем «ура-патриотами», позорящими честь и славу былой Державы.
Что же мы видим в итоге? Давайте посмотрим на происходящее в наши дни с точки зрения одного из столпов современного Православия, взрастившего целую плеяду истинных патриотов России – митрополита Иоанна (Снычева):
«Продажность чиновников и господство мафии, разгул насилия и невиданное падение нравов – вот плоды нашего равнодушия. Всеобщая апатия и отсутствие идеалов, безответственность, безвластие и попрание всех законов: божеских и человеческих – вот цена наших нынешних "свобод". Мы словно впали в религиозную и нравственную глухоту, слыша – не слышим. …
… Достойны ли мы ныне называться соотечественниками пламенных ревнителей православного благочестия и российского духовного величия – сонмов подвижников Соловецких, Печерских, Троицких; святых благоверных князей Владимира Крестителя, Александра Невского, Димитрия Донского; солнца русской святости – преподобного Сергия Радонежского; стойкого патриота священномученика патриарха Гермогена; ревностного обличителя вредоносных ересей Иосифа Волоцкого и прочих великих единоплеменников наших? …
… Запомните все: не покаемся - не очистимся; не очистимся – не оживем душою; не оживем душою – погибнем. Кто желает еще слышать глас увещевания, вслушайтесь в слова пророчеств святого праведного отца Иоанна Кронштадтского, задолго до катастрофы 1917 года предостерегавшего русское общество: что ждет Россию, если...
… Вера слову Божию, слову истины исчезла и заменена верою в разум человеческий, печать в большинстве изолгалась – для нее не стало ничего святого и досточтимого, кроме своего лукавого пера, нередко пропитанного ядом клеветы и насмешки. Не стало повиновения детей родителям, учащихся учащим... Браки поруганы, семейная жизнь разлагается; твердой политики не стало, всякий политиканствует... все желают автономии... Не стало у интеллигенции любви к Родине, и она готова продать ее инородцам, как Иуда продал Христа злым книжникам и фарисеям... Враги России готовят разложение государства...»
А мы всё читаем, внимаем, молимся и молчим…
Так точны и применимы к дню сегодняшнему поучительные слова мудрого митрополита Филарета, на которые не раз уже обращали внимание его потомки в лихие времена гонений на Церковь, преданных России патриотов: «Вода, хотя и есть в ней ил, является чистою, когда он лежит на дне; но когда каким-нибудь неправильным движением ил поднимается вверх, вся чистая дотоле вода теряет вид чистоты, становится мутною. Подобно сему общество человеческое, хотя есть в нем часть людей недобрых, является чистым и благополучным, когда сия несчастная стихия лежит на дне, когда люди недобрые, по справедливости униженные в общем мнении, не достигают власти, почета и влияния на других; но когда недобрая стихия поднимается вверх, когда люди недобрые достигают власти, почета и влияния на других – тогда они мутят и чистую воду, и добрых людей или своим влиянием вводят в соблазн, или своею силой подвергают затруднениям и скорбям, и, возрастая в силе, вредят целому обществу». К нашей общей беде сегодня мы переживаем снова именно те времена, когда во властных и силовых структурах илом покрыто немало кресел на руководящих должностях. И как справиться с этой мутной водой, как очистить ее в максимально сжатые сроки, чтобы не выплеснуть почти уже совсем задохнувшегося от нечистот ребенка новой российской гражданственности, нашему Президенту, увы, пока никто толком подсказать не может. Православные патриоты скромно молчат в сторонке и боятся сказать лишнее слово, чтобы не оказаться на месте автора этих строк, вопреки своему христианскому и гражданскому долгу, о котором так четко напоминает нам в своих трудах святитель Филарет. Кто подскажет Президенту верный путь, чтобы добрые люди окончательно не оказались под игом прямых врагов России или их сатрапов, не вполне осознающих, какую разрушительную роль они играют, используя не по праву и не по назначению свое служебное положение?..
Странно и с каждым годом заключения автора было все более грустно наблюдать, как вяло реагируют на происходящий на их глазах правовой беспредел наше православное «большинство». А ведь сидя в чиновничьих и депутатских креслах, занимая крупные посты в министерствах и ведомствах, силовых структурах нередко заходят в храм на крупные христианские праздники и крестят лбы, позируя на камеру!.. Московская Патриархия вообще удивила своим ответом на два обращения автора, более 10-ти лет теснейшим образом взаимодействующего с учреждениями Русской Православной Церкви, реализующими программы церковной реабилитации и душепопечения. Ответ был невероятен: «Мы за Вас помолимся». Более подробно об этом казусе здесь.
Общеизвестно и не требует особых доказательств, что, не зная прошлого, мы не построим будущего. Мы помним подвиги воинов Христовых былых времен Мы знаем цену и место любви Христовой в подвигах во имя спасения ближних и обращающихся за помощью и поддержкой. Мы убеждены в силе христианской молитвы, поскольку это подтверждается серьезными научными изысканиями.
Пока не подчистим с Божией помощью как следует ряды персонажей в масках вместо живых человеческих лиц с увесистыми министерскими портфелями, депутатскими мандатами в федеральном центре и регионах; не зачистим от ржавчины коррупции выстроенную с таким трудом Президентом вертикаль власти; не научимся выращивать будущих лидеров России с обязательным включением в их обучающие программы мощного, глубинного духовно-нравственного и этно-культурального компонентов, избегая той показухи, что нам демонстрируют сегодня официальные СМИ, далекой от реальности; доколе из обычных штатских ситуаций у полицейских типа спасения ребенка из рук пьяного папы будут лепить героев с награждениями и пиаром на федеральных телеканалах, нашему многострадальному Отечеству никакие перспективы стать достойным преемником Российской империи на мировой арене, наполнить города и веси истинными героями-патриотами, вершителя малых и больших дел, не светит!
Иссякнет гражданский дух в нас, уничтожат культурно-национальную идентичность окончательно – наше право оставаться патриотом можно считать проигранным раз и навсегда окончательно и бесповоротно. Кто-то считает точку невозврата уже пройденной. Просматривая весь текст перед отправкой в редакцию, автор с сожалением вынужден признать, что его заключение под стражу по сфальсифицированным доказательствам есть один из последних гвоздей в крышку гроба русской государственности и та самая точка, после которой шансов дышать свободно, говорить правдиво и искренно, не боясь за себя и близких, станет уже невозможно.
Святитель Московский Филарет (Дроздов) в своих трудах наставлял нас, следующие поколения: «Кто не радеет об Отечестве земном, тот не достоен Отечества Небесного». Патриоты, незаконно сидящие в темницах России, осознают глубину и величие этих слов, живут и ДЕЙСТВУЮТ согласно этому принципу. Давайте вспомним неординарное дело Василия Бойко-Великого, нашумевшую историю с многолетним скандальным расследованием «дела Платонова», обратим внимание на Открытое письмо общественников Татарстана к Президенту Российской Федерации, на которое, судя по новостям оттуда, адекватного запросу ответа так и не поступило. И мы по-прежнему молчим в массе своей, смелых рупоров совести единицы.
Как бы то ни было, поддержки в моей истории было уже немало, за что благодарность ВСЕМ неравнодушным к происходящему в нашем Отечестве! Царствие Небесное тем, кто уже ушел в мир иной, оставаясь непоколебимым патриотом своего Отечества и соратником сидящих за свои убеждения и профессиональную деятельность в заточении.
Протоиерей Всеволод Чаплин, кто бы как о нем не отзывался в силу своей осведомленности широким спектром деятельности пастыря, оставил глубокий след в памяти соотечественников. Отдавая дань памяти отцу Всеволоду, автор считает своим долгом предоставить слово о сути христианского патриотизма именно ему. Ниже фрагмент из выступления священника, напомню возглавлявшего Синодальный отдел по взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата (2009-2015 гг.), на пленарном заседании VI Всемирного русского народного собора 14.12.2001 г. Как важно принимать как руководство к действию эти слова не только нам, мирянам и штатным священнослужителям, но и священноначалию в своей повседневной жизни, взаимодействуя с властьимущими:
«Призвание Церкви, – сказал при открытии I Всемирного русского собора Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, – спасение рода человеческого. Неповторимость каждой личности и многообразия людей отражают премудрость Творца и являют собой красоту Творения. Вот почему важно, чтобы каждая личность, каждый народ оставались самими собой, сохраняли свою самобытность. Отсюда со всей очевидностью следует, что каждый человек призван заботиться о благосостоянии своего народа и своего государства, к бережному отношению к своей истории и культуре, к защите своего Отечества. Это является нашим нравственным долгом. В этом мы видим основу христианского патриотизма. Вместе с тем подлинный патриотизм не должен оскверняться враждой и ненавистью к другим народам и к кому-либо в среде своего народа, национальной гордыней, стремлением к силовому решению межнациональных и межгосударственных споров, нежеланием и неумением выслушивать различные точки зрения и приходить к согласию, желанием монополизировать идею патриотизма в узких эгоистических целях. … Мы, служители Церкви, видим патриотизм не потворствующим порокам народа, но очищающим его, преображающим и тем подвигающим чад Божиих к святости. Именно идя подобным путем, мы принесем Отчизне не призрачное временное благо, но благо высшее, непреложное.»
Разъяснять эту позицию – наша общая задача. Не оставлять в беде тех, кто ее исповедует – долг каждого из нас. Упокой, Господи, душу протоиерея Всеволода! Многая и благая лета всем ныне здравствующим и крепко стоящим на фундаменте веры, а значит и русского патриотизма без всякого окраса экстремизма и оголтелого национализма! Русское братство и товарищество – наша Сила, которую всегда будут бояться и стремиться разрушить всеми возможными способами, манипуляциями и обманом, к чему должны быть всегда готовы.
Выборочно взято отсюда.
Нам есть на кого равняться, учитывая в своей оздоравливающей Россию и Церковь работе и подрывающую фундаментальные основы христианства восточного обряда деструктивную деятельность апологетов неообновленчества из плеяды тех, о ком в свое время мною выпущена аналитика «Миссионерство шиворот-навыворот»:
Царствие Небесное и Вечная память, дорогой отец Всеволод! Унывать не будем и продолжим искренно и честно заниматься тем, на что поставлены Промыслом Божиим. Кого убоимся, ибо с нами Бог! Светлой памяти доброго пастыря будем достойны.
Фото автора
Николай Владимирович Каклюгин, врач психиатр-нарколог, кандидат медицинских наук, председатель регионального отделения Общероссийской общественной организации «Матери против наркотиков» в Краснодарском крае
5. Ответ на 4, Базаров: факт нарушения закона в части защиты совести и веры
4. О людском. (мнение, которое врядли будет по душе)
Видел Вас на заседание антинаркотической комиссии на Ямале. Реабилитационный центр у них с иголочки. Очень хороший. В смысле ремонта. Директор такой скромный, молодой, но видать очень умный и образованный. У меня, как у человека, как минимум знающего, что "аддиктология" с двумя Д пишется, появились незамедлительно вопросы по данному реабилитационном у кейсу. Но на многие я ответил самостоятельно, изучив всю подноготную создания столь прекрасной реабилитационной истории. После этого восхищение Брюна этим центром выглядит особенно умилительно. К слову, я уверен, что Вы высоко оцениваете его деятельность. Иначе, конечно, с присущим Вам чувством справедливости, Вы бы не сидели с ним рядом, а таким же литературным слогом высказали бы ему, что думаете. Впрочем, не это главное.
Меня интересует Ваше мнение о следующем. Судя по находящемуся в центре иконостасу, он православный. Это хорошо, я сам православный христианин. Но мне видится, что в случае поступления в центр человека иных религиозных взглядов, возможно и атеист чешского мировоззрения, возникнет сложность в работе с ним. Так как программа там построена, исходя из православной догмы. Не возникнет ли факт нарушения закона в части защиты совести и веры?
3. Ответ на 2, Апографъ:
2.
1. Жизнь...