В недавнем материале «Что сделал бы Русский Государь после Казахстана?» говорил, что власть Казахстана сама «успешно» участвовала в созревании ситуации, доведшей до «цветной революции». А именно – своим курсом на построение «казахстанской нации», поощрением казахского национализма, ущемлением прав русских и русской культуры, также – своей «многовекторной политикой».
В идеале сейчас верховному правителю России, отмечал в указанной статье, нужно бы пригласить к себе Токаева-Назарбаева или другим образом осуществить оперативный контакт с высшим руководством Казахстана, в ходе которого тактично и корректно, но настоятельно поставить ряд предложений и условий. Русский Государь сказал бы лидерам Казахстана (Токаеву в данном случае), что хватит заниматься всякой «самостийной» и «суверенной» ерундой в своей стране. Нужен курс на объединение наших государств. Наравне с этим Государь отметил бы, что в случае несогласия руководства Казахстана на предлагаемые шаги по объединению, Россия сохранит свои добрососедские отношения с Казахстаном, но всё же с некоторым неприятным осадком. Да, кстати, есть еще правовые вопросы Северного Казахстана, отметил бы Государь. Как эти чисто русские территории оказались в составе Казахстана? Есть практические вопросы дискриминации и нарушения прав русских и выразителей интересов Русского мира в Казахстане, на что Россия не может закрывать глаза…
Такой подход был бы важен и, скажем так, в профилактических целях, чтобы власти Казахстана не чудили по отношению к России после того, как их фактически спасли российские подразделения ОДКБ, чтобы Токаев чувствовал дыхание в затылок, контроль и внимательное наблюдение за ним со стороны России.
На ближайшее время, подчеркивал в прошлом материале, намечена встреча Токаева с Путиным. Жаль, если она закончится примерно тем, чем заканчивались многочисленные встречи Лукашенко с Путиным во время попытки госпереворота в Белоруссии в 2020 году. Неужели Токаев только констатирует беспрецедентность угроз, с которыми столкнулся Казахстан, масштабность тлетворного влияния Запада и радикально-экстремистских организаций, попутно поблагодарив Россию за помощь в направлении миротворческого контингента? А президент России только подтвердит внешнее воздействие на Казахстан деструктивных мировых сил, заявит о готовности и впредь осуществлять помощь дружественному Казахстану? Это – хорошо, но очень, очень мало!
К сожалению, всё так и сталось. 10 января на внеочередном заседании Совета коллективной безопасности ОДКБ, проходившей в режиме видеоконференции и транслируемой каналами российского телевидения Токаев констатировал беспрецедентность угроз, поблагодарил Россию, Путина, ОДКБ. Президент России отметил внешнее воздействие на Казахстан, мужество Токаева… По большому счету – всё! Никаких иных, наверное, конкретных разговоров с Токаевым у В.В. Путина не было. Требований или чётких заявлений и предложений со стороны России, судя по всему, не последовало, никакого воздействия на внутреннюю политику Казахстана в отстаивании русских интересов со стороны России не произошло. А потому наши ближайшие «братские» друзья «успешно» продолжают чудить. Так было не раз даже за последние несколько лет: на русских штыках остаются у власти, после чего в лучшем случае благодарят, но продолжают гнуть свою линию, порой откровенно русофобскую.
Между тем, национальные интересы России нужно сразу оговаривать, фиксировать, требовать выполнения оговоренных условий.
Поведение казахстанской власти сразу после подавления «цветной революции» отразил в своём материале ведущий рубрики «События» агентства «Завтра» Алексей Иванов. С его аналитикой полностью согласен, потому перефразировать мысли Иванова не стану, лучше ознакомиться в оригинале.
Здесь же остановлюсь лишь на одном аспекте. Алексей Иванов пишет: «И самое гнусное. Министром информации и общественного развития Республики Казахстан сегодня назначен 45-летний Аскар Умаров. Да-да, тот самый. Говорят, ему даже въезд в Россию запрещён. Казахский националист, пантюркист, русофоб, автор фраз типа: "Когда все будут напиваться водкой и праздновать непонятный день победы, вы помяните молитвой наших несчастных дедов, не вернувшихся с чужой войны. Кого победили, что победили?"; "С русскими проблемами языка и культуры в Россию, пожалуйста. Не забывайте, что вы тут навязанная диаспора, а не автохтоны, и скажите спасибо, что ваши права соблюдаются, и вас, как колонизаторов в иных странах, никто не гонит"; "Постоянно убеждаюсь, что если у бизнеса в Астане русский хозяин, то сервис там отвратительный, будто в совок попал! В крови у них, что ли?"; "Действия, вызванные форсированной экономической и политической интеграцией с Российской Федерацией, вызывают тревоги относительно будущности казахского языка и культуры, а также опасения потери фактической независимости…"».
И цитируется ряд замечаний экспертов. Андрей Грозин: «Когда такого рода структуру возглавляет человек с подобным бэкграундом, это серьёзный повод задуматься – а стоило ли вообще спасать режим, который назначает таких людей?». Сергей Мардан: «Это – продолжение той же назарбаевской политики строительства казахской идентичности и вытеснения русских из Казахстана. Почему Токаев решил, что России нужно сразу указать её привычное место – отдельный вопрос. Но, давайте пока зафиксируем, что проблема Южной Сибири, которую по недоразумению называют Северным Казахстаном для России по-прежнему остается приоритетной. Решения у этой проблемы – два. Либо федерализация с особым статусом, либо свободное воссоединение с Россией. Второе, лично мне, нравится больше».
О последнем изначально и веду речь. Надо было сразу выдвигать соответствующие предложения, если угодно – условия или ультиматумы, властям Казахстана. В этом случае, как минимум, они бы не посмели так нагло плевать в сторону своих спасителей, как сделали в случае назначения на ключевую должность откровенного русофоба Умарова. Что в Казахстане будет твориться дальше при таком начале?..
Теперь, после свершившегося «назначения», считаю, что по дипломатической линии России нужно передать требование Токаеву о снятии Умарова.
Андрей Витальевич Сошенко, публицист, общественный деятель
3.
«Россотрудничество» не намерено поддерживать контакты с новым министром информации Казахстана. Руководитель агентства Евгений Примаков высказался определенно: «Россотрудничество не поддерживает контакты, не работает и не сотрудничает с русофобской дрянью, что полностью предотвращает любое наше взаимодействие с упоминавшимся министром и возглавляемым им Министерством информации в нынешней конфигурации».
Но это не выражение позиции государства, а отдельных ведомств России. Кроме выдвижения условия по снятию Умарова необходимо потребовать от властей Казахстана прекращения преследования в республике русских и приверженцев Русского мира.
2. Ответ на 1, Тюменец:
1. В новом правительстве Казахстана – министр-русофоб